Роль и место России в мировой культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 08:09, реферат

Описание

Культура России - культура русского народа, сложившаяся вначале на восточнославянской основе в виде культуры древнерусской народности (примерно в VIII - XIII вв.), а с XIV века и по настоящее время представленная украинской, белорусской и великорусской культурами. В этом изначальном и наиболее характерном для русского культурного самосознания осмыслении является определяющей мысль о временном, локальном и сущностном единстве российской культуры, а так же о ее своеобразии среди культур других европейских народов.
Существует и два иных подхода в определении понятия “культура России” - сужающее и расширительное. Первое настаивает на резком противопоставлении Руси-Украины и гораздо более позднего и смешанного культурного образования, сложившегося в собственно России. С другой стороны, набирает силу (особенно в настоящее время) представление о культуре России как совокупности множества различных национальных культур, так или иначе связанных, с собственно русской культурой. Оба стремления: и обособительное, и расширительное - в известной мере объясняются спецификой и самой русской культуры, и путей ее исторического развития, своеобразием природных условий и социокультурного окружения, а также общим колоритом исторической эпохи. В христианском мире русская культура - одна из трех (наряду с византийской и западно-христианской) наиболее значимых культур.
Именно поэтому для более глубокого понимания особенностей той или иной национальной культуры необходимо учитывать исторические особенности ее формирования, а так же иметь представление об основных исторических этапах ее развития.
Именно поэтому данная работа направлена на формирование представлений о русской культуре, культуре, внесшей неоценимый вклад в развитие мировой культуры в целом.

Содержание

Введение 3
1 Особенности формирования исторических этапов русской культуры 4
2 Периодизация русской культуры 13
2.1 Дохристианская культура 13
2.2 Культура Киевской Руси 13
2.3 Культура Московской Руси 15
2.4 Культура XVII в. 17
2.5 Культура 1-й половины XVIII в. 18
2.6. Культура 2-й половины XVIII в. 19
2.7 Русская культура I половины XIX в. 21
2.8 Культура 2-й половины XIX-начала ХХ вв. 22
2.9 Советская культура 25
2.10 Современная культура 27
Заключение 29
Список использованной литературы 30

Работа состоит из  1 файл

Мой реферат Роль и место России в мировой культуре.doc

— 158.00 Кб (Скачать документ)

     В послевоенное время отечественная  культура продолжала художественное освоение военной темы. На документальной основе создаются роман А. Фадеева «Молодая гвардия» и «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого. В советской гуманитарной науке этого периода начинают разрабатываться новые подходы к исследованию общественного сознания. Это связано с тем, что советский народ начинает знакомиться с культурой других стран и осуществлять духовные контакты со всеми континентами.

     Художественный  процесс 60-70-х годов отличался интенсивностью и динамизмом своего развития. Он был тесно связан с известными общественно-политическими процессами, происходившими в стране. Не зря это время называют политической и культурной «оттепелью». На формирование культуры «оттепели» сильнейшее воз действие оказало и бурное развитие научно-технического прогресса, определившее многие социально-экономические процессы этого периода. Экологические изменения в природе, миграция большого количества населения из деревни в город, усложнение жизни и быта в современных городах привели к серьезным изменениям в сознании и нравственности людей, что и стало предметом изображения в художественной культуре. В прозе В. Шукшина, Ю. Трифонова, В. Распутина, Ч. Айтматова, в драматургии А. Вампилова, В. Розова, А. Володина, в поэзии В. Высоцкого прослеживается стремление в бытовых сюжетах увидеть сложные проблемы времени. Подлинным явлением советской культуры стало рождение в период «оттепели» так называемой «деревенской прозы». Через осмысление понятия «дом» осуществлялась и глубокая связь поколений.

     80-е  годы - время сосредоточения художественной культуры вокруг идеи покаяния. Мотив всеобщего греха, плахи заставляет художников прибегать к таким формам художественно образного мышления, как притча, миф, символ. В свою очередь, познакомившись с романом «Плаха» Ч. Айтматова и фильмом «Покаяние» Т. Абуладзе, читатель и зритель рассуждали, спорили, вырабатывали собственную гражданскую позицию. Важнейшей особенностью художественной ситуации восьмидесятых годов является возникновение мощного потока «возвращенной» художественной культуры. Эта культура осмысливалась и понималась с тех же позиций, что и современная, то есть созданная для зрителя, слушателя, читателя тех лет. Культура восьмидесятых годов отличается наметившейся тенденцией дать новую концепцию человека и мира, где общечеловеческое, гуманистическое значимее, чем социально-историческое. По многообразию творческих стилей, эстетических концепций, пристрастий к той или иной художественной традиции культура конца 80-х - начала 90-х годов напоминает начало XX века в русской культуре. Отечественная культура как бы добирает несостоявшийся естественный момент своего развития (спокойно пройденный западноевропейской культурой XX века) и насильственно остановленный известными социально-политическими событиями у нас в стране. Таким образом, ключевая проблема художественной культуры восьмидесятых годов, связанная с самосознанием личности в ее отношениях с миром природы и миром людей, в стилевом выражении обозначилась движением от психологизма к публицистичности, а затем к мифу, синтезирующему стили разных эстетических ориентации.

2.10 Современная культура

     Отличительная особенность культуры современной  России - в ее многоликости, многообразии проявлений творческого начала во всех областях общественной жизни. Находясь «внутри» настоящего времени, очень трудно, почти невозможно определить, какие факты современной культурной жизни являются важными, определяющими магистральное направление развития культуры, а какие будут сметены ходом истории в ближайшее время. Наиболее ярко многообразие современной культурной жизни проявляется в литературе. Среди наиболее значительных течений в ней следует отметить постмодернизм. С проникновением рыночных отношений в книгоиздательское дело прилавки книжных магазинов на всем постсоветском пространстве заполонила художественно-развлекательная литература самого различного качества: детективы, фантастика, так называемые женские романы. Постмодернизм - явление, выходящее за пределы литературы. Его проявления можно обнаружить в кино, в театре, в живописи и музыке.

     Острая  социально-политическая проблематика уже не вызывает былого интереса. Зрители отдают предпочтение программам, в которых освещаются вопросы частной, семейной, личной жизни.

     Значительно увеличилась в общественной жизни  современной России роль церкви. Можно  сказать, что религия постепенно заполняет место канувшей в небытие коммунистической идеологии. Во многом повышение уровня религиозности на сегодняшний день объясняется социально-экономическими проблемами, рождающими чувство неуверенности в завтрашнем дне, душевной подавленности, ощущение разобщенности. Обращение к традиционным религиям может считаться положительным явлением, т. к. церковь является хранительницей многих исторических традиций и может дать духовные ориентиры, недостаток в которых является одной из главных проблем современного общества. Вместе с тем тревожным фактом является быстрое расширение влияния разного рода тоталитарных сект и западных проповедников, деятельность которых чаще всего имеет ярко выраженную деструктивную направленность.

     Несмотря  на все политические катаклизмы, русская  культура, насчитывающая уже более 1000 лет, продолжает развиваться. Современное ее состояние не дает поводов для пессимизма. Как пойдет дальнейшее развитие покажет время. Пока же можно сказать, что сохранение и преумножение культурного наследия – одно из непременных условий достойной будущности России в XXI столетии.

 

Заключение

 

     Культура России в современной культуре - актуалистический и прогностический аспект рассмотрения культуры вообще с акцентуацией внимания на русской ее составляющей, на роли и месте России именно в современной культуре. Допустимы два хода рассуждения: от мировой культуры к российской и наоборот; на границе - пересечении получаем определенный ответ. Две важнейшие особенности характерны для современной культуры: культурная экспансия Запада - в ситуации предельного обмирщения и одновременно универсализации собственной культуры и, с другой стороны, борьба за культурную автономию и самобытничество в незападных цивилизациях перед лицом “модернизации” и “вестернизации”.

     Сегодня, оглядываясь  назад, можно усмотреть в едином теле русской культуры множество разделительных линий и границ. На нашу культурную историю, конечно же, влияли политические, идеологические, эстетические пристрастия эпох. Но среди самодовольства пристрастий всегда оставался срединный путь - мощное течение традиции, определявшей существование целого. Частные, приватные пути не всегда совпадали с общим течением, уводя многих в "культурные тупики", которые, как оказалось, более всего и впечатляют наших современников. Но, несмотря на это вклад русской, российской культуры в мировую культуру громаден. Это огромное достояние и поле для дальнейшего развития и накопления культурных ценностей, а также для увеличения общемирового культурного потенциала.

Список  использованной литературы

 
      1. Березовская А.Г., Берлякова Н.П. Введение в историю русской культуры, М., - ВЛАДОС, 2002 г.
      2. Гуревич, П.С. Культурология. – М., 2008
      3. Кармин, А.С., Новикова Е.С. Культурология. – СПб., 2006
      4. Культурология. История мировой культуры под ред. проф. А.Н. Марковой, М.,-ЮНИТИ, 2005 г.
      5. Е.П. Борзова История мировой культуры, СПб, - Лань, 2001 г.
      6. Силичев Д.А. Культурология, Москва, - Приор, 1998 г.

Информация о работе Роль и место России в мировой культуре