Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 04:39, реферат
Говоря о китайской культуре, мы привыкли рассматривать ее как нечто единое и цельное. Однако, это совершенно неверно применительно к китайской древности. Подобно тому, как сам Китай (тогда царство Чжоу) был разделен, начиная с середины I-гo тыс. до н.э., на множество отдельных, враждовавших между собой царств, также и культура его являла собой картину значительного многообразия; существовало несколько типов культур, только позднее сплавленных в великом общекитайском синтезе.
Введение
Говоря
о китайской культуре, мы привыкли
рассматривать ее как нечто единое
и цельное. Однако, это совершенно
неверно применительно к
В
наибольшей степени отличались друг
от друга культуры севера и юга
Китая. Если для севера, давшего начало
конфуцианству, характерно внимание к
этической проблематике и ритуалу,
рассудочное стремление к рациональному
переосмыслению архаических основ
цивилизации, то на юге господствовала
стихия мифопоэтического мышления, процветала
экстатичность шаманских
Наряду с конфуцианством и даосизмом огромное воздействие на традиционную китайскую культуру оказал буддизм, что наиболее наглядно проявилось в искусстве, литературе и особенно в архитектуре (овальные комплексы, изящные пагоды и др.).
В
целом можно сказать, что классическая
китайская культура представляет собой
сплав конфуцианства, даосизма и
буддизма.
Китайская культура — одна
из древнейших. Еще в 3-м тыс.
до н. э. китайцы научились
изготавливать керамику
Наиболее древним периодом китайской цивилизации считается эпоха существования первого государства Шан-Инь, рабовладельческой страны в долине реки Хуанхэ. Искусство бронзового литья позволяло изготавливать различные сосуды, покрытие сложными изображениями: драконами (символ водной стихии), птицами (символ ветра). Таким же узором покрывали и сосуды из матовой белой глины. Входы в подземные Захоронения охраняли приземистые человеко-тигры (отпугивая злых духов).
Уже в эпоху Шан была открыта идеографическая письменность, которая путем долгого усовершенствования превратилась в иероглифическую каллиграфию, а также был составлен в основных чертах месячный календарь.
Широкие улицы городов
Во время ранней императорской эпохи Древний Китай внес в мировую культуру такие открытия как компас и спидометр, сейсмограф. Позже были изобретены книгопечатание и порох. Именно в Китае в области письменности и книгопечатания открыли бумагу и подвижный шрифт, а в военной технике - пушки и стремена. Были изобретены механические часы и произошли технические усовершенствования в области шелкоткачества.
В математике выдающимся китайским достижением было использование десятичных дробей и пустой позиции для обозначения 0, вычисление числа π, открытие метода решения уравнений с двумя и тремя неизвестными. Древние китайцы были образованными астрономами, составили одну из первых в мире звездных карт.
Поскольку древнекитайское общество было аграрным, централизованная бюрократия должна была решать сложные технические вопросы, связанные в первую очередь с использованием и охраной водных ресурсов, поэтому высокого развития в Древнем Китае достигли астрономия, знание календарных расчетов и астрологических прогнозов, математика, физика и гидротехника в их инженерном использовании.
Важным оставалось также строительство фортов, направленное, прежде всего на охрану внешних границ империи от вторжений воинственных кочевников с Севера. Китайские строители прославились грандиозными сооружениями - Великой китайской стеной (IV—III вв. до н. э.), протянувшейся сначала на 750, затем на 3000 км. и Великим каналом. Стена высотой от 5 до 10м и шириной 5—8м сооружалась из дерева и тростника и лишь позднее была облицована камнем.
Китайская
медицина на протяжении 3-х тысячелетней
истории достигла значительных результатов.
В Древнем Китае впервые была
написана «Фармакология», впервые стали
проводить хирургические
Своеобразие, уникальность китайской традиционной культуры сводится прежде всего к тому хорошо известному феномену, который на уровне обыденного сознания давно уже получил достаточно точное название — «китайские церемонии». Конечно, в любом обществе и тем более там, где существуют восходящие к глубокой древности традиции, немалое место занимают жестко сформулированные стереотипы поведения и речи, исторически сложившиеся нормы взаимоотношений, принципы социальной структуры и административно-политического устройства. Но если речь идет о китайских церемониях, то все отступает в тень. И не только потому, что в Китае сеть обязательных и общепринятых норм поведения была наиболее густой.
Только
в Китае этико-ритуальные принципы
и соответствующие им формы поведения
уже в древности были решительно
выдвинуты на первый план и так
гипертрофированны, что со временем
заменили идеи религиозно-мифологического
восприятия мира, столь характерные
почти для всех ранних обществ. Демифологизация
и даже в немалой степени
Это
имело для Китая далеко идущие
последствия, В частности, место
мифических культурных героев заняли
искусно демифологизованные легендарные
правители древности, чье величие
и мудрость были теснейшим образом
связаны с их добродетелями. Место
культа великих богов, прежде всего
обожествленного первопредка
2. Конфуций и конфуцианство как этико-политическое и религиозно-философское учение
Конфуций
(Кун-цзы, 551-479 до н. э.) родился и жил
в эпоху больших социальных и
политических потрясений, когда чжоуский
Китай находился в состоянии
тяжелого внутреннего кризиса. Власть
чжоуского правителя - вана давно
ослабла, хотя номинально он продолжал
считаться сыном Неба и сохранял
свои функции первосвященника. Разрушались
патриархально-родовые нормы, в жестоких
междоусобицах гибла родовая
аристократия, на смену ей приходила
централизованная власть правителей отдельных
царств, опиравшихся на складывавшийся
вокруг них административно-
Стремление
опираться на древние традиции и
тем самым воздействовать на современников
в желаемом направлении знакомо
истории всех обществ, это своего
рода общесоциологическая
Конфуцианство
– одно из ведущих идейных течений
в древнем Китае. В ряде публикаций
дается «компромиссное» определение
конфуцианства одновременно как
религии и как этико-
Конфуций основал свою школу в 50 лет. У него было много учеников. Они записали мысли как своего учителя, так и свои. Так возникло главное конфуцианское сочинение «Лунь Юй» («Беседы и высказывания») – произведение совершенно несистематическое и часто противоречивое, сборник в основном нравственных поучений, в котором, по мнению некоторых авторов, очень трудно увидеть философское сочинение. Эту книгу всякий образованный китаец учил наизусть еще в детстве, ею он руководствовался всю жизнь. Основная задача Конфуция – гармонизировать жизнь государства, общества, семьи, человека. В центре внимания конфуцианства взаимоотношения между людьми, проблемы воспитания. Конфуций не доволен существующим, однако его идеалы не в будущем, а в прошлом. Человек обращен лицом к прошлому, к будущему же повернут спиною. Древность постоянно присутствует в настоящем. Будущее не привлекает слишком большого внимания – ведь время движется по кругу; и все возвращается к своему истоку. Кульминация конфуцианского культа прошлого – «исправление имен» («чжэн мин»). Конфуций признавал, что «все течет» и что «время бежит, не останавливаясь». Поэтому конфуцианское «исправление имен» означало не приведение общественного сознания в соответствие с изменяющимся общественным бытием, а попытку привести вещи в соответствие с их былым значением. Поэтому Конфуций учил, что государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом и сын – сыном не по имени, а реально, на самом деле. Идеализируя древность, Конфуций рационализирует учение о нравственности конфуцианскую этику. Она опирается на такие понятия, как «взаимность», «золотая середина», «человеколюбие», составляющие в целом «правильный путь» – дао.
В своем учении Конфуций основывался на традиционных китайских взглядах на устройство мира. По представлениям древних китайцев, человек возникает после того, как изначальный эфир (или пневма, «ци») делится на 2 начала: Инь и Ян, Свет и Тьму. Своим появлением он как бы призван преодолеть эту расколотость мира, ибо объединяет в себе темное и светлое, мужское и женское, активное и пассивное, твердость и мягкость, покой и движение.
Конфуций обращается к доверию (Синь) как к политической и нравственной категории. «Управляя царством, имеющим 1000 боевых колесниц, следует серьезно относиться к делу и опираться на доверие, соблюдать экономию в расходах и заботиться о людях; использовать народ в соответствующее время».
Идею Доверия он проводит сквозь все свое учение.
Информация о работе Социальный идеал Конфуция. Гуманность и чувство долга