Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 16:49, реферат
Существуют различные определения магии. Однако все они неизменно отмечают одну ее особенность, а именно: в ее основе всегда лежит вера в сверхъестественные силы и в способность человека с помощью этих сил контролировать окружающий мир.
Магия (от греч. mageia) (колдовство, волшебство) - это обряды, связанные с верой в способность человека сверхъестественным путем воздействовать на людей, животных, явления природы, а также на воображаемых духов и богов.
В оборонительной (профилактической) магии С. А. Токарев выделяет два вида.
Отгоняющая (апотрепеическая) магия. Ее суть сводится к желанию отогнать, отпугнуть враждебные силы и влияния. Для этого носят амулеты, талисманы, обереги; применяют различные жесты, звуки (звон металла, стрельба, огонь, дым, магические круги и линии, плевки, дутье) и т. д. Сюда же относятся действия, имеющие своей целью уклониться от контакта с враждебными силами, спрятаться от них (ритуальное закрывание головы, лица, избежание нечистых мест и т. п.).
Другой разновидностью профилактической магии являются обряды и ритуалы очищения от воображаемых злых влияний, проникших в тело человека, его жилище, скот и т. д. Очищения достигают разными приемами и способами: посредством ритуального омовения, окуривания, поста, употребления снадобий, кровопускания и т. д. Эта магия зовется катартической.
Независимо от классификации по технике действия магических обрядов (согласно которой устанавливается шесть основных типов магии), последние могут быть различаемы и по положительному или отрицательному характеру своих рецептов. Здесь выделяется магия положительная, которая предписывает, что необходимо делать чтобы получить желаемый результат, и магия отрицательная (табу), которая указывает, чего нельзя делать, чтобы не получить нежелательные последствия и результаты.
Примером последней, в частности, является запрещение у эскимосов мальчикам играть в игры с веревочкой из боязни того, что, когда они станут взрослыми охотниками, их руки могут запутаться в веревке гарпуна.
Что касается словесной (вербальной) магии — заклинания, заговоры и т. д., то, по мнению С. А. Токарева, она по сути своей не представляет самостоятельного типа магии, но является лишь словесным сопровождением совершаемого обряда. Однако часто, особенно на поздних этапах развития магии, заговор начинает выступать как самостоятельная магическая сила, и в этом плане он составляет отдельный тип магии.
В соответствии со сферой применения магии и целями, которые она преследует, выделяют целый ряд ее видов.
Главным объектом внимания первобытных людей всегда было обеспечение средств к существованию. Естественно, что и значительная часть колдовских обрядов и церемоний была связана именно с этой сферой человеческой деятельности. Более того, можно считать, что хозяйственная, промысловая магия является и исторически первичным видом колдовства, ибо магия возникает как иллюзорное средство преодоления практической слабости первобытного человека. Мы уже описали некоторые колдовские ритуалы, существовавшие у людей каменного века, имевшие своей целью обеспечить удачный исход охоты. Аналогичные обряды этнографы нашли и у многих народов, еще в XIX веке ведших первобытный образ жизни. Один из таких обрядов у ительменов (камчадалов) описал русский путешественник С. П. Крашенинников. Этот обряд являлся частью осеннего промыслового праздника ительменов и состоял в том, что из съедобной травы и рыбы изготовлялась фигура кита, которая под звуки бубнов и барабанов была растерзана и съедена всеми участниками церемонии. Затем то же самое было сделано и со слепленной из сладкой травы фигурой волка, которую один из охотников застрелил из лука, а другие растерзали и съели.
Можно вспомнить и о «пляске бизонов» у североамериканских манданов: ее участники, обряженные в шкуры бизонов и с оружием в руках, игравшие роль охотников и дичи, верили, что пляска привлечет стада бизонов под удары их копий и стрел. Пляска продолжалась многие часы, нередко сутки.
С
переходом к земледелию магические
обряды исполняются, чтобы воздействовать
на силы природы и добиться от земли
хорошего урожая. Меланезийцы Тробриандовых
островов, например, чтобы клубни выращиваемых
ими земледельческих культур
таро и ямса были большими и крепкими,
зарывали на своих огородах камни, напоминающие
по форме эти клубни, предварительно
их заговорив. Еще в прошлом веке
русские крестьянки в момент посадки
капустной рассады туго обвязывали
голову платком, чтобы и кочаны получались
тугими и упругими. Часто обряды
имели своей целью передачу земле
силы человеческого плодородия: у
многих народов мужчины и женщины
во время полевых работ
Страшным бедствием для земледельцев была засуха, наводнение и другие стихийные бедствия. Вот почему появились многочисленные магические обряды, имевшие своей целью влиять на погоду и составившие отдельный вид магии: метеорологическую, или магию погоды. Здесь наиболее распространенными являлись обряды вызывания дождя. Вот как «вызывали» дождь колдуны центрально-австралийского племени вонконгуру. Двое «заклинателей дождя» по очереди зачерпывали заколдованную воду в деревянное корыто и разбрызгивали ее в разные стороны, производя при этом пучками перьев шум и шорох, имитируя тем самым звук падающих капель дождя.
Некоторые
обряды метеорологической магии
предназначены вызывать солнечный свет.
Колдуны с острова Флорида, совершавшие
этот обряд, привязывали листья и прутья
определенной породы дерева к концу бамбукового
шеста и держали его над огнем, раздувая
его и произнося одновременно магическое
заклинание, переходящее на огонь, а с
него на листья. Затем шест укреплялся
на верхушке дерева, ветер должен был сдуть
с него чары и унести их вдаль, ожидалось,
что после этого засияет солнце. В силу
неразвитости первобытной практики и
идеологии, колдовские обряды сопровождали
буквально каждый производственный процесс
людей того времени, при этом магические
верования тесно переплетались с верными
наблюдениями над природой. Отсюда, однако,
не следует, что магические верования
и ритуалы были тождественны знанию, выполняли
роль конденсатора рациональных приемов
производства, лечения и т. п., как это утверждают
некоторые исследователи. Подобную точку
зрения отстаивает, например, английский
историк культуры лорд Рэглан в своей
работе «Как возникла цивилизация?», где
пытается объяснить происхождение буквально
всех предметов культуры потребностями
религиозно-магического культа. По его
словам, изобретение плуга явилось результатом
поклонения людей фаллосу, а переход людей
к скотоводству вызван тем, что люди, поклонявшиеся
Луне, обнаружили ее сходство с рогами
тура и коровы. Подобные взгляды Рэглана
и других ученых на происхождение земледелия
и скотоводства, войны и государства, денег
и обмена, искусства
и науки из религиозных культов, по сути
дела, ничем не отличаются от мифов, по
которым Диана научила людей охоте, а Посейдон
— коневодству.
Субъектом любого магического действия является колдун — профессионал или любитель. На самых ранних ступенях развития первобытного общества профессиональных колдунов еще не было. Магические обряды и ритуалы выполнялись любым из членов племени, чаще стариками, владевшими опытом исполнения необходимых церемоний. Впоследствии появились люди, которых считали наделенными особыми способностями, и, прежде всего, способностью общаться со сверхъестественным миром и его обитателями. У разных народов их называли по-разному — колдун, волхв, заклинатель, шаман и т. д. Но социальная функция в доклассовом обществе у них была одна: магическая практика, своей целью имеющая обеспечить первобытной общине покровительство сверхъестественных сил и защитить от колдовских происков со стороны недружелюбных племен и злых духов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Во
все времена и у всех народов
магия была непременным атрибутом
жизни, о чем свидетельствуют
летописи, предания, легенды. Она лежит
в основании всех религий. Очевидно,
что магия существует столько
же, по меньшей мере, сколько существует
человек. У людей, живших в древние
времена, недостаток знаний и невозможность
логически объяснить явления, происходящие
возмещается чувственным
В
нашу эпоху научно-технического прогресса
мы по-прежнему не в силах объяснить
положительные результаты, например,
нетрадиционной медицины. Мы ежедневно,
не задумываясь о том, пользуемся
сотнями маленьких магических обрядов:
постучать по дереву, плюнуть через
плечо, не целоваться через порог, пожелать
чихнувшему здоровья даже не подозревая
о их магическом происхождении.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРА:
1.«Магический
кристалл» М., «Республика» 1992г.
2.А.
Ю. Григоренко
«Разноликая магия»
М., «Советская Россия»
1987г.
3.Папюс
«Практическая магия»
М., «Renaissance» 1991г.
4.И.
И. Жерневская, Л.
В. Шарманова «Куда
ведет аллея сфинксов»,
Информация о работе Роль магии в культуре первобытного общества