Символы и знаки в молодежной культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 10:50, реферат

Описание

Молодежная культура представляет собой субкультуру с достаточно четко очерченными границами. Ее характеризуют такие особенности, как отчуждение от старшего поколения, от его ценностей и норм, уход в сферу досуга, в котором ведущими являются общение, развлечение и самообразование, связанные с коммуникативной деятельностью. В отношении к культуре преобладает потребление над творчеством, что отражает в целом жизненные позиции молодежи, сформированные всей социальной средой, ориентированной многие годы на воспитание добросовестного исполнителя и пассивной личности.

Содержание

Введение. Молодежная субкультура. О понятии субкультуры
Специфика молодежной субкультуры
Эстетика молодежной субкультуры
Западные модели молодежных субкультур
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат по культорологии.docx

— 29.66 Кб (Скачать документ)

Другой молодежной субкультурной  группой стали «моды». Первоначально представители данной субгруппы называли себя «модернистами» (термин заимствован из джазовой лексики). Цель этой социальной группы – выйти за рамки ценностных и культурных норм рабочего класса и тем самым максимально приблизить себя к среднему классу с его основными ценностями. «Моды» грезили

белыми воротничками клерков, маленьких управленцев-менеджеров, для которых карьерное восхождение по лестнице административного успеха, как им казалось,не было несбыточной мечтой.

Поэтому «моды» стремились быть и внешне быть похожими на тех, кого называли «белыми  воротничками»: опрятность и свежесть сочетались с узкими брюками, элегантными пиджаками, остроносыми туфлями, щегольской короткой стрижкой. В реальной жизни «модов» мало интересовала работа, они были тщеславны и заносчивы, основы их бытия составляли три кита: скорость итальянских мотороллеров, энергетика американского рок-н-ролла и амфетамин. Амфетамин –атрибутивный психостимулирующий препарат. В этом плане «моды» стали пионерами использования в молодежной среде допинговых препаратов, придававших им особую

энергетику.

Их оппозицией в британской молодежной культуре стали «рокеры», как правило, выходцы из среды низкооплачиваемых социальных групп. Мотоцикл был для них главным субкультурным атрибутом – символом свободы, виртуозного мастерства скоростного вождения и устрашения одновременно.

К концу 1960-х годов от «модов»  откололась субгруппа, получившая название «скинхеды», или «бритоголовые», их иногда называли «народными дьяволами». Они были ярыми футбольными фанатами. Иерархия их ценностей включала упорный труд, патриотизм, ритуальную защиту своей территории, агрессивность к группам, которые, с их точки зрения, были девиантными. Являясь весьма внушительной силой, они были аполитичны и поэтому не могли превратиться в реальную угрозу обществу.

К середине 1960-х годов в  Великобритании появились хиппи. Эта  субгруппа включала в свои ряды, прежде всего, студентов и выходцев и среднего класса.

Концептуальное ядро этой группы составляют идеи поиска выхода из рутины технократического общества потребления, стремление возродить романтические отношения с природой. Культурная почва хиппи – европейская интеллигенция и аристократическая богема.

К основным качественным особенностям хиппи исследователи относят  следующие принципы:

- пассивное сосуществование;

- движение;

- экспрессивность;

- субъективность;

- индивидуализм.

Чему сопротивлялись хиппи? Технократизму современного общества, достижениям цивилизации, обеспечивающим жизненный комфорт, избыточности потребления, войне во Вьетнаме как выражению имперских амбиций сильной власти. За что боролись? За лучшую, в их представлении, жизнь, которая не может осуществляться рядом с власть предержащими, но которая может реализоваться через любовь, мистику и ритуальную магию.

Принцип движения для этой субгруппы имел два воплощения: внешнее  и внутреннее. Внешнее – это преодоление географических пространств, границ, рамок. Это проблема топоса, вопрос путешествий по миру в поисках идеального места пребывания. Внутреннее движение – это трансформация сознания, его расширение, переживание новых ощущений за счет принятия наркотических веществ, стремление к самопознанию, к новым религиозным и мистическим формам бытия.

Экспрессивность хиппи рождалась  из стремления к творческой деятельности, всегда окрашенной подчеркнутой эмоциональностью. И в этом плане особое значение для них приобретала игра. Игра как источник радости и удовольствия от творческой деятельности.

Хиппи высоко ценили субъективность. Она была положительным моментом их личной жизни. Погружение во внутреннюю субъективность часто снимает остроту проблемности объективного мира. Индивидуализм хиппи был ответной реакцией на стандартизацию, обезличивание общества. Субкультура хиппи была более жизнестойкой и продолжительной, поэтому она имеет собственную биографическую историю. В культурных формах наиболее ярко она отразилась в альтернативных воплощениях театра и музыки.

Многие исследователи  делают вывод о том, что со временем субкультура хиппи превратилась в ядро контркультуры и именно из нее выросли многие идеи альтернативной политики, формировавшие новое отношение к женскому, экологическому движениям, положение сексуальных меньшинств, политическому плюрализму.

К концу 1970-х годов на авансцену  британского общества выступила  очередная молодежная субгруппа: панки. Исследователи связывали молодежную панккультуру с именем американского композитора Д. Кейджа, с идеями  Э.Уорелла, теориями перфоманса и концептуального искусства.

Панки шокировали традиционное консервативное пуританское общество Британии, уже имеющее некоторый опыт взаимоотношений с «тедами», «модами», «хиппи», но то, что добропорядочным англичанам преподнесли панки, трудно поддавалось осознанию. «Панки носили наряды, которые были выражением в одежде ругательств, а ругались они так, как и одевались, с рассчитанным эффектом, приправляя ругательствами обложки пластинок и рекламные проспекты, интервью и песни любви» (Hebdige D. Subculture^ The meaning of style. L.: Methuen, 1979.C. 78). Панки – драматизированная реакция на социальный кризис, который позднее был определен как «Упадок Британии», они овладели риторикой процесса и стали его символом, выдавая себя за «дегенератов». Их вид устрашал и занимал одновременно. Одежда – старая школьная форма, мусорные пластиковые пакеты, туалетные цепочки, булавки. Прически – умопомрачительный дизайн и поцвету, и по форме.

Английский социолог Джеффри  Г. Пирсон провел анализ британской прессы за последние сто лет  и пришел к выводу, что основная часть авторов, писавших о молодежи регулярно, отмечала в качестве отрицательных характеристик: аморальность, агрессивность, беспринципность, неподобающие отношение к традициям и т.д.

Такие выводы не являются откровениями, так как еще в более ранние времена древнего Египта и греческой античности подобные доводы были весьма типичными.

Это лишь свидетельствует  о том, что проблема эта «вечная», но теоретический интерес возник к ней в ХХ в. в силу острых форм ее проявления. Близкие процессы происходили и происходят и в нашей стране, с той лишь разницей, что у нас подобные явления были смещены во времени. Наши штатники, хиппи, рокеры, металлисты, панки отставали от своих сородичей за рубежом иногда на 10-20 лет. Кроме того, они иногда приобретали и своеобразный национальный колорит. В качестве примера могут быть приведены такие группы, как штатники и люберы, ярко выражающие сугубо российский менталитет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В молодом возрасте происходит ускоренное физическое, умственное развитие,которое  не ведет к ранней социальной зрелости. Наиболее характерным для возраста является эмоционально-чувственное отношение к жизни, в том числе и к культуре. Этим обусловлено чувство сопереживания и подражание иллюзорным героям, предпочтение событийности, динамизма, действия, поиск развлекательного содержания, преобладание в искусстве нравственных оценок над художественно-выразительными. Все это в процессе самореализации сопровождается явлениями группового стереотипа.

Молодежная культура представляет собой субкультуру с достаточно четко очерченными границами. Ее характеризуют такие особенности, как отчуждение от старшего поколения, от его ценностей и норм, уход в сферу досуга, в котором ведущими являются общение, развлечение и самообразование, связанные с коммуникативной деятельностью. В отношении к культуре преобладает потребление над творчеством, что отражает в целом жизненные позиции молодежи, сформированные всей социальной средой, ориентированной многие годы на воспитание добросовестного исполнителя и пассивной личности.

В последние десятилетия  выделилась наиболее активная часть  молодежи, выражающая протест против официальной культуры,  существующей социальной системы и формирующая свои ценности, нормы и образцы жизнедеятельности. Такое явление в молодежной культуре представляет собой контркультуру и находит выражение в неформальном самодеятельном движении разных направлений. В этом молодежном движении выделяются группы, объединенные по способу времяпрепровождения, социальной позиции, образу жизни, участию в

альтернативном творчестве и др.

Отношение молодежи к чтению, кино, театру и музыке показывает, что преобладающее большинство проявляет тенденции к потреблению легких, развлекательных видов и жанров искусства, и лишь небольшая часть понимает,интересуется произведениями классики мировой и отечественной культуры.

Примерно такая же картина  наблюдается в отношении к  музеям и выставкам. Но нельзя в этом винить только молодежь. Ее предпочтения в сфере художественной культуры обусловлены социальными процессами, происходящими в обществе,отражают социальный и психологический облик своего времени, нормы, потребности, идеалы целого социального организма.

              

 

 

 

 

 

 

     Список использованной  литературы:                   

1.     Гацкова Е.  И. Молодежь и современность.  М. «Инфра». 2001.

2. Гуревич П. С. Культурология.  М. «Знание». 1996.

3. Гусейнов Н.Н. Этическая  мысль. М. Издательство полит.литературы. 1998.

4. Доренко О. В. Молодежь  и культура. Киров. «МАСС» . 2000.

5. Смелзер. Н. Социология. М. «иск-инфо». 1994.

    


Информация о работе Символы и знаки в молодежной культуре