Социальный идеал Конфуция. Гуманность и чувство долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 04:39, реферат

Описание

Говоря о китайской культуре, мы привыкли рассматривать ее как нечто единое и цельное. Однако, это совершенно неверно применительно к китайской древности. Подобно тому, как сам Китай (тогда царство Чжоу) был разделен, начиная с середины I-гo тыс. до н.э., на множество отдельных, враждовавших между собой царств, также и культура его являла собой картину значительного многообразия; существовало несколько типов культур, только позднее сплавленных в великом общекитайском синтезе.

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 31.90 Кб (Скачать документ)

     Все эти начала опираются на знания в  конфуцианском смысле. Имеются в  виду не теоретические знания, а  знания правил поведения с обязательным применением на практике.

     Конфуцианское учение о знании подчинено социальной проблематике. Знать – «значит знать людей». Познание природы его не интересует.

     Его вполне удовлетворяет то практическое знание, которым обладают те, кто  непосредственно общается с природой – земледельцы, ремесленники. Конфуций допускал врожденное знание.

     Но  оно редко: «Те, кто обладает врожденным знанием, стоят выше всех, а за ними следуют те, кто приобрел знание благодаря учению». Учение у Конфуция должно обязательно дополняться размышлением.

     Отсюда  вытекает, что отождествлять конфуцианскую  ученость с книжной премудростью не довеем справедливо.

     Хотя  в конфуцианстве авторитет мудрецов древности и изложенного ими  учения был всегда высок, на первый план выходит правильное поведение, а не знание само по себе.

     Ценность  знания в том, чтобы способствовать правильному поведению.

 

3. Социальный идеал Конфуция. Гуманность и чувство долга

         Совершенный человек - высокоморальный цзюнь-цзы, сконструированный философом в качестве модели, эталона для подражания, должен был обладать двумя важнейшими в его представлении достоинствами: гуманностью и чувством долга. Понятие гуманность (жэнь) трактовалось Конфуцием необычайно широко и включало в себя множество качеств: скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям и т.п.

     Жэнь  – это высокий почти недосягаемый идеал, совокупность совершенств, которыми обладали лишь древние; из современников  Конфуций, включая и себя, считал гуманным лишь своего рано умершего любимого ученика Янь Хуэя.

     Трактуя гуманность как способность разбираться  в людях и управлять ими, Конфуций связывает ее проявления с социальной иерархией, с устройством государства. Интерпретируя гуманность как высшую истину, обладающую вселенским значением, он, напротив, утверждает необходимость  некоторой отрешенности, относительной  независимости от общественного  положения. Поэтому, придавая большое  значение управлению государством, призывая людей к тому, чтобы они заняли свое место в социальной иерархии и выполняли свой долг в строгом  соответствии с этикетом, Конфуций в то же время делает упор на мораль, предусматривая возможность для  человека самому определять, что хорошо, а что плохо. Учитель сказал: «Человек не должен печалиться, если он не имеет высокого поста, он должен лишь печалиться о том, что он не укрепился в морали». В конечном счете получается, что благородный муж должен полностью вписаться в данную систему и в тоже время сохранить независимость суждений, что приводит к противоречивой ситуации. Стремление к совершенствованию и к осуществлению гуманности Конфуций связывал с преодолением себя вплоть до самопожертвования. В его понимании вселенское значение гуманности скорее вынуждает предполагать, что гуманность – в природе человека, и осуществлять ее – значит следовать своей природе, а не ломать ее.

     Однако  для настоящего цзюнь-цзы одной  гуманности было недостаточно. Он должен был обладать еще одним важным качеством – чувством долга (и), продиктованным внутренней убежденностью в том, что следует поступать именно так, а не иначе.

     Долг  – это моральное обязательство, которое гуманный человек в силу своих добродетелей накладывает  на себя сам. Чувство долга, как правило, обусловлено знанием и высшими  принципами, но не расчетом. «Благородный человек думает о долге, низкий человек заботится о выгоде», - учил Конфуций. В понятие «и» поэтому включались стремление к знаниям, обязанность учиться и постигать мудрость древних. Конфуций разработал и ряд других понятий, включая верность и искренность (чжэн), благопристойность и соблюдение церемоний и обрядов (ли).

     Следование  всем этим принципам было обязанностью благородного цзюнь-цзы, который в  сборнике изречений Конфуция «Лунь  Юй» определяется как человек  честный и искренний, прямодушный  и бесстрашный, всевидящий и понимающий, внимательный в речах осторожный в делах. В сомнении он должен сдерживаться, в гневе – обдумывать поступки, в выгодном предприятии – заботиться о честности; в юности он должен избегать вожделений, в зрелости – ссор, в  старости – скряжничества. Истинный цзюнь-цзы безразличен к еде, богатству, жизненным удобствам и материальной выгоде. Всего себя он посвящает  служению высоким идеалам, служению людям и поиску истины.

     Познав  истину утром, он «может спокойно умереть  вечером.

     «Чего не желаешь себе, не делай и другим», - утверждал он. Это качество в понимании Конфуция, сумма всех добродетелей: «Победить себя и возвратиться к «нормам поведения» - значит стать гуманным человеком». Что же касается женщины, то согласно конфуцианской морали, женщина должна быть добродетельной, уметь поддерживать разговор, следить за своей внешностью, проявлять искусство в рукоделии. Она не учится в школе и получает воспитание исключительно в семье.

     Таким образом, «благородный человек» Конфуция – это умозрительный социальный идеал, назидательный комплекс добродетелей.

     Конфуций  вполне искренне стремился создать  идеал рыцаря добродетели, боровшегося  за высокую мораль, против царившей вокруг несправедливости. Но, как это  нередко случается, с превращением его учения в официальную догму  на передний план выступила не суть, а внешняя форма, проявлявшаяся  преимущественно в демонстрации преданности старине, уважения к  старшим, напускной скромности и  добродетели.

     Многочисленные  последователи и почитатели Конфуция, слепая преданность которых каждому  слову философа тоже в немалой  степени способствовала превращению  его учения в закостенелую догму, стали видеть в идеале цзюнь-цзы  не столько выражение внутренней цельности и благородства, сколько  внешнее оформление благопристойности.

     В любой момент жизни, на любой случай, в счастье и горе, при рождении и смерти, поступлении в школу  или назначении на службу – всегда и во всем существовали строго фиксированные  и обязательные для всех правила  поведения.

     Одной из важных основ социального порядка, по Конфуцию, было строгое повиновение  старшим. Любой старший, будь то отец, чиновник, наконец, государь, – это  беспрекословный авторитет для  младшего, подчиненного, подданного. Слепое повиновение его воле, слову, желанию  – это элементарная норма для  младших и подчиненных как  в рамках государства в целом, так и в рядах клана, корпорации или семьи. Не случайно Конфуций напоминал, что государство – это большая семья, а семья - малое государство. Этим сравнением подчеркивался не только патернализм внутри общества, но и тот строй семейной жизни, который реально существовал и сохранялся в старом Китае вплоть до недавнего времени: основа семьи – беспрекословное повиновение младших старшим, детей родителям.

     Заключение

     Воплощением этики Древнего Китая стало конфуцианство. Учение Конфуция занималось только вопросами  этики и политики и почти не касалось всего того, что не может  быть объяснено человеческим разумом, а подкрепляется только верою.

     Не  будучи религией в полном смысле слова, конфуцианство стало большим, нежели просто религия. Конфуцианство –  это также и политика, и административная система, и верховный регулятор  экономических и социальных процессов  – словом, основа всего китайского образа жизни, принцип организации  китайского общества, квинтэссенция  китайской цивилизации.

     В определенном смысле можно сказать, что именно благодаря конфуцианству  со всем его культом древности  и консерватизмом китайское государство  и общество не только просуществовало  свыше двух тысяч лет в почти  не менявшемся виде, но и приобрело  такую гигантскую силу консервативной инерции, что революционный XX век, вроде  бы покончивший с конфуцианством как официальной идеологией и  активно развенчавший эту доктрину, пока еще далеко не вправе считать  себя победившим все восходящие к  конфуцианству и питающиеся его  соками консервативные традиции. Более  того, в свете современных процессов  трансформации и вестернизации  Востока многое в этом смысле выглядит как раз наоборот. 
 
 

 

     Список  литературы

  1. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб, 1993.
  2. Культурология: история мировой культуры. Под ред. А.Н.Марковой. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995
  3. Малявин В.В. Конфуций. М.: Молодая гвардия, 1992.
  4. Малюга Ю.Я. Культурология. - М.: Инфра-М,1999. - с.63-76.
  5. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. — М.: «Гардарики», «Экспертное бюро», 1997.-344 с.
  6. Хёйзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988.
  7. Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988.

Информация о работе Социальный идеал Конфуция. Гуманность и чувство долга