Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 12:33, контрольная работа
Актуальность темы контрольной работы определяется следующими обстоятельствами: в пожилом возрасте, в большинстве случаев, изменяется структура жизнедеятельности; из-за раннего прекращения трудовой деятельности, из неё могут полностью выпадать образовательная и профессионально-трудовая сферы, а бытовая – значительно сокращаться из-за прогресса в медицинском и бытовом обслуживании. Всё это приводит к значительному увеличению объёма свободного времени.
Культурно-досуговая деятельность, обладающая огромным багажом форм и методов культурного развития личности и социализирующего воздействия на неё, способна оптимизировать жизнедеятельность людей пожилого возраста, стимулировать их интеллектуальную и физическую активность, развивать творческие способности. Поэтому реализация развивающего потенциала культурно-досуговой деятельности людей пожилого возраста является актуальной проблемой социального развития.
Цель работы – изучение социально-культурной работы с пожилыми людьми в современном обществе.
1. Введение ……………………………………………………………………..3
2. Социально-культурная адаптация людей пожилого возраста ……………5
3. Социально-культурная работа в учреждениях социальной защиты
населения …………………………………………………………………….9
4. Заключение …………………………………………………………………12
5. Литература ………………………………………………………………….14
3. Консультативная функция состоит в предоставлении «консультаций по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты [3, С.82-83].
В социально-культурной работе с пожилыми людьми активно используются научно-практические разработки и опыт работы в области медицины, педагогики, психологии, культурологии, искусствознания, антропологии, библиотековедения, досуговедения. В практике работы стационаров дневного пребывания ЦСО используются анимационные технологии. Социально-культурная анимация способствует удовлетворению потребностей людей в общении, культуре, творчестве, движении, приятном времяпрепровождении, развлечении. Некоторые виды анимации рассматриваются Н.И. Гараниным и И.М. Булыгиной [1, С.26]. По степени проявления активности участников анимационных социально-культурных программ различают:
1. Зрелищные социально-культурные мероприятия. Они не предполагают высокой степени проявления внешней активности зрителей. В учреждениях социальной защиты концертно-зрелищные мероприятия проводятся силами участников детской и взрослой художественной самодеятельности.
2. Созерцание как разновидность социально-культурной анимации отличается от зрелища тем, что в процессе зрелища публике показывают, а в процессе созерцания люди смотрят, т. е. повышается активность субъекта созерцания. Это возможно в процессе знакомства с музейной или выставочной экспозицией, созерцания природных или городских пейзажей.
3. Культурно-просветительные анимационные программы характеризуются информационной направленностью. Наряду с информацией по вопросам культуры, литературы, искусства широкое распространение получили лекции и беседы с врачами, геронтологами, диетологами, юристами, кулинарами, агрономами, социальными работниками. Специфика подобных мероприятий состоит в том, что слушатели могут непосредственно обращаться с вопросами к специалистам и обсуждать интересующие их проблемы.
4. Обучающие программы в отделениях дневного пребывания направлены на то, чтобы дать знания и некоторые навыки по отдельным видам деятельности, имеющим жизненно важное значение, или досуговым увлечениям. Для пожилых людей могут иметь значение навыки оказания первой доврачебной помощи, лечебной физкультуры, самомассажа, лечебного питания, кулинарии, рукоделия.
5. В учреждениях социального обслуживания проводятся праздничные мероприятия такие, как «День пожилого человека», «День победы», «Международный женский день», «День матери», «Новый год». Праздничные мероприятия готовятся работниками социальных служб и общественными организациями с активным привлечением всех заинтересованных граждан.
6. Подвижно-рекреационные программы проводятся в виде прогулок на свежем воздухе в скверах, парках, небольших экскурсионных программ, свободного общения и действий развлекательного характера.
7. Подвижно-развлекательные программы строятся на вовлечении пожилых людей в соответствующее возрасту активное движение: игровые конкурсы, состязания, коллективные танцы.
8. Физкультурно-оздоровительные и спортивно-оздоровительные программы должны проводиться по рекомендации и под контролем специалиста-медика в области лечебной физкультуры, с учётом индивидуальных особенностей и состояния здоровья клиента.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что основными задачами социально-культурной работы с пожилыми людьми являются:
• нейтрализация и устранение причин изоляции пожилых в социокультурной сфере;
• приобщение их к профессиональной социокультурной деятельности, оказание им конкретной помощи в соответствии с их возможностями и интересами;
• поддержка пожилого человека в области досуга с учетом этнических, возрастных, конфессиональных и других факторов.
При проведении работы с пожилыми людьми необходимо создать доступную, безбарьерную среду. Использование специальных технических средств, приспособлений, приборов, облегчающих ориентацию, мобильность, общение, передачу информации, является основным требованием к организации коррекционной помощи. При организации досуга следует учитывать физическое и эмоциональное состояние пожилого человека, а также состояние его зрения, слуха, мобильности. Зная о снижении работоспособности пожилых, необходимо регламентировать длительность занятий, количество пауз и перерывов для разминок с учетом их физических, когнитивных и психоэмоциональных возможностей.
Существенное значение имеет психологическая мотивация пожилого человека для участия в проведении досуга. Его желание и готовность активно участвовать в процессе реабилитации является непременным условием успеха. Активность проявляется не только за счет изменений в самом человеке, но и за счет изменений в окружающей среде, способствующей развитию личности и желанию активно в ней существовать. Мотивация деятельности пожилых (их интересы, влечения, психологические установки, эмоции и т.д.) видоизменяется в процессе овладения тем или иным видом досуга, конкретным видом художественного, технического или декоративно-прикладного творчества. Активное взаимодействие с окружающими, расширение социокультурных контактов – главное условие достойной жизни. Социально-культурная работа с пожилыми людьми направлена на оптимизацию жизни пожилого человека в обществе.
Литература
1. Гаранин, Н.И. Менеджмент туристской и гостиничной анимации [Текст] / Н.И. Гаранин, И.И. Булыгина. – М., 2004. – 128 с.
2. Дементьева Н.Ф. Методологические аспекты социально-психологической адаптации лиц пожилого возраста в стационарных учреждениях социального обслуживания // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.279-283.
3. Елютина М.Э., Чеканова Э.Е. Социальная геронтология: Учеб. пособие. - Саратов: СГТУ, 2001. - 165 с.
4. Опарин Г.А. Социально-культурная работа с пожилыми людьми. Самарская государственная академия культуры и искусств./acis@mail.vis.ru
5. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации (15.11. 1995) [Текст] /А.Н. Савинов, Т.Ф. Зарембо // Организация работы органов социальной защиты. – М., 2001. – С. 79-88.
6. Федеральная целевая программа "Старшее поколение"
7. Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе. Ч.1,2. - М., 2005. – 450 с.
8. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учеб. пособие. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2003. - 295 с.
14
Информация о работе Социально-культурная работа с пожилыми людьми