Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 12:28, реферат
В основу этого понятия заложено сопоставление западного (европейского) и восточного (азиатского) путей развития цивилизации. При таком рассмотрении понятия Запад и Восток предстают не как географические понятия, а прежде всего как понятия социокультурные, отражающие особый характер цивилизационного развития на протяжении значительного отрезка времени. Впервые противопоставление Запада и Востока было предпринято историками и философами Древней Греции.
1. Введение 3
2. Двуречье (Месопотамия) 3
3. Древний Египет 5
4. Древняя Индия 7
5. Заключение 9
ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ
«СОЦИОЛОГИЯ»
Реферат по предмету «Культурология»
на тему:
«Специфические
черты древневосточных
цивилизаций»
Выполнила: студентка 1 курса
заочного отделения
Сердюк
Юлия
Минск
2010 г.
Оглавление
1. Введение 3
2. Двуречье (Месопотамия) 3
3. Древний Египет 5
4. Древняя Индия 7
5. Заключение 9
Термин «древневосточные цивилизации» характеризует одну из первых в истории человечества законченную форму цивилизации и культуры, которая сложилась в IV–III тысячелетии до н. э. в долинах рек Хуанхэ (Китай), Инд (Индия). Тигр и Евфрат (Месопотамия) и Нил (Египет).
В основу этого понятия заложено сопоставление западного (европейского) и восточного (азиатского) путей развития цивилизации. При таком рассмотрении понятия Запад и Восток предстают не как географические понятия, а прежде всего как понятия социокультурные, отражающие особый характер цивилизационного развития на протяжении значительного отрезка времени. Впервые противопоставление Запада и Востока было предпринято историками и философами Древней Греции.
Возникновение первых древневосточных культур и цивилизаций означало не столько переход человечества от одной эпохи культурного развития (первобытности) к другой, сколько появления в общем массиве первобытности культур нового типа, принципиально отличающихся от породившей их реальности. Первоначально древневосточные культуры, зародившиеся в первых городах – государствах, были всего лишь небольшими островками, подчас разделенные тысячами километров друг от друга, в огромном океане первобытности. Постепенно островки расширялись, пока не слились в единый массив, названный «Культура Древнего Востока» или «Древневосточная цивилизация».
В отличие от первобытности, культура Древнего Востока не была внутренне и внешне однородной. И все-таки древневосточные цивилизации, несмотря на свои региональные и национальные модификации, составили единый тип культуры, так как объединяются общими для всех них чертами.
Месопотамская цивилизация представляет собой особый тип существовавшей на древнем Ближнем Востоке сельскохозяйственной цивилизации, основанной на ирригации. Возделываемые районы были в меньшей степени зависимы друг от друга, чем в долине Нила, и поэтому здесь, в Шумере, около 3000 г. до н. э. возникли первые города-государства, которыми правили цари-жрецы. Важнейшие государства – Ур, Эрида, Ларс, Сиппер и др. Богатству своему они обязаны развитием ремесла и торговли. Здесь производили предметы из золота, мечи, цветное стекло. Владыки городов возводили дворцы, храмы, гробницы. Они заложили основания для позднейшего хозяйственного и культурного развития Месопотамии.
Шумеры изобрели колесо к повозке, гончарный круг и бронзу, создали клинописную письменность. Шумеры также изобрели цветное стекло (ок. 2400 г. до н. э.), на высоком уровне развития находилось ювелирное искусство. Влияние шумеров благодаря торговым контактам распространилось на Малую Азию и Египет.
Шумеры создали правовые кодексы; в литературе особенное значение имели эпосы мифологического содержания (поэма о Гильгамеше); ок. 2300 г. до н. э. была сформирована первая профессиональная армия; приблизительно в 2000 г. до н. э. была создана арифметика (в основе – 60-ричная система исчисления).
Специфика месопотамской культуры в том, что на нее сильный отпечаток наложила окружающая среда, опыт Природы. И здесь, как и в Египте, человек сталкивается с теми же самыми космическими ритмами – смена времен года , движения солнца, луны, звезд, - но здесь он находит и элементы силы и насилия, которых не было в Египте. Тигр и Евфрат не похожи на Нил: они могут разливаться порывисто и непредсказуемо, разрушая дамбы и затопляя посевы. Здесь дуют знойные ветры, засыпающие человека пылью и грозящие удушить его; здесь идут проливные дожди, превращающие твердую поверхность земли в море грязи и лишающие человека свободы передвижения. Природа дает почувствовать человеку его ничтожество.
Дух месопотамской культуры отражает сокрушающую силу Природы. Человек не склонен переоценивать свои силы, наблюдая столь могущественные силы природы.
Одним из правил жизни в древней Месопотамии была тема послушания – семье, правителям, богам. Это – первейшая добродетель, условие, продвижения по службе, милость и награды со стороны хозяина, путь к земному успеху, к высочайшим ценностям месопотамской жизни: здоровью и долголетию, почетному положению в общине и т.д. Но постепенно, с I тыс. до н. э., в культуре появился скептицизм по отношению ко всем ценностям: все в мире суета (отрицается существование добронравной жизни).
Другой
фундаментальной проблемой
В шумерской цивилизации были заложены начала науки, которая, будучи вписанной в религиозное мировоззрение, была его служанкой. Наука была нацелена на предсказания будущего (найдено много гадательных таблиц). Имелись обширные знания о психике человека, владели опытом в области внушения, гипноза.
Достигнутый
шумерами высокий уровень культуры,
созданная ими общественно-
Для Двуречья было характерно строительство многоэтажных домов, зиккуратов – святынь-алтарей. Зиккураты возводили на холмах из кирпичей, облицовывали глазурованными плитками.
Классический образец – зиккурат в Уруке, одном из важнейших центров религиозной и художественной культуры.
Развивалась скульптура, хотя в стране было мало камня. Статуи царей, жрецов, воинов устанавливались в храмах.
Развивалось ювелирное искусство (диадема царицы Шубад). Обнаружены в результате раскопок и оружие, музыкальные инструменты, четырехколесные повозки.
Многие
достижения культуры Месопотамии были
ассимилированы и творчески переработаны
соседними народами, в том числе
греками и древними евреями (библейская
идея божественного рая
Древний
Египет – государство в северо-
Природные
условия стали существенным фактором
развития древнеегипетской цивилизации.
В Нильской долине собирали по два
урожая в год (до 100 ц. с га). Но эта
долина составляла 3,5% территории Египта,
на которой проживало 99,5% населения.
Остальная территория – бесплодная
и практически необитаемая
Отличительной чертой культуры Египта была наглядность и предметность. Вид – вот что главенствовало в культуре. Ритуалы и обряды занимали важное место. Это способствовало стабильности государства и культуры.
Пирамиды и оросительная система являлись наглядным свидетельством культуры Древнего Египта. В сознании египтян высота Нила связана с изменением положения Солнца: оно поднимается, достигает своего высшего положения и опять понижается, как и вода в Ниле.
Сфинкс – это тайна, многосмысленный образ. Гегель считал его символом египетского духа: человеческая голова, выглядывающая из тела животного, олицетворяет дух, который начинает возвышаться над природой. (Боги же изображались противоположным способом).
Наглядность и предметность древнеегипетской культуры связаны с особым отношением к пространству, со стремлением заполнить и организовать его. Все в культуре должно быть как-то выражено, зафиксировано. Это объяснялось характером хозяйственной деятельности, размах которой в Египте был велик. Создание оросительной системы влекло за собой принципиально иную организацию жизни всего общества – государственную. Письменность и счетное дело получили развитие еще за 3000 лет до н. э. Все было учтено и сосчитано.
В
Египте высоко почитались цари. Их имена
и титулы считались священными, поэтому
царя избегали называть по имени без
особой надобности. Он олицетворял
всеобщую власть, был поистине живым
божеством и предметом
Власть фараона покоилась на громадных ресурсах земли, людей, продовольствия, вещей. Власть государства утверждалась в зримых формах собственности, в ее концентрации у отдельных лиц, начиная с фараона.
В истории Египта были фараоны-женщины: Нитокрида (VI дин.), Нефрусебек, Хатшепсут и др.
В период наивысшей централизации государства (III-IV дин.) начинается строительство пирамид. Сооружение громадных усыпальниц – свидетельство того, сколь велика была в Египте вера в особую божественную силу царя, распространявшеюся на поданных и после его смерти. Царь – средоточие религиозной жизни, и от его земного благополучия и загробного блаженства, по представлениям египтян, зависела судьба страны.
Именно в это время сложился монументальный стиль египетского искусства, выработались изобразительные каноны, которые свято оберегались на протяжении веков. Их постоянство объясняется застойностью общественного порядка, а также тем, что искусство Египта было составной частью культа, заупокойного ритуала. Оно очень тесно было связано с религией, боготворящей силы природы и земную власть.
Высшим культом был культ солнечного божества, дающего жизнь и испепеляющего. Египет называли "страной солнца", а фараонов – "сынами Солнца". Круг – подобие солнечного диска – постоянно встречается в египетских орнаментах. Обелиск – архитектурная форма, впервые созданная в Египте,– символизировал солнечный луч.
Значительны достижения египтян в области мумификации, которые невозможны без соответствующих знаний в ряде наук, в том числе в физике, химии, медицине, хирургии, анатомии.
Наиболее
важным вкладом древних египтян
в науку следует считать
Древние египтяне занимались и такой важной отраслью науки, как математика, одним из крупнейших достижений которой было некоторое развитие десятичной системы исчисления.
На достаточно высоком уровне для того времени находилась геометрия. С высокой степенью точности построены пирамиды, дворцы. Были элементарные знания в области алгебры – умели решать уравнения с одним и двумя неизвестными.
Многие
достижения древнеегипетской культуры
вошли в арсенал европейской
культуры, в том числе и науки,
посредством греко-римской
Информация о работе Специфические черты древневосточных цивилизаций