Русская живопись 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:51, контрольная работа

Описание

В истории культуры России девятнадцатый век занимает особое место. Это век небывалого взлета русской культуры, век, когда Россия выдвинула гениев во всех областях духовной культуры – в литературе, живописи, музыке, науке, философии, культуре и т.д. Россия 19 века внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. В 19 веке завершился процесс складывания русского литературного языка и формирования национальной культуры. Именно в 19 веке художественная российская культура стала классической, имеющей значение бессмертного образца во всех последующих поколений людей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………стр.3

Стилевые направления в русской живописи первой половины
19 века………………………………………………………………………стр.

Классицизм…………………………………………………………….стр.
Яркие представители различных стилевых направлений…………..стр.
Основная тематика творчества А.А.Иванова………………………..стр.

Живопись пореформенной России (60-90-ые г.г. 19 века)………………………………………………………………………..стр.

Искусство основоположника критического реализма
П.А.Федотова…………………………………………………………..стр.
3.2.Роль живописи в развитие духовной культуры…………………….стр.

Тест…………………………………………………………………………стр.

Список использованной литературы…………………………………….стр.

Работа состоит из  1 файл

Культурология контр.Работа.doc

— 74.00 Кб (Скачать документ)

                     Министерство образования и науки РФ

               Федеральное агентство по образованию  ГОУ ВПО

      Всероссийский заочный финансово-экономический  институт 

                          Кафедра культурологии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

                                 По культурологии 

                    Тема № 26 « Русская живопись 19 века»                                  

                                    

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Преподаватель: Михайличенко Д.Г.

 

Студент: Вильданова Э.Р.

08 ДФД 70204        1 курса

 
 
 
 
 
 
 

                                                Москва 2009

                                                       План

 
 
  1. Введение……………………………………………………………………стр.3
 
  1. Стилевые  направления в русской живописи первой половины

                           19 века………………………………………………………………………стр.

 
    1. Классицизм…………………………………………………………….стр.
    2. Яркие представители различных стилевых направлений…………..стр.
    3. Основная тематика творчества А.А.Иванова………………………..стр.
 
  1. Живопись  пореформенной России (60-90-ые г.г. 19 века)………………………………………………………………………..стр.
 
    1. Искусство основоположника критического реализма

          П.А.Федотова…………………………………………………………..стр.

    3.2.Роль живописи  в развитие духовной культуры…………………….стр.

 
  1. Тест…………………………………………………………………………стр.
 
  1. Список  использованной литературы…………………………………….стр.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                 Введение

 

        В истории культуры России  девятнадцатый век занимает особое  место. Это век небывалого взлета  русской культуры, век, когда Россия выдвинула гениев во всех областях духовной культуры – в литературе, живописи, музыке, науке, философии, культуре и т.д. Россия 19 века внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. В 19 веке завершился процесс складывания русского литературного языка и формирования национальной культуры. Именно в 19 веке художественная российская культура стала классической, имеющей значение бессмертного образца во всех последующих поколений людей. Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских стран, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но во многом опережала их.

мировой фонд культуры Россия внесла замечательные произведения литературы, живописи, музыки. Русские  ученные сделали выдающие открытия в науке и технике. Вопросы, поставленные русской культурой того времени, оказались актуальными и сейчас и поэтому находятся в центре этических, философских размышлений современности. Подъем русской культуры был столь велик, что позволяет называть эту эпоху золотым веком русской культуры.

         На развитие культуры и общественной  мысли 19 века огромное воздействие  оказала Отечественная война  1812 года, вызвавшая патриотический  подъем в стране и рост национального  самопознания. Другими событиями и явлениями, влиявшими на формирование культуры золотого века и ее особенности, были восстание декабристов и европейские буржуазные революции.      

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  

             Стилевые направления в русской живописи первой

                                половины 19 века

 

 

    2.1 Классицизм

 

           Официальным направлением в живописи  первой половины 19 века был классицизм. Достижениями академического классицизма были глубокое знание европейской культуры прошлого, прекрасное владение рисунком, высокое мастерство в создании композиции.

           Как художественный стиль классицизм (от лат. Classicus - образцовый) начал складываться в европейском искусстве в 17 веке. Его важнейшей чертой было обращение к принципам античного искусства: рационализму, симметрии, направленности, сдержанности и строгому соответствию содержания произведения его форме. Сложился этот стиль во Франции, отразив утверждение в этой стране абсолютизма.

           В развитие классицизма выделяют  два этапа: 17 век и 18 – начало  19 века. В 18 веке классицизм стал общеевропейским стилем и был связан с буржуазным Просвещением. В это время он стал выразителем гражданских идеалов, буржуазно-революционных устремлений.

           Принципы классицизма основаны  на идеях философского рационализма, отстаивающего представления о разумной закономерности мира и прекрасной облагороженной природе. Согласно этой концепции художественное произведение является плодом разума и логики, которые торжествуют или побеждают хаос и текучесть жизни, воспринимаемой чувствами. Для классицистов эстетическую ценность имеет лишь неподвластное времени, т.е. непреходящее.

           Классицизм выдвинул новые этические  нормы, поскольку огромное значение  придавал общественно-воспитательной  функции искусства. Герои произведений классицизма обладают стойкостью перед превратностью и жестокостью судьбы. Для них общее выше личного, страсти подчинены долгу, разуму, общественным интересам.

           Эстетика классицизма, исходя  из ориентации на разумное  начало, определила соответствующие требования, т.е. нормативные правила. Была установлена строгая иерархия жанров. Так, в живописи «высокими» жанрами признавались исторические картины, мифические, религиозные. К «низким» относились пейзаж, портрет, натюрморт. Четкая разграниченность планов и сглаженность форм устанавливались для произведений скульптуры и живописи. Если в фигурах было движение, то оно не нарушало их спокойной статуарности, пластической замкнутости. Для четкого выделения предметов использовался локальный цвет: коричневый - для ближнего, зеленый – для среднего, голубой – для дальнего плана.

           Классицизму были присущи черты  утопизма, идеализации отвлеченности,  которые в период его упадка  усилились. В середине 19 века классицизм  переродился в безжизненный  академизм.

          При наличии общности черт классицизм не был однородным явлением. Так, во Франции периоду революции предшествовало и сопутствовало развитие республиканского классицизма, а в годы Директории и особенно Консульства и наполеоновской империи классицизм утратил революционный дух и превратился в консервативное направление. В Италии, Испании, скандинавских странах развивался новый   классицизм, причем иногда под непосредственным влиянием французского искусства, а иногда независимо от него и даже предшествуя ему во времени.

     

      

     

2.2 Яркие представители различных стилевых направлений

 

          Видные представители исторической  живописи А.И.Иванов (1776-1848), А.Е.Егоров (1776-1851) и В.К.Шебуев (1777-1855)- авторы  больших произведений на темы  гражданской и церковной истории. Картины Иванова «Подвиг киевлянина в 968 г.» (1810) и «Единоборства Мстислава Удалого с Редедей» (1812) по манере письма сходны с живописью конца 18 века. Наиболее известная картина Егорова «Истязание Спасителя» (1814) ближе к формам классицизма, чем, например, картины Иванова.

          Шебуев в некоторых своих работах  на религиозные темы отступает от традиций; его святые не напоминают канонических образцов (например, «Василий Великий» в Казанском соборе; «Иоанн Креститель»). Еще больше реализма в пастухах из картины «Поклонение пастырей».

          С лучшей стороны дарование  названных художников проявлялось  в рисунках и особенно в  портретах. В портретном жанре  мастера ближе подходят к идейно-художественной  программе современности, к романтизму, замечательными выразителями которого стали Кипренский, Тропинин и др.

          О.А.Кипренский (1782-1836) – гениальный  художник первой трети 19 века. Сама натура Кипренского, пылкого  и сосредоточенного в одно  и то же время, много пережившего,  помогла вовлечению его в движение умов и чувств, столь характерное для первых десятилетий 19 века.

          В идейно-художественном смысле  движение это выражалось в  повышении интереса к живой  натуре, к человеку. Художник стремился, прежде всего, осмыслить внутренний мир человека. Новое направление художественного мышления сказалось в возвышении портретного жанра. Для романтического портрета характерной стала свободная манера письма. У Кипренского усиление этой последней не означало полного отклонения прежних традиций; у него сохранился и позднее в какой-то степени «классический» дух. Кроме того, становление новых приемов и манеры не совершилось сразу.

         Первым произведением нового  пути Кипренского принято считать  портрет отчима художника А.К.Швальбе  (1804). В портрете Швальбе художник запечатлел сильную, самобытную личность, сложную человеческую натуру.

         В произведениях, написанных позднее,  как, например, в портрете Томилова, в автопортрете (оба 1808 г.), выразительность  образа достигается еще более  тонким рисунком, уверенной линией, игрой светотени. Оба эти портрета, а также портреты Е.П.Ростопчиной (1809) и Е.В.Давыдова (1809) раскрывают с полной силой зрелый талант Кипренского. Можно сказать, что в 1808-1809 гг. Кипренский находит себя, обретает свой почерк.

        Романтические портреты Кипренского  были выдающимися произведениями  своего времени. Никто не мог  подняться на такую ступень,  чтобы выразить, как он, человеческую  индивидуальность. Произведения Кипренского  передают духовный мир человека; они в определенной мере психологичны.

        Крупными художниками романтического  направления первой трети 19 века  были А.О.Орловский (1777-1832), писавший  главным образом портреты и  жанровые картины, и С.Ф.Щедрин (1791-1830), давший полные очарования  и выразительности картины природы.

       Представителем романтического  направления в живописи был  также И.К.Айвазовский (1817-1900), выдающийся  художник-маринист. Уже произведения  художника 30-40-х годов сделали  его имя известным в России  и за границей. За свою долгую творческую жизнь Айвазовский написал около шести тысяч картин, преимущественно морских пейзажей. Картины Айвазовского пронизаны лиризмом и в то же время напряженной эмоциональностью. Он замечательно чувствовал и изображал море, небо, свет. Айвазовский много писал на темы Средиземноморья и др., но больше всего места в его творчестве занимает Черное море, Крым.

        В жанре портрета писал выдающийся  художник В.А.Тропинин (1776-1857). Крепостному крестьянину Тропинину пришлось сравнительно недолго учиться в академии художеств, и свое художественное мастерство он приобрел позднее работой в различных областях, и больше всего писанием этюдов с натуры. Тропинин придавал большое значение этюдам, считая их лучшими своими произведениями, а рисование с натуры – лучшей школой. За свою творческую жизнь Тропинин написал множество портретов, особенно в период проживания в Москве – 1813-1818 гг. и с 1824 г. до самой смерти. Из этой массы выделяются несколько произведений, являющихся важными вехами в развитии таланта художника. Замечателен портрет сына художника (1818), отличающийся мягкими колоритом и непосредственностью, естественностью. В портретах 20-х годов и последующих лет определяются главные особенности портретного искусства Тропинина, который хочет выразить, прежде всего, жизнерадостность, даже благодушие. Художник, по его словам, любил видеть свои модели улыбающимися. Это заметно в портрете Булахова (1823), еще больше в портрете Равича (1825) и в др.

        Портрет Пушкина (1827) занимает  особое место в творчестве  Тропинина. Художник создал прекрасный  по силе выразительности образ  вдохновенного поэта. В лице  последнего нет напряженности;  оно полно мысли, но скорее спокойно.

Информация о работе Русская живопись 19 века