Ренессансная концепция мира и человека в итальянском искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 10:49, реферат

Описание

Эпоха Возрождения занимает особое место в мировой культуре. Ее идеалы давно приобрели универсальный, общечеловеческий характер. Однако масштабность, противоречивость величие эпохи до сих пор оставляют спорными, нерешенными целый ряд принципиальных проблем. Так, нет единого мнения по хронологии эпохи, спорным остается вопрос и о географии культуры Возрождения: является ли Ренессанс исключительно итальянским, в крайнем случае, западноевропейским феноменом, или же это общекультурное закономерное явление?

Содержание

1. Возрождение как тип культуры. (стр. 2-3)
2. Итальянский гуманизм: характерные черты и этапы развития. (стр.3-6)
3.Эволюция итальянского гуманизма и его основные представители. (стр. 6-14)
4.Заключение. (стр.15-16)
5.Литература. (стр. 17)

Работа состоит из  1 файл

Реферат по культурологии.doc

— 85.50 Кб (Скачать документ)

ФГБОУ ВПО

Национальный  исследовательский университет  «МЭИ»

Кафедра Истории  и культурологии

ИПЭЭф

 

 

 

Тема

«Ренессансная концепция  мира и человека в итальянском  искусстве»

Реферат по учебной дисциплине

«Культурология»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

 

студентка группы № ФП-6-12

 

Акулина Дарья Сергеевна

 

 

Приняла:

 

Быкова Наталья Павловна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013г.

Оглавление

 
1. Возрождение как тип культуры. (стр. 2-3) 
2. Итальянский гуманизм: характерные черты и этапы развития. (стр.3-6) 
3.Эволюция итальянского гуманизма и его основные представители.         (стр. 6-14) 
4.Заключение. (стр.15-16) 
5.Литература. (стр. 17)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
1. Возрождение как тип культуры

 

Эпоха Возрождения занимает особое место в мировой культуре. Ее идеалы давно приобрели универсальный, общечеловеческий характер. Однако масштабность, противоречивость величие эпохи до сих пор оставляют спорными, нерешенными целый ряд принципиальных проблем. Так, нет единого мнения по хронологии эпохи, спорным остается вопрос и о географии культуры Возрождения: является ли Ренессанс исключительно итальянским, в крайнем случае, западноевропейским феноменом, или же это общекультурное закономерное явление?

 

Временные и пространственные границы Ренессанса очень зыбки  и неопределенны. Считается, что зарождается он в Италии в XIV веке и продолжается до начала XVII века. Кроме того, существует точка зрения, согласно которой первые ростки Возрождения появляются еще в XIII веке. Однако Ренессанс как течение, господствующее в культуре, имел более скромные временные пределы. Для Италии - это XV - первая половина XVI веков, для остального Запада - преимущественно XVI век. Причем далеко не во всех странах Западной Европы Возрождение было господствующим политическим и культурным течением. Классическая модель Возрождения сложилась только в Италии, достаточно влиятельным Возрождение было во Франции, Германии и Англии. В других странах ренессансные черты проявились значительно меньше.

 

Спорным остается вопрос и о возможности рассматривать  Возрождение как самостоятельную эпоху в развитии европейской культуры. Ренессанс зарождается в недрах Средневековья и даже в Италии, не говоря уже о других западных странах, никогда не являлось единственной реальностью культуры. Вначале он существовал вместе со средневековой, а затем с новоевропейской культурой. Это обусловлено тем, что Ренессанс представлял собой течение в культуре, которое могло быть боле или менее влиятельным, но никогда не было единственным течением.

 

Первым употребил термин «Возрождение» теоретик искусств и архитектор Дж. Вазари (1512 - 1574), понимая его как возвращение к античным ценностям, возрождение греческой и римской античности. В новое время содержание этого термина существенно расширилось, и он стал характеризовать особый тип общественного сознания, обращенный к человеку и на человека. А истинный смысл эпохи свидетельствует о том, что происходило не повторение некогда существовавших образцов культуры, а создание новых форм жизни и новой системы ценностей.

 

При всей сложности и  неоднозначности Возрождения ряд принципов являются основополагающими при характеристике ренессансной культуры. Ренессансная культура - это в первую очередь городская культура. Именно в Италии рано начинается бурное развитие городов и городской жизни. Начиная с XI века, идет их непрерывный рост. Расцветает торговля, в XIII веке появляются первые большие купеческие компании, постепенно складывается банковское дело, заменяющее традиционное ростовщичество. К концу XIII века итальянские города становятся крупнейшими в Европе. Кроме того, только в Италии возникли города-государства, некоторое подобие античных полисов. Здесь, как и в других европейских городах, идет борьба между горожанами и их феодальными сеньорами, заканчивающаяся, как правило, победой горожан и образованием независимых городских коммун. В XIV - XV в Италии формируется городской патрициат. Именно города, а не монастыри становятся средоточием культуры. К XIV веку здесь складывается особый тип индивидуально-человеческого существования. Принадлежность к особому сословию уже не предопределяет жизненный путь горожанина. В отличие от средневекового, да и античного общества, он начинает ощущать себя человеком как таковым, вне сословной узости. Он открыт внешнему миру и воспринимает его в качестве пространства для реализации своих индивидуальных возможностей и интересов.

2. Итальянский  гуманизм: характерные черты и  этапы развития

 

 

Именно Возрождение  стало эпохой рождения современного гуманизма - веры в силы и способности  человека, в то, что человек - такой  же творец, как и Бог. Человек творит мир, самого себя, и в этом он равен Богу. Более того, появляется стремление поставить человека на место Бога, рассматривать человеческую личность в качестве некоторого независимого, автономного, самодостаточного бытия. Рождается новое понимание культуры как чисто человеческого мира, отличного и от мира природы, частью которого считалась культура в античности, и от божественного мира, понимание которого было целью средневековой культуры. Мыслители Возрождения осознают тот факт, что культура - это сущностная характеристика человека.

 

Возрождение обращается к рационализму, к признанию факта  духовной самостоятельности человека. Мир таков, каким его мыслит, воспринимает и познает человек. Именно разум  позволяет человеку действовать  не как природному телу, и не как марионетке в руках Бога, но как самостоятельному существу, наделенному сознанием и волей. Поэтому разум становится главной ценностью, целью воспитания и образования человека.

 

Культ человека вызвал глубокий интерес к истории, которая должна была ответить на вопрос, кем был и кем должен стать человек. Это привело к соединению возрожденного античного интереса к человеку с христианской средневековой линеарной моделью истории, что в итоге привело к формированию современного научного принципа историзма.

 

Несмотря на сложность  и неоднозначность понятия гуманизм, большинство исследователей выделяют ряд общих факторов, лежащих в  его основе. Прежде всего, они рассматривают  гуманизм как антитезу схоластике. Кроме того, подчеркивается элитарность  гуманизма. Ведь число тех, кого можно назвать гуманистами, ничтожно по сравнению с массой причастных к различным сферам интеллектуальной деятельности, но не являющихся гуманистами представителей интеллигенции. Однако многие среди них подхватили новые идеи, творя вместе с гуманистами гуманистическую культуру, тем более что, начиная трактата Петрарки «О подлинном благородстве», гуманисты отстаивали признание благородства по интеллекту, а не по рождению, требовали уважения по личным заслугам, а не по дворянским титулам.

 

Опираясь на вышеперечисленные  факты, мы можем рассматривать гуманизм как новое мироощущение, в центре которого - проблема человека в ее природном  и социальном аспектах. Это новое  миропонимание формировалось, прежде всего, в сфере гуманитарных знаний, где ведущая роль принадлежала этике. Именно в сфере этики, к которой тесно примыкали политические теории и педагогическая мысль, складывалось новое учение о человеке, его земном предназначении, обосновывалось новое понимание индивидуальной и социальной ценности культуры.

 

Гуманизм, как любое  культурное явление, изменялся во времени. У него были свои предпосылки: кризис феодального строя и феодальной идеологии, стремление к выработке  новых социально-этических идеалов - критическое отношение к существующему состоянию католической церкви, признание неправомочности ее монополии в интеллектуальной деятельности общества и, что особенно важно, утверждение приоритета разума по отношению к вере. Затем наступил период созревания, сменившейся апогеем, когда историческая роль нового гуманистического мышления проявилась в полной мере, и, наконец, период упадка, когда новые, подготовленные и порожденные им явления оттеснили его на второй план, а затем и поглотили его. В этой эволюции гуманистических идей и гуманистического движения можно выделить несколько основных этапов:

 

1) 30 - 90 - е годы XIV в. - период раннего гуманизма;

 

2) XV в. - начало XVI в. - подъем и расцвет гуманизма как общественно-культурного движения;

 

3) 20 - 30 - е годы XVI в. - конец XVI в. - кризис гуманизма, развитие натурфилософии.

 

Главным содержанием  первого этапа стала разработка новой гуманистической программы, основные принципы которой были заложены Франческо Петраркой (1304 - 1374). В его  творчестве переплелись языческие  и христианские мотивы, попытки примирить этические теории античных философов с нравственными принципами христианства. Сократовский принцип античной этики «Познай самого себя» стал стержнем этических взглядов Петрарки и знаменовал начало новой гуманистической культуры. Петрарка возвел знание в высший этический принцип, определяющий земное предназначение человека. Именно учение о земном предназначении человека стало основой гуманистического мировоззрения. Рядом с этикой была поставлена поэзия, которая тоже должна была указывать людям путь к счастью. Так постепенно складывалось новое понимание цели художественного творчества как специфической формы познания человека.

3.Эволюция итальянского  гуманизма и его основные представители

 

Крупный общественно-политический деятель и ученый-гуманист Колуччо Салутати (1331 - 1406) считал, что гуманитарные дисциплины, вбирая в себя опыт и языческой, и христианской культуры, призваны формировать нового человека, сочетающего добродетель, ученость и практический опыт. Знание - не самоцель, но средство нравственного воспитания. Задача людей построить земную жизнь в соответствии с природными законами справедливости и добра. Это - главная мысль этической теории Салутати. Воспитание он понимал как процесс самосовершенствования личности на основе изучения исторического опыта всего человечества.

 

Творчеством Салутати завершается  этап раннего гуманизма. Гуманистическая  программа, разработанная Петраркой, Боккаччо, Салутати, стала программой борьбы за нового человека и новое  понимание культуры, на основе которой должно было произойти подлинное единение людей. И только в условиях единения индивида и общества могло состояться духовное раскрепощение личности. Индивидуализм и гражданственность как две противостоящие, но взаимодополняющие тенденции наметились еще на раннем этапе итальянского гуманизма.

 

Второй этап развития итальянского гуманизма ознаменован  широким идейным движением за новую культуру, имевшим уже многочисленных сторонников во многих городах Италии, и, прежде всего, новую интеллигенцию. В гуманизме первой половины XV века наметились различные направления. Во Флоренции преобладал «гражданский гуманизм» с ориентацией на проблемы социальной этики. В качестве главной задачи здесь ставилось воспитание гражданина, способного к высокой социальной активности. В северо-итальянских синьориях складывался свой вариант «гражданского гуманизма» - не республиканский, а монархический, но сходный с флорентийским в основных позициях и направленности.

 

Одним из наиболее замечательных  явлений в истории развития итальянской общественной мысли в частности, и культуры в целом, явилась деятельность Платоновской Академии во главе с Марсилио Фичино. Она была учреждена во Флоренции в период правления Козимо Медичи в 1459г., но наивысшего расцвета достигла при его внуке Лоренцо в 1470 - 1480 годах. Академия не являлась официальным учреждением, юридически связанным с государством или с церковью. Она не была и университетом в полном смысле этого слова, где регулярно велось бы обучение тем или иным наукам и слушатели получали бы какие-либо свидетельства. Академия - это диспуты, прогулки, празднества. Это было вольное сообщество людей, почитавших Платона и неоплатонизм, представлявших разные сословия и профессии. Тут были духовные лица (сам Фичино), поэты, живописцы, архитекторы, республиканские правители и деловые люди. Эта академия была чем-то средним между клубом, ученым семинаром и религиозной сектой. Но главное было то, что Академия связана была именно с досугом людей, свободных от повседневной рутины. Ориентация ренессансных гуманистов на досуг объясняется тем, что гуманистические представления не были полновесной жизненной реальностью. Однако досуг для них не был только бегством из суровой действительности. Посредством досуга они строили свой замкнутый мир. Как и их античные предшественники, гуманисты по своему складу были людьми досуга. И если для средневекового христианина досуг - это нечто досужее, праздное, подозрительное, вовлекающее человека в пороки, то гуманист только в досуге мог ощутить и выявить в себе и воспринять в других божественность человека. Поэтому не случайно тяготение ренессансных гуманистов к тем же досуговым занятиям, что и в античности: ученой беседе-диалогу, обмену письмами, пиру. Так общались люди, ощущающие свою самоценность и самоцельность, некоторую божественную завершенность и полноту. Таким был и прославленный Марсилио Фичино, человек разносторонних способностей, прекрасно игравший на лире, владевший древними языками, переведший всего Платона, Плотина, Прокла и др. Приводя платонизм в согласие с христианской религией, он добился того, что великая языческая философия и современная ему христианская идеология достигли слияния, и каждая при этом сохранила свою цельность.

 

Марсилио Фичино (1433 - 1499) рисует картину мира, во многом отличную от официальной теологической. Эта картина скорее пантеистическая, она исходит из признания глубокой внутренней связи природного и божественного начал. Именно на такое представление опираются идеи Фичино о гармонии мира и человека и гармонии самой человеческой природы. Возможности последней практически безграничны и проявляются, прежде всего, в познании мира. Однако для Фичино познание не есть знание реальных вещей, добытое усилиями человеческого разума и опыта, а дар божественного откровения, через которое люди и открывают истину. Любовь и мудрость - важнейшие этико-эстетические категории в философии Фичино. Величие человека - в его свободе, но свобода человеческого познания есть свобода от мира вещей, но не от Бога. Знание и вера неразрывны. Знание есть познание истины внутри человеческого разума, но это самосозерцание - не пассивность, а активное заключенной в человеке частицы божественного интеллекта. Философия Фичино оказала значительное влияние на все неоплатоновское направление в итальянском гуманизме.

Информация о работе Ренессансная концепция мира и человека в итальянском искусстве