Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:07, реферат
Начало XX в. было достаточно сложным временем не только в политической и социально – экономической жизни России, но и в духовном состоянии общества тоже. Эпоха индустрии диктовала свои условия и нормы жизни, которые нарушали традиционные взгляды людей. Агрессивный натиск производства приводил к нарушению гармонии между природой и человеком. Это порождало растерянность, тревожное чувство надвигающейся катастрофы. Все выстраданные предшествующими поколениями представления о добре и зле, истине и лжи, прекрасном и безобразном казались теперь несостоятельным и требовали срочного и кардинального пересмотра.
Введение ……………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические вопросы развития культуры России начала 20 в. .……………………………………………………………......…..4
1.1 Литературные направления эпохи Серебряного века ……….…4
1.2 Научные достижения русских учёных…………………………..7
Глава 2. Мастерство изображения мира человеческих чувств в произведениях различного вида искусств ………………………….10
2.1 Живопись………………………………………………………….10
2.2 Скульптура………………………………………………………..12
2.3 Композиторы новаторы…………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………15
Список литературы…………………………………………………...16
«Мир искусства» или мирискуссники - объединение художников, созданное в Петербурге в конце XIX в., заявившее о себе журналом и выставками, от имени которых получило свое название. В «Мир искусства» входили в разное время чуть ли не все передовые русские художники: М. Врубель, А. Головин, К. Коровин, И. Левитан, М. Нестеров, В. Серов и др. Всех их, очень разных, объединил протест против официального искусства, насаждаемого Академией, и натурализма художников-передвижников.
Лозунгом кружка было «
Их искусство возникло «на острие тонких перьев графиков и поэтов». Атмосфера нового романтизма, проникшая в Россию из Европы, вылилась в причуды виньеток модных тогда журналов московских символистов «Весы», «Золотое руно». Рисунок узорных оград Петербурга соединился с устремлениями художников абрамцевского кружка И. Билибина , М. Врубеля, В. Васнецова, С. Малютина по созданию «русского национального стиля». Душой редакции журнала «Мир искусства» был А. Бенуа, организатором С. Дягилев. Много внимания на страницах журнала уделялось теоретическим вопросам: проблеме художественного синтеза и синтетического метода, книжной графике и ее специфике, популяризации творчества современных западных художников. Особое место в их творчестве занимал Петербург, «окно в Европу», его образ как символ единения русской и западноевропейской культуры (т. н. петербургский стиль). Петр Великий, по словам Бенуа, был «главным кумиром их кружка». Отдали дань художники «Мира искусства» и «стилю модерн». В 1902—1903 гг. в Петербурге мирискусниками был организован постоянный салон «Современное искусство», где экспонировались произведения декоративного и прикладного искусства и оформление интерьеров, отражающие новые веяния Модерна. В 1903 г. петербургские мирискусники объединились с московской группой «36 художников», в результате чего образовался «Союз русских художников». В 1904 г. журнал «Мир искусства» закончил свое существование.
Помимо выставок художники устраивали публичные диспуты с докладами о современном искусстве, выпускали сборники статей. В выставках «Бубнового валета» участвовали В. Кандинский, А. Явленский, жившие тогда в Мюнхене, выставлялись картины французских художников:
Ж. Брака, К. Ван Донгена, Ф. Валлоттона,
М. Вламинка, А. Глеза, Р. Делоне. А. Дерена,
А. Ле Фоконье, А. Марке, А. Матисса, П. Пикассо,
А. Руссо, П. Синьяка и многих других.
Однако объединение раздирали
Кроме вышеперечисленных на рубеже двух веков, в период ломки старых понятий и идеалов возникло множество и других объединений и течений. Уже только перечисление их названий говорит о самом духе бунтарства, жажде коренных перемен в идеологии и образе жизни: «Бродячая собака», «Дом интермедий», «Привал Комедиантов», «Стойло Пегаса», «Красный петух» и др.
Ряд крупнейших русских
Скульптура
Творческий подъем в этот период переживала и скульптура. Ее пробуждение во многом было связано с тенденциями импрессионизма. Значительных успехов на пути обновления достиг П.П. Трубецкой. Широкую известность получили его скульптурные портреты Л.Н. Толстого, С.Ю. Витте, Ф.И. Шаляпина и др. Они наиболее последовательно отразили главное художественное правило мастера: запечатлевать пусть еще мало заметное мгновенное внутреннее движение человека.
Соединением тенденций импрессионизма
и модерна характеризуется
Значительный след в русском искусстве Серебряного века оставил С.Т. Коненков.(1874-1971) Выдающийся мастер русской скульптуры символизма и модерна, продолживший традиции «серебряного века» в совершенно новых исторических условиях.
Был членом «Мира искусства». Особое
влияние на него оказало искусство
Микеланджело, а также пластика архаических
культур Средиземноморья. Эти впечатления
прочно соединились в творчестве
Коненкова с русским
Образы мастера изначально были полны огромной внутренней динамики. Его мужские фигуры часто представлены в борьбе с косной материей, с силой тяжести, которую они стремятся преодолеть (таков «Самсон, разрывающий узы», за которого он получил академическое звание художника, 1902; фигура не сохранилась) и напряженно-драматически преодолевают в искусстве («Паганини», первый вариант — 1906, Русский музей). Женские же образы, напротив, полны юной и светлой гармонии («Нике», 1906; «Юная», 1916; обе в Третьяковской галерее). Человек здесь, как это часто бывает в искусстве модерна, предстает как неотъемлемая часть природной стихии, которая либо поглощает его, либо отступает, побежденная его волей.
Композиторы
Начало ХХ в. – это время творческого
взлета великих русских композиторов-
Музыка Скрябина —
Отсюда ее повышенный, доходящий
часто до экзальтации, эмоциональный
тонус, ее энергетика, ее импульсивность
и внутреннее беспокойство, непрерывная
изменчивость и прихотливая игра
нюансов, поэтизация состояний томления,
порыва, утонченный лиризм и недосказанность,
отсюда же — и ее волевая устремленность,
взрывчатость и драматизм, патетика
и торжество кульминаций. Отсюда
— новая музыкальная
В творчестве Рахманинова с особой силой воплощена тема родины.
Русская вокальная школа была представлена именами выдающихся певцов – Ф. Шаляпина, А. Неждановой, Л. Собинова, И. Ершова.
Примечательной чертой культуры Серебряного века стали поиски нового театра. Они связаны с именами выдающихся режиссёров – Станиславского, В. Мейерхольда, Е. Вахтангова.
Заключение
Тема «Культура Серебряного
века» неисчерпаема. Это сотни
замечательных имен, десятки течений,
направлений. В эпоху «
Бурному развитию культуры
на рубеже веков, безусловно ,
способствовала демократизация
общества и стремление к
К сожалению, Великая
Тему «Серебряный век
русской культуры» я выбрал, потому
что раньше почти ничего не
знал об этой замечательной
эпохе в нашей истории.
Список литературы
Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология /М.:Юнити, 2007.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2001-06 гг.
Цветаева М. Избранное. Сост., коммент. Л.А.Беловой. – М.:Просвещение,1989.
Данные из Виккипедия