Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 12:28, реферат
В основу этого понятия заложено сопоставление западного (европейского) и восточного (азиатского) путей развития цивилизации. При таком рассмотрении понятия Запад и Восток предстают не как географические понятия, а прежде всего как понятия социокультурные, отражающие особый характер цивилизационного развития на протяжении значительного отрезка времени. Впервые противопоставление Запада и Востока было предпринято историками и философами Древней Греции.
1. Введение 3
2. Двуречье (Месопотамия) 3
3. Древний Египет 5
4. Древняя Индия 7
5. Заключение 9
Ряд мотивов лирики Древнего Египта вошли в качестве известных тем в мировую литературу.
Большое
влияние на древние народы имела
религия древних египтян: известен
культ египетских божеств у греков
и римлян. Христианство, возникшее
в Палестине и быстро распространившееся
по всей Римской империи и за ее
пределами, уже в самом начале
впитало в себя ряд моментов египетской
религии: концепцию могущества слова
божества, создающего мир, представления
о вечной жизни после смерти, о
загробном суде и др.
В
долине реки Инд уже в III-II тыс. до.
н. э. существовала яркая и самобытная
культура. Культура Мохенджо-Даро и
Хараппы (названы по месту обнаружения
древнейших городских поселений) конца
III тыс. до н. э. представлена, наряду с
традиционными орудиями труда из
камня, изделиями из бронзы и меди
(топоры, серпы, пилы, ножи и т.д.). Именно
жители этой долины первыми в мире
научились прясть и ткать хлопок.
Высокого развития достигли гончарное
дело и ювелирное искусство. Наиболее
совершенной среди
В древности в Индии возникает богатая и своеобразная наука. Во второй половине III тыс. до н. э. здесь уже известна письменность, насчитывавшая около 400 пиктографов (рисунок, отображающий содержание чего-либо) и слоговых знаков. В ведах, древнейших письменных источниках, сохранились упоминания об агрикультуре (удобрениях, севообороте, орудиях земледелия из железа и др.), обработке металла (олова, меди, серебра, золота), медицине (анатомии, терапии, хирургии и др.), геометрии, изобретении шахмат.
Древнейший литературный памятник – Веды – начал складываться в III тыс. до н. э. Это – творения ариев (на ведийском санскрите – языке ариев). Название происходит от корня "вид" – ведать. Это гимны в честь богов, мифологические пояснения, сокровенные знания.
Одна из особенностей культуры Индии – кастовая система, появление которой связано с проникновением в Индию в середине II до н. э. ариев, принадлежавших к европейской расе и стоявших на более низкой ступени культурного развития. Кастовость спасла народы от взаимного истребления, это – принесение в жертву прогресса во имя жизни.
Наибольшего подъема индийская культура и наука достигли в IV-II вв до н. э. – VIII в. н. э. Именно в этот период была создана десятичная система исчисления, современное начертание цифр (позже названных в несколько измененном виде арабскими).
Астрономы
довольно точно вычисляли движение
небесных тел. 12 месяцев (по 30 дн. в каждом)
года делились на 6 сезонов. Каждые 5 лет
добавлялся 13-й месяц. Древнеиндийские
астрономы знали о
Знание химии позволило изготовлять кислоты, краски, лекарства, духи, цемент и т.д.
Ценнейшим источником для изучения общественно-экономических отношений, науки, культуры первой половины I тыс. до н. э. служит эпическая литература, написанная на санскрите (обработанный поздневедический язык). Основные памятники эпической литературы – "Махабхарата" и "Рамаяна", записанные на санскрите в первых веках до н. э., но в своей основе уже существовавшие в IV в. до н. э.
Более
2-х тысячелетий эти поэмы
Индийским народом созданы многочисленные сказки, басни, рассказы.
На основе народных и культовых образов в Древней Индии сложилась драматургия. Ее родоначальник – танцевальная пантомима, сопровождаемая комментарием; позже заговорили и актеры.
Классиком древнеиндийской драматургии и лирической поэзии признан Калидаса (IV-V вв.) В его произведениях раскрывается внутренний мир героев.
Значительного развития достигла и религиозная литература – жизнеописания Будды, религиозные трактаты.
Большое место в художественной культуре Древней Индии занимала музыка. Театр ("Сангит") выражал единство пения, музыки, танца.
Совершенства
достигло древнеиндийское
Особая роль в духовной культуре Индии принадлежала философии. Она занимала независимое положение, стояла на собственных ногах и все другие науки искали в ней вдохновение и поддержку. Этим она отличалась от философии Запада, где ее постоянно принуждали быть чьей-то служанкой: религии, политики, естествознания.
Сам климат огромного леса, где можно было бродить среди тенистых деревьев, помогали человеку предаваться мечтам и размышлениям. Мирная жизнь, богатая природа, свобода от борьбы за существование поощряли духовную жизнь, поэтому еще в глубокой древности для Индии были характерны искания духа, вера в разум, склонность к философствованию.
Важным было и то, что философия решала жизненные проблемы, требовала внутренней активности, внутренних изменений (локаята, санкхья и йога и др.).
Материальная
и духовная культура Индии заняла
достойное место в мировой
культуре – это и религиозно-
Древние цивилизации – это особое социально-историческое явление, противостоящее доклассовому и догосударственному, догородскому и догражданскому, наконец, что очень важно, дописьменному состоянию общества и культуры.
Первые письменные источники свидетельствуют о том, что в древних цивилизациях проявились первые ростки свободного духа, рвущегося наружу, но оказывающегося внутренне связанным в выборе своих путей. На Востоке свобода ассоциировалась с отрицанием внешнего мира, от которого пытались уйти, растворяясь в потоке жизни или обретая покой внутри себя.
Обожествлялась
не только природа, но и мощь деспотического
государства, олицетворением которого
была фигура правителя, имеющего абсолютную
власть над подданными. В основе
древневосточного государства –
идеал абсолютного единства, отрицающий
проявление индивидуальности и свободы
человека. В этом суть восточной
деспотии. Такой тип государства
характерен для всех стран Древнего
Востока – Египта, Индии, Шумера,
Китая. Это во многом было определено
способом коллективного выживания,
единственно возможного для человека
той эпохи в тех условиях. Необходимо
было практиковать орошаемое земледелие,
создавать общественные запасы зерна,
что требовало огромной затраты
ресурсов, жесткого административного
управления. Условием выживания было
наличие мощного деспотического
государства, получившего свое смысловое
оправдание в культуре и мироощущении
древнего человека.
Литература:
Информация о работе Специфические черты древневосточных цивилизаций