Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 08:09, реферат
Культура России - культура русского народа, сложившаяся вначале на восточнославянской основе в виде культуры древнерусской народности (примерно в VIII - XIII вв.), а с XIV века и по настоящее время представленная украинской, белорусской и великорусской культурами. В этом изначальном и наиболее характерном для русского культурного самосознания осмыслении является определяющей мысль о временном, локальном и сущностном единстве российской культуры, а так же о ее своеобразии среди культур других европейских народов.
Существует и два иных подхода в определении понятия “культура России” - сужающее и расширительное. Первое настаивает на резком противопоставлении Руси-Украины и гораздо более позднего и смешанного культурного образования, сложившегося в собственно России. С другой стороны, набирает силу (особенно в настоящее время) представление о культуре России как совокупности множества различных национальных культур, так или иначе связанных, с собственно русской культурой. Оба стремления: и обособительное, и расширительное - в известной мере объясняются спецификой и самой русской культуры, и путей ее исторического развития, своеобразием природных условий и социокультурного окружения, а также общим колоритом исторической эпохи. В христианском мире русская культура - одна из трех (наряду с византийской и западно-христианской) наиболее значимых культур.
Именно поэтому для более глубокого понимания особенностей той или иной национальной культуры необходимо учитывать исторические особенности ее формирования, а так же иметь представление об основных исторических этапах ее развития.
Именно поэтому данная работа направлена на формирование представлений о русской культуре, культуре, внесшей неоценимый вклад в развитие мировой культуры в целом.
Введение 3
1 Особенности формирования исторических этапов русской культуры 4
2 Периодизация русской культуры 13
2.1 Дохристианская культура 13
2.2 Культура Киевской Руси 13
2.3 Культура Московской Руси 15
2.4 Культура XVII в. 17
2.5 Культура 1-й половины XVIII в. 18
2.6. Культура 2-й половины XVIII в. 19
2.7 Русская культура I половины XIX в. 21
2.8 Культура 2-й половины XIX-начала ХХ вв. 22
2.9 Советская культура 25
2.10 Современная культура 27
Заключение 29
Список использованной литературы 30
В области архитектуры к наиболее значительным новшествам можно отнести возникновение регулярной городской застройки. Так, например, Петербург, кардинально отличался от традиционного древнерусского города – прямые, пересекающиеся под прямым углом улицы-проспекты, типовые проекты домов, европейский облик архитектуры.
Просветительский характер эпохи проявился в развитии системы образования. Увеличивается число высших учебных заведений. Развивается наука. Важную роль в научной жизни продолжает играть Академия наук. Под эгидой Академии проводятся исследовательские работы по разным отраслям, устраиваются географические экспедиции в отдаленные районы страны. Вторая половина XVIII века примечательна небывалым взлетом технической мысли.
Литература II половины XVIII века представлена тремя направлениями. Первое из них – классицизм – направление в искусстве и литературе, для которого характерны высокая гражданская тематика, ориентация на античные образцы и строгое соблюдение определенных творческих норм и правил. Второе направление в русской литературе – начинавшее оформляться художественно-реалистическое. Третье направление – сентиментализм. Это направление отмечено повышенным интересом к человеческим чувствам, эмоциональному восприятию окружающего мира. Для сентиментализма характерна оценка человека, исходя из того, в какой мере он способен на большие, искренние и глубокие чувства.
В архитектуре середина XVIII века стала временем сложения стиля русского барокко. Истинный его расцвет связан с именем Франческо Бартоломео Растрелли. Облику барочных дворцов и храмов присуща особая пышность и прихотливость форм, богато используемый причудливый растительный орнамент, сложность построения архитектурных объемов, обилие мягких изгибов в элементах декора. Во второй половине столетия на смену пышному и декоративному барокко пришел классицизм. В архитектуре, как и в литературе, классицизм проявился, прежде всего, в ориентации на античную (древнегреческую и древнеримскую) традицию. Строгость форм, наличие портиков и колоннад (классический ордер), сдержанный колорит – таковы характерные черты этого стиля. Утверждение классицизма во многом связано с развитием абсолютизма в России.
Вторая половина явилась периодом настоящего расцвета русской скульптуры. Наивысшие достижения в этой области связаны с творчеством Федора Ивановича Шубина. Эстетика классицизма нашла выражение в творчестве М. И. Козловского. Первая величина среди иностранных мастеров, работавших во II половине XVIII века в России – француз Этьен Морис Фальконе (1716–1791), автор знаменитого «Медного всадника».
В живописи во II половине XVIII в. наиболее интересным направлением продолжает оставаться портрет. Уже в середине столетия развитие русской живописной школы было ознаменовано появлением ряда крупных мастеров портрета: И. Я. Вишнякова, А. П. Антропова, И. П. Аргунова. Помимо портрета во II половине XVIII в. получают распространение до того почти отсутствовавшие жанры живописи. Классицизм в живописи проявился в появлении картин на историческую тему.
Ознаменованный сменой императоров рубеж веков оказался вехой и в развитии культуры. Наиболее яркой, интересной, передовой областью культуры России в XIX в. становится литература. Ее расцвет во многом был подготовлен деятельностью литераторов XVIII в. Осознание социальной миссии писателя способствовало установлению тесной связи литературы с передовой освободительной идеологией. Для русской литературы первой половины XIX века характерна быстрая смена художественных направлений. Господствующие эстетические принципы успевали несколько раз трансформироваться в течение жизни одного поколения. В начале века в Европе и в России формируется романтизм – течение в литературе и искусстве, для которого характерен особый интерес к неординарной личности, одинокому Герою, противопоставляющему себя, мир своей души окружающему миру.
Создателем русского романтизма считают Василия Андреевича Жуковского (1783-1852). Дальнейшее развитие литературы было связано с укреплением позиций реализма. Особое значение, которое приобрела в I половине XIX века литература, обусловило появление литературной критики как самостоятельного жанра. Еще одним прямым следствием развития словесности можно считать возрастание роли драматического театра в жизни общества. Большой резонанс вызывали спектакли, шедшие на сценах московского Малого театра и петербургского Александринского. В 20-30-х гг. XIX в. классицизм был вытеснен из репертуара пьесами романтической направленности.
Первая половина XIX века ознаменована расцветом русской музыки, связанным, прежде всего, с именем Михаила Ивановича Глинки (1804-1857). Развитие национальной темы в музыке продолжил младший современник Глинки Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869).
В отличие от других видов искусства в русской архитектуре I половины XIX в. сохраняет свои позиции классицизм, вступивший в стадию наивысшего развития - зрелый или высокий классицизм, часто именуемый русским ампиром. Крупнейший архитектор этого времени Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814). Высшим достижением ампирной архитектуры Петербурга явилось творчество знаменитого архитектора Карла Ивановича Росси (1775-1849).
Развитие скульптуры тесно связано с развитием архитектуры. Особенно много работ, органично включенных в различные архитектурные ансамбли, было создано скульпторами С. С. Пименовым и В. И. Демут-Малиновским.
Господствующим стилистическим направлением в живописи в I половины XIX века стал романтизм. Выдающимся мастером романтического портрета был Орест Адамович Кипренский (1782-1836). Не менее прославленным портретистом был Василий Андреевич Тропинин (1776-1857). Для живописи Тропинина характерны простота, безыскусность, достоверность передачи бытовой обстановки, в которую он помещал портретируемую модель. Родоначальником бытового жанра в русском искусстве явился Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847). Величайшим мастером романтической живописи был Карл Павлович Брюллов (1799-1852). В жанре морского пейзажа работал И. К. Айвазовский (1817-1900).
Значительных успехов добились российские ученые. Существенные достижения ознаменовали исследования, как в фундаментальных областях науки, так и в прикладных, развитие которых было обусловлено производственными потребностями. Ведущими научными центрами оставались Академия наук и Московский университет.
Отмена крепостного права, буржуазные реформы, проведенные в течение 60–70-х гг. XIX в. существенно ускорили становление капиталистических отношений в России, активизировали процессы общественного развития в целом. Реформа в области образования явилась одной из важнейших среди комплекса преобразований, последовавших вслед за манифестом 1861 г. Реформирование образования принесло определенные плоды. Если в начале 60-х годов уровень грамотности составлял всего 5%, то к концу века (1897 г.) благодаря усилиям земских учителей и просветителей из духовенства грамотные составляли уже 21% всего населения России.
Чертой своеобразия русской культуры II половины XIX века было то, что относительно низкий уровень элементарной грамотности подавляющего большинства населения сочетался в России с необыкновенно высокими темпами развития отечественной науки, которая достигла в это время больших успехов.
Сложные социальные процессы, охватившие Россию в конце XIX – начале ХХ века, нарастающая политическая нестабильность, поиск путей дальнейшего развития страны сделали особенно актуальным обсуждение вопросов обществоведческого характера. В него включились представители самых разных научных специальностей и идейных течений.
Пути развития русского искусства II половины XIX века во многом совпадают с движением развития литературы. Активное участие в идейных боях - характерная черта художественной культуры этого периода. Изобразительное искусство не могло остаться в стороне от процессов, происходивших в общественном сознании. Формируется течение, в основе которого лежали идеи критического реализма. Новое направление утверждалось в борьбе с официальным искусством, представленным руководством Академии художеств.
В литературе новые тенденции нашли выражение в появлении поэзии символизма и других литературных течений, для которых основной характеристикой стал отказ от прямого, «приземленного» восприятия реальности. В литературе видели не только область художественного творчества, но и источник духовного совершенствования, арену идейных битв, залог особого великого будущего России. Отмена крепостного права, буржуазные реформы, становление капитализма, тяжелые войны, которые пришлось вести России в этот период, находили живой отклик в творчестве русских писателей. Ведущим направлением в литературном творчестве был критический реализм. Большие изменения произошли на рубеже веков в поэзии. Критический реализм поэтов II половины XIX в. сменяется новаторской, построенной на свободном полете художественной фантазии, загадочной, прихотливой, мистичной поэзией «серебряного века». Начало ХХ века - время развития и становления русского модернизма, представленного огромным количеством самых разнообразных течений и направлений: фовизм, футуризм, кубизм, супрематизм и т. п. Для модернизма характерно отрицание опыта традиционного искусства.
Весьма значительные изменения происходят в архитектуре. Единство стиля, соблюдавшееся до II половины XIX в., уступило место эклектике (смешению стилей). Распространенным приемом стала стилизация - возводя новые здания, архитекторы придавали их внешнему облику черты архитектурных стилей минувших эпох. Важной вехой в развитии архитектуры начала ХХ века стал модерн. После долгого господства эклектики и стилизаторства «под старину» модерн вновь повернул архитектуру в направлении поступательного развития, к поиску новых форм. Для модерна характерно соединение всех видов изобразительного искусства для создания ансамбля, законченной эстетической среды, в которой все, начиная от общих очертаний здания, заканчивая рисунком решетки ограды и мебелью, должно быть, подчинено одному стилю.
Больших высот во II половине XIX - начале ХХ в. достигло русское театральное искусство. В его развитии произошли существенные изменения: в репертуаре увеличивается количество пьес отечественных авторов (А. Н. Островского, А. В. Сухово-Кобылина, А. П. Чехова, А. М. Горького), открываются новые театры, в том числе и в провинции. В конце XIX века в русскую культуру входит кино.
Во второй половине XIX века продолжает развиваться русская национальная музыкальная школа
Составной частью развития музыкальной культуры и прямым ее следствием была мировая слава, которой достигли мастера русского музыкального театра – оперы и балета.
В
теоретических разработках
В двадцатые годы большинство культурных организаций и пресса бравировали приблизительно такой фразой, что для того, чтобы прийти к своей собственной культуре, пролетариату придется до конца вытравить фетишистский культ художественного прошлого и опереться на передовой опыт современности. И основной задачей пролетарского искусства будет являться не стилизация под прошлое, а созидание будущего. Однако ряд выдающихся художников и, прежде всего, писателей и поэтов активно этому противостояли.
В широких слоях общества распространилась социальная трусость, боязнь выбиться из общего ряда. Сущность классового подхода к общественным явлениям была усилена культом личности Сталина.
Никогда в прошлом и нигде в мире у произведений искусства не было такой широкой, такой массовой, подлинно народной аудитории, как в нашей стране. Об этом красноречиво свидетельствуют показатели посещаемости театров, концертных залов, художественных музеев и выставок, развитие киносети, книжное издательство и пользование библиотечными фондами. Официальное искусство 30-40-х годов было приподнято-утверждающим, даже эйфорическим.
С
первых дней Великой Отечественной
войны советское искусство