Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 12:37, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культорология".
17. Христианская культура.
Господство христианства в мире сопровождалось
развитием величайшей в мире культуры,
которая справедливо должна называться
христианской культурой, так как все это
утончение внутренних отношений, приспособление
общества к потребностям человека, развитие
прав личности, так же как небывалое дотоле
овладение силами природы и разностороннее
украшение жизни - все это было выращено
влиянием христианства.
2. Материальная культура.
Создание материальной культуры и внешнее
украшение жизни, конечно, не входят в
непосредственные цели христианства,
а высшая аскетическая точка зрения видит
даже в утонченностях жизни противоречие
со стремлением к жизни духовной, составляющей
прямую цель христианства. Но высшая аскетическая
точка зрения, будучи сама по себе совершенно
правильною, не дает всеобще-обязательного
режима. Земная фаза нашего существования
протекает в условиях материальной природы,
которая имеет свои законные требования,
не исключаемые задачами веры и спасения
души. Идея Царствия Божия, поскольку она
развивается в земной жизни, требует лишь
подчинения материальных потребностей
духовным потребностям, требует, чтобы
основной целью жизни было душевное спасение
и чтобы второстепенные цели, создаваемые
потребностями земной природы, не заглушали
своими приманками того, что есть главная
задача.
3. Высшая утонченная
общественность.
Между тем основные задачи личности и
взаимные отношения между людьми, предписываемые
христианством, таковы, что при соблюдении
их сама собою вырастает высшая утонченная
общественность. Религия указывает известные
обязанности к семье, к ближним, требует
обуздания своекорыстия и жадности, клеймит
эксплуатацию человека человеком, предписывает
людям взаимную помощь, с особенным вниманием
к слабому: все это создает обстановку
в высшей степени благоприятную для успешности
труда, для поднятия уровня общего благосостояния,
для воспитания человека как работника
и устроителя общества. Требование справедливости
и заботы о всех дает толчок усовершенствованию
общественной организации. Понятие о власти
как учреждении божественном, имеющем
миссией обслуживать общее благо, создает
со стороны народа повышенные требования
к государственности и в самих носителях
власти воспитывает стремление быть соответственными
поставленному для власти идеалу. Так
вырастает облагороженная государственность,
на которую Церковь отбрасывает свет своей
религиозной идеи.
4. Человеческое достоинство.
Главное воздействие на культурность
общества христианство оказало высоким
понятием о личности человека вообще.
Человеческое достоинство вырастало до
чрезвычайности, и с этим общество и государство
должно было считаться. Между прочим, одинаковое
достоинство природы, одинаковое во всех
людях искание богообщения приводило
к тому, что и в общественных отношениях
являлся принцип равенства. Но, с другой
стороны, вводя в общественную жизнь сознание
равенства всех на главнейшей стороне
жизни - религиозной, христианство не было
эгалитарным, и это вытекало из самого
религиозного принципа. Действительно,
хотя человеческое достоинство одинаково,
но дары личности различны, и истинная
жизнь складывается не всеобщей уравнительностью,
но всеобщим гармоническим взаимослужением
и взаимоподчинением. Не эгалитаризм (уравниловку)
приносило с собой христианство, а солидарность.
Отсюда является и дисциплина, не имеющая
ничего обидного, так как она во всех взаимоотношениях
обоюдна и, сверх того, связана с внутренним
стремлением каждого к самоограничению.
5. Личность свободна
но без злоупотреблений.
Личность по-христиански, безусловно,
свободна, но если она имеет в виду жить
по-христиански, стремиться к спасению
- она должна быть проникнута самоограничением:
жить как свободная, но не как злоупотребляющая
свободой. В действии под влиянием порывов
страсти и корыстного пожелания нет свободы:
это есть погружение в рабство страсти
и внешней приманки. Свобода, таким образом,
сама дает основание дисциплины. С другой
стороны, внешний орган власти и дисциплины
не имеет самодовлеющей, произвольной
силы, но представляет служение по божественной
делегации. На таких основаниях, которые,
под давлением духа христианства, налагали
свою печать на общественные и государственные
отношения, строилось общежитие, где развивалась
личность очень высокая, самостоятельная,
полная внутреннего сознания прав и обязанностей.
Это было прочным основанием культурного
развития.
6. Нравственное
Должно прибавить, что человек, по христианскому
воззрению, имеет в мире такие задачи,
которые его влекут к познанию. Не только
нравственное усовершенствование, но
и познание имеет религиозный характер,
ибо оно имеет отношение к общению с Божеством.
Без Откровения человек не может отыскать
Бога, но необходимость искания не уничтожается
Откровением. "Бог, - говорит ап. Павел,
- произвел людей для того, чтобы они искали
Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли"
(Деян. 17:27). Ибо "невидимое Его, вечная
сила Его и Божество - от создания мира
чрез рассматривание творений видимы"
(Рим. 1:20). Небрежение к этому рассматриванию
даже составляло бы вину человека. С другой
стороны, принимание твари за Творца есть
начало религиозных заблуждений. Таким
образом, известное знание природы становится
необходимым для того, чтобы суметь выделить
Творца из Его творения, и понять божественность
Творца из того, что не есть Он.
7. Незнание отвлекает
от Бога.
Без сомнения, потребность знания для
веры не одинакова у людей. Но вообще для
человечества знание необходимо. По недостатку
знания существовало и существует множество
суеверий, которые в основе своей всегда
имеют ложное представление о твари и
вследствие этого принимают за божественное
то, что в действительности есть явление
тварное. Например, в аскетической практике
язычников многие упражнения, почитаемые
за общение с Богом, приводят лишь к общению
с разнородными силами природы. Таким
образом, незнание прямо способно отвлекать
от Бога.
8. Приобретение знаний.
Тут самые религиозные предпосылки поощряют
человека идти на приобретение знания.
Действительно, в данном, например, случае
человек обязан различать границу между
божественным и тварным. Естество есть
область необходимости, в ней нет свободы,
нет ответственности, нет греха, нет и
добродетели. Область духа, элемента божественного,
напротив - свободна; жизнь духа совершается
по произволению, вследствие чего в ней
есть и грех, и святость, есть ответственность.
Жизнь эта - духовная, религиозная - совершается
лишь в области духа. Было бы духовной
гибелью допустить, чтобы естество подчинило
нас из-за того, что мы его примем ошибочно
за Божество. Поэтому с религиозной точки
зрения нам важно знать законы естества
и сферу их действия, для того чтобы уметь
разграничить и в самом себе область естественную,
следующую по законам необходимости, и
область духовную, и не отдать под власть
естества никакой части удела духа, не
принять по ложным признакам области естества
за область духа. Только в этом случае
человек может ясно усмотреть свой путь
к Богу.
Эти соображения, сами собою вытекающие
из христианской веры, уполномочивают
человека на испытание природы во всей
широте и глубине. То же относится и к философии
как выяснению законов бытия, жизни и ее
частных явлений.
9. Содержание религиозного
учения поощряет познание.
Конечно, в христианском мире далеко не
всегда относились с таким уважением к
свободе научного исследования. Очень
часто сами служители религии взглянули
бы на такую свободу как на ересь и погибель
человека. Но одно дело - узость и невежество
в понимании духа своей веры, и другое
- действительное содержание этой веры.
Человек, вдумывающийся в свою христианскую
веру и имеющий стремление к познанию
не мог не почувствовать себя свободным
идти к знанию, что бы ни говорили ему невежественные
фанатики псевдодогмата. В христианском
мире так и было. Содержание религиозного
учения было слишком ясно, оно уполномочивало
на искание познания и даже поощряло к
этому. И потому-то христианская эпоха
сделалась эпохой величайшего развития
науки во всех ее сферах, ибо немыслимо
разграничить в познании что-либо недозволенное
от дозволенного. Если наука есть дело
также Божие, то в ней дозволена вся область,
доступная человеческому уму.
Это огромное и постоянно растущее познание,
углубляющееся и в силы природы, и в человеческую
психику, и в законы общественности и истории,
необычайно расширило наше обладание
силами природы и уменье ими пользоваться.
Вследствие этого являлось, как неизбежное
последствие, применение всей области
познанного к потребностям людей. А из
этого проистекало то обстоятельство,
что, при полном памятовании бренности
всего земного и искании жизни вечной,
христиане получали средства и в этой
земной жизни устраиваться по высокому
уровню общественности и культурности,
со всеми их атрибутами: наукой, искусством,
техникой, построением общественности
на соединении свободы и порядка, со стремлением
к всеобщему праву и благосостоянию и
т.д.
10. Неверующие пожинают
плоды христианства.
Противники христианства любят говорить,
что различные стороны культуры развились
главным образом в такое время, когда руководство
общественностью было захвачено людьми,
отпавшими от христианства. Но ведь они
пожинали то, что было засеяно и взращено
христианством. Христианство создало
тот человеческий материал, на свойствах
которого стало возможно воздвижение
этой высокой культуры.
17
Католическая церковь, католицизм —одно
из христианских вероисповедований, наряду
с православием и протестантизмом. Католицизм
как христианское вероучение и католическая
церковь как организация окончательно
определились после разделения общехристианской
церкви на восточную и западную (1054). Основные
положения, отличающие католицизм от православия
и католическую церковь от православной
— нашли свое выражение в догматах, обрядах,
в организации и дисциплинарных правилах
духовенства и в канонах.КАТОЛИЦИЗМ,
еретическое направление в христианстве,
исказившее православное вероучение.
Отпав от истинного христианства (Православия)
в 1054, католики заняли в отношении него
крайне враждебную позицию.Ложность учения
католицизма выражается в его следующих
отличиях от Православия:Догматическое
отличие: во-первых, вопреки постановлениям
II Вселенского Собора (Константинопольского,
381) и III Вселенского Собора (Ефесского,
431, Правило 7), католики ввели в 8-й член
Символа Веры добавление об исхождении
Духа Святого не только от Отца, но и от
Сына (“филиокве”); во-вторых, в XIX в. к
этому присоединился новый католический
догмат о том, что Дева Мария была зачата
непорочною (“дэ иммакулата концепционэ”);
в-третьих, в 1870 был установлен новый догмат
о непогрешимости римского папы в делах
церкви и вероучения (“экс катэдра”);
в-четвертых, в 1950 был установлен еще один
догмат о посмертном телесном вознесении
Девы Марии. Эти догматы не признаны Православной
Церковью. Таковы важнейшие догматические
отличия.
18 Начнем с уточнения терминологии. Культура – это мир, пространство ценностей рукотворного происхождения, рожденного в результате творческого акта человека.В отличие от мира, сотворенного Богом – Творцом и Создателем, к каковому относится Вселенная. Солнечная система, планета Земля и всесущее на ней, включаяприроду и человека. Связь человека с Богом осуществляется в религии. т.е. в культе . Культура неразрывно связана с культом, и не случайно – это однокоренные понятия. Русская культура – результат творчества русского народа. Она тесно связана с Православием, пронизана его смыслом и пафосом.
В недрах культуры возникают
так называемые архетипы, т.е. запечатленные
в генетической памяти народа (на уровне
подсознания) поведенческие стереотипы,
менталитет нации. В пространстве культуры
формируется национальный характер,
претворяется самобытныйдуховно-этнический
лик народа.В органическом сплаве культурного
и религиозного сознания прорастает мировосприятие
национальное , оно включает в себя память
о всей совокупности усвоенных идеалов
и творческого опыта народа, включая и
государственно-политическую историю,
социально-экономические, идейные и художественные
ценности.Представляется необходимым
уточнить и понятие национализма. Понятия
"национального сознания", "национального
менталитета", "национализма" очень
близки. Формулируя кратко, с опорой на
русское социально-философское наследие,
можно утверждать. что национализм является
высшей формой духовно-политического,
исторического иэтно-культурного самосознания
народа, служит сосредоточенным, идейно
оформленным выражением солидарных интересов
нации. Крупнейшими идеологами русского
национализма были – в Х1Х веке славянофилы,
включая Пушкина, Гоголя,Достоевского,
в ХХ веке это М.О.Меньшиков, И.А.Ильин,
современный исследователь А.Н.Севастьянов,
В идеале человек. народ должны стремиться
к синтезу. симфонической гармонии религии,
культуры и национализма. В этом единстве
мировоззренческим компасом русскому
национализмуслужит, конечно, Православие,
вкупе с произрастающей из него культурой.Русский
национализм, русское национальное самосознание,
как идея объединяющая и воспитывающая
нацию, в истоках своих неразрывно связаны
с православным мироощущением. "Симфония"
православия, национализма и культуры
составляет национально-этнический коднашего
народа и является мировоззренческим
фундаментом русского самосознания. Укрепленный.
воспитанный в национализме человек вооружен
множеством критериев, позволяющих отличать
добро от зла, друзей от врагов, своих от
чужих. т.е.обретает религиозно-этнический
иммунитет и политическую дальнозоркость.
Такой иммунитет сродни самообороне живого
организма, помогает сохранять его здоровым
и сильным.Наше тысячелетнее наследие
заключило в себе бесценные сокровища.
отличительной их особенностью является
безусловный приоритет духовных ценностей
в отличие, скажем, от западной цивилизации,
гдедоминирует культ материализма, агрессивного
стяжательства. эгоистического потребительства.
Русская культура развивалась по сотериологическому
(главная цель - спасение души) пути. Ее
идеалы - правдоискательство, добротолюбие,
нравственная взыскательность и милосердие.
Ее устремленность - к деятельной, но не
пассивной не созерцательноей любви. Ее
задача, как скажет потом Достоевский,
поднять падшего человека, восстановить
справедливость.Ключевое качество русской
культуры - в ее словоцентричности Слово,
речь, язык - генеральное направление нашего
духовного развития через них раскрывается
религиозно-нравственное содержание культурного
творчества. Словесность, литература всегда
имели приоритетные позиции в отечественной
системеискусств.В нравственном пространстве,
создаваемом культурой. центром оставалась
проблема совести человека. Этот высокий
мотив возникал во всех крупных произведениях
нашей литературы. Особая тема - отношение
(и воздействие) русской культуры и цивилизации
к судьбе иных народов российской монархии.
Однако сберегающий другие племена пафос
нашей цивилизации не был сосредоточен
на созидании главного, центрального:
не сохранил русскую государственность.
На протяжении всего петербургского периода
нашей истории ("романское иго" по
определению Е.Н.Трубецкого) русский народ
постепенно утрачивал национальную самоидентификацию,
16 Атеизм - это полноценная
религия, занимающаяся активной вербовкой
своих адептов.
Атеизм обладает всеми признаками религии:
1. четко определённой системой верований
(Бога нет, Его создали люди; материя вечна,
хотя все ее части имеют свой конец во
времени (смерть); зло относительно; этика
относительна; разумная жизнь возникла
из неразумной материи случайно, но и целенаправленно
в результате миллиардов лет эволюции).
2. религиозные обычаи, которые выражаются
в положительных и отрицательных нормах
поведения: принято ругать и обвинять
во всех грехах церковь и верующих и это
принимает вид обязательного обряда; принято
превозносить науку и практически поклоняться
ей, слепо принимая на веру любые теории
и предположения, независимо от их доказуемости.
Главное, чтобы они исключали участие
Бога.
3. все это в совокупности поддерживает
существование группы верующих атеистов
в виде опознаваемой религиозной общины,
отличной от других религиозных общин.