Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 18:31, контрольная работа
К началу ХХ в. в научной литературе сложилось мнение, что под античной культурой следует понимать культуру древних греков и римлян. Вместе с тем, вопрос об исторических рамках эпохи Античности остаётся открытым. Некоторые исследователи определяют этот феномен едва ли не трёхтысячелетним периодом, другие - двухтысячелетним, третьи - полуторатысячелетним и т.д. С нашей точки зрения, исторические рамки греко-римской культуры ограничиваются эпохой примерно в 1300 лет, начиная с Гомера (IX-VIII в. до н.э.) и до падения Западной Римской империи (V в.н.э.).
1. Специфика античности как типа культуры: общее описание………………………….3
2. Античная мифология……………………………………………………………..……….8
3. Античный образ человека. Взаимоотношения людей и богов………………………..11
4. Почему античность называют «колыбелью европейской культуры»………………...13
5. Античные сюжеты в мировой художественной культуре……………………………..16
Список использованных источников и литературы……………………………………...19
Например, вспомним необычайно лирическое стихотворение В. Брюсова «Нить Ариадны». Брюсов действительно сумел воссоздать противоречивый, трагический, но притягательный мир человека XX столетия на фоне контрастов современного города. Преломляя мотивы античной мифологии поэт с его живым чувством истории передает драматизм своего времени и судьбы в образах прошлого, создавая исповедальную лирику.
Лирический герой, как и в античном мифе, бредет по таинственному лабиринту, следуя спасительной нити. Но нить обрывается, факел гаснет. И это уже стихотворение другой эпохи – начало XX века, новый век, новые ощущения и переживания. Герой опасается, что его не ждет ничего хорошего, что он окажется в темноте. Ну что ж, в известной степени он был прав – не было залито солнечным счастьем кровавое столетие. Брюсов, умерший в Москве в 1924 году наверняка был свидетелем печальных результатов Октябрьской Революции.
В романе Джойса «Улисс» эпико-мифологический сюжет «Одиссеи» оказывается средством упорядочения первичного хаотического художественного материала. Герои романа сопоставляются с мифологическими персонажами гомеровского эпоса, многочисленные символические мотивы в романе являются модификациями традиционных символов мифологии - первобытной (вода как символ плодородия и женского начала) и христианской (мытье как крещение). Джойс прибегает и к нетрадиционным символам и образам, представляющим примеры оригинальной мифологизации житейской прозы (кусок мыла как талисман, иронически представляющий современную «гигиеническую» цивилизацию, трамвай, «преображённый» в дракона, и т. д.). В «Улиссе» мифологизм даёт лишь дополнительную опору для символической интерпретации «натуралистически» поданного материала жизненных наблюдений (непосредственным сюжетом романа является один день городской жизни Дублина, как бы пропущенный сквозь сознание главных персонажей).
В целом в романе воплотилась классическая модель одиссеи в ее общих линиях. Несомненно, роман, как он и задуман был, осуществляет эту модель, говорит о дальнем странствии и о возвращении в свой дом. Но важный мотив опасности странствия переведен в регистр иронии и игры, утратив свой настоящий смысл предельного испытания личности, "пограничной ситуации". Вместо предельно исключительного содержанием одиссеи стало предельно повседневное. Финал одиссеи, "Итака", - в романе такое место, где "Улисс" и "Телемак" не сходятся, а расстаются. И "Пенелопа", нарицательный символ верности во всей мировой культуре, совершает в романе всего единственное деяние - измену. Из такой картины трудно не заключить, что художнику была присуща тяга к диаметральному перевертыванию всех классических схем.
Например, в советской мультипликации была выпущена целая серия мультфильмов по мотивам древнегреческих мифов: - похищение золотого руна,- путешествие Одиссея,- миф об Орфее и Эвридике,- миф о Дедале и Икаре,- миф о Прометее.
Список использованных источников и литературы
1. Горохов В.Ф. Культурология. М.: МИФИ, 2001.
2. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. СПб.: Марс, 1995.
3. История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала ХХ века. М., 1998.
4. Культура Древнего Рима. В 2-х т. М.: Наука, 1995.
5. Культурология: учебное пособие. / Под ред. Проф. Г.В.Драча – М., 2008.
6. Культурология: история мировой культуры / Под ред. А. Н. Марковой. М., 1998.
7. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М.: Высшая школа, 1990.
8. Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М.: Мысль, 1996.
9. Мифы народов мира. М., 1997.
10. Павсаний. Описание Эллады. В 2-х т. М.: Ладомир, 1994.
1 Аэды (от греч. aoidos — певец), древнегреческие исполнители эпических песен. В эпоху, когда ещё не было закрепленных текстов, А. импровизировали под аккомпанемент струнного инструмента. В гомеровских поэмах А. изображаются как певцы на службе общин и царей. Были и странствующие А., их искусство сыграло существенную роль в развитии греческого эпоса.
2 Пена́ты — в древнеримской мифологии боги-хранители и покровители домашнего очага, а затем и всего римского народа. Каждая семья имела обычно двух Пенатов, изображения которых, изготовленные из дерева, глины или камня, хранились в закрытом шкафчике возле очага где собирались все члены семьи.
3 Лары (лат. lares) — по верованиям древних римлян — божества, покровительствующие дому, семье и общине в целом. Фамильные лары были связаны с домашним очагом, семейной трапезой, с деревьями и рощами, посвящавшимися им в усадьбе. К ним обращались за помощью в связи с родами, обрядом инициации, бракосочетанием, смертью
4 Маны (лат. Manes), в римской мифологии боги загробного мира, обожествленные души предков.
Информация о работе Специфика античности как типа культуры: общее описание