Специфика античности как типа культуры: общее описание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 18:31, контрольная работа

Описание

К началу ХХ в. в научной литературе сложилось мнение, что под античной культурой следует понимать культуру древних греков и римлян. Вместе с тем, вопрос об исторических рамках эпохи Античности остаётся открытым. Некоторые исследователи определяют этот феномен едва ли не трёхтысячелетним периодом, другие - двухтысячелетним, третьи - полуторатысячелетним и т.д. С нашей точки зрения, исторические рамки греко-римской культуры ограничиваются эпохой примерно в 1300 лет, начиная с Гомера (IX-VIII в. до н.э.) и до падения Западной Римской империи (V в.н.э.).

Содержание

1. Специфика античности как типа культуры: общее описание………………………….3
2. Античная мифология……………………………………………………………..……….8
3. Античный образ человека. Взаимоотношения людей и богов………………………..11
4. Почему античность называют «колыбелью европейской культуры»………………...13
5. Античные сюжеты в мировой художественной культуре……………………………..16
Список использованных источников и литературы……………………………………...19

Работа состоит из  1 файл

культурология.doc

— 114.00 Кб (Скачать документ)

Например, вспомним необычайно лирическое стихотворение В. Брюсова «Нить Ариадны». Брюсов действительно сумел воссоздать противоречивый, трагический, но притягательный мир человека XX столетия на фоне контрастов современного города. Преломляя мотивы античной мифологии поэт с его живым чувством истории передает драматизм своего времени и судьбы в образах прошлого, создавая исповедальную лирику.

Лирический герой, как  и в античном мифе, бредет по таинственному  лабиринту, следуя спасительной нити. Но нить обрывается, факел гаснет. И это уже стихотворение другой эпохи – начало XX века, новый век, новые ощущения и переживания. Герой опасается, что его не ждет ничего хорошего, что он окажется в темноте. Ну что ж, в известной степени он был прав – не было залито солнечным счастьем кровавое столетие. Брюсов, умерший в Москве в 1924 году наверняка был свидетелем печальных результатов Октябрьской Революции.

В романе Джойса «Улисс» эпико-мифологический сюжет «Одиссеи» оказывается средством упорядочения первичного хаотического художественного материала. Герои романа сопоставляются с мифологическими персонажами гомеровского эпоса, многочисленные символические мотивы в романе являются модификациями традиционных символов мифологии - первобытной (вода как символ плодородия и женского начала) и христианской (мытье как крещение). Джойс прибегает и к нетрадиционным символам и образам, представляющим примеры оригинальной мифологизации житейской прозы (кусок мыла как талисман, иронически представляющий современную «гигиеническую» цивилизацию, трамвай, «преображённый» в дракона, и т. д.). В «Улиссе» мифологизм даёт лишь дополнительную опору для символической интерпретации «натуралистически» поданного материала жизненных наблюдений (непосредственным сюжетом романа является один день городской жизни Дублина, как бы пропущенный сквозь сознание главных персонажей).  

В целом в романе воплотилась классическая модель одиссеи в ее общих линиях. Несомненно, роман, как он и задуман был, осуществляет эту модель, говорит о дальнем странствии и о возвращении в свой дом. Но важный мотив опасности странствия переведен в регистр иронии и игры, утратив свой настоящий смысл предельного испытания личности, "пограничной ситуации". Вместо предельно исключительного содержанием одиссеи стало предельно повседневное.   Финал одиссеи, "Итака", - в романе такое место, где "Улисс" и "Телемак" не сходятся, а расстаются. И "Пенелопа", нарицательный символ верности во всей мировой культуре, совершает в романе всего единственное деяние - измену. Из такой картины трудно не заключить, что художнику была  присуща тяга к диаметральному перевертыванию всех классических схем.

Например, в советской мультипликации была выпущена целая серия мультфильмов по мотивам древнегреческих мифов: - похищение золотого руна,- путешествие Одиссея,- миф об Орфее и Эвридике,- миф о Дедале и Икаре,- миф о Прометее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

1. Горохов В.Ф. Культурология.  М.: МИФИ, 2001.

2. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. СПб.: Марс, 1995.

3. История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала ХХ века. М., 1998.

4. Культура Древнего Рима. В 2-х т. М.: Наука, 1995.

5. Культурология: учебное пособие. / Под ред. Проф. Г.В.Драча – М., 2008.

6. Культурология: история мировой культуры / Под ред. А. Н. Марковой. М., 1998.

7. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М.:  Высшая школа, 1990.

8. Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М.: Мысль, 1996.

9. Мифы народов мира. М., 1997.

10. Павсаний. Описание Эллады. В 2-х т. М.: Ладомир, 1994.

 

 

1 Аэды (от греч. aoidos — певец), древнегреческие исполнители эпических песен. В эпоху, когда ещё не было закрепленных текстов, А. импровизировали под аккомпанемент струнного инструмента. В гомеровских поэмах А. изображаются как певцы на службе общин и царей. Были и странствующие А., их искусство сыграло существенную роль в развитии греческого эпоса.

2 Пена́ты — в древнеримской мифологии боги-хранители и покровители домашнего очага, а затем и всего римского народа. Каждая семья имела обычно двух Пенатов, изображения которых, изготовленные из дерева, глины или камня, хранились в закрытом шкафчике возле очага где собирались все члены семьи.

3 Лары (лат. lares) — по верованиям древних римлян — божества, покровительствующие дому, семье и общине в целом. Фамильные лары были связаны с домашним очагом, семейной трапезой, с деревьями и рощами, посвящавшимися им в усадьбе. К ним обращались за помощью в связи с родами, обрядом инициации, бракосочетанием, смертью

4 Маны (лат. Manes), в римской мифологии боги загробного мира, обожествленные души предков.




Информация о работе Специфика античности как типа культуры: общее описание