Шпаргалка по "Культорологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 12:37, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культорология".

Работа состоит из  1 файл

культурология.doc

— 263.00 Кб (Скачать документ)

29.культура — явление общечеловеческое и классовое. «Класс, имеющий в своём распоряжении средства материального производства, располагает вместе с тем и средствами духовного производства, и в силу этого мысли тех, у кого нет средств для духовного производства, оказываются в общем подчинёнными господствующему классу» (Маркс Культура и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 46). Для антагонистических формаций характерна стихийность и неравномерность культурно-исторического процесса, усиление культурной дифференциации общества. Культура господствующего класса оттесняет на задний план духовную деятельность масс, однако именно эта деятельность и определяет объективное общечеловеческое содержание многих важнейших достижений каждой нации. Культура По мере усиления классовой борьбы, всё большего вовлечения в активную социальную жизнь доселе пассивных, отчуждённых от высших ценностей Культура классов и социальных групп и связанной с этим демократизацией механизма производства и распределения культурных благ всё больше обнаруживается иллюзорность провозглашаемого господствующими классами т. н. «культурного единства» общества. Начинающийся ещё на ранних стадиях классового общества процесс культурной поляризации особенно усиливается в эпоху современного капитализма, в условиях которого противоречия социального и культурного развития становятся особенно острыми. Господствующие классы стремятся навязать массам примитивную — «массовую культуру». Вместе с тем наряду с Культура господствующего класса в условиях капитализма начинает всё увереннее выступать новая Культура в виде демократических и социалистических элементов, «... ибо в каждой нации есть трудящаяся и эксплуатируемая масса, условия жизни которой неизбежно порождают идеологию демократическую и социалистическую» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 24, с. 120—21). В ленинском учении о двух Культура в каждой национальной Культура антагонистические формации подчёркивается необходимость различать прогрессивные демократические и социалистические элементы Культура, ведущие борьбу с господствующей эксплуататорской Культура 

 Победа социалистической  революции знаменует коренной переворот в развитии общества и его Культура В ходе социалистической культурной революции создаётся и утверждается социалистическая Культура, наследующая всё ценное в Культура, созданное на предшествующих ступенях развития общества и знаменующая качественно новую ступень в культурном развитии человечества. Основные черты социалистической духовной Культура, определяемые новыми формами общественных отношений и господством марксистско-ленинского мировоззрения, — народность, коммунистическая идейность и партийность, социалистический коллективизм и гуманизм, органическое сочетание интернационализма и социалистического патриотизма. Развитие социалистической Культура под руководством Коммунистической партии впервые в истории обретает сознательно планомерный характер и определяется на каждом историческом этапе, с одной стороны, достигнутым уровнем Культура и материальных производительных сил, а с другой — социалистическим и коммунистическим идеалом. 

 Важнейшая цель  социалистической Культура —  формирование нового человека, превращение научного марксистско-ленинского мировоззрения в осознанное убеждение каждого члена общества, воспитание в нём высоких нравственных качеств, обогащение его духовного мира. Выступая как механизм передачи накопленных обществом прогрессивных ценностей и традиций, социалистическая Культура вместе с тем призвана обеспечить максимальную возможность для творчества, отвечающего назревшим общественным потребностям, росту духовного и материального богатства общества и каждого человека. Главный критерий культурного прогресса в социалистическом обществе определяется тем, насколько историческая активность масс, их практическая деятельность по своим целям и средствам становится творческой деятельностью, основанной на достижениях материальной и духовной Культура 

 Опыт СССР — многонационального социалистического государства, является блестящим примером развития социалистической Культура в условиях взаимодействия национальных Культура Сложившаяся за время существования СССР единая по своему духу и принципиальному содержанию советская социалистическая Культура включает в себя наиболее ценные черты и традиции Культура каждого народа СССР. Одновременно любая советская национальная Культура не только опирается на собственное культурное наследие, но и обогащается за счёт достижений Культура других народов. Всё более усиливающийся процесс взаимодействия наций социалистической Культура приводит к росту общих интернациональных черт в каждой национальной Культура Т. о., социалистическая по содержанию, по главному направлению развития, многообразная по своим национальным формам и интернационалистская по своему духу и характеру, советская Культура представляет собой органический сплав создаваемых всеми народами СССР духовных ценностей. Растущее сближение национальных Культура представляет собой прогрессивный объективный процесс. Коммунистическая партия выступает как против его искусственного форсирования, так и против любых попыток задержать его, закреплять обособленность национальной Культура Социалистическая Культура — прообраз всемирной духовной Культура коммунистического общества, которая будет носить общечеловеческий характер. «Культура коммунизма, вбирая в себя и развивая все лучшее, что создано мировой культурой, явится новой, высшей ступенью в культурном развитии человечества» (Программа КПСС, 1972, с. 130).

  • 27. Наука – одна из доминант культуры, ее элемент, без науки культура не может успешно осуществлять свои базовые социальные функции. Наука представляет собой систему развивающегося знания и в результате этого отличается от других явлений культуры, прежде всего тем, что ее содержанием является объективная истина. То есть содержание научного знания не зависит от намерений, настроений человека и человечества. В научном знании анализируются и раскрываются законы, свойства объективного мира, его связи и отношения. Поэтому развитие науки безгранично и бесконечно, поскольку безграничен и бесконечен окружающий мир. 
    Но, чтобы возникла наука, общество должно достичь не только определенного уровня социально-экономического развития, порождающего потребность в научных знаниях, но и сформулировать культуру определенного качества, культуру, в недрах которой возможно зарождение и развитие научного мышления, научного подхода к действительности, которая создает условия или, по крайней мере открывает известный простор для познавательной деятельности. 
    Следовательно, она – основное средство рациональной деятельности. Опираясь на научные знания, человек получает возможность овладевать природными и общественными силами. Такие «указания» наука дает, прежде всего, благодаря анализу законов, существенных связей и отношений действительности. Но люди развивают науку не только для решений практических задач, но и для раскрытия тайн, загадок природы. 
    Наука анализируется на многих, в том числе и на мировоззренческих уровнях. Эта тенденция все более усиливается, и большая часть крупнейших мировых ученых подчеркивают необходимость динамики морального созревания человечества до научных открытий, ведения широкой просветительской деятельности в этом направлении и в целом поднятия образовательного уровня народов мира. В совокупности это создает благоприятную ноосферу, которая и становится в свою очередь питательной средой для развития гуманистической науки. Иначе говоря, социальные корни возникновения и развития научных знаний следует искать в материальной практике общественного человека. Но, чтобы из этих корней возникло растение и дало плод, нужна благоприятная обстановка, а она зависит от наличия соответствующей культуры.  
    Таким образом, наука рождается в недрах определенной культуры и с помощью культурных норм. Научное знание создается людьми определенной культуры, возникает и развивается на соответствующей культурной основе. 
    Наука – чрезвычайно объемный организм. Он подразделяется на три большие группы: естественные, общественные и технические. Отрасли науки различают по своим предметам и методам. Не по мере развития социума и культуры наука все больше принимает интегративный вид. Наиболее активно сейчас развиваются «смежные» междисциплинарные отрасли науки: кибернетика, генная инженерия, биотехнология, радиогеология и др. Научно-технический прогресс (НТП) с эпохи Нового времени приобрел значение ведущего фактора социокультурного исторического развития. Но уже в XIX веке в Европе возникли заметные и опасные кризисные результаты внедрения НТП в жизнь; подавление человека техникой и ограничение его свободы; образование городов-мегаполисов с плохой экологией и отчуждением человека от естественных условий жизни; отрыв науки от потребностей и интересов граждан; милитаризация общества и др.
  • Сформировались две противоположные позиции по отношению к НТП, его месту и роли в культуре Сторонники положительного влияния науки и техники на историческое развитие общества, определяющей роли НТП в создании материальных и духовных ценностей культуры выражают сциентистскую позицию.
  • Современное культурологическое осмысление науки и техники, научно-технического знания состоит во первых, в признании ведущей роли НТП в развитии мирового общества и его культуры, во-вторых, в предвидении и предотвращении негативных последствий НТП, в научном решении глобальных проблем современности, в-третьих, в определении оптимальных перспектив совершенствования и использования техники и технологии, научных знании в жизнедеятельности людей. При этом важнейшими принципами функционирования HТП в культуре должны быть гуманизм, высокая нравственность и ответственность ученых за жизнь будущих поколений, неагрессивность и ненасилие.
  • Таким образом, наука выступает закономерным общественно-историческим явлением культурного процесса. Социокультурное воздействие науки на содержание, формы и способы культуры проявляется по двум основным направлениям: она развивает культуру своим собственным содержанием, а также взаимодействуя с другими элементами содержания культуры.
 
 

26.Технические культуры, возделываемые растения, которые используют как сырьё для различных отраслей промышленности. В зависимости от получения из них того или иного продукта подразделяются на несколько групп. Крахмалоносные культуры содержат крахмал в клубнях (картофель, батат яме и др.), сахароносные растения - сахар в стеблях (сахарный тростник, сахарный клён и др.), корнеплодах (сахарная свёкла), соцветиях (сахарная и винная пальмы). У масличных культур масла растительные накапливаются в семенах и плодах (подсолнечник, арахис, соя, клещевина, рапс, кунжут, горчица, лён масличный, кокосовая и масличная пальмы, маслина, тунг и др.), у эфирномасличных культур эфирные масла - в надземной части (мята, герань, базилик евгенольный и др.), цветках (роза эфирномасличная, лаванда, тубероза, сирень и др.), плодах (кориандр, анис, фенхель и др.), корнях и корневищах (ветиверия, ирис и др.). Прядильные, в том числе лубяные культуры, содержат волокна текстильные в стеблях (лён-долгунец, джут, кенаф, конопля и др.), листьях (новозеландский лён и др.), семенах (хлопчатник), плодах (сейба). Из др. групп Технические культуры большое значение имеют каучуконосные растения (гевея, гваюла и др.), гуттаперченосные (бересклет, эвкоммия, палаквиум, пайена и др.), дубильные (скумпия, бадан, некоторые виды дуба, ель, лиственница и др.), красильные (марена, вайда, софора японская, шафран, сафлор, некоторые виды индигоферы и др. ), лекарственные (валериана, наперстянка, белладонна, хинное дерево, женьшень и др.), наркотические (табак, махорка, индийская конопля, мак опийный и др.), пробконосные (бархат амурский, пробковый дуб и др.), прочие Технические культуры (хмель, ворсянка и др.). Некоторые Технические культуры являются растениями двойного использования. Например, лён-долгунец, конопля и хлопчатник, кроме волокна, дают жирное масло; марена и мак опийный являются также лекарственными, из кориандра, тмина и аниса получают эфирное и жирное масла. 
 
  Технические культуры - однолетние (например, лён, картофель, подсолнечник, тмин) и многолетние (маслина, роза эфирномасличная, гевея, хмель, женьшень) растения и относятся ко многим ботаническим семействам: паслёновых (картофель, табак), сложноцветных (подсолнечник, сафлор), крестоцветных (рапс, горчица), розоцветных (роза эфирномасличная) и др. Зоны произрастания их различны: пальмы, маслина, тунг,
сахарный тростник и др. - растения тропических и субтропических областей земного шара, подсолнечник, лён, сахарную свёклу и др. выращивают в основном в средних и умеренных широтах. В СССР из Технические культуры возделывают картофель, подсолнечник, сахарную свёклу, хлопчатник, лён, коноплю, табак, махорку, лекарственные растения и многие др. Площадь посева их (в млн. га): 11,8 в 1940, 15,3 в 1965, 14,5 в 1970, 14,7 в 1974. См. также статьи о группах Технические культуры 

   23. Искусство - эта особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах. Иначе говоря, специфика искусства обусловливается художественно-образной формой отражения действительности, особым способом мышления - «мышлением в образах» в отличие от логического мышления, «мышления в понятиях». Определение искусства как «мышления в образах» подчеркивает одну из главных его особенностей, которая осознавалась уже античной эстетикой, -  способность искусства объективно отображать действительность, воспроизводить реальный мир и раскрывать сущность вещей и явлений. В данном определении искусство предстает разновидностью человеческого знания,  обладающей познавательной способностью. Наряду с процессом дифференциации человеческой деятельности культура сохранила потребность воспроизводить деятельность людей в ее первоначальной полифункциональности, в одновременном осуществлении различных  способов освоения мира. Эту потребность культуры и выразило искусство, которое, в отличие от других форм духовной деятельности, способно отразить жизнь в ее целостности и многообразии, способно служить ее воображаемым дополнением, продолжением и даже заменой. Искусство создает «вторую реальность». Вышесказанное позволяет понять значение  искусства в жизни общества. Отмечая активную роль искусства в жизни общества, обычно указывают на три  его основные функции: познавательную, воспитательную и эстетическую (в последнее время их дополняют и конкретизируют, выделяя также коммуникативную, созидательную, гедонистическую, компенсаторную, внушающую и пр.). Данная  классификация фиксирует разнообразие общественного применения результатов художественного творчества.

~ Виды искусств Статические   Динамические
Изобразительные живопись, графика, скульптура, фотоискусство    
    театр, опера, эстрада, цирк, киноискусство  
Неизобразительные архитектура, декоративно-прикладное искусство   музыка, хореография, балет, радиоискусство

Информация о работе Шпаргалка по "Культорологии"