Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 12:33, контрольная работа
Актуальность темы контрольной работы определяется следующими обстоятельствами: в пожилом возрасте, в большинстве случаев, изменяется структура жизнедеятельности; из-за раннего прекращения трудовой деятельности, из неё могут полностью выпадать образовательная и профессионально-трудовая сферы, а бытовая – значительно сокращаться из-за прогресса в медицинском и бытовом обслуживании. Всё это приводит к значительному увеличению объёма свободного времени.
Культурно-досуговая деятельность, обладающая огромным багажом форм и методов культурного развития личности и социализирующего воздействия на неё, способна оптимизировать жизнедеятельность людей пожилого возраста, стимулировать их интеллектуальную и физическую активность, развивать творческие способности. Поэтому реализация развивающего потенциала культурно-досуговой деятельности людей пожилого возраста является актуальной проблемой социального развития.
Цель работы – изучение социально-культурной работы с пожилыми людьми в современном обществе.
1. Введение ……………………………………………………………………..3
2. Социально-культурная адаптация людей пожилого возраста ……………5
3. Социально-культурная работа в учреждениях социальной защиты
населения …………………………………………………………………….9
4. Заключение …………………………………………………………………12
5. Литература ………………………………………………………………….14
Самарский филиал НОУ ВПО
«Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов»
Факультет культуры
Заочное отделение
Специальность: 040101 социальная работа
Контрольная работа
Дисциплина: Социально-культурная деятельность
Тема: Социально-культурная работа с пожилыми людьми
Выполнила:
Каган Е.А.
Студентка гр. II – СУ – 09
Проверил:
Г.А.Опарин
Самара
2010
Содержание
1. Введение ……………………………………………………………………..3
2. Социально-культурная адаптация людей пожилого возраста ……………5
3. Социально-культурная работа в учреждениях социальной защиты
населения …………………………………………………………………….9
4. Заключение …………………………………………………………………12
5. Литература ………………………………………………………………….14
Введение
В течение последних десятилетий двадцатого века и в начале двадцать первого века человечество столкнулось с проблемой значительного увеличения продолжительности жизни и постоянным ростом численности людей пожилого возраста. Во второй половине XX века средняя продолжительность жизни увеличилась на 20 лет, а к середине XXI века прогнозируется её увеличение ещё на 10 лет. Доля людей пожилого возраста в составе населения развитых стран уже составляет до 20%, а процесс старения человечества ускоряется.
Изменение социального статуса человека в старости, вызванное, прежде всего, прекращением или ограничением трудовой деятельности, изменениями ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, возникновением затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям, требует необходимость выработки особых подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми.
Учитывая это, человечество признало одной из гуманистических и культурных задач современного общества – обеспечение достойной старости его членам. Это означает не только организацию социального обеспечения и медицинского обслуживания, но и создание условий для удовлетворения потребности людей пожилого возраста в личностном социально-культурном развитии.
Актуальность темы контрольной работы определяется следующими обстоятельствами: в пожилом возрасте, в большинстве случаев, изменяется структура жизнедеятельности; из-за раннего прекращения трудовой деятельности, из неё могут полностью выпадать образовательная и профессионально-трудовая сферы, а бытовая – значительно сокращаться из-за прогресса в медицинском и бытовом обслуживании. Всё это приводит к значительному увеличению объёма свободного времени.
Культурно-досуговая деятельность, обладающая огромным багажом форм и методов культурного развития личности и социализирующего воздействия на неё, способна оптимизировать жизнедеятельность людей пожилого возраста, стимулировать их интеллектуальную и физическую активность, развивать творческие способности. Поэтому реализация развивающего потенциала культурно-досуговой деятельности людей пожилого возраста является актуальной проблемой социального развития.
Цель работы – изучение социально-культурной работы с пожилыми людьми в современном обществе.
Социально-культурная адаптация людей пожилого возраста
Многие учреждения культуры разрабатывают и осуществляют комплексные меры по содействию людям старших возрастов в культурном развитии и проведении досуга.
В 450 государственных театрах страны введены дни льготного показа спектаклей для пожилых людей. Большинство выставочных залов и художественных галерей, в том числе негосударственных и частных, посещаются лицами пенсионного возраста по льготным ценам.(ФЦП) Особое внимание уделяется культурному обслуживанию инвалидов пожилого возраста в региональных центрах и малых городах России работает сеть специальных библиотек, тифлологических центров.
Работа с пожилыми людьми – важная составляющая деятельности домов народного творчества, образующих разветвленную сеть.
Внедряется новый тип учреждений культуры – многопрофильные культурно-информационные центры для пожилых людей на базе локального телевидения.
Инструментом преодоления дефицита общения становится повсеместное, создание специальных центров-клубов пожилых людей на базе действующих учреждений культуры: филармоний, музеев, библиотек, культурно-информационных центров.
Образовательные задачи применительно к пожилым людям решаются посредством развития университетов третьего возраста.
Сеть социальных столовых, специализированных магазинов, предприятий службы быта и других жизненно важных объектов, обслуживающих наименее социально защищенные группы пожилых людей, способствует улучшению их жизнеобеспечения.(ФЦП)
Жизнь человека не является полноценной, если не реализуется его право на отдых и предпочтительные формы проведения свободного времени. Досуг играет особо важную роль в жизни людей пожилого возраста, особенно, если их участие в профессиональной трудовой деятельности затруднено. В современных экономических условиях пожилые люди занимают в обществе маргинальное социокультурное положение. Ограничение набора социальных ролей и культурных форм активности сужает рамки их образа жизни. Поэтому особое значение придается досугу после ухода на пенсию или в связи с болезнью, когда пожилой человек должен адаптироваться к новым условиям жизни.
Особое место в организации социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста отводится учреждениям социального обслуживания. В настоящее время в России функционирует около 1500 центров социального обслуживания населения.
Примерный перечень задач реализуемых социально-культурных программ для пожилых:
— поддержка социального статуса пожилого человека за счет сохранения объема и качества социальных ролей и активности путем дополнения или компенсации трудовой активности различными видами социально-культурной деятельности;
— восстановление социальных ролей и стимулирование трудовой активности;
— формирование новых интересов и помощь в освоении новых видов социально-культурной деятельности, позволяющих заполнить досуг, расширить кругозор, адаптироваться к меняющемуся миру;
— восстановление ценностного единства с молодым поколением;
— содействие в решении социально-психологических проблем, обретении социального статуса и чувства личностной значимости;
— укрепление социальных и межличностных связей и контактов, поддержка чувства социальной полноценности и причастности к жизни и делам района, города;
— создание условий для удовлетворения потребностей в самовыражении, социальном признании, общении, уважении окружающих, психологической поддержке, обмене жизненным опытом, укреплении физического и психического здоровья.
При планировании досуга и отдыха приоритет принадлежит развивающим технологиям, связанным с вовлечением пожилых людей в различные виды художественного, технического и прикладного творчества. Они оказывают на них социализирующее влияние, расширяют возможности для самоутверждения и самореализации, социальной адаптации.
Культурно-досуговая деятельность пожилых людей включают в себя:
занятия художественным, прикладным, техническим творчеством; досуговые праздники, обряды, конкурсы, фестивали; спорт, активное движение, экскурсии, игры; деловые, коммерческие, логические, интеллектуальные игры и занятия; спокойный пассивный отдых (чтение, просмотр телепередач, слушание радио и др.). Досуг и отдых направлены на реабилитацию пожилых людей путем достижения жизненно важных для них целей. Разнообразность целей, возникающих в реабилитационном процессе, связана с определенными типами функциональных нарушений (сенсорные дефекты, нарушения опорно-двигательного аппарата, некоторые органические заболевания и т.д.).
Одним из основных элементов социально-культурной реабилитации является анализ ситуации, характеризующий образ жизни пожилых, свойственные им идеалы и нормы поведения, духовные ценности, культурно-досуговые интересы и предпочтения.
Существенное значение имеет психологическая мотивация пожилого человека для участия в проведении досуга. Его желание и готовность активно участвовать в процессе реабилитации является непременным условием успеха. Активность проявляется не только за счет изменений в самом человеке, но и за счет изменений в окружающей среде, способствующей развитию личности и желанию активно в ней существовать. Мотивация деятельности пожилых (их интересы, влечения, психологические установки, эмоции и т.д.) видоизменяется в процессе овладения тем или иным видом досуга, конкретным видом художественного, технического или декоративно-прикладного творчества. Динамика изменения мотивации служить основанием для оценки реабилитирующего воздействия досуга, который осваивает человек с ограниченными возможностями.
Социально-культурная работа в учреждениях
социальной защиты населения
В организации социальной работы необходимо учитывать биологические, физиологические, социальные, психологические, культурологические особенности, характерные для пожилых людей как особой социальной группы, и индивидуально-личностные особенности.(ОП)
Социально-культурная работа с пожилыми людьми осуществляется преимущественно в учреждениях социальной защиты населения. Значительное место занимают учреждения стационарного и полустационарного социального обслуживания – пансионаты для лиц пожилого возраста и инвалидов, центры социального обслуживания, дома - интернаты, геронтологические центры, специальные дома для одиноких пожилых граждан и супружеских пар, отделения дневного пребывания и т.п.
В отделениях дневного пребывания осуществляется полустационарное социальное обслуживание, которое включает «социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни» [3, С.98].
Организация досуга в этих учреждениях не является первоочередной задачей и, следовательно, на реализацию досуговых мероприятий не выделяется достаточно финансовых средств. Но необходимость досуга в пожилом возрасте и особенно ее организация для людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, очевидна. Многие учреждения, понимая эту необходимость, пытаются удовлетворить хотя бы минимальные досуговые потребности пожилых людей.
Центры социального обслуживания, осуществляющие социальное обслуживание на дому и срочное социальное обслуживание, также принимают участие в организации досуга для своих клиентов. Организация досуга на дому - индивидуальная работа, где используются специальные формы организации (праздничные поздравления, получение периодической печати, беседы с психологом, налаживание дружеских контактов по телефону и т. п.).
Основными функциями социально-культурной работы с пожилыми людьми являются:
1. Социально-терапевтическая функция направлена на социально-психологическую поддержку человека, возрастную самоидентификацию и формирование у него навыков социального функционирования.
2. Коммуникативная функция удовлетворяет природную потребность в общении с другими людьми.
Информация о работе Социально-культурная работа с пожилыми людьми