Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 13:10, реферат
Огромен сейчас интерес к древнерусской живописи в нашей стране, и не менее огромны трудности ее восприятия у тех, кто обращается к ней сегодня. Их испытываю практически все - и подростки, и взрослые, причем даже люди, в остальном хорошо образованные, хотя в Древней Руси ее живопись была доступна всем. Дело в том, что коренятся эти трудности не просто в недостатке знаний у отдельного человека, причина их гораздо шире: она в драматической судьбе самого древнерусского искусства, в драмах нашей истории.
1. РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
1.1. Корни древнерусской иконописи …………………………………………3
1.2. Причины забвения русской иконы ………………………………………..6
1.3. Признание громадного художественного значения древне-
русской иконы и возрождение интереса к ней…………………………7
2. ЯЗЫК ИКОН
2.1. Сюжеты древнерусской живописи ……………………………….……….11
2.2. Образы Спаса ……………………………………………………….………12
2.3. Образы Богородицы ………………………………………………….…….14
Список литературы …………………………………………….…………….17
Почитание "Богоматери Владимирской" привело не только к тому, что на Руси существовало много списков с нее, много ее повторений. Очевидно, во многом благодаря любви к этой древней иконе, особенно в северовосточных русских землях, широкое распространение получил сам тип "Умиление", к которому она принадлежала."Умилением" является прославленная "Богоматерь Донская" - икона, согласно легенде, получившая свое имя в связи с тем, что Дмитрий Донской брал ее с собой на Дон, в битву на Куликовом поле, Где одержана была великая победа над татарами.
Кроме изображений типа "Умиление", многочисленными и любимыми были изображения Богоматери с младенцем на руках, которые
назывались "Одигитрия", что означает "Путеводительница". В композициях "Одигитрия", Богоматерь изображена в фронтальной, торжественной позе. Лишь правая рука Девы Марии невысоко и спокойно поднята в жесте моления, обращенном к сыну. Иногда "Богоматерь Одигитрию", называют "Богоматерь Смоленская". Дело в том, что согласно летописному приданию, древнейший из привезенных на Русь списков "Одигитри" находился в Смоленске.
Существует еще несколько различных по композиции изображений Богородицы. К ним относятся: "Богоматерь Казанская", "Богоматерь Тихвинская", "Богоматерь Оранта (молящаяся)", "Богоматерь Знамение".
Кроме рассмотренных
нами икон, существует еще несколько
сюжетных групп: иконы с изображением
различных праздников, например, Рождества,
Сретения, Успения и многих других; иконы
с изображениями различных святых, например,
Георгия Победоносца, апостолов Петра
и Павла, Козьмы и Демьяна и многих других.
Все эти иконы пишутся по определенным
канонам, т.е. правилам, определяющим сюжет
и композицию изображения.
Мы познакомились
с образами древнерусской
родам. Но благодаря
особому отношению к
задачам, опирающейся на него живописи, эти сюжеты стали на Руси
основой самобытного, уникального в мировой культуре явления -
древнерусской
иконописи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. - М., Изобразительное
искусство, 1978.
Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской иконописи. - М.,
Просвещение, 1993.
Володарский Н.И. По залам Третьяковской галереи. - М.,
Изобразительное искусство, 1970.
Иванов А.П. Духовные основы церковного искусства. - Журнал
московской патриархии N5 1989, с.67.
Любимов Л.Д. Искусство древней Руси. - М., Просвещение,
1974.
Успенский А.А. Искусство русской церкви. Иконопись. - Журнал московской патриархии N8 1987, с.73.
Ямщиков М.С.
Сокровища Суздаля. - М. Изобразительное
искусство, 1970.