Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 08:05, контрольная работа
"Век разума и просвещения" - так говорили о своем времени великие мыслители XVIII столетия, провозвестники новых революционных идей. В историю мировой культуры XVIII век вошел как эпоха больших идейных и общественно-исторических сдвигов, острейшей борьбы с феодально-монархическими устоями и религиозным догматизмом.
Введение
1. Общая оценка русской культуры 18 века.
2. Просвещение.
3. Музыка 18 века.
4. Народное творчество 18 века.
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1. Общая оценка русской культуры 18 века.
2. Просвещение.
3. Музыка 18 века.
4. Народное творчество 18 века.
Заключение
Список литературы
"Век разума и просвещения"
- так говорили о своем времени
великие мыслители XVIII столетия,
провозвестники новых
В новый период вступает и русская культура, пережившая на рубеже XVII и XVIII столетии знаменательный перелом. После долгого времени насильственной культурной изоляции, обусловленной трехвековым монгольским завоеванием, а также влиянием православной церкви, старавшейся оградить Русь от всего "еретического", "западного" (в том числе образованности, нравов, форм культурного быта), русское искусство вступает на путь общеевропейского развития и постепенно освобождается от оков средневековой схоластики. Это был первый век развития светской культуры, век решительной победы нового, рационалистического мировоззрения над суровыми, аскетическими, догмами религиозной морали. "Мирское" искусство приобретает право на общественное признание и начинает играть все более важную роль в системе гражданского образования, в формировании новых устоев общественной жизни страны. И вместе с тем русская культура XVIII века не отвергала своего прошлого.
Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в то же время опирались на коренные отечественные традиции, накопленные за длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на опыт древнерусского искусства. Именно в силу этой глубокой преемственности Россия сумела в течение XVIII века не только принять активное участие в общем процессе движения мировой культуры, но и создать свои национальные школы, прочно утвердившиеся в литературе и поэзии, в архитектуре и живописи, в театре и музыке. К концу столетия русское искусство достигает огромных успехов.
О значении сдвигов, происшедших
в русской культуре, говорит тот
факт, что впервые в XVIII веке светская, внецерковная музыка
выходит из области устной традиции и
приобретает значение высокого профессионального
искусства.
Интенсивный рост русской культуры в XVIII
веке в огромной мере был обусловлен крупными
преобразованиями во всех областях жизни
русского общества, осуществленными в
эпоху Петра I.
Петровские преобразования
в корне изменили весь строй культурной
и общественной жизни России. Рушатся
старые "домостроевские" обычаи средневекового
церковно-схоластического
Политические и культурные достижения петровской
эпохи содействовали укреплению в народе
чувства национальной гордости, сознания
величия и мощи Русского государства.
Неоценимый вклад в
развитие русской культуры XVIII века
внесли русские музыканты - композиторы, исполнители, оперные артисты, в большинстве
своём вышедшие из народной среды. Перед
ними стояли задачи огромной трудности,
в течение нескольких десятилетий они
должны были освоить веками накопленные
богатства западноевропейской музыки.
В общем пути исторического развития русского
искусства XVIII века выделяются три основных
периода:
- первая четверть века, связанная с реформами Петра;
- эпоха 30-60-х годов, ознаменовавшаяся дальнейшим ростом национальной культуры, крупными достижениями в области науки, литературы, искусства и вместе с тем усилением сословного гнета;
- последняя треть столетия (начиная с середины 60-х годов), отмеченная большими общественными сдвигами, обострением социальных противоречий, заметной демократизацией русской культуры и ростом русского просветительства.
На грани XIX века в России
числилось 550 учебных заведений и
62 тыс. учащихся. Эти цифры показывают
подъем грамотности в России и
вместе с тем ее отставание по сравнению
с Западной Европой: в Англии в
конце XVIII века насчитывалось в одних только
воскресных школах более 250 тыс. учащихся,
а во Франции количество начальных школ
в 1794 г. доходило до 8 тыс. В России же в
среднем училось лишь два человека из
тысячи.
Социальный состав учащихся в общеобразовательных
школах был чрезвычайно пестрым. В народных
училищах преобладали дети мастеровых,
крестьян, ремесленников, солдат, матросов
и т. д. Неодинаков был и возрастной состав
учащихся — в одних и тех же классах обучались
и малыши и 22-летние мужчины.
Общераспространенными учебниками в училищах были азбука, книга Ф. Прокоповича «Первое учение отрокам», «Арифметика» Л. Ф. Магницкого и «Грамматика» М. Смотрицкого, часослов и псалтырь. Обязательных учебных программ не было, срок обучения колебался от трех до пяти лет. Прошедшие курс учения умели читать, писать, знали начальные сведения из арифметики и геометрии.
Немалую роль в развитии просвещения в России сыграли так называемые солдатские школы — общеобразовательные училища для солдатских детей, преемники и продолжатели цифирных школ петровского времени. Это — наиболее рано возникшая, самая демократическая по составу начальная школа того времени, обучавшая не только чтению, письму, арифметике, но и геометрии, фортификации, артиллерии. Не случайно во второй половине XVIII в. отставной солдат наряду с дьячком становится учителем грамоты и в деревне и в городе — вспомним отставного сержанта Цыфиркина, честного и бескорыстного, тщетно пытавшегося обучить Митрофанушку «цифирной мудрости». Солдатские дети составляли основную массу студентов Московского и Петербургского университетов. К типу солдатских принадлежали также национальные военные школы, открытые во второй половине XVIII в. на Северном Кавказе (Кизлярская, Моздокская и Екатериноградская).
Второй тип школ в России XVIII
в.— это закрытые дворянские учебные заведения:
частные пансионы, шляхетские корпуса,
институты благородных девиц и т. д., всего
более 60 учебных заведений, где обучалось
около 4,5 тыс. дворянских детей. Хотя в
шляхетских корпусах (Сухопутном, Морском,
Артиллерийской, Инженерном) готовили
главным образом офицеров для армии и
флота, они давали широкое по тому времени
общее образование. В них учились первые
русские актеры братья Волковы и драматург
Сумароков; ученики участвовали в спектаклях
придворного театра. Сословными учебными
заведениями были и благородные пансионы
— частные и государственные: Смольный
институт благородных девиц, Благородный
пансион при Московском университете
и т. д. Из них выходили хорошо образованные
дворяне, воспринявшие идеологию своего
класса. Эти учебные заведения пользовались
наибольшей финансовой поддержкой правительства:
на один Смольный институт отпускалось
100 тыс. руб. в год, в то время как на все
народные школы давалось по 10 тыс. руб.
на губернию, да и эти деньги шли не только
на народное образование, но и на нужды
«общественного призрения» — больницы,
богадельни и пр.
К третьему типу учебных заведений относятся
духовные семинарии и школы. Их насчитывалось
66, в них обучалось 20 393 человека (имеются
в виду только православные школы). Это
были также сословные школы, предназначаемые
для детей духовенства; разночинцев в
них, как правило, не принимали. Главной
задачей этих школ была подготовка преданных
церкви и царю священников, но воспитанники
семинарий получали и общее образование
и нередко становились проводниками грамотности
в своих приходах. Небольшое количество
(около двух десятков) специальных школ
(горные, медицинские, штурманские, межевые,
коммерческие и др.), а также основанная
в 1757 г. Академия художеств, представляли
четвертый тип учебных заведений. Хотя
в них училось всего около 1,5 тыс. человек,
они играли важную роль в подготовке специалистов,
в которых Россия тогда особенно нуждалась.
Наконец, подготовка специалистов велась
и через университеты — Академический,
учрежденный в 1725 г. при Академии наук
и существовавший до 1765 г., Московский,
основанный в 1755 г. по почину Ломоносова,
и Виленский, который формально был открыт
лишь в 1803 г., но фактически действовал
как университет с 80-х годов XVIII в. Студенты
философского, юридического и медицинского
факультетов Московского университета,
помимо наук по своей специальности, изучали
также латынь, иностранные языки и русскую
словесность. Московский университет
был крупным культурным центром. Он издавал
газету «Московские ведомости», имел собственную
типографию; при нем работали различные
литературные и научные общества. Из стен
университета вышли Д. И. Фонвизин, позднее
А. С. Грибоедов, П. Я. Чаадаев, будущие декабристы
Н. И. Тургенев, И. Д. Якушкин, А. Г. Каховский.
Необходимо трезво оценивать результаты
развития просвещения в России в XVIII в.
Дворянская Россия имела Академию наук,
университет, гимназии и другие учебные
заведения, а крестьянский и мастеровой
люд страны в массе оставался неграмотным.
Школьная реформа 1786 г., так широко афишированная
правительством Екатерины II, была народной
только по имени, а на деле носила сугубо
классовый характер. Нельзя забывать,
что идеи «Просвещения» были «девизом
царизма в Европе» . Однако гений народа
смог проявиться не благодаря политике
«просвещенного абсолютизма», а вопреки
ей. Это особенно наглядно видно на примере
М. В. Ломоносова.
Петровская Эпоха положила начало развитию светской музыки нового типа. Творчество этого времени пока еще очень незначительно: оно ограничивается в основном простейшими жанрами прикладной музыки - военной, застольной, танцевальной.
На улицах новой столицы - Петербурга
- играют военные оркестры; во дворце
устраиваются ассамблеи с танцами;
музыка звучит и на торжественных
празненствах, и на военном параде, и на
театральных подмостках. Строительство
нового "государства Российского"
настойчиво требовало новых, особых, специфических
форм музицирования.
Новая функция музыкального искусства
особенно полно проявилась в жанрах парадной,
торжественной музыки.
В честь Петра I и его полководцев
исполнялись специально сочиненные
песнопения, носившие названия "панегирических",
или "виатных", кантов.
В музыкальном поэтическом отношении
панегирические канты были типичным выражением
героико-патриотических настроений петровской
эпохи.
Они породили особый стиль торжественно-пышной, гимнической хоровой музыки стиль, получивший высшее завершение в хоровых концертах, кантатах и ораториях конца века.
Особой популярностью
Танцы петровских ассамблей - менуэт, полонез,
англез - прочно укоренились на русской
почве, а некоторые из них, в первую очередь
менуэт, стали излюбленными в дворянском
обществе.
Достаточно разнообразным был
музыкальный репертуар
В последние годы царствования Петра музыкальные развлечения при дворе приобретают иной характер.
Постепенно к музыке начинают приобщаться
наиболее образованные представители
русской аристократии. Некоторые
из них хорошо владели искусством
игры на клавикордах, скрипке и флейте.
При дворе входят в моду галантные песни
любовно-лирического содержания ("арии"),
исполнявшиеся под аккомпанемент клавесина,
флейты или скрипки.
Видное место музыка заняла и в театре.
Первые годы царствования Петра I положили
начало активному развитию театральной
жизни в России. Впервые театр стал доступным
для сравнительно широкого круга зрителей.
Неизменной участницей всех спектаклей
была инструментальная музыка. Для оформления
театральных постановок, по-видимому,
требовалась довольно большая группа
музыкантов.
Начав свое существование
впервые годы царствования Петра I,
русский театр продолжал расти
и развиваться в течение всего
XVIII века. Театр становится важным центром
музыкальной жизни в
Эпоха 30-60-х годов XVIII столетия ознаменовалась
ростом национального самосознания и
укреплением национальных культурных
традиций. Огромное значение имела деятельность
Михаила Васильевича Ломоносова - первого
русского ученого мирового масштаба. Росла
и крепла русская литература; расцветала
поэзия русского классицизма, представленная
в творчестве того же Ломоносова и его
ближайших современников В. К. Тредиаковского
и А. П. Сумарокова. Успехи русского искусства
наглядно проявились в творчестве знаменитого
зодчего В. В. Растрелли, в портретной живописи
А. П. Лосенко, А. П. Антропова и И. П. Аргунова.
В период 30-40-х годов музыка постепенно
выходит из сферы прикладного искусства
на самостоятельный путь развития. Осваиваются
сложные музыкальные жанры: опера, кантата,
соната, сюита. Музыкальные инструменты,
в том числе клавикорды, скрипка и арфа,
получают все более широкое распространение
в дворянском быту. При дворе и в домах
знатных вельмож устраиваются камерные
концерты. Формируются хоровые капеллы,
оркестры и оперные труппы, русские музыканты
овладевают исполнительским мастерством.
Тем самым развивающиеся традиции бытового
и концертного музицирования готовили
почву для последующего возникновения
русской композиторской школы. Основным
жанром, характеризующим развитие музыкального
искусства XVIII века в России, была опера.
Не удивительно, что именно в оперном жанре
ярче всего проявились впоследствии творческие
возможности русских композиторов XVIII
века.