Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 13:10, реферат
Огромен сейчас интерес к древнерусской живописи в нашей стране, и не менее огромны трудности ее восприятия у тех, кто обращается к ней сегодня. Их испытываю практически все - и подростки, и взрослые, причем даже люди, в остальном хорошо образованные, хотя в Древней Руси ее живопись была доступна всем. Дело в том, что коренятся эти трудности не просто в недостатке знаний у отдельного человека, причина их гораздо шире: она в драматической судьбе самого древнерусского искусства, в драмах нашей истории.
1. РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
1.1. Корни древнерусской иконописи …………………………………………3
1.2. Причины забвения русской иконы ………………………………………..6
1.3. Признание громадного художественного значения древне-
русской иконы и возрождение интереса к ней…………………………7
2. ЯЗЫК ИКОН
2.1. Сюжеты древнерусской живописи ……………………………….……….11
2.2. Образы Спаса ……………………………………………………….………12
2.3. Образы Богородицы ………………………………………………….…….14
Список литературы …………………………………………….…………….17
себе было важно, так как расширяло представления о древней иконописи. Но что еще важнее - у старообрядце учились ценить ту
"тонкость древнего письма", которую они сами ценили в собранных
ими иконах. Учились у них видеть и сквозь потемневшую олифу виртуозную точность рисунка, стройную ясность композиции.
На исходе XIX века в России складываются многочисленные
коллекции. Самые знаменитые из них - коллекции А.В. Морозов а,
И.С. Остроухова в которых иконы были собраны уже не как памятники старины, а как произведения искусства. В конце жизни начинает
собирать иконы и знаменитый Третьяков и, понимая художественное
значение собранной им коллекции икон, он завещает ее своей кар-
тиной (Третьяковской) галерее.
Естественно, что и у владельцев иконных собраний, и у людей
близких к ним возникло желание увидеть то, что находится под по-
черневшей олифой, увидеть собранную ими древнюю живопись в
настоящем виде. В начала XX века были предприняты расчистки икон.
Инициатором этих расчисток являлся И.С. Остроухов, бывший к тому
времени не только владельцем собственного иконного собрания, но
и попечителем Третьяковской галереи. Благодяря его знаниям, опыту нашлись и исполнители этой работы. К ней были привлечены мастера-иконописцы, уроженцы старинных иконописных сел. Хорошо зная
технологию иконы, вспомнив дедовские приемы, они справились с поставленной задачей, убрали с поверхности икон и потемневшую
олифу и поздние записи - открыли первоначальную древнюю живопись.
С этого момента началось настоящее открытие древнерусской
иконописи. В результате расчисток, или реставрации, как мы теперь говорим, иконы представали так ново и неожиданно, что удивляло даже специалистов. В прах разлетелся миф о "черных иконах".
Вслед за первыми расчистками последовало множество других:
и в частных собраниях, и музеях, и в храмах, где кроме того, начали расчищать и раскрывать древние фрески.
Открытие
древнерусской живописи в
ее художественного значения возрождало и понимание ее подлинного
духовного смысла. Но на дальнейших судьбах и самого древнерусского искусства, и его постижения сказались великие и грозные исторические события начала XX века, свершившиеся в стране, преобразования в результате Октябрьских событий 1917 года. Признание
атеизма в качестве государственного мировоззрения привело к го-
нению на христианское слово, к почти полному изъятию его из на-
родного обихода, надолго сделала невозможным изучение духовного
смысла древней
иконописи. Оно грозило гибелью
и самим произведениям
уничтожено.
Однако признание иконописи искусством, составной частью
культуры сыграло свою положительную роль: для икон открыли свои
двери музеи, куда поступали древние иконы, собранные коллекционерами и иконы из закрываемых храмов. С послевоенных лет, когда
начал возрождаться интерес к национальной культуре, икона как
явление этой культуры начала возвращаться в музейные экспозиции:
сначала очень робко, а в 60 - 80-е годы уже достаточно широко и
открыто. Происходящие сейчас в нашем обществе процессы уже при-
вели к тому,
что древняя икона возвращается
и в храмы.
2. ЯЗЫК ИКОН
2.1. Сюжеты древнерусской
живописи
Таинственная
загадочная красота иконы
ее художественный
язык, столь отличный от языка европейского
искусства становиться
теперь в двойной изоляции от своей расчищенной, сохраненной, сияющей красками живописи. Если Людям начала XX века был нов художественный мир иконы, то лежащее в ее основе слово, Евангелие,
Библия, вся христианская традиция были им хорошо известны. Мы,
также как и они, привыкли с детства е европейской живописи ( по-
тому что европейской по типу является и русская живопись XVI-
II-XIX веков), и нам тоже труден и непривычен художественный
язык иконописи. Но, кроме того, нам - нам в широком смысле слова
- плохо известно Священное Писание, неведомы жития святых, церковные песнопения, закрыто и то "слово", которое лежит в основе
древнерусской живописи. Начавшееся возвращение к нему идет трудно и медленно.
Рассматривая иконы мы часто задаем вопросы: "Кто изображен?
Что изображено?", а потом - "Почему так изображено?". Вопросы
эти, кажущиеся на первый взгляд простыми и наивными, чрезвычайно
важные и нужные.
Без ответа на них невозможно самое первое приближение к
древнерусской иконописи, невозможно приобщение к тому открытию
иконы после столетий забвения, которое принес наш век.
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся композиции русских
икон.
2.2. Образы Спаса
Главный,
центральный образ всего
образ Иисуса Христа, Спаса, как его называли на Руси. Спаситель
(Спас) - это слово
абсолютно точно выражает
христианской религии. Она учит, что Иисус Христос - Человек и
одновременно Бог и Сын Божий, пренесший спасение человеческому
роду.
Традиционно расположены на любом его изображении по обеим
сторонам от головы IC XC - обозначение словом его личности, сок-
ращенное обозначение его имени - Иисус Христос ("Христос"
по-гречески - помазанник, посланник Божий). Также традиционно
окружает головы Спаса нимб - круг, чаще всего золотой, - символическое изображение исходящего от него света, света вечного, потому и обретающего круглую безначальную форму. Нимб этот в память о принесенной им за людей крестной жертве всегда расчерчен крестом.
В древности
в византийском искусстве
художественные, живописные приемы, позволяющие раскрыть одухотворяющее, божественное начало в самих чертах, в самом реальном облике Иисуса Христа. Эти приемы на протяжении времени развивались, что
позволило раскрывать в образах Спаса разные грани его личности.
Стремление к разнообразию никогда не было самоцелью древнерусских художников. Наоборот они стремились как можно полнее сохранить то, что было сделано их предшественниками. Древние изображения Спаса повторялись художниками многих последующих поколений. В этих случаях никогда не возникали копии, так как воспроизводились лишь главные характерные черты избранного образца.
Нерукотворный образ, или иначе Спас Нерукотворный, - важнейший образец, которому следовали мастера во все времена, пока существовало древнерусское искусство. Легенда о Нерукотворном Образе утверждала не только то, что это изображение было создано по воле самого Иисуса Христа, но и то, что оно было создано им в помощь страждущему человеку.
Многочисленны
были иконы, воспроизводящие
Очень важным и распространенным типом изображения Спаса в
древнерусском искусстве был тип ,получивший название "Спас Вседержитель". Понятие "Вседержитель" выражает основное представление христианского вероучения о Иисусе Христе. "Спас Вседержитель" - это поясное изображение Иисуса Христа в левой руке с
Евангелием - знаком принесенного им в мир учения - и с правой рукой, деснице, поднятой в жесте обращенного к этому миру благословения. Но не только эти важные смысловые атрибуты объединяют изображения Спаса Вседержителя. Создавшие их художники стремились с особой полнотой наделить образ Иисуса Христа божественной силой и величием.
До нас
дошло выполненное мозаикой
Многочисленны были и иконописные изображения Спаса Вседержителя. И среди них, пожалуй, самое знаменитое - икона, написанная в начале XV века величайшим русским художником Андреем Рублевым. Ее называют сейчас по месту находки в городе Звенигороде "Звенигородским Спасом".
С теми же атрибутами Владыки мира, что и Спас Вседержитель,
- с Евангелием в левой руке и поднятой в благословении десницей
- изображался Иисус Христос и в распространенных композициях
"Спас на престоле". На его царственную власть указывало здесь
само восседание на престоле (троне). В этих изображениях особо
ясно выступало то, что Владыка мира является и его судией, так
как "воссев на престол", Спаситель будет творить свой последний
суд над людьми
и миром.
2.3. Образы Богородицы
Рядом с
образами Спаса с
смыслу и значению, по тому месту, которое они занимают в сознании и в духовной жизни людей, стоят образы Богоматери - Девы Марии, от которой воплотился, вочеловечился Спаситель, - образы
его земной матери. И тверда у христиан вера, что став Владычецей
мира, стала Богородица и неизменной заступницей людей: извечное
материнское сострадание обрело у нее высшую полноту, ее сердце,
"пронзенное" великими муками Сына, навечно отозвалось на бесчис-
ленные людские страдания.
Предание гласило, что первые иконы Богоматери были созданы
еще при ее жизни, что их написал один из апостолов, автор Евангелия Лука. К произведениям художника евангелиста причислялась и
икона "Богоматерь Владимирская", которая считалась покровительницей России, находящаяся сейчас в коллекции Третьяковской галереи. Существует летописное известие, что эта икона была привезена в начале XII века в Киев из Царьграда (так называли на Руси столицу Византии Константинополь). Имя "Владимирская" она получила на Руси: ее забрал с собой из Киева, отправляясь в северовосточные земли, князь Андрей Боголюбский. И здесь, в городе Владимире икона обрела свою славу. В центре иконы располагается поясное изображение Богоматери с младенцем на руках, который нежно прижимается к ее щеке.
Изображение Марии и младенца в позах взаимного ласкания по-русски обозначалось как "Умиление". Прижимая к себе правой рукой младенца Сына, мягко склонившись к нему головой, левую руку простирает к нему Мария в жесте моления: пронзенная своей материнской скорбью за него, она к нему же несет свою печаль, свое извечное заступничество за людей. Способным разрешить материнскую печаль, ответить на ее молитву изображен здесь младенец Сын: в его лике, в его обращенном к матери взгляде таинственно слились детская мягкость и глубокая, неизречимая мудрость.