Революция и культура. Революционное искусство в Советской России 1917- начала 1930-х годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 22:33, реферат

Описание

Исходя из научной и гражданско-политической актуальности темы, можно определить цель реферата:
· рассмотреть влияние октябрьской революции 1917 года на культуру России, до начала 1930-х годов. Для ее достижения ставятся следующие задачи:
· изучить литературу и исторические источники по данной теме;
· рассмотреть строительство новой культуры, как способ создания нового мировосприятия у человека;
· показать влияние советской власти на все сферы культуры;
· рассмотреть основные направления развития кинематографа и радиовещания в Советском государстве, и определить их роль как основного средства пропаганды социализма;
· охарактеризовать основные революционные направления в литературе и живописи;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Революционные направления в литературе и изобразительном искусстве
1.1. Литературные и творческие объединения……………………………….....6
1.2. Создание союза писателей СССР…………………………………………...9
1.3. Развитие искусства в 20е-30е годы в СССР………………………………12
Глава 2. Кинематограф и радиовещание
2.1. Кинематограф в период 20ых-30ых годов.……………………………….17
2.2. Радиовещание - «рупор революции»……………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………………...23
Список литературы и использованных источников………………………………….25

Работа состоит из  1 файл

Культура СССР 20ых-30ых.docx

— 58.79 Кб (Скачать документ)

Много времени прошло, прежде чем радио стало “рупором революции”, “важнейшей составной частью повседневной жизни” прежде чем оно стало проникать  повсюду, “подобно волнам революции”[40, с. 190].

 

 

 

 

 

 

 Заключение

В СССР была создана тотализированная социокультурная система, отличительными чертами которой были идеологический контроль над духовной жизнью общества, манипулирование сознанием, уничтожение инакомыслия, физическое уничтожение цвета российской научной и художественной интеллигенции. Словом, культура советского периода была противоречива. В ней проявлялись как положительные, так и отрицательные явления.

Стержнем советской официальной  культуры был социалистический реализм, породивший солидный пласт искусства, который сейчас нередко называют тоталитарным. В условиях коллективного строительства городов, фабрик, заводов, электростанций, в условиях “коллективизации сознания“ такое творчество было актуально, массы им овладевали без труда.

Подводя итог данной работы, можно сказать, что цель ее написания достигнута. Было изучено влияние октябрьской революции 1917 года на культуру России, до начала 1930-х годов. В ходе рассмотрения были сделаны следующие выводы:

- Революция в октябре 1917 года, приведшая к власти коммунистов, изменила направление развития русской литературы и живописи. В первой половине 20-х годов художники и литераторы еще продолжали эксперименты и поиски, создавали новые группы и объединения. Однако, во второй половине двадцатых годов, художественная жизнь начала испытывать все нарастающее идеологическое и административное давление государства. Многие деятели искусства были вынуждены уехать за границу, а оставшиеся подверглись травле в печати, некоторые были арестованы. Основной удар приняли на себя те, кто тяготел к абстрактным формам изобразительного искусства. В литературе особое значение приобретают работы национальных авторов, но уже к концу 30-х годов складывается четкое понятие “советской литературы”.

- Кинематограф в 1917-1930-х годах являлся орудием просвещения и коммунистического воспитания масс и средством, обеспечивающим реализацию одной из важнейших задач народного просвещения – всесторонней государственной помощи в самообразовании и саморазвитии рабочих и крестьян. В Советском государстве, при полном государственном контроле, расширяются социальные функции кино.

- В 1917-1930-х годах роль радиовещания как средства активной пропаганды советской власти, была слабой. Радиовещание было лишь примитивным инструментом пропаганды режима.

К началу 30-х годов была нарушена основа основ творческого  процесса - свобода самовыражения. За все более жестким утверждением единственного стиля, и образа жизни, при исключении из действительности, какого бы то ни было проявления свободы  выбора, все в большей мере декретировалась  и единая художественная форма. Поскольку  искусству отводилась роль “разъяснителя” директив в наглядной форме, оно естественно превращалось в искусство иллюстративное и прямолинейное (“понятное”), утрачивало всю полноту, сложность и многогранность выразительных средств.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что влияние революции 1917 года на культуру было огромным. Фактически, революция полностью изменила направления  развития русской культуры, выдвинув на первый план проблему создания новых  форм и выразительных средств, с  целью пропаганды советской власти. 

 

Список литературы и использованных источников:

1.  Бабурина, Н.М. Русский плакат. Вторая половина 19 - начало 20 века.- Ленинград : Прогресс, 1988.- 320с.

2.  Беленький, И. Лекции по всеобщей истории кино. Кн. 2: Годы беззвучия.- Москва : РОСС- ИНФО, 2005 - 274 с.

3.  Бровкин, В.Н. Культура новой элиты, 1921-1925 гг. // Вопросы истории. – 2004. - № 8. – С. 83 - 99

4.  Гражданская война в России, 1917 – 1922 гг.: Лекции и учебно-методические материалы / С.В. Карпенко. - Москва : ВЛАДОС, 2006.- 512 с.

5.  Голомшток, И. Тоталитарное искусство. – Москва : Стиль, 1994, - 296 с.

6.  Гройс, Б. Россия как подсознание Запада // Утопия и обмен. Москва : ИНФРА-М, 1993. - 250 с.

7.  Громов, Е. Сталин: Власть и искусство. – Москва : ИНФРА, 1998.- 495с.

8.  Жданова, И.А. “Век пропаганды”: управление информацией в условиях войны и революции в России в марте-октябре 1917 г. // Отечественная история. – 2008. - № 3. – С. 126-143

9.  Зезина, М.Р., Соскин, В.Л. Российская советская культура (1917-1927): Очерки социальной истории // Отечественная история. – 2006. - № 3. – С. 198-202

10.  Ильина, Т.В. История искусств: Русское и Советское искусство. – Москва : Просвещение, 1989.- 450с.

11.  История русской культуры. – Москва : Наука, 1990.-550с.

12.  История русского и советского искусства / Д.В. Сарабьянов.– Москва : Политика, 1979.- 350с.

13.  Красовицкая, Т.Ю. Русская литература как предмет знаний в 1917- 1920-е годы // Отечественная история. – 2003. - № 2. – С.168 - 177

14.  Кулешова, Н.Ю. “Большой день”: грядущая война в литературе 1930-х годов // Отечественная история. – 2002. - № 1. – С. 181-191

15.  Михайлов, И.В., Аймермахер К. Политика и культура при Ленине и Сталине, 1917-1932 //Отечественная история. – 2000. - № 4. – С. 195-196

16.  Монументальное искусство СССР / В. П. Толстой, Б. А. Белан. - Москва, Политпросвещение, 1978. -620с.

17.  Орлов, И.Б. “Гримасы нэпа” в историко-революционном фильме 1920 -годов // Отечественная история. – 2003. - № 6. – С. 21-31

18.  Плаггенборг, Ш. Революция и Культура. Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма: в 2 т., Т. 2, Санкт- Петербург : Издательский дом Бурминцева, 2000 - 416 с.

19.  Рапацкая, Л.А. Русская художественная культура – Москва : ВЛАДОС, 2002.-539с.

20.  Степанян, Н.С. Искусство России ХХ века. Развитие путем метаморфозы.- Москва : НОВи К, 2008. - 315 с.

21.  Харджиев, Н., Тренин, В. Поэтическая культура Маяковского. - Москва : Наука, 1970.- 240с.

 


Информация о работе Революция и культура. Революционное искусство в Советской России 1917- начала 1930-х годов