Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 14:21, контрольная работа
Россия продолжала расширять свои территории и стала огромной страной-империей. Начатые в XVIII в. реформы и преобразования также продолжались, и Россия ускоренно изменялась, обретая свое законное место среди ведущих держав мира.
Введение……………………………………………………………….......3
1. Российская культура XVIII века………………………………………5
1.1 Образование и наука………………………………………………….5
1.2 Книгоиздание и литература………………………………………….8
1.3 Архитектура………………………………………………………….10
1.4 Музыка. Театр………………………………………………………..12
2. Культура России XIX века……………………………………………14
2.1 Культура России в первой половине XIX века…………………….14
2.2 Культура России во второй половине XIX века…………………...18
Заключение……………………………………………………………….25
Литература………………………………………………………………..27
План
Введение……………………………………………
1. Российская культура XVIII века………………………………………5
1.1
Образование и наука……………………………
1.2
Книгоиздание и литература……………
1.3
Архитектура…………………………………………………
1.4 Музыка. Театр………………………………………………………..12
2. Культура России XIX века……………………………………………14
2.1
Культура России в первой
2.2 Культура России во второй половине XIX века…………………...18
Заключение………………………………………
Литература………………………………………
Введение
"Век
разума и просвещения" - так
говорили о своем времени
Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в то же время опирались на коренные отечественные традиции, накопленные за длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на опыт древнерусского искусства. Именно в силу этой глубокой преемственности Россия сумела в течение XVIII века не только принять активное участие в общем процессе движения мировой культуры, но и создать свои национальные школы, прочно утвердившиеся в литературе и поэзии, в архитектуре и живописи, в театре и музыке.
Россия продолжала расширять свои территории и стала огромной страной-империей. Начатые в XVIII в. реформы и преобразования также продолжались, и Россия ускоренно изменялась, обретая свое законное место среди ведущих держав мира.
В сфере культуры XIX столетие стало для России временем невиданного взлета и расцвета. По богатству литературы, изобразительного искусства, музыки этот век несравним ни с каким другим периодом истории не только русской, но и мировой культуры. Если в XVIII в. Россия громко заявила всему миру о своем существовании, то в XIX в. она буквально ворвалась в мировую культуру, заняв там одно из самых почетных мест. Это произошло благодаря тому, что Россия подарила миру гениев в литературе, живописи, музыке, архитектуре, философии и тем самым внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. Именно в XIX в. российская культура, став классической, создала совершенные образы и произведения, на которые ориентировались многие поколения людей и художников в своей жизни и творчестве. Все это позволяет назвать XIX век золотым веком русской культуры.
Поэтому
изучение культуры России в XVIII-XIX вв. является
актуальным.
1. Российская культура
XVIII века
1.1 Образование и наука. Впервые при Петре I образование стало государственной политикой, поскольку для осуществления задуманных им реформ нужны были образованные люди. В этот период открывались общие и специальные школы, были подготовлены условия для основания Академии наук. Молодых людей посылали за границу учиться ремеслу – корабельному и морскому делу, а также наукам и искусству. С 1 января 1700 года указом Петра I было введено новое летоисчисление « от Рождества Христова».
В 1701 году открыта школа математических и навигационных наук – навигационная школа – первое светское государственное учебное заведение. Ученики школы изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, навигацию, астрономию. При посольском приказе была создана школа для обучения иностранным языкам, а позже – школа канцелярских служащих. В Москве и других городах создавался ряд профессиональных школ – Артиллерийская, Инженерная, Медицинская; на Уральских заводах – горнозаводские училища. Вначале в школы принимали детей дворян и детей разночинцев, но постепенно школы стали превращаться в закрытые учебные заведения только для дворянских детей.
Для мальчиков всех сословий кроме крестьян в первой четверти XVIII века создаются государственные начальные общеобразовательные школы – цифирные школы. Постепенно число этих школ уменьшилось, а затем они прекратили своё существование. В то же время были церковно-приходские училища, в которые принимались дети любых сословий. Существовали также духовные семинарии и школы. В 1786 г. Был издан Устав народных училищ – первый законодательный акт в области образования. Впервые вводились единые учебные планы, классно- урочная система.
К середине XVIII в. уровень образованности был еще не высок, однако она стала модной среди дворян. Стали создаваться закрытые сословные учебные заведения для детей дворян: в 1731 году – Шляхетский (дворянский) корпус для подготовки офицеров; в конце 50-х годов – Пажеский корпус, где готовили к придворной службе; в 1764 году – Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге для девочек.
Организация среднего и высшего образования была тесно связана с созданием Академии наук (1724 г.). В неё входили Академия, Университет и гимназия. М. В. Ломоносов (1711-1765) стал первым русским академиком, ученым мирового значения. Он был также крупнейшим русским поэтом, заложившим основы современного русского литературного языка. Ломоносов очень много сделал для развития русской науки и организации образования. В 1755 году по его инициативе был создан Московский университет, ставший крупным культурным центром. В созданной университетской типографии издавалась газета «Московские ведомости», выходившая на протяжении 162 лет. Из стен университета вышли Д.И.Фонвизин, позднее А.С. Грибоедов, П.Я. Чаадаев, будущие декабристы Н.И. Тургенев, И.Д. Якушкин, А.Г. Каховский.
Появились профессионально-художественные учебные заведения: в Петербурге – танцевальная школа (ныне Училище имени А.Я. Вагановой); в Москве – Балетное училище и Академия художеств.
В конце XVIII века в России было 550 учебных заведений и 62 тысячи учащихся.
Развитие науки вызывалось практическими потребностями государства, появлением значительного числа ученых из русских и иностранцев, расширением связей с мировой наукой. В связи с проведением большого количества экспедиций в разные концы страны ее участники составляют карты Балтийского и Каспийского морей, Дона и Камчатки и т. д. И. К. Кирилов свел воедино географические открытия в своем “Атласе Российской империи” (1734 г.).
При Петре I создали труды по истории Северной войны — “Книгу Марсову”, “Историю Северной войны”. Для пропаганды научных знаний открыли в Петербурге Кунсткамеру (1719 г.) с ее историческими реликвиями, зоологическими и иными коллекциями (“монстры”, всякие диковины, раритеты). Во второй четверти XVIII в. В. Н. Татищев создал обобщающий труд — “Историю Российскую”. В ней использовано большое число разных источников, в том числе русских летописей, включая те, которые не сохранились до нашего времени. Тем самым отрывки из них, приведенные в его труде, во-первых, дают, сведения о событиях, отсутствующие в других, известных нам летописях, во-вторых, позволяют более полно изучить историю самого летописания. В связи с этим в исторической науке последних десятилетий ведутся споры: одни ученые, исследуя “татищевские” известия из летописей, не доверяют им, считают их выдумками знаменитого историка XVIII столетия. Другие, наоборот, исходят из того, что он цитировал, пересказывал подлинные, но не сохранившиеся рукописи. Историки подтверждают свои выводы детальным анализом “татищевских” известий в сравнении со всеми другими источниками. Татищев делал то, что было обычным для его времени: иногда вольно перелагал записи источника, сопровождал их своими дополнениями, рассуждениями и т. д., и это нередко вводило и вводит в заблуждение его критиков.
Ученым-энциклопедистом, первым русским академиком стал М. В. Ломоносов, о котором Пушкин сказал, что он, основатель Московского университета, “сам был первым нашим университетом”. Упорный труд, гениальные способности сделали его титаном науки — он работал в области физики и химии, астрономии и минералогии, геологии и горного дела, истории и географии, лингвистики и поэтики. В этих и других отраслях знаний ученый оставил глубокий след. Ломоносов открыл, например, закон сохранения материи и движения, обосновывал теории атомно-молекулярного строения вещества, причины поднятия материков и горообразования и т. д. В исторической науке он решительно критиковал ученых Байера и Миллера, их норманнскую теорию. История русского народа, его языка начинается, как доказывал он, с “глубокой древности”, а отнюдь не с призвания варягов, которых он считал жителями южного побережья Балтики.
Работавший
одновременно с Ломоносовым в
Академии Л. Эйллер, великий математик,
называл его “гениальным
За Ломоносовым последовала целая плеяда выдающихся русских ученых. М. В. Севергин стал основоположником русской минералогической школы. С. П. Крашенников составил знаменитое “Описание земли Камчатки”, И. И. Лепехин — описание земель Поволжья, Урала, Сибири (“Дневные записки”).
Тогда же, во второй половине столетия, закладываются научные основы биологии, агрохимии и других отраслей знаний. В области истории работают выдающиеся ученые — М. М. Щербатов (“История Российская от древнейших времен”), И. Н. Болтин.
1.2 Книгоиздание и литература. В 1708-1710 была проведена реформа шрифта, упростившая сложную кириллицу, что способствовало увеличению издания светских гражданских книг и учебников.
С 1703 года стала выходить первая печатная газета «Ведомости», издававшаяся по указу Петра I. В «Ведомостях» публиковались военные сообщения, известия о состоянии торговли и промышленности, о новых школах, иностранная хроника и др.
Большая заслуга развития Российского книгоиздания принадлежит русскому просветителю, писателю, журналисту Н.И. Новикову. В его типографиях печаталось около трети издаваемых в последней четверти XVIII века книг. Он издавал книги по всем отраслям знаний, а также сатирические журналы «Трутень», «Живописец», Кошелёк», в которых выступал ярым противником крепостного права. Новиков – организатор библиотек и школ в Москве, книжных магазинов в 16 городах России.
Широкая книгоиздательская деятельность во многом ускорила развитие литературы. В XVIII в. гораздо более широкий размах приняло печатание книг по разным отраслям знаний. Преимущество получают светские книги. В повестях разрабатываются сюжеты из окружающей жизни: в них мы встретим живые образы людей той поры — то мелкого дворянина, плута и пройдохи из Старой Руссы (“Повесть о Фроле Скобееве”), то дворян и купцов—поклонников европейских нравов и удовольствий (“О российском матросе Василии”, “История о Александре, российском дворянине”, “История о российском купце Иоанне”).
В середине XVIII в. в русской литературе утверждается классицизм. Возник он под воздействием западноевропейского, более раннего по времени, но приобрел свои характерные черты — пафос национальной государственности, абсолютной монархии. Родоначальник классицизма в России — А. Д. Кантемир, сын молдавского господаря, перешедшего на службу к Петру Великому. Вершины это направление достигло в торжественных, философских одах Ломоносова с их идеями мудрого монарха и общенародного культурного прогресса.
Русский классицизм представлен именами А. П. Сумарокова, его главы, М.М.Хераскова (тоже из молдаван), В. И.Майкова, Я. Б. Княжнина и др. Проповедуя высокие гражданские чувства, благородные поступки, они исходили из мысли о неразрывности интересов дворянства и самодержавной государственности.
На смену классицизму в конце века приходит сентиментализм. Ему присущи сугубый интерес к чувствам, переживаниям, интересам простого человека, особенно из средних сословий. В жанре сентиментальной повести, сентиментального путешествия писал Н. М. Карамзин, будущий великий историк. Тонко передавая глубокие переживания простых людей, поселян, он впервые в русской литературе попытался нарисовать внутренний мир крестьян. В ряде произведений, относящихся к жанру классицизма, явственно видны элементы реализма. Д. И. Фонвизин в “Бригадире” и “Недоросле” метко, реалистично описывает жизнь помещичьих усадеб, нравы их владельцев, сочувствует судьбе крестьян, положение которых, по его мысли, требует облегчения путем смягчения нравов дворянства, его просвещения.
Творчество Г. Р. Державина также нередко вступало в конфликт с канонами классицизма в поэзии. Он стал одним из предшественников А. С. Пушкина.
1.3
Архитектура. В Петровскую эпоху вносятся
новшества в архитектуру и строительство,
обусловленные требованиями правительства
выразить в архитектурных сооружениях
силу, мощь и величие Российской империи.
С политико-экономическим развитием страны
предъявляются к гражданскому строительству.
Наиболее заметными строениями того времени
в Москве были Большой Каменный мост, Арсенал
в Кремле и др. В 1749 г. Ухтомский организовал
в Москве первую в России Архитектурную
школу, в которой под его руководством
учились В.П.Баженов и М.Ф.Казаков.
Петровская эпоха характеризуется строительством
новой столицы - Петербурга (с 1703 г.), для
чего были приглашены иноземные зодчие
Трезини, Растрелли. Новая столица была
задумана как регулярный город, с длинными
лучевыми проспектами, с городскими ансамблями
кварталов и улиц, площадей. Трезини выступил
как автор жилых зданий трех категорий:
для "именитых" граждан - каменных,
для "зажиточных" и "простых"
людей - мазанковых. Общественные сооружения
Трезини отличались простотой стиля- здание
Двенадцати коллегий (ныне Университет).
Самым значительным сооружением был Петропавловский
Собор Петропавловской крепости.
В числе общественных зданий выделялись
Гостиный двор, Биржа, Адмиралтейство.
Одновременно с Петербургом строились
загородные дворцы со знаменитыми парковыми
ансамблями - Петергоф и др.
Огромным вкладом в стиль русского барокко
была деятельность отца и сына Растрелли.
Отец (итальянский скульптор) участвовал
в декоративном оформлении Петергофа.
Сын (уже русский архитектор) был автором
Смольного монастыря и Зимнего дворца
в Петербурге, Большого Дворца в Петергофе,
Екатерининского дворца в Царском Селе
и др. На смену русскому барокко в зодчестве
в 60-е годы пришел русский классицизм,
который достиг своего расцвета в начале
19 в. Представителями классицизма в России
стали архитекторы В.П. Баженов, М.Ф.Казаков
и И. Е. Старов.
Баженов и Казаков работали в Москве и
Петербурге - дворцово-парковый ансамбль
в Царицыно, Сенат в Московском Кремле,
Дворянское Собрание с великолепным Колонным
залом, Михайловский замок. Старов - автор
Троицкого собора Александро-Невской
лавры Таврического дворца - памятника
победы в русско-турецкой войне. Главная
ценность классицизма - ансамбль, организация
ансамбля: строгая симметрия, прямые линии,
прямые ряды колонн. Яркий пример - Дворцовая
площадь архитектора К.И.Росси. Сохранившиеся
здания 18 в. и сегодня являются не только
украшением русских городов, но и шедеврами
мирового значения.
Изобразительное искусство. Это время
расцвета портретной живописи. Наиболее
известные художники петровского времени
- Андрей Матвеев (1701-1739 гг.) и Иван Никитин
(1690-1742 гг.) - основоположники русской светской
живописи. К концу 20-х годов наметился
перелом к придворному направлению живописи.
Лучшие портретисты 18в.- А.П.Антропов, Ф.С.Рокотов,
Д.Т.Левицкий, В.Л.Боровиковский. Классическое
направление в скульптуре представляли
Федор Шубин, Михаил Козловский.
В конце 18 в. формируется одна из богатейших
художественных коллекций мира - Эрмитаж.
В его основе лежит частная собрание картин
Екатерины.