Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 05:05, реферат
Цели исследования
Изучить наиболее популярные молодежные субкультуры: их деятельность, мировоззрение, внешнюю атрибутику.
Выяснить отношение общества к представителям молодежных субкультур.
Исследовать причины вступления молодых людей в молодежные неформальные объединения.
Определить отличаются ли молодые люди, причисляющие себя к молодежным субкультурам, по степени выраженности и видам агрессии.
Определить отличается ли самооценка подростков, причисляющих себя к молодежным субкультурам, от самооценки их сверстников, не причисляющих себя ни к какой субкультуре.
По представленным выше стереотипам можно сделать вывод, что наиболее наркотизированные субкультуры в нашем сознании это: реперы, панки и готы. Распивание спиртных напитков ассоциируется с панками, скинхедами, реперами и диджеями. Пристрастны к курению, по мнению опрашиваемых, скинхеды, панки, и реперы. А нарушают общественный порядок, устраивают драки скинхеды и панки. Таким образом, можно сказать, что в стереотипах отражены и явно агрессивные субкультуры, и завуалировано негативные, и нейтрально-позитивные.
Многие стереотипы, которые сложились в обществе не гибкие и даже агрессивные. Почему принято относиться, например, к панкам - отрицательно? Потому что СМИ стараются освещать скандальные негативные последствия деятельности в погоне за рейтингом, естественно люди запоминают сенсационный негатив и именно на нем строят свои представления.
Почему молодые люди вступают в молодежные объединения, выделим восемь основных причин, которые предлагаем в нисходящем по значимости порядке.
1. Приобретение новых друзей с общими интересами.
2. От скуки.
3. Самовыражение.
4. Просто нравиться.
5. Скромные, непонятые ищут поддержки.
6. Мода, за компанию.
7. Ищут новые ощущения.
8. По глупости.
Таким образом, по нашим данным, молодые люди вступают в неформальные молодежные объединения для того, чтобы найти единомышленников, понимающих их людей или потому что у нас недостаточно формальных организаций, где бы они могли реализовывать свою потребность в группности (принадлежности группе). Некоторые из выявленных нами причин сходятся с данными других авторов (стремление к защищенности, подражание, группирование, эмоциональная насыщенность общения), некоторые нет.
Многие исследователи этого вопроса (например, И.П. Башкатов) утверждали, что подростков в неформальные объединения толкают непринятие их формальными, классными коллективами. Для проверки этого утверждения мы провели в шести классах из всех школ города социометрическое исследование.
Подведем некоторые итоги.
1. Субкультурные феномены легко поддаются
описанию, но их классификация и типологизация
затруднены многообразием несводимых
в систему признаков. Методологически
важно видеть, что какой-то стройной классификации
субкультур создавать нет смысла. Здесь
упорядочение фиксируемых данных скорее
всего возможно в рамках каждого из отдельных
фрагментов субкультурной мозаики.
2. Молодежные субкультуры в России несут
на себе воздействие криминализации общества,
западной культурной экспансии, тяги к
преодолению рутины повседневности, «родимых
пятен» советской эпохи. Эти воздействия
переплетаются, в разной мере присущи
тем или иных субкультурным феноменам.
Главное же состоит в том, что субкультурная
специфика не свойственна молодому поколению
россиян как таковому, это мозаика социокультурных
образований, фрагментарно рассеянная
в молодежной среде.
3. Некоторые из молодежных субкультур
могут создавать платформу для развития
негативных тенденций в молодежной среде
(проблемы наркотизма, насилия и т. д.),
другие скорее имеют позитивное общественное
значение (экология и т. д.). Во всех случаях
важно, что через субкультурные формы
для определенной части молодежи лежит
путь к освоению социальности.
4. Анализ ряда субкультурных феноменов
в современной России неожиданным образом
приводит нас к пониманию того, что в российской
социальной практике укоренились те стороны
общинного взаимодействия молодежи, которые
в советское время реализовывались в деятельности
комсомола. Утеря этого института социализации
по соображениям политического характера
не была восполнена на уровне обыденности,
что вызывает определенную неудовлетворенность
и поиск новых форм коллективности. Это
обстоятельство следует учитывать при
рассмотрении вопроса о молодежных субкультурных
феноменах в современной России. С этой
точки зрения яснее станет характер организованных
структур в российском молодежном движении.
Собственно, это и позволяет более широко
представить субкультуры молодежи в России
в их специфике, генезисе и возможном влиянии
на стили жизни в ближайшие десятилетия.
Заключение
Присоединение к неформальной
группе - нормальный и закономерный
выбор подростка. Исходные мотивы, приводящие
его в неформальные группы, оцениваются
исследователями как
Объединение в группы можно рассматривать как средство выхода внутренней активности, реализации потребностей самоидентификации, самоутверждения, свойственным отнюдь не только подростковому возрасту.
Не трудно заметить, что
бурное развитие различных объединений
совпадает с периодами
Более того, можно смело предположить, что по мере дальнейшего расширения демократии число неформальных образований и их участников будут возрастать. Поэтому каждому взрослому по роду своей деятельности вынужденному активно взаимодействовать с подростками, необходимо вооружиться знаниями о внешнем виде, идеологии, символики и психологических особенностях представителей различных субкультур. Это позволит легче находить общий язык с любой группой подростков и просчитать реальные и мнимые опасности вхождения в ту или иную субкультуру.
Мы
дали обоснование термину «
Также познакомились с видами субкультур: музыкальными, политическими, имиджевыми, и с субкультурами по хобби.
Выявили
ряд факторов возникновения субкультур,
к которым относится
Выделили три направления молодежных субкультур: асоциальное молодежное объединение, антисоциальное и просоциальное объединения.
Литература
1. Запесоцкий А., Фаин А. «Эта непонятная молодёжь. Проблемы неформальных молодёжных объединений» Москва ПРОФИЗДАТ, 1990
2. Куницина В.Н., Какринова Н.В. Межличностное общение. Учебник для вузов. С-Пб, 2001
3. Левичева В. «Неформальные самодеятельные объединения. Социологический очерк» Москва «Знание» 1989
4. Майерс Д. Социальная психология. С-Пб. 1999.
5. Ожегов С.Н. Словарь русского языка. М., 1983.
6. Ольшанский Ф.Д. «Неформалы:
групповой портрет в интерьере»
7. Перов И.М. Курсовая работа. Неформальные молодежные объединения. Биробиджан 1999
8. Психологические тесты. В дух томах. Том 2, под ред. А.А. Карелина, М., 2003
9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995
10. Сидоренко Е.В. Методы
математической обработки в
Список использованной литературы
1. Бельский В.Ю., Беляев А.А. "Социология", М., "ИНФРА - М", 2005
2. Громов А.В., Кузин О.С. "Неформалы. Кто есть кто?" - М.,1990г.
3. Левикова С. И.: ”Молодежная субкультура”: Учеб. пособие, 2004 г.
4. Слюсаревский Н.Н. Субкультура как объект исследования.
5.
Источник из интернета:http://