Развитие представлений о культуре от античности до нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:03, контрольная работа

Описание

Долгое время процесс возникновения культуры, её функционирования происходил стихийно, неосознанно, неорганизованно. Какое бы примитивное общество мы не взяли, какой бы неразвитый не стоял перед нами человек - у них есть "своя" культура, очень часто не похожая на нашу, чужая, а иногда и враждебная нам. У самых отсталых народов есть свои формы, методы "вовлечения" человека в трудовой процесс, свои приемы социализации, общения, "культивирования" необходимых этим людям качеств: выносливости, смелости, гостеприимства и других, но, тем не менее, мы не встречаем здесь каких-то особых слов для характеристики явлений культивирования общества и человека

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ культ контр раб.doc

— 97.50 Кб (Скачать документ)

1) натуралистические концепции – их сторонники считали, что целью культуры является жизнь в согласии с запросами и потребностями своей природы;

2) идеологические концепции – определяли цель культуры, исходя из существования высшего предназначения разума, к достижению которого должен стремиться человек. Французские просветители верили в поступательное движение Знания – Прогресс, который только и сможет привести к всеобщему счастью людей, которое понималось как жизнь в гармонии с требованиями собственной природы. Свою особую миссию просветители видели в просвещении людей, так как только оно могло вывести их из состояния невежества.

Итак, для  Античной цивилизации было характерно развитие всех видов деятельности и  духовности. Для Средневековья доминантой являлась религия, все виды человеческой жизни были подчинены религиозным  постулатам. В культуре Ренессанса характерной чертой было доминирование разума.

Что касается XIX в., то здесь преобладает научно-познавательная деятельность. В XX в. центр тяжести смещается к преобразовательной деятельности человека, что приводит к развитию техники.

В XIX–XX вв. развитие капитализма привело к тому, что возникла механическая цивилизация как противоположность культуре. Согласно Н. А. Бердяеву, «механическая, уравнивающая, обезличивающая, обесценивающая цивилизация с ее дьявольской техникой есть лжебытие, призрачное бытие». В буржуазной цивилизации человек становится автоматическим. «Цивилизация есть неизбежная судьба культуры, – писал О. Шпенглер, – современность есть фаза цивилизации, а не культуры».

     Испанский философ и культуролог Хосе Ортега-и-Гассет (1883–1955) связывал кризис европейской культуры XX в. с разрушением мировоззрения, крушением ценностных оснований буржуазного общества. Эти идеи он выразил в таких работах, как «Восстание масс», «Искусство в настоящем и прошлом», «Дегуманизация искусства» и др. Х. Ортега-и-Гассет полагал, что «крах терпит сам человек, уже не способный поспевать за своей цивилизацией… Эти эпохи самоудовлетворения снаружи такие гладкие и блестящие – внутренне мертвы. Подлинная полнота жизни не в покое удовлетворенности, а в процессе достижения, моменте прибытия. Эпоха удовлетворенности – это начало конца». Возникновение и развитие печатных СМИ (газет, журналов) привело к разделению общества на разного рода публику. Публика становится своего рода общим знаменателем, под который подводятся все социальные слои, группы и т. д. Подобную идею высказал в своем труде «Мнение и толпа» основоположник социальной психологии Габриэль Тард. Он показал взаимосвязь общественного мнения и СМИ. Печатные СМИ берут свое начало из частной переписки, корреспонденции. Корреспонденция «породила» разговор, он, в свою очередь, – общественное мнение, а последнее – СМИ.

Таким образом, характерной особенностью культуры (или цивилизации) XX в. является возникновение бессмертного человека-массы.  
 
 
 
 

Литература

1. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 2003.

2. Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа “Анналов”. М., 2000.

3. Культурология / Под ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону, 2002.

4. Очерки теории и истории культуры / Под ред. И.Ф. Кефели, И.А. Громова. Спб., 2000.

5. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л., 2001. С. 17-53.

6. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 2006.

7. Тойнби А. Постижение истории. М., 2001.

8. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 2004.

9. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М., 1998. 
 

Информация о работе Развитие представлений о культуре от античности до нового времени