Специфика античности как типа культуры: общее описание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 18:31, контрольная работа

Описание

К началу ХХ в. в научной литературе сложилось мнение, что под античной культурой следует понимать культуру древних греков и римлян. Вместе с тем, вопрос об исторических рамках эпохи Античности остаётся открытым. Некоторые исследователи определяют этот феномен едва ли не трёхтысячелетним периодом, другие - двухтысячелетним, третьи - полуторатысячелетним и т.д. С нашей точки зрения, исторические рамки греко-римской культуры ограничиваются эпохой примерно в 1300 лет, начиная с Гомера (IX-VIII в. до н.э.) и до падения Западной Римской империи (V в.н.э.).

Содержание

1. Специфика античности как типа культуры: общее описание………………………….3
2. Античная мифология……………………………………………………………..……….8
3. Античный образ человека. Взаимоотношения людей и богов………………………..11
4. Почему античность называют «колыбелью европейской культуры»………………...13
5. Античные сюжеты в мировой художественной культуре……………………………..16
Список использованных источников и литературы……………………………………...19

Работа состоит из  1 файл

культурология.doc

— 114.00 Кб (Скачать документ)

¾ коммуникационная (функция трансляции) - механизм передачи опыта от поколения к поколению, социальная память человечества.

Мифы и мифотворчество по-своему объясняют мир, природу, общество, человека. Они в своеобразной, очень  конкретной форме устанавливают  связь между прошлым, настоящим  и будущем человечества. Они являются каналом, по которым одно поколение  передает другому накопленный опыт, знания, ценности, культурные блага, знания.

Древние греки создали  развитую мифологию, прошедшую путь от примитивных фито- и зооморфных ступеней к мифологии Олимпийской. Причём зарождение мифов происходит в доантичные времена, но своё завершение и обобщение они находит в эллинскую эпоху - у Гомера, Гесиода, Эсхила, Софокла, Еврипида, Аполлодора. Мифы и религия являются важнейшим связующим материалом античной культуры с её предшественницами. Многие греческие мифы (как и других народов) утрачены, дошли до нас фрагментарно или в переработанном виде. Но даже то, что сохранилось, позволяет судить об универсальности, естественности, материалистичности, диалектичности мифов, их эстетической, нравственной, политической, социальной направленности.

В недрах древнегреческого мифического сознания сформировались весьма оригинальные идеи. Отметим  наиболее важные:

1. В мифах даны первые  обобщённые представления о происхождении мира, его устройстве.

2. Излагается генеалогия богов.

3. В мифах осмыслен генезис и судьбы человеческого рода.

4. В мифах имеют место и  события подлинной истории.

5. Актуальна для греческой мифологии  и повседневная житейская проблематика.

6. Исключительно ценной является  эстетическая сторона мифов. Мифы изобилуют красотой, эмоциями, выразительностью, духовной энергией, потрясающе яркими портретами. Титаны, гиганты, боги, герои, люди показаны во всём многообразии характеров. Многие мифологические образы стали архетипичными. К ним можно отнести Прометея, Зевса, Афины, Ареса, Афродиты, Геракла, Пандорры, Одиссея, Париса, Прокруста, Сизифа, Ариадны, Ясона, Ахилла, Дедала, Тантала, Икара, Нарцисса, Мидаса, Орфея.

Римские мифы по своему содержанию и глубине идей уступают греческим. Некоторые исследователи склонны считать их компиляцией мифического гения греков. Несомненно, то, что дошло до нас через Вергилия, Овидия, Ливия, Сенеку, несёт на себе эллинскую печать. Однако подобное можно объяснить не только заимствованием у греков, но и близостью их происхождения и некоторой общностью исторического пути. Тем не менее, мифы римлян достаточно самобытны, отчасти они являются смесью мифов различных италийских племён. В них повествуется о древних богах, о возникновении Рима, о его истории. Римские мифы ближе к исторической легенде. К числу любимых римлянами мифов относят повествования о Юпитере, Янусе, Марсе, Вертумне и Помоне, пенатах2, ларах3, манах4. В римском сознании глубоко укоренились мифы об Энее, Ромуле и Реме, Нумиторе, Рее Сильвин, о двенадцати веках существования Рима, о семи царях Древнего Рима.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3. Античный образ человека. Взаимоотношения 

людей и богов в античной  мифологии.

 

 

     В основе античной мифологии лежал  антропоморфизм, принцип уподобления  человеку. Античные боги были созданы  человеком по его образу и подобию. Боги были похожи на людей практически во всем: у них были семьи, они, как и люди, были добрыми и злыми, завистливыми и жадными, влюблялись и ревновали. Мир богов отражал все взаимоотношения, которые были в мире людей. Боги, по представлению античного человека, жили рядом с людьми, они часто находились среди людей, они были не над человеком, а с человеком. Боги общались с простыми смертными, могли вступать с ними в любовные отношения. Некоторые древнегреческие аристократы числили в своих предках богов и гордились своим божественным происхождением.     

Боги  имели человеческий облик, были красивы, сильны, а главное – бессмертны. Им присущи разнообразные человеческие качества: великодушие и щедрость, ревность и коварство, проявляющиеся  с особой силой, интенсивностью. Человеческая жизнь неизбежно кончалась смертью, боги же были бессмертны и не знали границ в выполнении своих желаний, но все равно выше богов была судьба - Мойры - предопределение, изменить которое не мог никто из них. Таким образом, греки, даже в участи бессмертных богов усматривали их сходство с судьбами смертных людей. Так, Зевс в “Илиаде” Гомера сам не вправе разрешить исход поединка героев Гектора и Ахилла. Он вопрошает судьбу, бросив жребий обоих героев на чаши золотых весов. Чаша со жребием смерти Гектора опускается вниз, и вся божественная власть Зевса бессильна помочь его любимцу. Доблестный Гектор погибает от копья Ахилла, вопреки желанию Зевса, в согласии с решением судьбы. Мы можем увидеть это и у римского поэта Вергилия. Описывая в “Энеиде” решающий поединок троянского героя Энея с италийским вождем Турном, поэт заставляет верховного бога римлян Юпитера, “уровняв стрелку весов”, бросить оба жребия сражающихся на чаши. Чаша со жребием Турна идет книзу, и Эней страшным ударом меча поражает своего противника.     

Древние греки и древние  римляне  боялись  богов, боялись всего, что касалось загробного мира. Этим страхом  объясняется  повсеместное поклонение богам, приношение многочисленных жертв, стремление заслужить  покровительство и расположение богов. Древние  эллины создали богов, пытаясь объяснить мир природы, рождение и смерть человека. Наблюдая течение реки, тихое озеро, водопад, могучие морские волны, греки обобщали эти образы в Посейдоне - владыке вод, приписывая ему такие качества, как богатство, самообладание, мудрость и способность гневаться. Посейдон - супруг Деметры - Матери-Земли, с которой он сотрудничает, спорит и которую оплодотворяет: без воды не появится из земли ни одно растение. Небо, с его бесконечными просторами, где вечно сияют звезды; величественно, не подчиняясь времени, возвышаются над земной суетой горные вершины; древний грек называет Зевсом. Зевс видит все. Он грозный отец-патриарх, громовержец и светодатель, источник власти. От него исходят блага и несчастья.     

Ярким примером взаимоотношений  богов  с людьми является Прометей. Прометею и его брату Эпиметею было предписано вывести людей к свету и снабдить их всем необходимым для жизни. Но неразумный Эпиметей одарил в первую очередь животных, дав каждому какое-то мощное приспособительное средство: клыки, когти, быстроту бега, тонкий нюх, а для людей у него ничего не осталось. Тогда Прометей выкрал огонь из кузницы Гефеста и наделил им человечество. В древности человеческий род постоянно подвергался опасности и легко мог погибнуть. Во-первых, человек, не имевший техники, культуры, был слаб, беззащитен и неразумен перед лицом природы. Во-вторых, Зевс был недоволен людьми и задумал их уничтожение, дабы создать новый человеческий род, более совершенный. Этому помешал Прометей, вставший на защиту человека. (Маркс назвал Прометея самым благородным святым в религиозном календаре). Греки хорошо понимали, что именно знания, умения, техника помогли человеку выжить. 

 

 

 

 

4. Почему античность называют «колыбелью европейской культуры»?

 

Античная цивилизация, получившая название от латинского слова  «антиквус», что значит древний, вписала  золотые страницы в историю мировой культуры. Достижения античной культуры поразительны, на них основывается вся европейская цивилизация. История мирового искусства переполнена воспоминаниями об античном мире, воспроизведением античных сюжетов, темами греческой и римской мифологии, историей и бытом до такой степени, что античность неразрывно сливается со всей историей мировой художественной культуры со времен, когда античное общество завершило свое существование, и до наших дней. К античности восходят современные литературные жанры и философские системы, принципы архитектуры и скульптуры, основы астрономии, математики, естествознания. Античность, чья тысячелетняя история накопила бесценные и непревзойденные сокровища человеческого духа обладает неувядаемой прелестью.

Достижения древних  греков и римлян впечатляюще поразительны во всех областях, и на них основана вся европейская цивилизация. Греция и Рим, два вечных спутника, сопровождают европейское человечество на всем его  пути.

Греки и римляне создали  в полном смысле новый контекст цивилизованной гармоничной культуры, которая является архетипом, родительницей, субстратом всей последующей европейской культуры. Её атрибутами являются рациональность, высокая интеллектуальность, эмоциональность, глубокая символичность, агонистичность, каноничность, динамичность, разнообразие, сбалансированость, завершённость, открытость, гетерогенность, светскость, эвристичность, гармоничное сочетание с природой. Именно в её недрах  сформировалось большинство политических, правовых, философских, эстетических, этических, научных, художественных идей, ценностей, лежащих в основе современной западной культуры и, в некоторой степени, мировой культуры вообще.

Если кратко резюмировать достижения античной культуры, то можно  сказать, что греки и римляне дали человечеству:

1) образцовые (классические) языки - древнегреческий и латынь;

2) высокоразвитую мифологию; 

3) своеобразную религию;

4) великолепную литературу;

5) художественность и  образность мышления;

6) изумительный театр,  танец, музыку, песню;

7) совершеннейшую архитектуру; 8

) непревзойдённую скульптуру;

9) утончённую живопись;

10) разнообразное прикладное  искусство;

11) глубочайшую философию (создали новый рациональный тип мышления);

12) науку (дали начала  многим отраслям знаний и научной терминологии);

13) сформировали исторический тип мышления;

14) подлинное право,  правовую психологию, правовое мышление и правовое  поведение;

15) образцы ораторского  мастерства, величайшего искусства  слова, диалогичность; 

16) демократию, свободу, различные формы власти, политическое мышление;

17) новые формы социальности, подчеркнули значимость личностного начала;

18) образцы общения,  образования и воспитания;

19) оригинальное военное  искусство, создали идеалы героизма  и патриотизма;

20) новые формы хозяйствования  и экономической деятельности;

21) физическую культуру, спорт, утвердили ценность здоровья, культ здорового тела;

22) открыли человека  как творца и творение культуры, открыли дух и человеческую  душу, сняли ощущение человеческой неполноценности, сформировали представление об идеале культурного человека и многое другое.

Ни одна культура не может  похвастаться столь многочисленной плеядой гениев как античная. Нет  такой сферы деятельности, в которой  греки и римляне не сказали бы своего слова. Английский учёный Г. Мэн считает, что «за исключением слепых сил природы, всё, что движется в этом мире, имеет своё начало в Греции».  

Греко-римская культура оказала влияние на русскую культуру. Неподдельный интерес к ней характерен для всей русской истории. Имена Гомера, Ахилла, Агамемнона были известны ещё древнерусскому читателю. Гомер, Еврипид, Платон, Плутарх почитались русской православной церковью как провозвестники христианства. Их изображения увековечены на стенах Благовещенского и Успенского соборов Московского Кремля. Начиная с XV в. русское государство стало продолжателем дела Рима (“Третий Рим”). Произведения греческих и римских авторов переводятся на русский язык, активно изучаются.

Античность воспринимается в Европе и России как мудрая воспитательница, как мать, как значимая обобщённость, как европейский универсализм. «Каждый пусть будет, по-своему греком!» - пишет влюблённый в Античность Гёте. Английские, немецкие, французские учёные, а то и просто почитатели древности (Г. Шлиман),  ведут активный археологический поиск памятников греко-римской культуры. Каждый музей мира считает за честь иметь их у себя. Даже свой быт европейцы пытаются обустроить таким образом, чтобы он хоть в чём-то напоминал древность. Поэты, драматурги, прозаики, живописцы, архитекторы, скульптуры, музыканты, философы, историки, филологи, юристы, политики, педагоги вот уже в течение нескольких веков неизменно обращаются к этой теме. Античная культура поистине стала идеалом, образцом для подражания, стилеобразующим фактором для европейского искусства, великой и непреходящей классикой.

Таким образом, мы можем сказать, что античность считается «колыбелью европейской  культуры» потому что к идеям  и образам древнегреческой культуры можно свести практически все  достижения этой цивилизации. Ретроспективный взгляд на европейскую культуру убеждает в том, что исходным пунктом является большей частью Древняя Греция.

 

 

 

 

 

5. Античные сюжеты в мировой художественной культуре.

 

Античность оставила огромный след в современности. Античная мифология служила и служит благодатным источником художественных образов для искусства прошлого и современного.

Античный мир как  некий замкнутый цикл известный  с возникновения до гибели, постоянно  служит эталоном для культурологов. Без знакомства с античной культурой невозможно понять многочисленные греческие и римские реминисценции у классиков русской литературы. В России ещё в 18 в. переводили античных авторов, и уже Державин написал свой «Памятник» в подражание «Памятнику» Горация. Прекрасно знал римскую литературу А. С. Пушкин. Его переводы по адекватности подлиннику не знают себе равных. К античным сюжетам обращались Д. С. Мережковский («Юлиан Отступник»), Л. Андреев (пьесы «Похищение сабинянок» и «Конь в сенате»).

Загадочные образы античной мифологии волновали писателей и драматургов во все времена. Сначала мировая литература обогатилась бессмертными драмами Софокла и Эврипида, поэмами Гомера; потом переработали древние сюжеты Корнель («Медея», «Эдип») и Расин («Фиваида», «Андромаха», «Ифигения в Авлиде», «Федра»), а дальше Скаррон («Переодетый Вергилий»), Вольтер («Эдип»), Гете («Прометей», «Ганимед»), Шиллер («Торжество победителей», «Жалоба Цереры»), Пушкин (сспомнить хотя бы несчастного «Ариона», которого риз последних сил зубрят российские школьники), Тютчев (Из «Федры» Расина)– и вот XX век… Неужто не примет он эту литературную эстафету от своих именитых учителей? Принял! И принял успешно. В русской литературе «серебряного века» поднялась новая волна живого интереса к Античности, результатами которой стали: «Прометей» Вячеслава Иванова, «Меланиппа-философ» или «Фамира-Кифарэд» Иннокентия Анненского, «Протесилай умерший» В. Я. Брюсова и другие произведения.

Информация о работе Специфика античности как типа культуры: общее описание