Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 08:05, контрольная работа
"Век разума и просвещения" - так говорили о своем времени великие мыслители XVIII столетия, провозвестники новых революционных идей. В историю мировой культуры XVIII век вошел как эпоха больших идейных и общественно-исторических сдвигов, острейшей борьбы с феодально-монархическими устоями и религиозным догматизмом.
Введение
1. Общая оценка русской культуры 18 века.
2. Просвещение.
3. Музыка 18 века.
4. Народное творчество 18 века.
Заключение
Список литературы
Наряду с оперным искусством в России приобретают популярность различные жанры камерной музыки. В середине XVIII века камерные концерты при дворе становятся обычным явлением. Большим успехом камерное музицирование пользовалось в аристократических любительских кругах. К этому времени заметно выросла и роль придворного оркестра.
В начале 60-х годов оркестр был разделен на две самостоятельные группы музыкантов - исполнителей оперно-симфонической и бальной музыки. Такая дифференциация была несомненным признаком роста исполнительских сил.
Не случайно из среды музыкантов придворного оркестра выдвинулись в конце века такие даровитые русские композиторы, как В.А.Пашкевич и И.А. Хандошкин. Последняя треть XVIII века характеризуется значительной демократизацией музыкально-общественной жизни. Театральная жизнь выходит далеко за пределы придворного, аристократического быта. Развивается музыкальное образование, нотопечатание и нотоиздательское дело. Музыка становится достоянием более широких кругов русского общества: домашнее музицирование получает распространение в мелкопоместной и городской мещанской среде.
Ведущая роль в музыкальной жизни России по-прежнему принадлежит оперному театру. Однако развитие музыкального театра к этому времени приобретает новое направление: меняется и оперный репертуар, и состав зрителей.
Огромное значение для развития оперного жанра в России имели успехи отечественного драматического театра. Большого подъема театральная жизнь достигла в период 1770 - 1780-х годов, в эпоху деятельности передовых русских драматургов Фонвизина, Николаева, Княжина, Капниста. В 1776 году в Москве состоялось открытие Петровского театра, на основе которого впоследствии возник Большой театр.
Наряду с городскими
"вольными" театрами в конце XVIII
века широко развертывается сеть крепостных театров, разбросанных по всей России.
Особенно широкой известностью пользовались
театры графа Н. П. Шереметева в его подмосковных
имениях Кусково и Останкино.
Театр Шереметьева был в первую очередь
оперным, причем основу репертуара составляли
последние театральные "новинки"
- комические оперы французских и итальянских
композиторов. На этой сцене шли лучшие
произведения Паизиелло, Пиччини, Гретри
и Монсиныи.
А в главных ролях блистала знаменитая
"первая певица" шереметевского театра
Прасковья Ивановна Ковалева (по сцене
- Параша Жемчугова, 1768-1803), чье имя вошло
в народные предания и было овеяно легендарной
славой.
Широкой популярностью
в быту крепостнической России пользовался
особый вид исполнительства - музыка
роговых оркестров.
В конце XVIII века роговые оркестры исполняли также и достаточно
широкий концертный репертуар классической
музыки (в том числе симфонии Гайдна и
Моцарта) и даже участвовали в оперных
спектаклях.
К концу XVIII века все более систематический
характер приобретает концертная жизнь.
Ораториальные, хоровые
концерты пользовались большим успехом
у публики. Одновременно устраивались
и сольные концерты.
Большим успехом пользовались выступления
клавесинистов и органистов В. Пальшау,
И. Гесслера, А. Сартори, известных в России
также и по своей педагогической деятельности.
Успехи музыкального
образования и театрально-
создали прочную Основу для дальнейшего
роста музыкальной культуры. Если в начале
века домашнее музицирование процветало
лишь в узком кругу русской аристократии и было в значительной степени данью
«иноземному вкусу», то теперь оно сделалось
потребностью.
К музыкальному искусству,
несмотря на сословные ограничения,
тянутся все более широкие
слои населения, и даже представители
крепостного сословия теперь составляют едва ли не основную группу музыкантов-профессионалов.
К концу XVIII века можно говорить о вполне
сложившихся, устойчивых национальных
традициях в области музыкального исполнительства,
оперного театра, концертной жизни.
Опера XVIII века.
Среди различных жанров профессиональной музыки конца XVIII века опера занимает первое место. Именно опера в эту эпоху становится наиболее развитым, наиболее профессиональным и вместе с тем наиболее массовым видом музыкального творчества. Опера привлекает к себе и широкую аудиторию, и лучшие творческие силы. Опера вызывает живые отклики в общественном мнении, в поэзии, литературе и критике. С большой непосредственностью и полнотой она отображает передовые, демократические тенденции русского искусства.
В опере, как и в комедии, затрагивались самые острые, коренные проблемы русской действительности, и в первую очередь вопрос о социальном неравенстве, о тяжелом, бесправном положении крепостного крестьянства. Русская опера XVIII века - это, прежде всего реалистическая опера-комедия бытового плана, тесно связанная со всем укладом русской общественной жизни. На оперной сцене в конце XVIII века выступает галерея типических персонажей, давно знакомых зрителю по комедиям того времени.
Опера по-своему метко
высмеивала отсталые нравы русского общества, бичевала пороки скотининых
и простаковых. Критическая, обличительная
направленность определяет главную, основную
тенденцию реалистической оперы-комедии
XVIII века, вошедшей в круг самых значительных,
прогрессивных явлений русского искусства
радищевской поры.
Молодое искусство оперы XVIII века со всей
очевидностью свидетельствует об удивительном
разнообразии путей развития русской
композиторской школы.
Опера, со всей сложностью
и многообразием ее форм, питала
всю русскую профессиональную музыку содействовала развитию других жанров.
В ней коренились основы и русского симфонизма,
и русской хоровой классики. Тесно соприкасаясь
с народной песней и бытовым романсом,
она оказывала воздействие и на профессиональную
вокальную лирику.
Активное развитие оперной драматургии
в XVIII веке во многом заранее обусловило
ту важную роль, которую суждено было играть
оперному жанру в творчестве композиторов-классиков.
Мятежное поэтическое творчество неизменно сопутствует народу на протяжении всей его истории, являясь художественным откликом на крупнейшие события действительности. В различные эпохи народное творчество принимало разные формы. Для XVIII в. характерно возникновение новых тем и образов, вызванных к жизни изменившимися историческими условиями.
Центральное место в устном народном творчестве XVIII в. занимают песни и предания о Пугачеве. Недаром А. С. Пушкин ценил в них «печать живой современности». Эти песни создавались в ходе боев восставших с Царскими войсками. Народ видит в Пугачеве не «государственного вора, изверга, злодея и самозванца», как именовали его царские манифесты, а народного царя, крестьянского заступника и мстителя. В народных преданиях Пугачев — богатырь, герой-полководец, кровно связанный с народом и противостоящий дворянству, он стал во главе восставших, которые
…задумали дело правое,
Дело правое, думу честную:
Мы дворян господ — на веревочки,
Мы дьяков да ярыг — на ошейнички,
Мы заводчиков — на березоньки.
Народ не поверил даже смерти Пугачева — настолько велика была уверенность в его силе. Подвиг Пугачева воспет не только русскими: башкиры, мордва, татары, удмурты видели в нем выразителя народных чаяний. Вместе с Пугачевым в башкирских песнях прославлен и его соратник Салават Юлаев.
Кроме песен о Пугачеве,
в XVIII в. пользовались популярностью ранее
созданные песни о Разине, о «добрых молодцах,
вольных людях». Такова знаменитая песня
«Не шуми, мати зеленая дубравушка».
В XVIII в. продолжали широко бытовать традиционные
жанры народного творчества — былины,
сказки, пословицы, поговорки, бытовые
песни и т. д. Нельзя считать случайностью,
что в XVIII в. были записаны пословицы, отражающие
представление о воле: «воля господину,
а неволя холопу», «воля неволи не хочет»,
«в поле-воля».
В рукописную демократическую литературу XVIII в. проникли произведения народного творчества, которые не могли быть напечатаны из-за цензурных рогаток. Таков «Плач холопов», который выразительными сравнениями раскрывает «свирепство» бар и подневольное положение крепостных. «Куда бы ты ни сунься — везде господа», — горестно восклицает неизвестный автор «Плача»; смерть — вот единственное избавление от тяжелой судьбы. Трудная жизнь голодающих дворовых отразилась в крестьянской «Повести пахринской деревни Камкина». То жалоба, то горький смех сквозь слезы слышатся в рукописных пародиях на официальные документы. В «Глухом паспорте» автор с горечью говорит о невозможности беглому крестьянину найти работу; нищета толкает его на путь грабежа и разбоя. Тяжкая солдатская служба ярко описана в рукописных повестях солдатского происхождения — в пародийной челобитной к богу и в «Горестном сказании». Народная сатира проникает и в лубочные листы — такова картинка «Бык не захотел быть быком», где в иносказательной форме выражаются мечты народа о социальной справедливости.
Основные мотивы устной
народной драмы — резкое обличение
царя-злодея (драма «Царь Максимилиан»),
насмешка слуги над разорившимся
дворянином («Мнимый барин»), призывы
к расправе над дворянами («Лодка»).
Этот жанр устного народного творчества отразил в доходчивой игровой форме классовые
противоречия того времени.
Русский демократический театр XVIII в. также
показывал дворян и церковников в их истинном
неприглядном виде, сатирически разоблачал
глупость судейского чиновника, алчность
и невежество чужеземного доктора-шарлатана,
дурость и спесь барина-тунеядца. Для народного
театра характерны резкий гротеск в обрисовке
характеров, выразительность жеста и диалога,
частая импровизация текста с использованием
общеполитических и местных житейских
тем. Эти народные представления послужили
одной из национальных основ русской бытовой
и сатирической драматургии второй половины
XVIII в.
Художественные вкусы трудового народа находят яркое воплощение в произведениях прикладного искусства. В творениях народных мастеров встречаются изображения народного быта, сатирические зарисовки представителей правящих классов, сказочные образы, растительный и геометрический орнамент.
Украшались резьбой или росписью прялки, ткацкие станки и т. д. Расписные детские игрушки XVIII в. в гротескной форме высмеивают жеманную, изнеженную барыню, самодовольного купца, модника-вельможу. Изображения животных и птиц (петуха, сокола, коня, лебедя и т. д.) можно найти на всевозможных предметах бытового обихода, мебели, пряничных досках. Бедна была посуда крестьянина, но как любовно расписаны глиняные и деревянные чаши и ковши, какой тонкой резьбой покрыты берестяные туеса и деревянные шкатулки, сколько строгого вкуса вложено в узорные ткани, тонкие кружева и красочные вышивки!
Заключение
XVIII век был временем
широкого и всестороннего
Строительство новой столицы России – Петербурга и других городов государства, многочисленных дворцов, общественных сооружений повлекло за собой развитие декоративной пластики и живописи, круглой скульптуры и рельефа, которые придавали неповторимую красоту архитектурным ансамблям.
Петр I приглашал иностранцев в Россию, но вместе с тем заботился о воспитании русских художников. В первой четверти XVIII в. стало широко практиковаться пенсионерство – посылка за границу для обучения и совершенствования в профессии.
Подлинного расцвета достигли в это время архитектура и связанные с нею виды изобразительного искусства. Не только в архитектуре, но и в живописи, в скульптуре барочные формы сменись системой приемов, свойственных классицизму, опиравшемуся на традиции античного населения. Кроме того, для конца столетия характерно появление черт сентиментализма и романтических тенденций.
Важнейшим событием в художественной жизни России стало открытие «Академии трех знатнейших художеств» - живописи, ваяния и зодчества.
Уже в ранние годы своей истории Академия художеств подготовила крупных мастеров, творчество которых значительно обогатило и прославило русскую национальную культуру.
Развитие культуры России XVIII в. подготовило блестящий расцвет русской культуры в XIX в., ставшей неотъемлемой составной частью мировой культуры.
Список литературы