Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 10:50, реферат
Молодежная культура представляет собой субкультуру с достаточно четко очерченными границами. Ее характеризуют такие особенности, как отчуждение от старшего поколения, от его ценностей и норм, уход в сферу досуга, в котором ведущими являются общение, развлечение и самообразование, связанные с коммуникативной деятельностью. В отношении к культуре преобладает потребление над творчеством, что отражает в целом жизненные позиции молодежи, сформированные всей социальной средой, ориентированной многие годы на воспитание добросовестного исполнителя и пассивной личности.
Введение. Молодежная субкультура. О понятии субкультуры
Специфика молодежной субкультуры
Эстетика молодежной субкультуры
Западные модели молодежных субкультур
Заключение
Список использованной литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИВАНОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕКСТИЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ
(ИГТА)
Реферат по культорологии на тему «Символы и знаки в молодежной культуре»
Студентки: Баляевой Ирины
Группа ЗэЗБ
Иваново 2010
Введение.
Молодежная субкультура. О понятии субкультуры.
В культурологи часто застрагивается вопрос о многоликости культуры в рамках одного топоса и хроноса. Многоликость присуща и культуре региона, и национальной культуре, и культуре различных групп людей, объединенных каким- либо интересом, в частности, профессиональным, возрастным, или политическим, или религиозным и т. д.
Культура – это некая
целостная система с присущей
ей внутренней определенностью ценностно-
Думается, что причин для возникновения субкультур много и в определенной степени они носят общезначимый характер, но по ряду обстоятельств внимание на них стали обращать только в последнее время.
Какие характеристики присущи
субкультуре вообще? Субкультура, как
правило,частный случай культуры в
целом. Она всегда отличается некоторой
локальностью и в определенной степени
замкнутостью, в той или иной степени
лояльна к основным ценностным установкам
господствующей культуры, хотя бывают
и исключения. Субкультура – это
необязательно отрицательная
Sub по-латыни – это «под»,
другими словами, по смыслу
содержит оттенок подчинения (субаренда,
субсчет, субординация), а соntra –
«против» (контрреформация,
Поэтому понятие контркультуры акцентирует момент выраженного противостояния фундаментальных ценностных установок по отношению к господствующей культуре.
Данный термин появился в
западных источниках в 60-е годы ХХ в.
Главная характеристика контркультуры
– это протест, несогласие, активная
оппозиция. Своего рода контркультурой
являлось христианство в период своего
зарождения и становления. Распятие
Христа на Голгофе есть один из элементов
этого духовного
Подобная же эволюция прослеживается в различных сферах художественной культуры. Примечательна в этом плане смена общественного мнения по отношению к таким нетрадиционным направлениям в искусстве, как импрессионизм, авангардизм, постмодернизм.
В научной литературе эти
направления нередко по-
Итак, субкультура и контркультура явления родственные, но нетождественные. Особенность молодежной культуры заключается в том, что она может одновременно выступать в качестве как первой, так и второй. Но субкультура более широкая дефиниция, чем контркультура.
Специфика молодежной субкультуры.
Молодежная субкультура – частный случай проявления субкультуры вообще. Эпитет «молодежная» сразу определяет некую культурную нишу, которую занимают люди, объединенные по принципу возраста. Возраст в этом случае весьма важная демографическая характеристика. Учет особой психологии возраста в культуре бесспорно важен, так как он накладывает существенный отпечаток на духовность и менталитет.
Молодежь – это социально-
Молодежная субкультура
рождается и существует в связи
с определенными потребностями
молодых людей
Именно в силу этих особенностей молодежь вступает в конфликт с теми, кто не разделяет их мировоззренческих позиций. Наиболее типичным в этом плане является конфликт «отцов и детей», ставший главной темой романа И.Тургенева. Но это совершенно не значит, что внутри себя молодежная субкультура монолитна. Подобное утверждение было бы ошибочным. Здесь можно найти целый спектр разнообразных молодежных субкультур, особенно в период господства культуры постмодернизма: хиппи, панки, металлисты, рокеры и многие другие.
В основе молодежной субкультуры
лежит особый способ мироотношения
со своей системой духовных ценностей.
Молодежная субкультура – это
и особый образ жизни, который
разделяют в основном живущие
им непосредственно или
Молодежная субкультура, по мнению немецкого ученого Л. Хаузера, это «форма выражения процесса поиска и овладения мировоззрением». Другими словами, молодежная культура – это явление временное, это особая форма жизненного поиска. Как говорят: «Все пройдет, пройдет и это». Или: «Молодость – это такой недостаток, который быстро проходит».
Конечно же, нельзя утверждать, что, переходя из одной возрастной группы в другую, люди полностью порывают со своими привязанностями молодости. Но значительные изменения все-таки происходят. В отечественно социологии принято выделять три основные субгруппы молодежи: социальные, асоциальные, антисоциальные. Данная типология акцентирует внимание на взаимосвязях молодежных групп и общества в целом.
Молодежная философия хиппи, строилась на конфронтации по отношению к господствующей официальной культуре буржуазного общества, ее моральным нормам и устоям. Хиппи бросили вызов излишествам и комфорту буржуазной жизни, они не разделяли стремления общества к накопительству, служения золотому тельцу, процветанию потребительских ценностей. Именно поэтому многие дети богатых родителей США оставили свои благоустроенные резиденции, сбросив с себя груз поведенческих норм. Хиппи надели самую простую и функциональную одежду:дырявые ковбойки и джинсы, отказались от элементарных гигиенических правил,перестали стричь волосы, обрели свободу и отправились на поиск смысла жизни.
Прошло время, и большинство из них, переболев детской болезнью, вернулись в лоно буржуазной культуры и заняли значимые места в современном западном обществе среди политиков, финансистов, промышленников.
Эстетика молодежной субкультуры.
Молодежные субкультуры практически всегда отличаются стремлением закрепить наиболее важные для них мировоззренческие смыслы в яркой экспрессивной форме, возможно, непонятной основной массе людей в обществе, но вызывающей интерес. Молодежь, организованная в общность в результате единения вокруг какой-либо идеи, достаточно часто проявляет склонность к созданию новой эстетической реальности. Она естественным образом, по-своему осмысливает и эстетические качества мира, наполняя новым смыслом старые понятия, такие, как красота, художественный вкус, эстетический идеал. Она пытается изменить пространство, в котором существует, эстетизировать его с позиции ее представлений о
прекрасном.
Выраженное эстетическое
начало в молодежной субкультуре
воплощается в его игровой
природе. В молодежной субкультуре
нередко слияние границ между
игрой и деятельностью. Это проявляется
в театрализации, артизации, «карнавальности»,
импровизационности жизни. Эстетическая
игра в молодежной среде становится
способом самовыражения членов субкультурных
групп. Как в театральном искусстве,
так и деятельности молодежных групп
существует некоторая драматургия.
Отдельные исследователи
Театрализация широко проявляется
в обрядах и ритуалах, к которым
достаточно часто прибегают в
своей публичной
Игровой момент свойствен созданию и функционированию собственного языка знаков и символов отдельных молодежных субкультур.
Этот же игровой момент
характерен для молодежных субкультур
в различных публичных формах
общения со своими единомышленниками,
которые реализуются в
Артизация как форма эстетической
игры в жизнедеятельности различных
молодежных субгрупп (хиппи, панки, рокеры,
металлисты) находит свою актуализацию
в демонстративно-эпатажной
В молодежной среде, как ни
в какой другой, заметно тяготение
к вненациональным и
Молодежная культура субгрупп
мозаична и недолговечна, зачастую
трансформируется и сменяется с
приходом нового поколения. Смена поколений
характеризуется
Западные модели молодежных субкультур.
Принято считать, что первые молодежные субкультуры современного типа появились в середине ХХ в. в Великобритании. Причиной их возникновения, как странно это не покажется на первый взгляд, явился рост благосостояния нации.
В зарубежной социологии и культурологи появление молодежных субкультур осмысливается как процесс перехода ребенка к статусу взрослого (Айзенштадт), другими словами, молодежная субгруппа – это своеобразный механизм социализации тех, кто вступает, по определению психологов, в проблемный переходный возраст. Именно в таком возрасте («уже не дети, но еще не взрослые») молодые люди ищут пути адаптации к реальности через комплекс собственных ценностей, подходов, норм поведения.
Феномен молодежных субкультур связан со стремлением молодых людей найти себе единомышленников и преодолеть сложности своего бытия не индивидуально, а в коллективной форме, таким образом, ощутить поддержку других, себе подобных.
Формирование субкультур
тесно связано с явлением девиантности,
которое социологи и психологи
трактуют как отклонение от общепринятых
норм поведения. Так, М. Брейк, рассматривая
молодежные субкультуры с точки
зрения девиантности, выделяет четыре
основных типа: нормальная, другими
словами, молодежная группа, не нуждающаяся
с специальной субструктуре для
решения своих социальных проблем;
делинквентная – группа, объединяющая
в основном тех, кто потенциально
способен совершить противоправные
действия, за которые взрослые должны
нести уголовную
Британские исследователи в качестве первой молодежной субкультурной группы называют «тедди-боиз». Эта группа заявила о себе в середине 1950-х годов.
«Тедди», подрабатывая себе
на карманные расходы