Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 14:21, контрольная работа
Россия продолжала расширять свои территории и стала огромной страной-империей. Начатые в XVIII в. реформы и преобразования также продолжались, и Россия ускоренно изменялась, обретая свое законное место среди ведущих держав мира.
Введение……………………………………………………………….......3
1. Российская культура XVIII века………………………………………5
1.1 Образование и наука………………………………………………….5
1.2 Книгоиздание и литература………………………………………….8
1.3 Архитектура………………………………………………………….10
1.4 Музыка. Театр………………………………………………………..12
2. Культура России XIX века……………………………………………14
2.1 Культура России в первой половине XIX века…………………….14
2.2 Культура России во второй половине XIX века…………………...18
Заключение……………………………………………………………….25
Литература………………………………………………………………..27
1.4
Музыка. Театр. XVIII в. стал временем рождения
русского театра. В 1702 г. в Москве открылся
первый публичный театр ("Комедийная
хоромина"). Позднее в Ярославле под
покровительством воеводы Мусина-Пушкина
был создан Театр Ф.Г. Волкова.
В 1756 г. в Петербурге был создан первый
государственный театр. Основу его составила
труппа ярославских актеров во главе с
Волковым. В то же время действовал Школьный
театр при Сухопутном Шляхетском корпусе,
в 1779 г. возник частный театр на Царицыном
лугу (Марсово поле), впервые поставивший
"Недоросля" и другие пьесы Фонвизина.
В Москве представления разыгрывались
итальянской труппой Д. Локателли. В 1780
г. был открыт Петровский театр, ставивший,
как это было принято, драматические, оперные
и балетные спектакли. Широко известны
были крепостные театры князя Н.Б. Юсупова
в Архангельском, графа Н.П. Шереметева
в Останкино, на сцене которого блистала
П. И. Ковалева-Жемчугова.
Большая часть театрального репертуара
представляла собой переводы и переделки
переводных пьес, но во второй половине
XVIII в. появляется национальная драматургия
(Сумароков, Фонвизин, Херасков).
Светская музыка начала XVIII в. была представлена
несложными формами бытовой песни, а также
кантами (вид многоголосой песни, заимствованный
из Литвы и Польши). Канты носили торжественный
характер и исполнялись, как правило, на
празднествах в честь военных побед России.
В середине XVIII в. популярными в России
стали итальянская и французская опера.
В последней четверти столетия формируется
отечественная композиторская школа.
Ведущим жанром была комическая опера.
Успехом пользовались оперы А.О. Аблесимова,
В.А. Пашкевича, Е.И. Фомина, Д.С. Бортнянского.
На рубеже XVIII – XIX вв. появился жанр камерной
лирической песни, развитие которого способствовало
творчество О.А. Козловского.
Последняя треть XVIII века характеризуется
значительной демократизацией музыкально-общественной
жизни. Театральная жизнь выходит далеко
за пределы придворного, аристократического
быта. Развивается музыкальное образование,
нотопечатание и нотоиздательское дело.
Музыка становится достоянием более широких
кругов русского общества: домашнее музицирование
получает распространение в мелкопоместной
и городской мещанской среде.
Итоги
историко-культурного развития России
в XVIII веке весьма значительны. Продолжалось
развитие русских национальных традиций
во всех видах искусства. В то же время
укрепление связей с зарубежными странами
способствовало проникновению западного
влияния на русскую культуру. Укрепление
могущества Русского государства, которое
стало одним из крупнейших государств
мира, способствовало формированию русской
нации и единого русского языка, ставшего
величайшим культурным богатством русского
народа. Получили развитие все направления
культуры - образование, книгопечатание,
литература, архитектура, музыка. Произошло
обмирщение, секуляризация культуры, проникновение
в Россию идей Просвещения. Это способствовало
появлению новых видов культуры – первых
литературных журналов, художественной
литературы, общедоступного театра, светской
музыки. Значительно расширилась сфера
духовной деятельности русских людей.
2. Культура России XIX века
В целом главными и наиболее важными событиями и явлениями, определявшими развитие русской культуры 19 века, были Отечественная война 1812 года, восстание декабристов 1825 года, крепостничество и реформа по его отмене. Происходили значительные успехи в деле развития образования, которые способствовали дальнейшему прогрессу науки. Ученые-математики: Лобачевский, Маркова; асторономия: Струве. Физика: Петров, Ленц, Якоби, Шиллинг; химия: Менделеев, Зинин, Бутлеров; география: Беллинсгаузен, Лазарев; биология: Пирогов, Склифосовский; история: Карамзин, Соловьев, Ключевский. Значительных достижений добилось языкознание. Здесь особо выделяется деятельность Даля, составителя «Толкового словаря живого великорусского языка».
2.1 Культура первой половины XIX В.
Культура первой половины XIX в. характеризовалась быстрой сменой направлений. В общественном сознании происходил постепенный отход от нормативности просветительской идеологии, лежавшей в основе стиля классицизма. И как следствие, усилилось внимание к человеку, его внутреннему миру, где чувство, а не долг выступало важным побудительным мотивом его поступков.
Широкое распространение и влияние в русской культуре начала века имел романтизм. В России он возник в переломную эпоху Отечественной войны 1812 г. Сутью романтического стиля было стремление противопоставить реальной действительности обобщенный идеальный образ, яркая индивидуальность и неповторимый облик которого не укладывались в рамки общепринятых стереотипов мышления и поведения. Личность находится в противоречии с окружающей ее реальностью — таково исходное положение романтизма. Дело в том, что романское искусство создавалось художниками, которые зачастую сами находились в сложном разладе с «враждебной действительностью». Они искали умиротворения в идеализированном прошлом, в народных преданиях, в тишине и покое природы. На почве увлеченности «вечной красотой» народного творчества возрождается интерес к самобытным истокам культуры.
Русский романтизм неотделим от общеевропейского, но при этом обладает ярко выраженной спецификой, обусловленной всем ходом предшествующего исторического и духовного развития. Внимание к отечественной истории было характерно для всей культуры в целом. К исторической проблематике обращались многие писатели, поэты, композиторы. Но русская художественная интеллигенция, в соответствии со своей миссией глашатая свободы и либерализма, не испытывала приверженности к абстракциям грез и иллюзий, к фантазиям, далеким от действительности. Окружающий мир воспринимался русскими художниками XIX в. как главный предмет творчества. Это стимулировало развитие реалистической образности, которая сочеталась с романтическими средствами выразительности. Историки русской культуры справедливо полагают, что романтизм стал важным звеном в общем процессе развития культуры от классицизма к реализму. Именно это одновременное переплетение стилей и способствовало рождению выдающихся произведений русского искусства.
В
культуре «золотого века» литература
сыграла главную
На характер и содержание русской культуры существенное влияние оказало движение декабристов, которое придало ей особые черты гражданственности и политического вольнолюбия. Это влияние послужило причиной для появления нового способа воспроизведения действительности, получившего впоследствии название критического реализма, одного из основных методов в русской литературе XIX в. Идеи борьбы и свободы личности нашли свое отражение в творчестве передовых русских писателей Пушкина, Гоголя, Лермонтова.
Начиная с Пушкина и Гоголя, русские писатели и поэты — И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Островский, Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет и др. постоянно стремились воплотить в своем творчестве высокий социально-гуманистический нравственный идеал.
В первые десятилетия столетия архитектура, развиваясь в формах позднего классицизма — ампира, обретает особую торжественность. В отличие от дворцовых и храмовых построек предшествующей эпохи зодчие трудятся в основном над проектами зданий общественного и утилитарного характера: театров, министерств, казарм и т. д. Иными словами, облик архитектуры определяли постройки общегородского предназначения.
Первыми в русле позднего классицизма (ампира) в русской архитектуре творили А.Н. Воронихин и А.А- Захаров.
К
началу 30-х гг. классицизм как ведущий
стиль русской архитектуры
В
30-х гг. в связи с упадком
классицизма на смену ампиру пришли
различные эклектические формы,
в том числе получил
С первых лет XIX в. в художественных вкусах российского общества заметны очевидные изменения в связи с отказом от художественных канонов классицизма. В русской живописи растет интерес к человеческой личности, жизни простых людей. Как и в литературе, в живописи мир романтических чувств соединился с реальными образами, вызвав к жизни новые имена художников и творческие открытия.
Развитие романтизма, а затем и реализма в изобразительном искусстве повлекло за собой серьезные перемены в академической живописи. В 30—50-х гг. идейные основы академизма, основанные на иерархической ценности жанров, все более устаревали. Художественные установки академизма вступали в противоречие с требованиями жизни и общественными задачами искусства. Все очевиднее становилась потребность в новых выразительных средствах в живописи. В этих условиях еще сохранялся приоритет исторического жанра, в то время как бытовой жанр в качестве самостоятельного еще не получил признания. Утверждение романтических идей предопределило тогда быстрое развитие портретного жанра в живописи.
В первой половине XIX в. русская музыкальная культура вступила в качественно новую эпоху своего развития. Под влиянием исторических событий 1812 г. композиторы все чаще обращались к героико-патриотическим и национальным сюжетам. На этой волне уже в первое десятилетие XIX в. многие композиторы тяготели к романтизму. Ведущим жанром того времени стал романс, а видными приверженцами этого жанра были А.А. Алябьев, А.Е. Варламов, Я.Н. Верстовский, П.П. Булахов, А.А. Турилев. Именно этими композиторами были написаны романсы, которые и поныне пользуются большой гяопулярностью: «Соловей» (Алябьев), «Тройка» (Булахов), «Вдоль по улице метелица метет», «На заре ты ее не буди» (Варламов), «Колокольчик;» (Гурилев).
Русская
культура первой половины XIX в., отразив
плодотворный диалог разных направлений,
сделала важный шаг вперед. В творчестве
художников всех видов искусства воплотилась
идея русской национальной самобытности.
Плодотворность этой идеи подтвердилась
в еще более высоких достижениях литературы,
живописи и музыки второй половины столетия.
2.2
Культура второй
половины XIX века
Столичное дворянство было основным носителем культуры примерно до середины столетия, когда в России выдвинулись новые общественно-политические силы — разночинцы, выходцы из новых общественных слоев и революционно настроенная интеллигенция. Эти силы видели свою историческую миссию в решении двух основных проблем — образ России и судьба человека. Способы решения этих проблем получили разнообразное социально-политическое, нравственное, религиозное и духовное выражение. В творчестве писателей, композиторов, художников, архитекторов решение этих проблем и соответствующее их выражение обрели черты новой картины мира, сквозь призму которой произошла переоценка общественной роли и значимости культуры.
Кроме того, разночинцы сделали русскую культуру более социальной по проблематике и в значительно большей мере демократичной по направленности и формам. Отныне гораздо активнее и критически глубже осознаются главные социальные конфликты русской действительности. Никогда ранее культура так непосредственно не участвовала в крупных общественных движениях. Отсюда ее характерными чертами стали гражданственность, высокая нравственность и демократическая направленность.
Стиль реализма все более принимает критический характер и в этом качестве становится основным художественным направлением. Критический реализм существенно изменил общественные функции искусства, которое должно было не только воспроизводить и объяснять жизнь, но и выносить «приговор о явлениях ее».
Русская
литература пореформенного времени
подарила миру «яркое созвездие великих
имен». Новое поколение писателей-
Начало творческой деятельности Ивана Сергеевича Тургенева относится к 40-м гг., когда писатель увлекался философией романтизма. Под ее влиянием сформировалось жизненное кредо Тургенева — он был противником насильственных мер решения любых проблем, в том числе и социальных. Однако увлечение романтизмом прошло довольно быстро, и уже с середины 40-х гг. Тургенев становится писателем-реалистом.