Русская живопись 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:51, контрольная работа

Описание

В истории культуры России девятнадцатый век занимает особое место. Это век небывалого взлета русской культуры, век, когда Россия выдвинула гениев во всех областях духовной культуры – в литературе, живописи, музыке, науке, философии, культуре и т.д. Россия 19 века внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. В 19 веке завершился процесс складывания русского литературного языка и формирования национальной культуры. Именно в 19 веке художественная российская культура стала классической, имеющей значение бессмертного образца во всех последующих поколений людей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………стр.3

Стилевые направления в русской живописи первой половины
19 века………………………………………………………………………стр.

Классицизм…………………………………………………………….стр.
Яркие представители различных стилевых направлений…………..стр.
Основная тематика творчества А.А.Иванова………………………..стр.

Живопись пореформенной России (60-90-ые г.г. 19 века)………………………………………………………………………..стр.

Искусство основоположника критического реализма
П.А.Федотова…………………………………………………………..стр.
3.2.Роль живописи в развитие духовной культуры…………………….стр.

Тест…………………………………………………………………………стр.

Список использованной литературы…………………………………….стр.

Работа состоит из  1 файл

Культурология контр.Работа.doc

— 74.00 Кб (Скачать документ)

        А.Г.Венецианов (1780-1847) начал свою  творческую жизнь как портретист. Его произведениям на первых  порах свойствен романтизированный  характер. Но довольно скоро Венецианов  находит свой почерк, несколько  отличный от почерка Тропинина  и еще больше Кипренского. Художник ищет в человеке, прежде всего чувство, задушевность.

       Венецианов занял видное место  в русской живописи. По сути  дела он был первым, кто сделал  бытовой жанр, изображение окружающей  жизни основной темой своего  творчества. Искренний художник, Венецианов много способствовал развитию этого жанра в будущем, создав целую школу. В деревне он открыл мастерскую, воспитавшую ряд художников, как Н.С.Крылов (1802-1831), А.В.Тыранов (1808-1859), А.А.Алексеев (1811-1878) и др.

      

             

 

2.3 Основная тематика творчества А.А.Иванова

 

    Александр Андреевич Иванов родился 16 (28) июля 1806 года в Петербурге. Первые профессиональные уроки получил от отца.

        С 1831 года Иванов поселился  в Риме. В отличие от большинства  русских художников, живших там, он не вел профессионально замкнутой жизни: путешествовал по Италии, изучая памятники искусства, очень много читал, общался с мыслящими людьми, в поисках выхода своим раздумьям о смысле жизни и искусстве.

        В течение нескольких лет он исполнил две картины. В первой из них, «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» (1831-1833), он воплотил идею гармонии божественного и человеческого в идиллическом мире природы. Во второй, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» (1834-1836), использовал евангельский сюжет для ощутимого противопоставления чувственного и духовного. Эта картина была послана в Петербурге в качестве пенсионерского отчета и была там встречена одобрительно. Иванову присвоили звание академика. Иванов мог бы рассчитывать на преподавание, но он захватился новой картиной – «Явление Христа народу».

        Первая мысль о её сюжете возникла еще в 1833 году: он задумал изобразить появление Иисуса Христа в тот момент, когда Иоанн Креститель совершал обряд крещения в реке Иордан. Постепенно художник стал проникаться сознанием значительности этого поворотного события в истории человечества, и замысел его начал приобретать черты грандиозности. В картине он хотел соединить все: духовную идею с чувственным восприятием, религию – с точным знанием, старую живописную традицию – с новыми достижениями, христианскую мифологию – с мифологией античной (языческой). В 1835 году он начал писать картину на довольно большом холсте (172 × 147 см.) и уже был близок к завершению, но в 1837 году взял другой холст, в семь раз больше, и приступил к работе на нем. Прежний вариант он использовал как рабочий эскиз, при этом дотошно переносил в него то новое, что возникало на большом холсте.

        Картина поглотила художника  целиком. Неожиданным и не вполне объяснимым исключением стали несколько прекрасных акварельных композиций из современной итальянской жизни, которые он создал в 1839-1842 гг., оставаясь при этом принципиальным противником бытового жанра. Скорее всего, тут сказалась его пылкая любовь к Италии, а еще, может быть, общение с великим реалистом  Н.В.Гоголем – общение настолько тесное, что Иванов написал в двух вариантах портрет писателя (1841) и, кроме того, придал его черты одному из персонажей своей картины.

        Пребывание Иванова в Италии не могло быть бесконечным. Собираясь на родину, он предполагал получить за свою картину сколько-нибудь серьезную сумму, совершить на нее путешествие на Восток, а по возвращении осесть в Москве, с которой он, в отличие от нелюбимого им Петербурга, связывал большие надежды. Ничему не суждено было осуществиться. В мае 1858 года он вернулся, картина «Явление Христа народу» была показана в Зимнем дворце и не произвела сильного впечатления, а сам художник умер от холеры 3(15) июля 1858 году в Петербурге.   

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

  

    Живопись пореформенной России (60-90-ые г.г. 19 века)

 
 

3.1 Искусство основоположника критического реализма П.А.Федотова

 

        Федотов Павел Андреевич родился  22 июня (4 июля) 1815 года в городе  Москве, в семье мелкого чиновника. В 1826 году он поступил в Московский кадетский корпус, где занимался настолько прилежно, что за успехи при выпуске зачислен в гвардию. Начав службу в лейб-гвардии Финляндскому полку (1834), он проявил себя как примерный офицер и мог рассчитывать на удачную карьеру, однако его жизнь перевернула страсть к искусству.

       Еще кадетом Федотов увлекся  рисованием, но оно, наряду с  сочинением стихов и пением  под гитару, долго служило ему  лишь средством скоротать досуг:  он рисовал карикатуры и портреты друзей. Некоторое время он пытался совмещать творчество со службой, исполняя картинки из жизни военных, но тяга к искусству стала непреодолимой, и после мучительных колебаний он вышел в отставку (1844).

       В результате своего отчаянного поступка Федотов лишался не только карьеры, но и надежного источника существования. На жизнь и немалые профессиональные расходы у него была только скромная пенсия, половину которой он отсылал родным, бедствовавшим в Москве. Живя в аскетическом уединении, трудясь без устали, он затеял серию нравоучительных сатирических рисунков, предполагая в последствии перевести их в картины, по примеру английского художника У.Хогарта. Однако, охладев к своему замыслу, исполнил только 8 рисунков, а сюжет одного из них использовал в первой своей картине – «Свежий кавалер» (1846). Для этого он в течение года самостоятельно освоил технику масляной живописи. Необходимую практику он получил по-своему – делая очень маленькие (около 20 см. по высоте) портреты друзей и знакомых. Здесь он интуитивно набрел на незнакомый тому времени жанр портрета-этюда, который распространился лишь в конце 19 века. Такие портреты он продолжал исполнять и позднее; некоторые из них, скажем «Портрет Н.П.Жданович» (1849), признаны выдающимися.

       Картина «Свежий кавалер» - первое  в русской живописи произведение  бытового жанра, впоследствии  породившее немало подражаний. Она  примечательна реалистической точностью  в изображении действительности. Все же в ее замысле еще заметна прямолинейная назидательность («поучать, обличая»), в построении – перегруженность и некоторая карикатурность, а в цвете – пестрота и перечерненность. Но уже в следующей картине – «Разборчивая невеста» (1847), - представляющей собою иллюстрацию к басне И.А.Крылова, Федотов продемонстрировал отличное владение живописью и тонкость психологических характеристик. К.П.Брюллов, чей авторитет был неоспорим, одобрил обе картины и помог Федотову ценными советами.

       Вершиной творчества Федотова  и самым известным его произведением стала третья картина – «Сватовство майора» (1848). По-своему использовав опыт академической живописи, художник сумел так построить композицию, что изображенная сцена выглядела естественно и одновременно по - театральному выразительно. Персонажи и отношения между ними были психологически точны и убедительны. Добрый юмор и сочувствие людям перекрывали ноту сатирического осуждения, а высочайшее совершенство живописи заставляло наслаждаться изображением. Метод работы над реалистической картиной, открытый Федотовым в «Сватовстве майора», надолго вошел в практику русских художников.

       Триумф «Сватовство майора» был  высшей точкой в жизни художника.  Последние два года существования  Федотова достаточно загадочны.  Доброжелательный и общительный  по природе, он замкнулся в одиночестве, безуспешно пытаясь бороться с нуждой. Потерпели неудачу попытки репродуцировать с помощью литографии собственные картины и издать серию своих великолепных иронических рисунков на темы городской жизни.

       Постоянная нищета, многолетнее переутомление, нервное напряжение и крушение прекраснодушных иллюзий сказались роковым образом. Весной 1852 года у Федотова обнаружились признаки психического расстройства. В июне его поместили в частную лечебницу, в сентябре перевели в казенную больницу, но здоровье ухудшалось, и 14 ноября художника не стало.

 
 
 
 
 

  

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        

Информация о работе Русская живопись 19 века