Русское религиозное искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 17:04, доклад

Описание

Религия в европейской культуре: христианская модель мира и проблема соотношения веры и разума
Мы знаем, что периодически в истории под прессом неопровержимых доказательств в трагедиях и муках человеческих судеб реконструировались теистические модели Мира. Хорошо известно, что крупнейшие создатели космологических концепций неосознанно или целенаправленно использовали в своих работах мифологические и религиозные обоснования.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 58.44 Кб (Скачать документ)

 

Принцип причинности может  пониматься и трактоваться по-разному, в частности, достаточно сильно различаются  между собой его интерпретации  в классической науке, связанной, прежде всего, с классической механикой  Ньютона, и квантовой физике, являющейся детищем XX столетия, но при всех модификациях этот принцип остается одним из главных в научном подходе к пониманию действительности.

 

Следующий важный принцип - это принцип рациональности, аргументированности, доказательности научных положений. Любое научное утверждение имеет  смысл и принимается научным  сообществом только тогда, когда  оно доказано. Типы доказательств  могут быть разными: от формализованных  математических доказательств до прямых экспериментальных подтверждений  или опровержений. Но недоказанных положений, трактуемых как весьма возможные, наука не приемлет. Для того чтобы некое утверждение получило статус научности, оно должно быть доказано, аргументировано, рационализировано, экспериментально проверено.

 

С этим принципом напрямую связан следующий, характерный в основном для экспериментального естествознания, но в некоторой степени проявляющийся в теоретическом естествознании и в математике. Это - принцип воспроизводимости. Любой факт, полученный в научном исследовании как промежуточный или относительно законченный, должен иметь возможность быть воспроизведенным

 

168

 

в неограниченном количестве копий, либо в экспериментальном  исследовании других исследователей, либо в теоретическом доказательстве других теоретиков. Если научный факт невоспроизводим, если он уникален, его  невозможно подвести под закономерность. А раз так, то он не вписывается  в причинную структуру окружающей действительности и противоречит самой  логике научного описания.

 

Следующий принцип, лежащий  в основании научного познания, - принцип теоретичности. Наука - не бесконечное  нагромождение разбросанных идей, а  совокупность сложных, замкнутых, логически  завершенных теоретических конструкций. Каждую теорию в упрощенном виде можно  представить в качестве совокупности утверждений, связанных между собой  внутритеоретическими принципами причинности или логического следования. Отрывочный факт сам по себе значения в науке не имеет. Для того чтобы научное исследование давало достаточно целостное представление о предмете изучения, должна быть построена развернутая теоретическая система, называемая научной теорией. Любой объект действительности представляет собой огромное, в пределе бесконечное количество свойств, качеств и отношений. Поэтому и необходима развернутая, логически замкнутая теория, которая охватывает наиболее существенные из этих параметров в виде целостного, развернутого теоретического аппарата.

 

Следующий принцип, лежащий  в основании научного познания и  связанный с предыдущим, - это  принцип системности. Общая теория систем является во второй половине XX века основанием научного подхода к пониманию реальности и трактует любое явление как элемент сложной системы, то есть как совокупность связанных между собой по определенным законам и принципам элементов. Причем эта связь такова, что система в целом не является арифметической суммой своих элементов, как думали ранее, до появления общей теории систем. Система представляет собой нечто более существенное и более сложное. С точки зрения общей теории систем, любой объект, являющийся системой, - это не только совокупность элементарных составляющих, но и совокупность сложнейших связей между ними.

 

И наконец, последний, акцентируемый  нами, принцип, лежащий в основании  научного знания, - это принцип критичности. Он означает, что в науке нет  и быть не может окончательных, абсолютных, утвержденных на века и тысячелетия  истин. Любое из положений науки  может и должно быть подсудно анализирующей  способности разума, а также непрерывной  экспериментальной проверке. Если в  ходе этих проверок и перепроверок обнаружится несоответствие ранее  утвержденных истин реальному положению  дел, утверждение, которое было истиной  ранее, пересматривается. В науке  нет абсолютных авторитетов, в то время как в предшествующих формах культуры обращение к авторитету выступало в

 

169

 

качестве одного из важнейших механизмов реализации способов человеческой жизни. Авторитеты в науке возникают и рушатся под давлением новых неопровержимых доказательств. Остаются авторитеты, характерные только своими гениальными человеческими качествами. Приходят новые времена, и новые истины вмещают в себя предыдущие либо как частный случай, либо как форму предельного перехода.

 

5. В чем заключается  особенность

религиозного отношения  к миру?

 

Религиозность, базирующаяся не на попытке получения объективного знания, а на таком типе отношения  человека к миру, как вера, убеждение  в существовании, в развитии, в  пребывании чего-либо, не основанного  на доказательстве, связано с тем, что источником религиозности является не объективная реальность, не действительность, данная нам в ощущениях, а то, что  мы называем сверхналичным бытием. Если источником научного знания выступает представление об объективной действительности, существующей вне и независимо от нашего сознания, то источником религиозного знания, переживания, миропредставления становится Откровение. Откровение - это сверхъестественное, сверхнормальное знание, данное человеку свыше. Источником может выступать либо пророк (Моисей, Махаммад - в истории великих монотеистических религий), либо сам Абсолют, Бог, воплотившийся на Земле, или непосредственно явившийся в этот мир и декларирующий то, что он хочет донести до человека. Откровение не подлежит критическому суду разума, так как то, что мы получаем через него, является высшей, абсолютной информацией, которую ограниченный разум человека не в состоянии представить во всей полноте и развернутости и которая должна приниматься на веру.

 

6. В чем состоят основные  различия

между наукой и религией?

 

В целом различия между  наукой и религией можно свести к  следующему: наука изучает реально  воспринимаемое и непротиворечиво  мыслимое бытие. Религия представляет не то, что связано с миром объективного существования логически упорядоченного и эмпирически фиксируемого, а  то, что восходит к смыслу нашего существования. Религия интересуется смыслами и ценностями человеческого  бытия, его этическими, нравственными  и эстетическими компонентами. Религия  отвечает на предельные вопросы,

 

170

 

восходящие к абсолютным формам существования и миропредставления, которых нет и быть не может в науке.

 

Наука отвечает или, скорее, пытается отвечать на вопрос о том, как устроена реальная действительность, как она существует, функционирует, развивается. Для этого она формулирует  законы, основываясь на результатах  экспериментального или теоретического исследования. Религия интересуется теми вопросами, которые не могут  быть ответами на вопрос как?, но почему? и зачем?. Почему этот мир устроен так, а не иначе? Зачем мы живем? Ответы на эти вопросы выводят человека к идее Бога, Абсолюта. Почему это происходит?

 

7. Почему человек не  может не задавать

себе таких вопросов?

 

Можно предположить, что  в ходе освоения человеком действительности те или иные частные ответы на частные  вопросы, выстраиваясь в промежуточные  цепочки, приводили к появлению  представлений о предельных, бесконечных, абсолютных ответах на них. Натуральный  ряд чисел заканчивается бесконечностью, точнее, непрерывно восходит к ней. Как говорят выдающиеся ученые XX века, все, что в математике не относится к проблеме бесконечности, тривиально, и этого не очень много. Практически вся математика - это наука о математической бесконечности. Космологические модели Вселенной включают представления о геометрической бесконечности окружающего мира и о бесконечностях других типов. Физика обращается к абсолютным характеристикам как на уровне мегамира, так и на уровне микромира. Уменьшение границ пространственно-временных характеристик вновь и вновь обнаруживаемых микрочастиц - условно. Нет конца, нет границы ни вверху - в мегамире, ни внизу - в микромире. Мы являем собой даже с точки зрения научного познания как бы срединную позицию, своего рода перекресток бесконечностей: от плюс бесконечности вселенской до минус бесконечности, уходящей своими корнями в неограниченную бездну микрокосма. Представления о человеческих качествах также стремятся к абсолютизации, к положительному или отрицательному полюсу. Любые формы нашего познания рано или поздно выходят на абсолютные характеристики. Очевидно, Абсолют - универсальная предельная форма продвижения человеческого познания в окружающую действительность.

 

Другая инверсия этой идеи неизбежного выхода познания на Абсолют  реализуется в структурах религиозного миропредставления. Но там Абсолют выступает через деонтико-этические представления о мире, о долженствующем, о нормах межчеловеческих взаимоотношений, отношений между человеком и природой, представлений

 

171

 

об идеалах человеческого  бытия, о прекрасном, а также об абсолютных отрицательных характеристиках вышеупомянутого.

 

В свое время Достоевский  сказал: "Если Бога нет, то все дозволено". Если нет абсолютного принципа, который  является универсальным законоположением мира, то человеческое бытие теряет какие-то жизненно важные смыслообразующие компоненты. Если по отношению к природе в целом вопрос о смысле "висит в воздухе", говорить о том, имеет ли смысл существование электрона неверно (электрон существует просто потому, что существует), то говорить о человеческой жизни без обращения к проблеме смысла бесчеловечно.

 

Наука изучает сущее, религия интересуется должным. Религия отвечает на важнейшие вопросы человеческой жизни, ответы на которые не дает наука, и механизм поиска ответов на эти вопросы связан не с доказательностью и теоретическим или экспериментальным подтверждением, а с универсальной, хотя и глубоко индивидуальной спецификой человеческого переживания.

 

Таким образом, наука и  религия взаимодействуют по принципу дополнительности формально-рационально-познавательных и интуитивно-этических способов освоения мира.

 

8. Каковы первоначальные

теистические модели мира?

 

Периодически в истории  под прессом неопровержимых доказательств, порой в трагедиях и муках, реконструировались теистические модели мира. Известно, что крупнейшие создатели  космологических концепций иногда неосознанно, а иногда целенаправленно использовали в своих работах мифологические и религиозные обоснования.

 

Воспринятые европейской  культурой донаучные знания зародились в VII - VI вв. до н.э. в ионийских городах Малой Азии. Ионийские философы проявляли особый интерес к конкретно-чувственному многообразию мира, а свои труды писали в поэтической форме -так называемые "поэмы о природе". Позднее ими был создан особый литературный жанр - научная проза. Свойственное архаическому сознанию чувственно-эмоциональное восприятие мира стало обретать здесь свою логическую оформленность. Известный представитель французского Просвещения XVIII в. Ж.А. Кондорсе писал: "Греки пытались свести всю природу к одному принципу и явления Вселенной к единому закону. Вместо того чтобы открывать истины, они выдумывали системы, пренебрегали наблюдением фактов, предпочитая отдаваться своему воображению,

 

172

 

и, лишенные возможности  подкрепить свои воззрения доказательствами, пытались защитить их хитростями"1.

 

Одной из моделей космоса  той эпохи является учение Анаксимандра. В этой геоцентрической модели космос зарождается и развивается подобно  живому существу под действием противоборствующих природных сил, импульсов, тенденций. В нем господствуют число и  гармония, которым по законам равновесия и справедливости подчинены все  стихии мира. "Если говорить о тогдашней  познавательной модели... то лучше всего  будет сказать, что господствовала нулевая познавательная модель, трактовавшая природу как храм. Ее уместно назвать  религиозной (или этико-эстетической)"2, - пишет в этой связи Ю.В. Чайковский.

 

Как показал У.А. Раджабов, прекрасной иллюстрацией совмещения научного знания и религиозных учений является становление научной картины мира в рамках гелиоцентрической модели3. Так, в целях обоснования своей концепции Н. Коперник обратился к мысли древних, согласно которой Земля и все планеты движутся вокруг некоего "центрального огня". Его перу принадлежат астрологические изыскания о влиянии планет на судьбы людей. Античное понимание мира, согласно которому в основе последнего лежат геометрические закономерности, И. Кеплер продемонстрировал в своей книге "Тайна Вселенной". В этой работе им была предпринята попытка соотнести расстояния планет от Солнца с сочетаниями вписанных одна в другую геометрических фигур.

 

Современник Кеплера Дж. Бруно для обоснования выдвинутой идеи множественности миров апеллировал  к воле создателя. По его убеждению, всемогущий и всемудрый Бог не мог оставить человечество в одиночестве в бездонной и бесконечной Вселенной. Творимое божественной волей абсолютное благо воплощается в бесчисленных мирах, населенных разумными существами, подобно человеку познающими и славящими своего созидателя. Таким образом, идея, положенная в основу современной естественнонаучной картины мира, в качестве принципа "эквивалентности" разных мест во Вселенной, изначально получила не физико-математическое, а богословское обоснование. Оказалось, что учение, на целые века опередившее свое время, вполне согласуется в своих

 

173

 

идеологических основах  со взглядами, оформившимися на одно столетие раньше. Учение Дж. Бруно, опровергавшее утверждения Священного Писания о плоской, неподвижной по отношению к мирозданию Земле, выводилось из схоластической познавательной модели в духе традиций Средневековья.

 

9. Какие существуют познавательные

модели мира?

 

Развитие научного знания и последовательная смена его  парадигм позволили выявить ряд  познавательных моделей, доминировавших в разные исторические периоды: механистическую, статистическую, системную, диатропическую... Логически обрисованные и интуитивно достоверные, эти модели заключали в себе определенные принципы построения общей картины мира своего времени. В качестве мировоззренческой платформы научного поиска они так или иначе отражали отношение ученых к религиозному миропониманию. Интересна эволюция названного отношения, происшедшая со времен Бруно, Кеплера и Галилея до настоящего периода. Для того чтобы понять ее хотя бы в общих чертах, обратимся сначала к схоластической познавательной модели.

Информация о работе Русское религиозное искусство