Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 07:45, контрольная работа
Традиция - это самый ранний способ обеспечения единства поколений и целостности субъектов культуры.
Введение……………………………………..……………………………………3
1.Понятие, сущность и природа традиции…………………………………4
2.Живые, архаические, забытые и мертвые традиции: их место и роль в культуре………………………………………………………………………….. 9
3.Механизм обновления традиций. Соотношение традиций и новаторства в истории культуры…………………………………………………………….. 13
Заключение……………………………………………………………………… 16
Список используемой литературы…………………………………………...... 17
Содержание
Введение……………………………………..………………
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы…………………………………………....
Введение Что такое культура? Культура - это не только прекрасные произведения искусства, это духовная жизнь общества в целом, достижения науки, искусства, усвоенный в процессе обучения и восприятия способ поведения, духовный мир личности, уровень развития чего-либо, совокупность традиций передаваемых норм деятельности и поведения. В культуре любого народа есть много явлений, сложных по своему историческому происхождению и выполняемым функциям. Одним из самых ярких и показательных явлений такого рода являются народные традиции. Для того чтобы понять их истоки, надо, прежде всего, изучать историю народа, его культуру, соприкоснуться с его жизнью и бытом, попытаться понять его душу и характер. Любые традиции в своей основе отражают жизнь той или иной группы людей, а возникают они как результат эмпирического и духовного познания окружающей действительности. Какую бы традицию мы ни взяли, исследовав её корни, мы, как правило, приходим к выводу, что она жизненно оправдана и за формой, подчас кажущейся нам претенциозной и архаичной, скрывается живое рациональное зерно. Традиции любого народа, это его "приданое" при вступлении в огромную семью человечества, живущего на планете Земля. Каждый этнос своим существованием обогащает её и совершенствует. Целью данной работы является рассмотрение функционирования традиций в культуре. Задачами работы является рассмотрение таких вопросов, как: 1) Понятие, сущность и природа традиций; 2) Живые, архаические, забытые и мертвые традиции: их место в культуре; 3) Механизм обновления традиций. Соотношение традиций и новаторства в истории культуры.
Традиции выполняют две социальные функции: они являются средством стабилизации утвердившихся в данном обществе отношений и осуществляют воспроизводство этих отношений в жизни новых поколений. Эти функции традиция осуществляет следующим путём: традиции обращены к духовному миру человека, они выполняют свою роль средств стабилизации и воспроизводства общественных отношений не непосредственно, а через формирование духовных качеств, требуемых этими отношениями. Идейным содержанием, формулой традиции выступает непосредственно норма или принцип поведения. Последние, в отличие от правил, не дают детальных предписаний поступка. Они указывают направление поведения (честность, правдивость, простота и скромность, трудолюбие и бережливость и т.д.). Традиции, по своей сути, не имеют жёсткой связи с конкретным действием в определённой ситуации, поскольку те духовные качества, которые прививает нам традиция, необходимы для любых конкретных действий и реализация этих действий не самоцель, а лишь средство для формирования духовного облика человека.
Традиции также производят и воспитательное действие на человека, они формируют сложные привычки - определённую направленность поведения. Сложная привычка - это активная форма отражения требований жизни; в любой ситуации, имеющей к ней отношение, она в границах утверждаемой ею направленности поведения предоставляет человеку свободу выбора конкретного поступка. На основе сложной привычки всегда имеется возможность импровизировать поведение. Традиции как массовые сложные привычки ориентируют поведение не только в утвердившихся отношениях, но и в тех их новых вариантах, которые возникают неожиданно, резко отличаясь от привычного.
Традиция
прямо и непосредственно
Традиция - это самый ранний способ обеспечения единства поколений и целостности субъектов культуры.
Традиционные формы деятельности и поведения ориентированы не на достижения определённой цели, а на повторения заданного образца или стереотипа, в этом смысле традиция обеспечивает устойчивость любого социума. Преклонение перед традицией её культуры, это характерные черты таких обществ и культур, которые различаются традиционными чертами культур, в наибольшей степени обладают первобытные, азиатские и патриархальные социальные формы. Их особенностью является нетерпимость ко всяким новшествам в механизме традиций. А также сохранение и укрепление соответственного общественного порядка, нетерпимость даже к малейшим проявлениям индивидуализма и духовной самостоятельности.
Очевидно, эти черты в наибольшей степени были присущи другим культурам таким, как культуры Индии, Японии, Китая и д.р. Характерная особенность традиционных культур является их, так называемый антиисторизм, отрицание возможности исторического развития и какого-либо изменения вообще. Время в традиционных обществах как бы свёрнуто в кольцо, то есть происходит вращение по кругу.
Традиции как один из основополагающих аспектов нормального социокультурного развития необходимо отличать от традиционализма, составляющего идеологию и утопию некоторых государств и социальных движений.
Для понимания сущности традиций важно: 1) наличие некоего положительного жизненного опыта — способа удовлетворения потребности, поддержания жизни индивидов; 2) способность человека воспринимать опыт других индивидов и воспроизводить его — полностью или частично — в своей жизнедеятельности. Следовательно, базисным качеством человека в плане возникновения традиций является его восприимчивость к опыту других. Объединение содержания пунктов первого и второго делает традицию способом накопления всем человечеством или отдельными его сообществами опыта обеспечения и поддержания своей жизнедеятельности. При этом данный опыт становится действенным благодаря тому, что усваивается множеством индивидов. Иными словами, традиционное — это то, что воспринято и воспроизводится множеством индивидов.
Традиции
имеют отчетливо выраженный двойственный
характер: они совмещают описание
и оценку (норму) и выражаются описательно-оценочными
высказываниями. В традициях аккумулируется
предшествующий опыт успешной коллективной
деятельности, и они являются своеобразным
его выражением. С другой стороны,
они представляют собой проект и
предписание будущего поведения. Традиции
— это то, что делает человека
звеном в цепи поколений, что
выражает его пребывание в историческом
времени, присутствие в «настоящем»
как звене, соединяющем прошлое
и будущее. Традиционным становится
далеко не все из жизненного опыта человечества,
а лишь то, что способствует наиболее успешному
течению жизни в тех или иных (конкретных)
условиях. Изменяются условия жизни —
изменяются и традиции. В той же части,
в которой традиции связаны с самой природой
человека, у них есть нечто неизменное
во времени и общее для представителей
самых различных культур и цивилизаций.
Следовательно, характер традиции определяется
жизнедеятельности людей, а последний
вытекает как из характера базисных и
вторичных потребностей, так же из условий
их удовлетворения. Поэтому традиция —
общечеловеческое явление, а совокупность
конкретных традиций определяет самобытность
данного сообщества.
В мире существуют множество разнообразных традиций. Некоторые существуют уже много столетий, другие же только появляются. Мы продолжаем соблюдать традиции просто, потому, что привыкли к ним, но не помним уже, откуда они взялись. Существует несколько видов традиции. Правомерность традиционных форм действия обосновывается и узаконивается самим фактом их существования в прошлом, а их эффективность оценивается через точность следования принятому образцу.
Такой вид традиции можно назвать аутентичной, «первичной», нерефлексивной традиции. Она транслируется как непосредственно практически, через воспроизведение определенных форм действий и следование определенным регламентирующим правилам поведения (ритуал), так и устно через фольклор и мифологию. Все элементы традиции пронизаны символическим содержанием, отсылают к закрепленным в той или иной культуре смыслам и архетипам. Утрата смысловых компонентов в ритуальной форме бытования аутентичной традиции доводит ее до уровня обычая как постоянно и массово воспроизводимой формы. Данный вид традиции статично репродуцирует прошлое и способен только к экстенсивному развитию, отбирая элементы социокультурного опыта по закрепленной в данной культуре матрице. Именно о таких традициях идет, как правило, речь, когда говорят о «консервативности», «неизменности» и т.д.
Уже в древневосточных, а особенно в античном обществах, традиции приобретает свою превращенную форму, рефлексируясь и рационализируясь в рамках профессионально создаваемой культуры. Здесь она фиксируется в определенных текстах, получает письменно-знаковое выражение. Пройдя такого рода обработку, традиция вновь возвращается в пласт реального поведения и может вполне осознанно поддерживаться и трансформироваться действующими субъектами. Причем это возвращение носит существенно различный характер в зависимости от агентов, которым адресована традиция. Она может быть социализирована в деятельности как «потребителей», так и «творцов» культуры. В последнем случае порождаются такие ее специфические виды, как, например, авторская традиция, а также вырабатываются традиции работы с письменно-знаково оформленными фрагментами социокультурного опыта. Именно в этих случаях можно говорить о неаутентичных, «вторичных», рефлексивных традициях.
Совокупность «первичных» и «вторичных»
традиций конституирует понятие традиция
в широком смысле слова. Оба эти вида традиции
объединяет их самоорганизующаяся природа,
функционирование в режиме автономии,
не предполагающем институционализированных
форм обеспечения. «Вторичные» традиции
способны к интенсивному развитию, предполагают
возможность перестройки прошлого через
его постоянную переинтерпритацию в деятельной
и знаковой формах, осуществляют отбор
элементов социокультурного опыта через
изменение самих укоренных в культуре
матриц. В этом смысле возможность изменения
традиции выступает условием ее постоянного
воспроизводства и сохранения в социокультурных
системах. Особым видом традиций являются
так называемые негативные традиции, т.е.
основанные не на утверждении каких-либо
ценностей, а на отрицании неприемлемых
для данной культуры или субъектов ценностей.
Последние или осуждаются, или запрещаются
явно (через табу) или скрыто (через дозволение
иного). Негативная традиция строится
на основе образца того, как не следует
поступать или на что не нужно ориентироваться.
Тем самым она оказывается зависимой от
своего «противника», а, следовательно,
невольно способствует закреплению, сохранению
и трансляции тех смыслов и значений, с
которыми пытается бороться. Так, борьба
с религиозными ересями способствовала
сохранению идей, в них проповедовавшихся.
Не попадает в поле действия традиции
только явно (рефлексивно) или неявно неоцениваемое
– ценностно-нейтральное. Оно не замечается,
замалчивается и умирает. Утрата ценности
в традиции есть прекращение движения,
невозможность развития в данном направлении.
Связанные с этой ценностью явления выпадают
из системы трансляции и как бы перестают
существовать, во всяком случае, актуально.
Одной из характеристик конкретной традиции
является ее распространенность: бывают
традиции местного значения, бывают традиции
общенационального характера или даже
межнационального. К примеру, традиция
отмечать праздники есть у всех народов,
у всех цивилизаций. Еще одной характеристикой
конкретной традиции (а с нею и самого
этого явления в целом) является устойчивость
(традиций), а прямым следствием устойчивости
традиции является ее жизнеспособность.
По всему ходу истории человечества происходит
«естественный отбор» традиций, в результате
которого новые нарождаются, старые отмирают,
а некоторые существуют тысячелетиями.
В этом «естественном отборе» традиций
есть постоянное ядро традиционности
— общечеловеческий и непреходящий во
времени характер базисных потребностей
и модифицируемое конкретное содержание,
в зависимости от условий жизни. Среди
членов сообщества всегда есть более консервативная
часть — приверженцы традиций, склонные
отстаивать их даже при значительных изменениях
условий жизни (последнее — их недостаток),
и «прогрессивная» часть — индивиды, склонные
к отходу от традиций даже при сохранении
прежних условий жизни (это — их недостаток,
так как не все новое лучше старого). Особенно
опасно угасание прежних традиций до того,
как сформируются новые и более эффективные:
многие члены сообщества могут оказаться
дезориентированными в своей жизнедеятельности.
Подобное возможно при смене общественно-политических
систем (к примеру, вследствие революции).
Благоприятными процессами, происходящими
с традициями, являются: возникновение,
закрепление, распространение, воспроизведение;
неблагоприятными — «размывание», девальвация,
угасание, искажение, стирание, забвение,
амортизация.
У культуры, как у всякого диалектически развивающегося процесса, имеются устойчивая и развивающаяся (новаторская) стороны. Устойчивая сторона культуры – это культурная традиция, благодаря которой происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории, и каждое новое поколение людей может актуализировать этот опыт, опираясь в своей деятельности на созданное предшествующими поколениями. В так называемых традиционных обществах, люди, усваивая культуру, воспроизводят ее образцы, а если и вносят какие-либо изменения, то в рамках традиции. На ее основе происходит функционирование культуры.
Традиция превалирует над творчеством. Творчество в этом случае проявляется в том, что человек формирует себя как субъекта культуры, которая выступает как некий набор готовых, стереотипных программ (обычаев, ритуалов и т.п.) деятельности с материальными и идеальными объектами. Изменения же в самих программах происходят крайне медленно. Таковы в основном культура первобытного общества и более поздняя традиционная культура.
Такая устойчивая культурная традиция в определенных условиях необходима для выживания человеческих коллективов. Но если те или иные общества отказываются от гипертрофированной традиционности и развивают более динамические типы культуры, это не значит, что они могут отказаться от культурных традиций вообще.
Не может культура существовать без традиций. Культурные традиции как историческая память – непременное условие не только существование, но и развитие культуры даже в случае созидательных качеств новой культуры, диалектически отрицая, включает в себя преемственность, усвоение положительных результатов предшествующей деятельности – это общий закон развития, который действует в сфере культуры, имея особо важное значение. На сколько этот вопрос практически важен, показывает и опыт нашей страны.
После Октябрьской революции и в обстоятельствах всеобщей революционной обстановки в обществе художественной культуры возникло течение, лидеры которого хотели построить новую, прогрессивную культуру на основе полного отрицания и разрушения предшествующей культуры. И это привело во многих случаях к потерям в культурной сфере и разрушение ее материальных памятников.
Поскольку в культуре отражаются различия мировоззрений в системе ценностей в идейных установках, поэтому правомерно говорить о реакционных и прогрессивных тенденциях в культуре. Но отсюда не следует, что можно отбрасывать предшествующую культуру – на пустом месте создать новую более высокую культуру невозможно. Вопрос о традициях в культуре и об отношении к культурному наследию касается не только сохранения, но и развития культуры, т.е. созидание нового, приращение культурного богатства в процессе творчества. Хотя творческий процесс имеет объективные предпосылки и в самой реальности и в культурном наследии, непосредственно он осуществляется субъектом творческой деятельности. Сразу же следует оговориться, что не всякое новаторство – творчество культуры. Созидание нового становиться одновременно творчеством культурных ценностей тогда, когда оно не несет в себе всеобщее содержание, приобретая общую значимость, получает отзвук от других людей.