Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 10:49, реферат
Эпоха Возрождения занимает особое место в мировой культуре. Ее идеалы давно приобрели универсальный, общечеловеческий характер. Однако масштабность, противоречивость величие эпохи до сих пор оставляют спорными, нерешенными целый ряд принципиальных проблем. Так, нет единого мнения по хронологии эпохи, спорным остается вопрос и о географии культуры Возрождения: является ли Ренессанс исключительно итальянским, в крайнем случае, западноевропейским феноменом, или же это общекультурное закономерное явление?
1. Возрождение как тип культуры. (стр. 2-3)
2. Итальянский гуманизм: характерные черты и этапы развития. (стр.3-6)
3.Эволюция итальянского гуманизма и его основные представители. (стр. 6-14)
4.Заключение. (стр.15-16)
5.Литература. (стр. 17)
Другой член Платоновской академии, человек исключительных способностей, философ огромной эрудиции и таланта - Джованни Пико дела Мирандола (1463 -1494). Написанная им «Речь о достоинстве человека» может быть названа манифестом ренессансного гуманизма. Опираясь на античные идеи - человек-микрокосм, человек-центр вселенной - и связывая их с христианским учением о сотворении человека, Пико меняет главный смысл последнего и приходит к заключению, что сам человек может быть творцом своей собственной природы. И такая возможность - исключительная привилегия человека. Мирандола вкладывает в уста Бога такие обращенные к человеку слова: «Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению… Я оставляю тебя в центре мира…Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Свободный выбор, не скованный божественным провидением - вот залог высшего достоинства человека. Но путь человека к счастью лежит через познание: к «естественному счастью» его ведет философия, к «сверхъестественному» - теология. Этика, философия природы, теология - таковы три ступени познания, поднимаясь по которым и совершенствуясь на каждой из них, человек достигает счастья и тем обнаруживает высокое достоинство своей природы.
Платоновские идеи оказались в учении Пико более сильными, чем догмы христианской теологии. И хотя он оставляет за теологией высшее место в системе познания, однако к ней можно подняться, лишь овладев всем накопленным богатством гуманистической культуры и науки.
Основной гуманистический принцип - утверждение достоинства человека - получает в учении Пико дела Мирандолы наивысшее выражение. Достоинство человека заложено в его природе и проявляется в творческой деятельности разума на пути науки и знания. Человек свободен в выборе этого пути и наделен способностью к формированию самого себя. Свободный творец, он возвышается над остальным миром и является подлинным центром вселенной.
Именно в этой интеллектуальной среде были выработаны идеи, являвшиеся основными идеями эпохи, - представление о человеке как о центре мира, об органическом космосе, открытие античности как завершенной цивилизации. Здесь процветало возрожденческое привольное отношение к жизни, природе, искусству, религии. И хотя это еще не было чисто светским гуманизмом, однако светский характер ренессансной культуры здесь, безусловно, превалировал. Ярким свидетельством чему является учение одного из крупнейших гуманистов этой эпохи Лоренцо Валлы (1407 - 1457).
В этическом учении Валлы, нередко трактуемом как «индивидуалистический утилитаризм», широко представлены социальные аспекты. Валла - сторонник эпикурейской этики. Выдвинутый им принцип, отождествляющий наслаждение с полезностью, базируется на идее гармонии человека и природы, индивида и общества. Природа человека в равной мере духовна и телесна, поэтому наслаждения чувственные столь же ценны, как и духовные. Наслаждение - не только высшее благо и конечная цель человеческих стремлений, но оно полезно человеку, и полезность - естественный принцип всех его действий, всей его жизни и в то же время - важнейший критерий его поступков. Отношения людей, таким образом, должны строиться на основе взаимной пользы, принципы полезности определяют и характер общественных институтов государства, законов и т.п. В этическом учении Валлы нет места нравственным принципам официального христианства, хотя он и пытается примирить свою теорию с христианской. Но фактически Бог выводится за круг человеческой морали, сохраняет за собой функцию лишь создателя благ. Поэтому и любить Бога, согласно Лоренцо Валле, следует не самого по себе, а как источник блага.
Таким образом, теория Валлы еще раз подтверждает, что именно в эту эпоху складываются основные принципы (прагматизм, рационализм и проч.), на которых основана последующая новоевропейская культура. Более того, отзвуки противоречий, сформировавшихся в эпоху Возрождения, во многом определяют облик современной европейской культуры. По словам Н.А. Бердяева, «понять новый гуманистический дух - значит понять всю историю человека в новой истории, понять неотвратимость тех испытаний, которые человек переживает в новой истории, до нашего времени, осмыслить и объяснить эти испытания».
Будучи широким идейным и культурным движением, наложившим отпечаток на различные области жизни и творчества, гуманизм способствовал и радикальной перестройке всей системы образования. Гуманисты подвергли острой критике всю средневековую систему воспитания. Они боролись со схоластикой, не принимали принцип подчинения науки и философии богословию, выдвинули положение о всестороннем развитии человеческой личности. Леонардо Бруни в трактате «О воспитании юношей» подчеркивал необходимость уравновесить умственное и физическое воспитание. Он же высказал мысль об индивидуальном подходе педагога к учащимся - с учетом их психологических особенностей и умственных способностей. Бруни отводил важное место эстетическому воспитанию, обучению основным видам искусства. На этой волне в XV веке в Италии создаются школы новой гуманистической направленности. Среди них школа Витторио да Фельтре в Мантуе, основанная в 1423 г. Преподавались в ней традиционные «семь свободных искусств». Школу называли «Домом радости». Она располагалась в здании, построенном в античном стиле. На его были изображены детские игры. Здание находилось в живописном окружении рощ, озера, лужаек. Ученики занимались и физическими упражнениями: верховой ездой, игрой в мяч, фехтованием. Телесные наказания не применялись. Церковные обряды соблюдались. Школа была всесословной.
Почти так же знаменита была Феррарская школа Гуардино да Верона, основанная в 1424 г. Обе школы были столь успешны, что туда стремились попасть ученики не только из всех частей Италии, но и из других стран.
Вслед за школой реформам подверглось высшее образование. Первые высшие школы средневековой Европы возникли в итальянских городах. Особой популярностью и известностью пользовались в Италии юридические школы, древнейшая из которых была открыта в Болонье в IX веке. Она явилась базой знаменитого Болонского университета, старейшего в Европе. На первом месте в итальянских университетах стояло изучение не богословия, а права и медицины, т.е. практических, опытных дисциплин. Гуманисты учатся у античных ученых наблюдать природу, что приводит к развитию опытных наук, эмансипирующихся от богословия. При этом теоретические изыскания и практическая деятельность сильнейшим образом влияют друг на друга.
В целом же итальянские гуманисты считали, что система образования должна способствовать реализации выдвинутого ими идеала «универсального человека», обладающего основными познаниями во всех областях культуры.
Именно с эпохи Ренессанса начинается история светского (профанного) гуманизма. Человек рассматривается в качестве высшей ценности и отрывается от Бога. Более того, появляются попытки поставить человека на место Бога. Ведь ренессансный гуманизм и возникает как бунт против порабощающих человека сил, в конечном счете - против самого Бога. В ренессансном гуманизме этот бунт вписывается в рамки пантеистического мировоззрения. Гуманисты стремились понять человеческую личность в качестве независимого, автономного, самодостаточного бытия. Но в итоге это привело к тому, что религиозная вера вступает в противоречие с верой в человека в качестве чисто природного существа. Поэтому можно сказать, что языческое обожествление человека как части природы приводит к человекобожию (в отличие от богочеловечества христианства), т.е. к некоторой разновидности идолопоклонства. И почти вся новоевропейская философия начинает после Ренессанса развиваться в русле натуралистической антропологии.
С натурфилософией связывают третий этап в развитии гуманизма в Италии. В 20 = 30 -годы XVI века происходит спад гуманистического движения, его кризис, возникают новые направления, связанные с политической и социально-утопической мыслью, с медициной и, главным образом, натурфилософией.
Обычно натурфилософию итальянского Возрождения рассматривают в качестве одного из направлений философской мысли эпохи наряду с гуманистическим и естественнонаучным течениями. Однако натурфилософия - явление более широкое. Она есть ведущее движение, определяющая тенденция философской мысли XVI - начала XVII века, включающая в себя самые разные и порой противоречивые тенденции. Поэтому в рамках натурфилософского этапа правомерно рассмотрение не только общих онтологических проблем, но и вопросов этики и политики, эстетики и религии.
Для натурфилософии характерна, прежде всего, ее антитеологическая направленность, отход от авторитарной системы мышления средневековья. Адекватное познание мира становится целью, правом и монополией философского и научного знания. Эта позиция наиболее отчетливо прослеживается на примере таких блестящих мыслителей, как Франческо Гвиччардини и Николо Макиавелли.
Папский губернатор и
адвокат Гвиччардини
Макиавелли также
На вполне реалистических принципах строит Макиавелли и свое учение о наилучшем правлении. Он убежден, что ни Бог и не фортуна, а лишь трезвый анализ обстоятельств и умение перестроить действия в связи с реальной ситуацией могут обеспечить правителю успех. Всякий человек и тем более государь должен примеряться к действительности. Во имя принципа соответствия действий требованиям времени Макиавелли допускает возможность нарушения государем этических норм, тем самым он приходит к оправданию аморальности. Но цель, во имя которой Макиавелли санкционирует аморализм государства, - не эгоистические побуждения, а благополучие государства, создание сильной единой политической власти, что в условиях современной ему раздробленной Италии находило понимание. Макиавелли разделял веру большинства гуманистов в могучие творческие возможности человека. Идеал человека воплощается у него в образе сильной, политически активной личности, способной создать государство, где интересы народа и действия правителя находятся в полном согласии.
Во второй половине XVI века гуманитарные знания окончательно теряют свою ведущую роль в развитии гуманистической идеологии. Однако процесс развития гуманистической мысли не прерывается, а приобретает иные формы, захватывая новые сферы ренессансной культуры.
Натурфилософия делает ставку на опытное знание, на эксперимент. Она выдвигает требование изучения природы на основе ее собственных, внутренне присущих ей начал, устраняя тем самым всякое божественное вмешательство извне. Натурфилософия создает учение об обожествленном космосе, обожествленной материи, отождествляя природное и божественное начала. Пантеизм, таким образом, представляет главное содержание натурфилософских систем итальянского Возрождения.
В итальянской натурфилософии XVI века проблемы человека обогащаются новыми решениями. Главный акцент делается на неразвитость духовного и физического начал в человеке. В доктрине натурфилософа, врача и математика Джироламо Кардано сохранение гармонии тела и духа оказывается важным этическим принципом. В заботе о физическом здоровье он видит необходимое условие достижения мудрости, в которой раскрывается высшее свойство человеческой натуры - безграничное познание мира природы и человека.
Теснейшую связь души и тела подчеркивал и великий итальянский мыслитель Джордано Бруно. Его гуманистический идеал предполагал не только обогащение разума человека наукой и знанием, но и радость физического труда. Основу высокого достоинства личности в его концепции «героического энтузиазма» составляло сочетание всех форм созидания и творчества.
Натурфилософия итальянского Возрождения была сложной системой и сочетала в себе и гениальные прозрения, и догадки, и так называемые «пережитки средневекового сознания». Пантеизм и новая космология, наука и магия, сенсуализм и опыт - все это черты единой философской системы. Интерес к астрологии, магии - элементы ренессансной философской мысли, а не дань средневековой традиции. Именно как единая система она была преодолена последующим историческим развитием.
Кризис итальянского гуманизма отчетливо выражен в таком симптоме, как появление утопий. Совершенно не случайно, что первые так называемые «великие утописты» Т. Мор и Т. Кампанелла были одновременно представителями гуманистического движения. Утопические идеи у Мора и Кампанеллы возникли как реакция на противоречия и несообразности гуманизма, его неспособности ответить на волновавшие уже тогда многих гуманистов вопросы. Слово «утопия», как известно, ввел Т. Мор, назвав им страну, в которой, по его мнению, были решены основные проблемы общества и человека. С тех пор утопией называют фантастическое, не укорененное в реальности конструирование идеального общества. Однако в одном отношении «Утопия» Мора вполне ренессансная вещь. Мор конструирует посюсторонний идеал общества и государства. Идеальное общественное состояние достигается усилиями самих людей. И не случайно, что посюстороннее Возрождение берет себе за образец посюстороннюю же Античность. Мор опирается на Платона, творца первой в западной традиции модели идеального общества и государства. Но государство Мора - эта некая модель тоталитаризма, с его всеобъемлющей властью над гражданами, уравниловкой, жесткой регламентацией жизни. Здесь нет и намека на яркую индивидуальность, так ценимую Ренессансом. Своего личного, индивидуального, самоценного бытия у жителей Утопии нет. Нет и так ценимого гуманистами досуга. В свободное от работы время утопийцы главным образом упражняются в общественных добродетелях, т.е. опять выполняют свою общественную функцию, принадлежат общественному целому.
Информация о работе Ренессансная концепция мира и человека в итальянском искусстве