Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 14:30, контрольная работа
Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию.
Общая тенденция этого периода – растущая демократизация культуры, охват просвещением все более широких слоев народа. Разночинные слои общества не только приобщаются к культуре, вырабатываемой русским дворянством, но и становятся творцами русской культуры, задавая ее новые мотивы и тенденции. Церковь, подчиненная государству и воспринявшая формы западной учености, являет образцы подвижничества, утверждающего православную традицию. Вполне освоившись в пределах европейской образованности, русская культура напряженно ищет образ национально-культурной самобытности, вырабатывая национальные формы бытия в современной цивилизации.
Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки.
Цель работы - проанализировать русскую культуру 19 века.
Введение…………………………………………………………………..3
Влияние науки и техники на развитие культуры……………………..4
Формирование российской буржуазии, ее влияние на культуру……..6
Декабризм – феномен русской культуры…………………………….….9
Гуманистические традиции русских философов (В. Соловьев, Н. Бердяев, П. Флоренский)……………………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………..………...16
Список литературы………………………………………………………………1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КЕМЕРОВСКИЙ
ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Культурология»
на
тему: «Русская культура
I половины XIX века»
группы Сбс 102
Плёнкина К. Е.
Проверила:
доц. Носикова Г. П.
Кемерово,
2011г.
Содержание
Введение………………………………………………
Заключение…………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию.
Общая тенденция этого периода – растущая демократизация культуры, охват просвещением все более широких слоев народа. Разночинные слои общества не только приобщаются к культуре, вырабатываемой русским дворянством, но и становятся творцами русской культуры, задавая ее новые мотивы и тенденции. Церковь, подчиненная государству и воспринявшая формы западной учености, являет образцы подвижничества, утверждающего православную традицию. Вполне освоившись в пределах европейской образованности, русская культура напряженно ищет образ национально-культурной самобытности, вырабатывая национальные формы бытия в современной цивилизации.
Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки.
Цель
работы - проанализировать русскую
культуру 19 века.
В
первой половине XIX в. русская наука
достигла значительных успехов. Успешно
изучалась русская история. Впервые
образованный читатель получил обширную,
написанную литературным языком 12-томную
"Историю государства
Значительных
успехов добились русские филологи,
А.X. Востоков стал основателем русской
палеографии, в тесном содружестве
работали русские и чешские славяноведы1
В первой половине XIX в. русские моряки совершили около 40 кругосветных путешествий, начало которым положили экспедиции И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского на парусниках "Надежда" и "Нева" (1803-1806). Предпринятая в 1819-1821 гг. Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым экспедиция к Южному полюсу на шлюпах "Восток" и "Мирный" открыла Антарктиду. Исследуется Сибирь (А.Ф. Миддендорф, 1842-45), Дальний Восток (Г.И. Невельской, 1848-55), Арктика и Аляска, Алтай (П.А. Чихачев, 1842), Аральское и Каспийское моря
Созданы
подробные карты Империи (1801-1804 –
20-верст на дюйм, 1839 – 10 в/д – Зап.
России). Проведено множество
В 1839г. благодаря усилиям В.Я.Струве открылась знаменитая образцовая астрономическая обсерватория в Пулково (под Петербургом), оборудованная крупнейшим телескоом.
Мировую известность получили работы отечественных математиков: В.Я. Буняковского, М.В. Остроградского. Существенным вкладом в развитие математики было создание Н.И. Лобачевским так называемой неевклидовой геометрии.
Успешно работали в области электричества русские физики. Работы Э.X. Ленца были посвящены вопросам превращения тепловой энергии в электрическую, П.Л. Шиллинг явился создателем электромагнитного телеграфа (1828-1832). Впоследствии в 1839 г. другой русский физик Б.С. Якоби соединил подземным кабелем столицу с Царским Селом. Якоби также много и успешно работал над созданием электрического двигателя, лодка с таким двигателем прошла испытание на Неве. В мастерской Якоби использовалось еще одно его открытие - гальванопластика, изготавливалась скульптура, медные барельефы, которыми, в частности, был украшен Исаакиевский собор в Петербурге.
Русские медики начали использовать наркоз при операциях (Н.И.Пирогов применил обезболивающие средства и антисептики в полевых условиях), работали в области переливания крови (А.М. Филомафитский).
Значительными
были достижения и в области техники.
Ее развитие способствовало промышленному
перевороту в России. В 1834 г. на Урале,
крепостные механики отец и сын Е.А.
и М.Е.Черепановы построили одну
из первых в мире железных дорог, а
уже в 1837 г. первые составы пошли
по железной дороге Петербург - Царское
Село. Первые пароходы на Неве появились
в 1815 г., а в 1817-1821 гг. они стали
плавать по Каме и Волге.
Отечественная
война 1812 года ускорила рост национального
самосознания русского народа, его
консолидацию. Рост национального самосознания
народа в этот период оказал огромное
воздействие на развитие литературы,
изобразительного искусства, театра и
музыки. Самодержавно-крепостнический
строй с его сословной
Продолжало развиваться книгоиздательское и журнально-газетное дело. В 1813 году в стране было 55 казённых типографий.
Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные библиотеки и музеи. Первая публичная библиотека была открыта в Петербурге в 1814 году (ныне Государственная Национальная библиотека). Правда, в то время её богатейшее книжное собрание оставалось недоступным массовому читателю.
Первую треть XIX называют «золотым веком» русской культуры. Начало его совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве.
Здания,
построенные в стиле
В палитру разностилья Москвы классицизм внес свои яркие краски. После пожара 1812 года в Москве были возведены Большой театр, Манеж, памятник Минину и Пожарскому, под руководством архитектора Тона построен Большой Кремлёвский дворец. В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия. В 1852 году в культурной жизни России произошло примечательное событие. Открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища императорской фамилии. В России появился первый общедоступный художественный музей.
В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные театры. Некоторые помещики становились антрепренёрами. Многие талантливые русские артисты вышли из крепостных. М. С. Щепкин до 33-х лет был крепостным, П. С. Мочалов вырос в семье крепостного актёра. Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского «Ревизора», где роль городничего играл Щепкин. В эти же годы в Большом театре была поставлена опера М. И. Глинки «Жизнь за царя». В первой половине XIX века русская музыкальная культура поднялась на невиданную ещё высоту.
А.С.
Пушкин стал символом своей эпохи, когда
произошёл стремительный взлёт
в культурном развитии России. Время
Пушкина называют «Золотым веком» русской
культуры. В первые десятилетия века
ведущим жанром в русской литературе
была поэзия. В стихах поэтов-декабристов
Рылеева, Одоевского, Кюхельбекера звучит
пафос высокой
Звонкую лиру Пушкина принял в свои руки М. Ю. Лермонтов. Смерть Пушкина явила Лермонтова русской публике во всей силе поэтического таланта. Творчество Лермонтова протекало в годы николаевской реакции. Его поэзия будила у молодого поколения мысль; поэт отказывался принять существовавшие деспотические порядки. Стихотворение «Смерть Поэта», ходившее в рукописях и другие поэтические произведения возбудили к автору такую ненависть со стороны толпы, стоявшей у трона, что поэту не дали дожить десяти лет до пушкинского возраста.
Развитие
русской культуры первой половины XIX
века в конечном счете определялось
экономическими и социально-политическими
процессами, происходившими в жизни
страны. Кроме того, в середине XIX
века все более осознавалось растущее
мировое значение русской культуры.
Выступление дворянских революционеров в декабре 1825 г. было, несомненно, важной вехой в общественно-культурной жизни страны. «Декабристы пробудили душу у нового поколения». Стремление осмыслить и понять идеи дворянских революционеров, принять или отвергнуть их способствовало активизации духовной жизни интеллектуальных слоев русского общества, появлению новых ориентиров в официальной идеологии.
Для
общественной мысли XVIII - начала XIX вв. принадлежность
России к Западной Европе была фактом
очевидным. Теперь, после событий 14
декабря 1825 г., осознание этой духовно-
интеллектуальной связи стало восприниматься
резко критически со стороны официальных
властей. В правительственных документах
(Манифест 13 июля 1826 г., «Донесение следственной
комиссии») декабризм объявлялся «заразой,
принесенной извне», а противопоставление
России Западной Европе возводилось
в принцип официальной
Многие
декабристы были поэтами и писателями,
они оставили достаточно разностороннее
и богатое литературное наследие,
по которому мы можем судить о том,
в какой мере они участвовали
формировании русской литературной
традиции. Творчество декабристов пронизано
романтической устремленностью
к лучшему будущему страны, четкой
ориентацией на идеальную высоту
их героев, что явилось основой
формирования знаменитой русской триады:
добро, истина, красота. Именно этот идеал
ознаменовал развитие русской литературы
XIX века как специфическое