Роль магии в культуре первобытного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 16:49, реферат

Описание

Существуют различные определения магии. Однако все они неизменно отмечают одну ее особенность, а именно: в ее основе всегда лежит вера в сверхъестественные силы и в способность человека с помощью этих сил контролировать окружающий мир.
Магия (от греч. mageia) (колдовство, волшебство) - это обряды, связанные с верой в способность человека сверхъестественным путем воздействовать на людей, животных, явления природы, а также на воображаемых духов и богов.

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 33.35 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

По  дисциплине “Культорология”

Тема: “Роль магии в  культуре первобытного общества ” 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 1 курса гр.№215

Бунчак  Вероника

Проверил: Лохтина М.П. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2004 г.

 

РОЛЬ МАГИИ В  КУЛЬТУРЕ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

  ВВЕДЕНИЕ.

  Существуют  различные определения магии. Однако все они неизменно отмечают одну ее особенность, а именно: в ее основе всегда лежит вера в сверхъестественные силы и в способность человека с помощью этих сил контролировать окружающий мир.

        Магия (от греч. mageia) (колдовство, волшебство) - это обряды, связанные с верой в способность человека сверхъестественным путем воздействовать на людей, животных, явления природы, а также на воображаемых духов и богов.

        Магическое действие, как правило, состоит из следующих  основных элементов: материальный предмет (вещество), то есть инструмент; словесное  заклинание - просьба или требование, с которым обращаются к сверхъестественным силам; определенные действия и движения без слов - обряд.

        Время возникновения  магии ученые относят к периоду  первобытного общества, точнее - к эпохе  каменного века. Имеются данные, что магические обряды и верования  существовали уже у неандертальцев, живших 80-50 тысяч лет назад. Речь идет о захоронениях (складах) медвежьих  костей в мустьерских пещерах  Драхенлох (Швейцария), Петерсхеле (Германия), Регурду (Франция), которые рассматриваются  как свидетельства охотничьей магии (пещерные медведи в то время были одним из главных объектов охоты  людей). Первобытные люди, считают  некоторые ученые, сохраняя медвежьи черепа и кости, надеялись, что это  даст возможность убитым животным вернуться  к жизни и тем самым умножит  число этих животных. У многих племен, сохранивших первобытный уклад  жизни еще в конце ХIХ века и имевших аналогичные обряды захоронения костей и черепов убитых животных, этим обрядам давалось именно такое объяснение.

        Что касается обнаруженных в XIX - XX веках памятников верхнепалеолитического периода (поздний каменный век - 40 - 10 тысяч лет тому назад), то они, и с этим согласны практически все ученые, свидетельствуют о наличии у первобытного человека уже развитых магических представлений и обрядов. В 1879 году в Пиренейских горах (Испания) была открыта глубокая пещера, названная Альтамирой. На стенах и потолке этой пещеры рукой первобытного художника были изображены кабаны, зубры, олени и другие виды животных, на которых охотились люди того времени. В открытой вслед за Альтамирой уже во Франции пещере Мотеспан были обнаружены остатки трех скульптур, изображавших пещерных львов. На шее и груди одного льва были отчетливо видны следы от дротиков и копий, которые бросали первобытные люди в эту скульптуру. Другие же две скульптуры были полностью разбиты в результате частого в них попадания.

        Наибольшей известностью среди подобных находок (а на сегодняшний  день их насчитывается более 100) пользуется открытая в 1940 году знаменитая пещера Ляско. Свою известность эта пещера получила из-за богатства и обилия найденных здесь рисунков первобытных  людей. Большая часть этих рисунков, а некоторые из них отличаются поистине громадными размерами, прекрасно  сохранилась до наших дней. Во всех залах пещеры, в переходах между  ними на стене и потолке первобытный  художник изобразил в различных  позах тех животных, которых он видел вокруг себя: оленей, медведей, кабанов и т.д. Все рисунки разноцветные: использовались три краски - черная, желтая, красная. На тела животных и  рядом с ними были нанесены насечки, символизирующие полет дротика  и ранение зверя. Многие рисунки  носят следы от метания в них  настоящих копий и дротиков. Рисунков так много, что местами они  наползают друг на друга.

  ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МАГИИ

  Зачем первобытные люди рисовали животных, на которых они охотились, в столь  неудобных, плохо освещенных, часто  труднодоступных местах - пещерах, их отдаленных коридорах и проходах? Зачем после окончания своей работы они не наслаждались ее лицезрением, а разрушали - метали в нее копья и дротики? Ответить на эти вопросы помогают этнографические наблюдения за народами, еще в XIX - XX веках сохранившими первобытный уклад жизни.

        Известно, что австралийские  аборигены перед началом охоты  исполняли специальный обряд: рисовали на песке фигуру кенгуру и во время  ритуального танца вонзали в  изображенное животное свои боевые копья. При этом они полагали, что, попав  в рисунок животного, попадут  и в само животное во время охоты. Очевидно, так же полагал и первобытный  человек. Здесь можно привести слова  К.Маркса о фетишизме: ”Распаленная вожделением фантазия создает у  фетишиста иллюзию, будто “бесчувственная  вещь” может изменить свои свойственные свойства для того только, чтобы  удовлетворить его прихоть”. Аналогичная  иллюзия создавалась и у первобытных  участников магического ритуала, символизирующего смерть и убийство животного. “Распаленная вожделением фантазия” исполнителей ритуала превращала имитацию охоты  в саму охоту, ритуально-магическое “убийство” животного в реальное убийство зверя.

        Действительные корни  первобытной веры в магию следует  искать в материальных и общественных условиях их жизни. Первобытное состояние  человечества иногда изображается полным блаженства, когда люди как баловни  природы получали от нее в виде даров все необходимое для  жизни. Но о трудностях первобытных  людей, о суровых, подчас трагических  условиях их жизни красноречиво говорят  следующие цифры: почти 50% неандертальцев не доживали до своего двадцатилетия. У кроманьонца средняя продолжительность  жизни не превышала 20 лет. В наиболее тяжелом положении оказывались  женщины и дети: 38% неандертальцев умирало, не достигнув и 11 лет, почти  никто из женщин не доживал до 25 лет. У питекантропов и синантропов  смертность была еще выше: 68% синантропов  не достигало и 14 лет.

        Эти данные были получены учеными при изучении костных  останков первобытных людей. Высокий  уровень смертности чаще всего был  результатом частых голодовок, смертельных  ранений в ходе охоты на крупных  животных, что было закономерным и  естественным в силу неразвитости первобытных  производительных сил, бедности и слабости первобытной техники. У людей  той эпохи были лишь простейшие орудия труда, сделанные из камня, кости, дерева. Они были грубы и не могли обеспечить постоянные источники питания. Средства к существованию древнейшие люди добывали охотой, рыбной ловлей, собирательством. Однако первобытный охотник, несмотря на все свое умение и искусство, часто  оставался без добычи, а рыболов  без рыбы: зверь исчезал из леса, рыба покидала реки. Растительную же пищу можно было добывать лишь в определенные месяцы года.

        Трудовая деятельность первобытных людей, все усилия наших  далеких предков, имевшие своей  целью обеспечить себя и своих  близких средствами к существованию, нередко заканчивались безрезультатно. Это вызывало у них состояние  неуверенности в своих силах, неуверенности в будущем. Отсутствие реальных средств, гарантирующих надежные и постоянные результаты производственной деятельности, и явились основными  причинами того, что человек каменного  века обратился к поискам иррациональных средств практического воздействия  на природу. Подобными средствами и  явились магические ритуалы и  обряды.

        Так экономическая  неразвитость, слабость первобытного человечества, выразившаяся в практическом бессилии человека перед природой, и явилась тем социальным фоном, на котором выросла вера в магию.

        Первобытные люди были убеждены, что посредством исполнения магических обрядов они вступают в контакт со сверхъестественной силой, могущей защитить их от стихий природы, от всех злых сил и существ, помочь в достижении той или иной практической цели, которую они не в состоянии достичь посредством  реальных приемов и средств. Конкретные формы колдовства создавались каждым родом, племенем, общиной самостоятельно, результатом чего явилось бесчисленное многообразие магических ритуалов и обрядов. Ученые описали и систематизировали буквально тысячи колдовских ритуалов и верований, бытовавших у разных народов в разные времена.

  Исследователи открыли пещерные рисунки, называемые «вонджина», у туземцев северо-западной Австралии.

  Чтобы был хороший дождь, хороший урожай, много скота. Для этого туземцы  рисовали под «вонджина» то, что  им было нужно.

  Отправляясь на поиски пищи, на охоту, люди первобытной общины не были уверены в успехе. Ведь не раз, даже подраненный, зверь убегал от них. Как обеспечить себе удачу?

  Человек пытался внушить животному, что  именно он ждет от него. Он перевоплощался в будущую добычу, надевал маску зверя, подражал его повадкам, поведению, которые знал превосходно. Охотники собирались в потайном месте, наряжались, устраивали магические пляски, церемонии, «настигая» добычу и «убивая» ее. В нарисованный контур животного летели дротики, стрелы. Очевидно, без таких вот священнодействий племя не рисковало начинать охоту. Очевидно и другое: весь обряд в мельчайших подробностях передавался следующему поколению как самое ценное достояние.

  Так же как процедура охотничьего  колдовства, из рода в род переходили амулеты и талисманы, различные  предметы, будто бы обладающие необыкновенными силами воздействия на окружающий мир, способные приносить человеку удачу и здоровье.

  РАЗНОВИДНОСТЬ МАГИИ

  Существуют  различные классификации магических обрядов и церемоний. Одной из наиболее полных типологий колдовских обрядов является классификация, разработанная крупным советским этнографом и религиоведом С. А. Токаревым в его известной работе «Сущность и происхождение магии». Он предложил различать магические ритуалы

  • по степени сложности
  • по направленности магического акта
  • по технике действия 
  • по сфере применения 
  • по целям, которые данный ритуал преследует.
 

  В зависимости от общей направленности магического действа С. А. Токарев  различает две группы магии:

  • агрессивные, или протрептические
  • защитные, оборонительные, или профилактические.
 

  Если  первые своей целью имеют перенесение  тем или иным способом магической силы на объект, то вторые имеют обратную цель: отстранить, отогнать вредные  магические влияния, защититься от их действия.

  В составе этих двух крупных магических направлений ученый выделяет типы магии, которые отличаются друг от друга  по технике передачи магической силы или защиты от нее.

  Протрептическая магия. Здесь простейшим способом передачи магической силы будет непосредственный контакт, соприкосновение источника, носителя этой сверхъестественной силы с объектом, на который направлено колдовство. При этом носитель магической силы бывает различным: это и неодушевленный предмет (амулет, талисман), и человек (например, сам колдун) и т. п. Характер контакта также может быть различным: ношение амулета, принятие колдовского снадобья внутрь или обтирание им тела, прикосновение руки волшебника и т. д. Этот вид протрептической магии называется контактной магией.

  Более сложным с психологической точки  зрения является так называемая инициальная (начинательная, трансмиссионная, инцепционная) магия. Суть се остается, как и в предыдущем типе, той же: магическое действие направлено на сам объект колдовства. Однако ввиду недосягаемости этого объекта, например вследствие дальности расстояния, производится только начало желаемого действия, а само же его окончание и появление ожидаемого результата возлагается на магическую силу. Так, австралийские колдуны имели специальный магический снаряд, посредством которого они практиковали этот тип колдовства. Это была костяная палочка с заостренным концом. К ней привязывался шнурок, конец которого закапывался в землю. Саму же заостренную кость направляли в сторону врага с одновременным произнесением заклинания, полагая при этом, что острие кости высосет из тела жертвы кровь и та через шнурок уйдет в землю.

  В отличие от этих двух видов магии, в которых магическая сила действует непосредственно на объект колдовства (хотя бы и находящийся на расстоянии), следующие два вида протрептической магии характеризуются тем, что в них действие сверхъестественной силы направляется не непосредственно на объект, а на его заместителя, и только через него — на сам объект волшебства. В качестве заместителя может быть какая-нибудь часть объекта колдовства (отрезанные волосы, обрезки ногтей, испражнения, слюна и т. п.) или же просто предмет, побывавший с ним в контакте (остатки пищи, часть одежды, след ноги и т. п.). Этот тип магии называется парциальной (контагиозной) магией, основанной на вере, что часть замещает целое. В другом случае в качестве заместителя, посредством которого сверхъестественная сила будет действовать на объект, выступает подобие или изображение этого объекта. У многих народов, колдуны изготовляли маленькие деревянные, глиняные, восковые и т. д. фигурки, изображавшие врагов, и пронзали их в сердце, голову стрелой полагая, что - то же самое постигнет и самих врагов. Часто фигурку заменяло изображение врага на песке, земле, над которым проделывалась такая же операция — в нее втыкали стрелы в надежде поразить врага. Эти обряды относятся к имитативной (гомеопатической, симпатической, семимильной) магии, основанной на вере, что подобное порождает подобное. Сюда включаются магические действия, состоящие в подражании тому действию, которое необходимо вызвать: например, военные и охотничьи пляски, ряд обрядов вызывания дождя и т. п.        

Информация о работе Роль магии в культуре первобытного общества