Речь как деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 18:28, реферат

Описание

Речевая деятельность определяется мотивами и целью, состоит из ведущего и фонового уровней, включает образ результата и регуляцию промежуточных этапов.
Речевая деятельность как один из видов деятельности человека характеризуется целенаправленностью и состоит из нескольких последовательных этапов: ориентировки, планирования (в форме внутреннего программирования), реализации и контроля. В соответствии с этими этапами осуществляется каждое отдельное речевое действие.

Содержание

1. Структура речевой деятельности……………………………………………2
2. Виды и формы речи………………………………………………………......3
Список использованных источников………………………………………….13

Работа состоит из  1 файл

реферат речь.doc

— 76.00 Кб (Скачать документ)

- этап смысловой интерпретации.

Ученые обнаружили существенный разрыв между количеством информации, высказанной диктором, оратором, участником обычного разговора и количеством  информации, воспринятой слушателями. Экспериментально установлено, что при восприятии речи на слух человек в среднем достигает только 25%-ного уровня эффективности за 10 минут. Даже в неофициальных беседах слушатель усваивает в среднем не более 60-70% того, что говорит собеседник.

Причиной такого разрыва  является ряд типичных недостатков  слушания:

- бездумное восприятие, когда звучащая речь является лишь фоном для какой-либо деятельности;

- обрывочное восприятие, когда интерпретируются лишь отдельные части звучащей речи;

- узость восприятия, т.е. неумение критически проанализировать содержание сообщения и установить связь между ним и фактами действительности.

Для того чтобы развить  навыки эффективного слушания, необходимо уметь ответить для себя на следующие вопросы:

Для чего необходимо слушать?

Каковы факторы эффективного слушания?

Как слушать?

Для чего необходимо слушать? Этот вопрос помогает оценить то полезное, что можно извлечь для себя при прослушивании лекции, устного  выступления, телепередачи, речи собеседника.

Полезным может оказаться:

Получение информации. Это  главная цель слушания в профессиональной деятельности, однако полезную для  себя информацию можно почерпнуть не только из лекций и речей на производственных совещаниях, но и бытовых разговоров.

Развлечение. Это одна из важных потребностей человека. Цель развлечения присутствует в обычных  разговорах и в слушании некоторых  телепередач.

Воодушевление. Часто  человек слушает не для того, чтобы  узнать факты, а для воодушевления. Это также одна из потребностей человека.

Анализ фактов и идей. Необходим для более полного  восприятия речи и включения полученной информации в структуру имеющегося опыта и знаний.

Улучшение собственной  речи. Наблюдение за речью других учит человека более внимательно относиться к собственной речи.

Факторами эффективного слушания являются:

1.Отношение слушателей. Для успеха общения необходимо объективное, непредубеждённое, кооперативное отношение слушателей. Самоуверенные люди обычно являются плохими слушателями. Образованный человек обычно более внимателен, чем необразованный. Малообразованные люди становятся пассивными слушателями, т.к. у них мало знаний, с которыми можно сопоставить слова оратора.

2. Интерес слушателей. Замечено, что люди проявляют больший интерес к знакомым вещам, чем к незнакомым, а также интересуются практически полезными и новыми идеями. Поэтому выступающий в своей речи должен проявлять энтузиазм, говорить о волнующих и конкретных вещах, использовать язык действия.

3. Мотивация слушателей. Внимание слушателей усиливается, если речь затрагивает вопросы, связанные с основными жизненными потребностями и чувствами человека. Такими мотивами являются самосохранение, интерес к собственности, желание расширить влияние, забота о репутации, привязанности, сентиментальность, вкус.

4. Эмоциональное состояние. Нежелательные эмоции, которые мешают непрерывному вниманию, могут исходить из состояния подавленности слушателя, его отношения к оратору, его возражений по поводу утверждений оратора.

Умение слушать критически можно развить, если выполнять следующие действия:

Связывайте то, что  говорит выступающий, со своим собственным  опытом. Вы можете соглашаться с  оратором, откладывать решение до получения дальнейших сведений, подвергать сомнению слова оратора.

Резюмируйте и систематизируйте то, что услышали. Опережайте оратора и старайтесь предугадать, как он будет развивать главную тему.

Анализируйте и оценивайте то, что услышали. Соотносите высказывания говорящего с действительностью, друг с другом и с целями речи.

Умение конспектировать  требуется в тех случаях, когда  слушателю важно сохранить для  себя запись лекции, доклада, выступления. При конспектировании рекомендуется  придерживаться следующих принципов:

- Используйте короткие предложения и абзацы.

- Записывайте только важные положения и фактический материал.

- Используйте сокращения и символы.

- Делайте разборчивые записи.

- Подчёркивайте важные идеи.

- Периодически просматривайте записи.

Совершенствование навыков  письма возможно на основе постоянной тренировки в составлении письменных тех жанров, которые необходимы человеку в работе. Развитию навыков письменной речи помогает чтение художественной литературы, хороших произведений публицистического стиля, научной литературы. Для составления официально-деловых текстов необходимо ознакомиться с соответствующими нормативными актами и образцами документов. В последнее время в помощь юристам изданы сборники образцов документов (следственных, судебных, нотариальных).

Навыки чтения неодинаковы  у разных людей. Иногда выпускники школ читают достаточно быстро, но малоэффективно, быстро забывая содержание прочитанного. Развитие навыков чтения помогает перерабатывать большее количество информации и экономить время.

На этапе зрительного  восприятия текста важную роль играют:

фиксация взгляда - остановка  глаз на доли секунды при восприятии написанного;

движение глаз - передвижение взгляда с одного участка текста на другой;

поле зрения - участок  текста, чётко воспринимаемый глазами  при одной фиксации взгляда.

Типичными недостатками чтения являются:

Регрессии, т.е. неоправданные, механические возвраты к уже прочитанному, замедляющие процесс чтения.

Артикуляция, т.е. внутреннее проговаривание читаемого текста, замедляющее  скорость чтения в 3-4 раза.

Малое поле зрения. Когда за одну фиксацию взгляда воспринимается 2-3 слова, глазам приходится делать много остановок. Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз. Человек, обученный технике чтения, за одну фиксацию взгляда может воспринимать всю строку, а иногда и абзац.

Слабое развитие механизма  смыслового прогнозирования. Умение предугадывать  написанное и делать смысловые догадки  необходимо для повышения эффективности  чтения.

Низкий уровень организации  внимания. Скорость чтения большинства читателей намного ниже той, которую они могли бы иметь без ущерба для восприятия, если бы могли контролировать своё внимание. У медленно читающего человека внимание быстро переключается на посторонние мысли и предметы, поэтому интерес к тексту снижается.

Отсутствие гибкой стратегии  чтения. Нередко люди, начиная читать не ставят перед собой никакой  цели, не используют правил обработки  текста. На самом деле, в зависимости  от цели чтения можно выбрать такие  способы как чтение-просмотр, ознакомительное  чтение, углублённое чтение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1. Гойхман, О. Я. Речевая коммуникация / О. Я. Гойхман. - М.: ИНФРА-М, 2001. - С. 269

2. Земская, Е. А. Устная речь. // Русский язык. Энциклопедия / Е. А. Земская. - М.: БРЭ-Дрофа, 1997. - С. 435.

3. Кукушин, В. С. Психология делового общения. Учеб. Пособие / В. С. Кукшкин. - М.: ИКЦ «МарТ», 2003. – С. 321.

4. Мицич, П. Р. Как проводить деловые беседы / П. Р. Мицич. - М.: Экономика, 2005. – С. 251.




Информация о работе Речь как деятельность