Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:51, реферат
Целью моей работы является проанализировать влияние этносов на формирование русской культуры.
Задачами реферата являются: 1)определить понятие этноса;
2)выявить этносы, которые оказали существенное влияние на русскую культуру; 3)выявить роль названных этносов на формирование русской культуры.
Введение………………………………………………………………..3
Понятие этнос………………………………………………………4-6
Этносы, оказавшие влияние на развитие русской культуры……………………………………………………………7-10
Славяне и язычество в русской культуре………………………..11-14
Восточная культура в культуре России. Византия в русской культуре…………………………………………………………….15-24
Заключение……………………………………………………………..25
Литература……………………………………………………………...26
Социальный факультет
Реферат
по культурологии
«Роль различных этносов в культурогенезе русской культуры»
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Выбранная
мною темы реферата «Роль
Феномен русской национальной культуры занимает совершенно определенное место в системе исторической типологии мировой культуры. Её историческим субъектом (творцом и носителем) выступает русский народ – один из наиболее крупных, развитых и богатых в творческом отношении этносов мира.
Русская культура
выступает по отношению к
Целью моей
работы является
Задачами реферата являются: 1)определить понятие этноса;
2)выявить этносы, которые оказали существенное влияние на русскую культуру; 3)выявить роль названных этносов на формирование русской культуры.
Э́тнос —
группа людей, объединённая
В русском языке аналогом термина долгое время было понятие «народ». В научный оборот понятие «этнос» было введено в 1923 году русским учёным-эмигрантом С. М. Широкогоровым.1
Понятие
"этнос" – греческого
Далее Ю. В. Бромлей предлагает определять этнос как " исторически сложившуюся совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других таких же образований". Функционирование этноса обеспечивается двумя типами информационных связей: синхронными (в пространстве) и диахронными (во времени). Первый тип обеспечивает территориальные границы, а второй - этническую преемственность.
Первым и самым простым таким маркером является определенный тип физического облика . Данный признак действенен только при различении рас, в европейской же общности, например, он не может быть критерием (по цвету глаз, волос и телосложению француза от немца отличить нелегко, хотя на обыденном уровне именно этот признак возводится в систему: у французов волнистые волосы, итальянцы смуглы, немцы светловолосы и светлоглазы и т.д.).
Следующий признак – единство происхождения . Однако жестко изолированных племен, которые стали родоначальниками тех или иных народов, этнография назвать не может. Даже русский народ возник из смешения славян с балтами, финнами, уграми, монголами, татарами. Существует миф происхождения скифов от поцелуя Геракла и Женщины-Змеи. – Это ли не смешение сущностей для возникновения нового единства.
Третье – единство места проживания . Однако долго остававшееся загадкой происхождение цыган, например, (из-за их расселенности сначала по Европе, а затем по всему миру) не отменяло их целостности как народа. Да и в последствии, когда выяснилось, что цыгане вышли не из определенной провинции Индии, а были представителями касты лошадиных барышников, бродячих музыкантов, они все-таки признавались, да и по сути были единым народом .
Четвертое – единство языка . Однако, например, испанцы, аргентинцы, кубинцы говорят на одном языке, являясь разными народами; во Франции – пять языков (французский, бретонский, гасконский, провансальский, немецкий (в Эльзасе)); вообще в мире разных языков – до 30 тысяч, а народов – около тысячи. Даже такое количественное несовпадение обусловливает невозможность определять этничность только по языку.
Самоназвание (этноним) часто называется среди критериев определения этноса. Это действительно важный элемент исторической памяти народа; оно позволяет фиксировать различие между "мы" и "они". Древние греки называли себя эллинами, византийские греки – ромеями. Название "греки" этому этносу дали римляне, от которых оно перешло в другие языки. Ирон – самоназвание осетин; кабардинцы называю себя адыгами.
Таким образом, народ – это генетическая общность, с одной стороны, и социальная, с другой. Этносы чаще всего возникают как человеческие популяции, но в дальнейшем развиваются как социальные системы. Этнос – это социальная группа, членов которой объединяет этническое самосознание – сознание своей генетической связи с другими представителями этой группы. Следует отметить, что здесь имеется в виду не столько действительная генетическая связь, сколько представление о ней. "Гены" (кровное родство) сами по себе еще не формируют этническое самосознание. Оно определяется не биологическими факторами происхождения от родителей, а социально-психологическим фактором – тем, что индивид думает о своем происхождении. Если говорить о целой общности, то есть о коллективном сознании, то уместным будет употребление термина Л. Н. Гумилева "этническая доминанта" – система политических, идеологических или религиозных ценностей, служащих объединяющим началом для формирования этнической системы.2
2.Этносы,оказавшие влияние на развитие русской культуры.
Мощной основой формирования
и развития самобытной
Великий ученый, академик А.А.Шахматов, который начал практическое изучение русских летописей, исследуя историю русского языка и его диалекты, пришел к выводу, что древние славяне зародились в верховьях Вислы, на берегах Тисы и на склонах Карпат . Это современные восточная Венгрия и Южная Польша. Таким образом, наши предки славяне появились и впервые оставили свой след в истории на границе двух климатических областей (западноевропейской — влажной и восточноевропейской — сухой с континентальным климатом), и эта территория нам особенно интересна.
Во времена Великого переселения народов славяне продвинулись к западу, северу и югу до берегов Балтийского, Адриатического и Эгейского морей. С запада их соседями были германские племена. На северо-востоке Европы со славянами соприкасались так называемые балты: литовцы, латыши, пруссы, ятвяги. Это очень древние народы, заселившие прибалтийскую территорию, когда оттуда ушел ледник. Они заняли почти пустые места и распространились довольно широко, примерно от сегодняшней Пензы и до Щецина. Северо-восточнее жили финские племена. Их было много: и суоми, и эсты, и «чудь белоглазая» (так звали одно из этих племен на Руси). Дальше жили зыряне, чудь заволоцкая и много других народов.3
Историческим ядром восточных
славян на протяжении полутора
тысяч лет была сравнительно
небольшая область Среднего
Это было бурное время стремительных перемещений и нашествий, союзов и вторжений десятков племен. Происходило взаимопроникновение и ассимиляция ряда народов, которое завершилось расселением славян на Балканах и в лесах северо-востока Европы. Возникшая новая форма переселенческой культуры отличалась наскоро построенными избами-землянками, набольшими поселками, огрубленным бытовым инвентарем. Именно таких славян и антов, быстро меняющих места поселения, и наблюдали греческие и итальянские писатели VIв. в лесостепном Среднем Поднепровье. С этого времени заселившие почти половину Византийской империи, славяне стали играть самостоятельную роль на политической арене раннесредневековой Европы.
Русская культура
Местоположение Руси
между Востоком и Западом,
Русские люди значительно
выросли духовно за
Христианизированная Русь
равноправно вошла в круг
Древнерусская культура предстает как единое нерасчлененное целое - в совокупности всех творческих усилий, независимо от времени их приложения. Подобная коллективность не встречается в западноевропейском средневековье (при известном типологическом сходстве всех средневековых культур между собой). Древнерусская культура обращена к внутреннему миру человека. Для нее характерен "акцент не столько на познании мира, сколько на понимании его, извлечении человеческого смысла, постижении законов нравственной жизни человека".
Информация о работе Роль различных этносов в культурогенезе русской культуры