Специфические черты древневосточных цивилизаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 12:28, реферат

Описание

В основу этого понятия заложено сопоставление западного (европейского) и восточного (азиатского) путей развития цивилизации. При таком рассмотрении понятия Запад и Восток предстают не как географические понятия, а прежде всего как понятия социокультурные, отражающие особый характер цивилизационного развития на протяжении значительного отрезка времени. Впервые противопоставление Запада и Востока было предпринято историками и философами Древней Греции.

Содержание

1. Введение 3
2. Двуречье (Месопотамия) 3
3. Древний Египет 5
4. Древняя Индия 7
5. Заключение 9

Работа состоит из  1 файл

Культурология.docx

— 33.22 Кб (Скачать документ)

     Ряд мотивов лирики Древнего Египта вошли  в качестве известных тем в  мировую литературу.

     Большое влияние на древние народы имела  религия древних египтян: известен культ египетских божеств у греков и римлян. Христианство, возникшее  в Палестине и быстро распространившееся по всей Римской империи и за ее пределами, уже в самом  начале впитало в себя ряд моментов египетской религии: концепцию могущества слова  божества, создающего мир, представления  о вечной жизни после смерти, о  загробном суде и др. 

  1. Древняя Индия
 

     В долине реки Инд уже в III-II тыс. до. н. э. существовала яркая и самобытная культура. Культура Мохенджо-Даро и  Хараппы (названы по месту обнаружения  древнейших городских поселений) конца III тыс. до н. э. представлена, наряду с  традиционными орудиями труда из камня, изделиями из бронзы и меди (топоры, серпы, пилы, ножи и т.д.). Именно жители этой долины первыми в мире научились прясть и ткать хлопок. Высокого развития достигли гончарное  дело и ювелирное искусство. Наиболее совершенной среди древневосточных  городов оказалась система водоснабжения  и канализации.

     В древности в Индии возникает  богатая и своеобразная наука. Во второй половине III тыс. до н. э. здесь  уже известна письменность, насчитывавшая  около 400 пиктографов (рисунок, отображающий содержание чего-либо) и слоговых знаков. В ведах, древнейших письменных источниках, сохранились упоминания об агрикультуре (удобрениях, севообороте, орудиях земледелия из железа и др.), обработке металла (олова, меди, серебра, золота), медицине (анатомии, терапии, хирургии и др.), геометрии, изобретении шахмат.

     Древнейший  литературный памятник – Веды –  начал складываться в III тыс. до н. э. Это – творения ариев (на ведийском  санскрите – языке ариев). Название происходит от корня "вид" – ведать. Это гимны в честь богов, мифологические пояснения, сокровенные знания.

     Одна  из особенностей культуры Индии –  кастовая система, появление которой связано с проникновением в Индию в середине II до н. э.  ариев, принадлежавших к европейской расе и стоявших на более низкой ступени культурного развития. Кастовость спасла народы от взаимного истребления, это – принесение в жертву прогресса во имя  жизни.

     Наибольшего подъема индийская культура и  наука достигли в IV-II вв до н. э. – VIII в. н. э. Именно в этот период была создана  десятичная система исчисления, современное  начертание цифр (позже названных  в несколько измененном виде арабскими).

     Астрономы довольно точно вычисляли движение небесных тел. 12 месяцев (по 30 дн. в каждом) года делились на 6 сезонов. Каждые 5 лет  добавлялся 13-й месяц. Древнеиндийские  астрономы знали о шарообразности земли, предполагали ее вращение вокруг своей оси.

     Знание  химии позволило изготовлять  кислоты, краски, лекарства, духи, цемент и т.д.

     Ценнейшим источником для изучения общественно-экономических  отношений, науки, культуры первой половины I тыс. до н. э. служит эпическая литература, написанная на санскрите (обработанный поздневедический язык). Основные памятники  эпической  литературы – "Махабхарата" и "Рамаяна", записанные на санскрите в первых веках до н. э., но в своей основе уже существовавшие в IV в. до н. э.

     Более  2-х тысячелетий эти поэмы чрезвычайно  популярны. Их герои Кришна ("Махабхарата")  и Рама ("Рамаяна") обожествлены и считаются воплощением Вишну – одного из важнейших божеств современного индуизма.

     Индийским народом созданы многочисленные сказки, басни, рассказы.

     На  основе народных и культовых образов  в Древней Индии сложилась  драматургия. Ее родоначальник –  танцевальная пантомима, сопровождаемая комментарием; позже заговорили и  актеры.

     Классиком древнеиндийской драматургии и  лирической поэзии признан Калидаса (IV-V вв.) В его произведениях раскрывается внутренний мир героев.

     Значительного развития достигла и религиозная  литература – жизнеописания Будды, религиозные трактаты.

     Большое место в художественной культуре Древней Индии занимала музыка. Театр ("Сангит") выражал единство пения, музыки, танца.

     Совершенства  достигло древнеиндийское изобразительное  искусство (ваяние, художественные ремесла, фресковая живопись), а также зодчество. Ему присущи богатство и пластическая выразительность образов, смелость творческой фантазии, мастерство передачи движений и чувств. (Статуя брахманистского  божества Шивы, дворец царя Ашоки и  др.).

     Особая  роль в духовной культуре Индии принадлежала философии.  Она занимала независимое  положение, стояла на собственных ногах  и все другие науки искали в  ней вдохновение и поддержку. Этим она отличалась  от философии  Запада, где ее постоянно принуждали быть чьей-то служанкой: религии, политики, естествознания.

     Сам климат огромного леса, где можно  было бродить среди тенистых деревьев, помогали человеку предаваться мечтам и размышлениям. Мирная жизнь, богатая  природа, свобода от борьбы за существование  поощряли духовную жизнь, поэтому еще  в глубокой древности для Индии  были характерны искания духа, вера в разум, склонность к философствованию.

     Важным  было и то, что философия решала жизненные проблемы, требовала внутренней активности, внутренних изменений (локаята, санкхья и йога и др.).

     Материальная  и духовная культура Индии заняла достойное место в мировой  культуре – это и религиозно-философские  системы (буддизм и др.), древнеиндийская  литература воздействовала на восточные  и европейские страны Конфуций, Аристотель, Кант развивали принцип моральной  взаимности, который впервые был  сформулирован в "Махабхарате", этика ненасилия, развития в творчестве Л.Н.Толстого, уважительные отношение  к природе и многое другое.

  1. Заключение
 

     Древние цивилизации – это особое социально-историческое явление, противостоящее доклассовому и догосударственному, догородскому и догражданскому, наконец, что очень  важно, дописьменному состоянию  общества и культуры.

     Первые  письменные источники свидетельствуют  о том, что в древних цивилизациях проявились первые ростки свободного духа, рвущегося наружу, но оказывающегося внутренне связанным в выборе своих путей. На Востоке свобода  ассоциировалась с  отрицанием  внешнего мира, от которого пытались уйти, растворяясь в потоке жизни или обретая покой внутри себя.

     Обожествлялась  не только природа, но и мощь деспотического государства, олицетворением которого была фигура правителя, имеющего абсолютную власть над подданными. В основе древневосточного государства –  идеал абсолютного единства, отрицающий проявление индивидуальности и свободы  человека. В этом суть восточной  деспотии. Такой тип государства  характерен для всех стран Древнего Востока – Египта, Индии, Шумера, Китая. Это во многом было определено способом коллективного выживания, единственно возможного для человека той эпохи в тех условиях. Необходимо было практиковать орошаемое земледелие, создавать общественные запасы зерна, что требовало огромной затраты  ресурсов, жесткого административного  управления. Условием выживания было наличие мощного деспотического государства, получившего свое смысловое  оправдание в культуре и мироощущении древнего человека. 

     Литература: 

  1. Силичев Д.А. Культурология. М; 1998.
  2. Культурология / отв. ред. проф. А.А. Радугин. М; Центр, 2001.
  3. Электронная библиотека www.gumer.info

Информация о работе Специфические черты древневосточных цивилизаций