Серебряный век русской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:07, реферат

Описание

Начало XX в. было достаточно сложным временем не только в политической и социально – экономической жизни России, но и в духовном состоянии общества тоже. Эпоха индустрии диктовала свои условия и нормы жизни, которые нарушали традиционные взгляды людей. Агрессивный натиск производства приводил к нарушению гармонии между природой и человеком. Это порождало растерянность, тревожное чувство надвигающейся катастрофы. Все выстраданные предшествующими поколениями представления о добре и зле, истине и лжи, прекрасном и безобразном казались теперь несостоятельным и требовали срочного и кардинального пересмотра.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические вопросы развития культуры России начала 20 в. .……………………………………………………………......…..4

1.1 Литературные направления эпохи Серебряного века ……….…4

1.2 Научные достижения русских учёных…………………………..7

Глава 2. Мастерство изображения мира человеческих чувств в произведениях различного вида искусств ………………………….10

2.1 Живопись………………………………………………………….10

2.2 Скульптура………………………………………………………..12

2.3 Композиторы новаторы…………………………………………..14

Заключение……………………………………………………………15

Список литературы…………………………………………………...16

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН.docx

— 36.75 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

 

Альметьевский государственный нефтяной институт

 

Кафедра гуманитарного  образования и социологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по курсу «Культурология»

 

на тему: «Серебряный век» русской  культуры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

 

Проверил:  КСН, доцент

 

 

 

 

 

Альметьевск 2010 г.

 

 

Содержание:

 

Введение ……………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические вопросы развития культуры России начала 20 в. .……………………………………………………………......…..4

1.1  Литературные направления  эпохи Серебряного века ……….…4

1.2  Научные достижения русских  учёных…………………………..7

Глава 2. Мастерство изображения мира человеческих чувств в произведениях различного вида искусств ………………………….10

2.1 Живопись………………………………………………………….10

2.2 Скульптура………………………………………………………..12

2.3 Композиторы новаторы…………………………………………..14

Заключение……………………………………………………………15

Список литературы…………………………………………………...16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

       Конец 19- начало 20 вв. – это время, когда художественная культура была представлена не только критическим реализмом, но и рядом других направлений и методов, оно вошло в историю как «серебряный век» русской культуры.  Произошёл как бы отклонение  от  законов классического искусства и поиск утончённых, элитарных форм выражения мысли и чувства в художественном произведении.

Начало XX в. было  достаточно сложным  временем не только в политической и социально – экономической жизни России, но и в духовном состоянии общества тоже. Эпоха индустрии  диктовала свои условия и нормы жизни, которые нарушали  традиционные взгляды людей. Агрессивный натиск производства приводил к нарушению гармонии между природой и человеком. Это порождало растерянность, тревожное чувство надвигающейся катастрофы. Все выстраданные предшествующими поколениями представления о добре и зле, истине и лжи, прекрасном и безобразном казались теперь несостоятельным и требовали срочного и кардинального пересмотра.

         Процессы переосмысления принципиальных проблем человечества затронули, в той или иной степени, и философию, и науку, и литературу, и искусство. И хотя подобное положение было характерно не только для нашей страны, в России духовные искания проходили более болезненно, более пронзительно,  чем в западных странах. В это время пришёлся очень мощный расцвет культуры. Он охватил все виды творческой деятельности, породил выдающиеся художественные произведения, научные открытия, новые направления творческого поиска, открыл  много блестящих имён, ставших гордостью не только русской, но и мировой культуры, науки и техники. Этот социокультурный феномен вошел в историю под названием «Серебряный век» русской культуры.

 

Литература

 

Понятие «Культуры Серебряного века» распространяется на разные области бытия: наука, техника, философия, искусство. Но первое, что приходит на ум при упоминании термина «Серебряный век» - это, безусловно, литература.

Неоднозначный характер русского общества начала XX в. наиболее выпукло отразился  в русской художественной культуре Серебряного века.

С одной стороны, в произведениях  писателей сохраняются устойчивые традиции «критического реализма» XIX в. Ведущие позиции занимают такие писатели как: Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, В. Г. Короленко, Д. Н. Мамин-Сибиряк. На смену им идут И. А. Бунин, А. И. Куприн, М. Горький.

Вместе с тем всё громче начинают звучать голоса иного поколения, предъявляющего свой счёт представителям реализма, протестующего против главного принципа реалистического искусства  – принципа непосредственного изображения  окружающего мира. По мнению его  представителей, искусство, являясь  синтезом двух противоположных начал  – материи и духа, способно не только «отображать», но и «преображать»  существующий мир, творить новую  реальность.

В чём же состоит само понятие  эпохи, обозначаемой «серебряный век», и в чём особенности творчества её художников, чем-то отчётливо ощущаемые, но не так легко дающиеся в руки, объединяемые поверх всех барьеров?

Вспомним, что первый из литературных веков, обозначенных в истории русской  литературы как золотой, был освящён  именем Пушкина, и это имело под  собой все основания. Как бы историки литературы ни доказывали, что термин «пушкинская плеяда» далёк от историко-литературной точности, всё  же личность и литературное дело Пушкина  оказывали решающее влияние на его  современников, «школа гармонической  точности» восходила именно к  нему. Для перестройки литературы понадобилось, чтобы в неё пришли писатели столь же крупного таланта, как и Пушкин, но с другой направленностью: Лермонтов и Гоголь.

 

«Серебряный век» вряд ли может быть обозначен чьим-либо одним именем: выражения типа «горьковский период»  или «блоковская плеяда» здесь  решительно невозможны. Особенность Серебряного века в том, что его  «создавали» самые разные писатели, поэты и др., нередко сильно отличавшиеся  по своим творческим принципам и по направленности таланта.

Но всех их объединяло одно: осознание своей эпохи как совершенно особой, выходящей за пределы того, что было прежде, в девятнадцатом веке в первую очередь, и одновременно с этим – деятельное, действенное отношение к этой эпохе и её проблемам

Раздвоенность творчества, внутренняя трагедийность при блестящей  внешней беспечности – это  как раз и есть следы «серебряного века», вносящие в галантность прежних  эпох, их праздничность и яркость  переживания эпохи совершенно другой, сознающей своё время, как судорожное напряжение между двумя безвременьями, опрокинутое в пространство.

Итак, «серебряный век» - не только время, но и отношение художника  к этому времени, которое может, конечно, выстраиваться совершенно по-разному, но всегда осознаётся как  целенаправленное волевое воссоздание  образа мира и времени в своём  творчестве именно в тех рамках и  формах, которые диктует эпоха. И  ещё одно важно отметить: чаще всего  – во всяком случае, в тенденции  – такое воссоздание происходило  не только в поэзии и прозе, но и  в жизненных устремлениях художников.

Как протест против оскудения русской  поэзии, как стремление сказать в  ней свежее слово, вернуть ей жизненную  силу возникло движение русских символистов.

 

 

Символизм возник в России не изолировано  от Запада. На русских символистов  в известной мере влияла и французская  поэзия (Верлен, Рембо, Малларме), и английская, и немецкая, где символизм проявил  себя в поэзии десятилетием раньше. Русские символисты ловили отголоски  философии Ницше и Шопенгауэра. Однако они решительно отрицали свою принципиальную зависимость от западноевропейской литературы. Русский символизм резко  отличался от западного всем своим  обликом – духовностью, разнообразием  творческих единиц, высотой и богатством своих свершений.

На первых порах, в девяностые годы, стихи символистов, с их непривычными для публики словосочетаниями и  образами, часто подвергались насмешкам  и даже глумлениям. К поэтам-символистам  прилагали название декадентов, подразумевая под этим термином упаднические настроения безнадёжности, чувство неприятия  жизни, резко выраженный индивидуализм. 1900 год можно считать рубежом, когда символизм определил в поэзии своё  особенное лицо.

Символизм был движением романтиков, воодушевляемых философией идеализма.

С символизмом, прежде всего, связано  понятие «Серебряный век». При  этом понятии как бы вспоминается ушедший в прошлое золотой  век литературы и искусства, время  Пушкина. Называют время рубежа девятнадцатого-двадцатого столетий и русским ренессансом. «В России в начале  века был настоящий  культурный ренессанс, - писал философ  Бердяев.  Только жившие в это  время знают, какой творческий подъем был у нас пережит, какое веяние духа охватило русские души. Россия пережила расцвет поэзии и философии, пережила напряженные религиозные  искания, мистические и оккультные настроения». В самом деле: в  России той поры творили писатели Лев  Толстой и Чехов, Горький и  Бунин, Куприн и Леонид Андреев; художники  Суриков и Врубель, Репин и  Серов, Нестеров и Кустодиев, Васнецов и Бенуа, Коненков и Рерих; музыканты  и артисты Римский-Корсаков и  Скрябин, Рахманинов и Стравинский, Станиславский и Комиссаржевская, Шаляпин и Нежданова, Собинов и Качалов, Москвин и Карсавина, Анна Павлова и Михаил Чехов. Бурно развивалась религиозно-идеалистическая философия, выходили труды марксистов. Была полифония различных течений в искусстве. И при всех конфликтах и противостояниях никем не велось войны на истребление.

Символизм породил ряд других течений, постепенно отпочковавшихся от него.

Акмеизм (от греческого слова «акме» - высшая степень чего-либо, цветущая сила) возник на  отрицании мистических  устремлений символистов, была по существу на взлете, но своим происхождением акмеизм был обязан символистам. Противопоставляя себя символизму, акмеисты провозглашали высокую самоценность земного, здешнего мира, его красок и форм, звали «возлюбить землю» и как можно меньше говорить о  вечности, о непознаваемом.

Организаторами группы явились  Николай Гумилёв и Сергей Городецкий. Также в группу входили Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Михаил Зиневич и  Владимир Нарбут.

 

Научные достижения русских учёных

На рубеже XIX-XX века Россия внесла весомый  вклад в мировой научно-технический прогресс, так как сделанные в этот период научные открытия привели к пересмотру устоявшихся представлений об окружающем мире.

 Например, физик П. Н. Лебедев впервые в мире установил общие закономерности, присущие волновым процессам различной природы (звуковым, электромагнитным, гидравлическим и др.), сделал иные открытия в области физики волн.

В 1895 Лебедев создал тончайшую установку  для генерирования и приема электромагнитного  излучения с длиной волны 6 и 4 мм, исследовал отражение, преломление, поляризацию, интерференцию этих волн и другие явления.

Лебедев изучал также действие электромагнитных волн на резонаторы и выдвинул в  связи с этими исследованиями глубокие соображения, касающиеся межмолекулярных  взаимодействий, занимался вопросами  акустики, в частности, гидроакустики. Изучение давления света на газы побудило Лебедева заинтересоваться происхождением хвостов комет.

Не ограничиваясь научно-исследовательской  деятельностью, Лебедев отдавал  много сил созданию научной физической школы, которая, по существу, была первой в России. К 1905 в его лабораторию  входило уже около двадцати молодых  ученых, которым суждено было сыграть  видную роль в развитии физики в  России. Ассистентом и ближайшим  помощником Лебедева был П. П. Лазарев, ставший после смерти своего учителя  руководителем лаборатории, а в 1916 — директором первого Научно-исследовательского института физики в Москве, из которого вышли С. И. Вавилов, Г. А. Гамбурцев, А. Л. Минц, П. А. Ребиндер, В. В. Шулейкин, Э. В. Шпольский и другие. Именем П. Н. Лебедева назван Физический институт Российской Академии наук в Москве.

Выдающийся русский учёный В. И. Вернадский получил мировую известность  энциклопедическими трудами, послужившими основой для появления новых  научных направлений в геохимии, биохимии, радиологии.

Идеи Вернадского сыграли выдающуюся роль в становлении современной  научной картины мира. В центре его естественнонаучных и философских  интересов — разработка целостного учения о биосфере, живом веществе (организующем земную оболочку) и эволюции биосферы в ноосферу, в которой  человеческий разум и деятельность, научная мысль становятся определяющим фактором развития, мощной силой, сравнимой  по своему воздействию на природу  с геологическими процессами. Учение Вернадского о взаимоотношении  природы и общества оказало сильное  влияние на формирование современного экологического сознания. Развивал традиции русского космизма, опирающегося на идею внутреннего единства человечества и космоса.

Вернадский — один из лидеров  земского либерального движения и партии кадетов (конституционалистов-демократов). Организатор и директор Радиевого  института (1922-39), Биогеохимическая лаборатория (с 1928; ныне Институт геохимии и аналитической  химии РАН Вернадского). Государственная  премия СССР (1943).

Русский физиолог И. П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности и условных рефлексах,  ввёл в  практику хронический эксперимент, позволяющий изучать деятельность практически здорового организма. С помощью разработанного им метода условных рефлексов установил, что  в основе психической деятельности лежат физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга. Исследования Павловым физиологии высшей нервной деятельности оказали большое влияние на развитие физиологии, медицины, психологии и педагогики, а Нобелевская премия 1904 г. за исследования в области физиологии пищеварения стала признанием его многолетних трудов.

Также   1908 году Нобелевскую премию получил и И.И.Мечников за труды по иммунологии и инфекционным заболеваниям.

Выдающиеся открытия в теории и  практике самолетостроения сделал один из самых известных учёных начала века Н. Е. Жуковский.

У истоков современной космонавтики стоял самородок, учёный с мировым  именем  - К. Э. Циолковский. Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935) впервые  обосновал возможность использования  ракет для межпланетных сообщений, указал рациональные пути развития космонавтики и ракетостроения, нашел ряд важных инженерных решений конструкции  ракет и жидкостного ракетного  двигателя. Технические идеи Циолковского находят применение при создании ракетно-космической техники.

В общем можно сказать, что эпоха Серебряного века создала благоприятные условия для развития науки и техники.

 

Живопись

 

Сходные процессы протекали и в  русской живописи. Прочные позиции  удерживали представители русской  академической школы и наследники передвижников – И. Е. Репин, В. И. Суриков, С. А. Коровин. Но законодателем  моды стал стиль, получивший название «модерн». Последователи этого направления  объединились в творческом обществе «Мир искусства».

Информация о работе Серебряный век русской культуры