Содержание
Введение…………………………………………………………………2
1. Ислам………………………………………………………………….3
2. История……………………………………………………….............4
3. Точные и естественные науки……………………………….............7
4. География……………………………………………………………..9
5. Философия……………………………………………………..........10
6. Литература……………………………………………………..........12
7. Изобразительное искусство…………………………………………14
8. Архитектура………………………………………………………….16
9. Музыка………………………………………………………………..17
Заключение ………………………………………………………..........18
Используемая литература……………………………………………………………….19
Введение
Народам Арабского Востока принадлежит
важное место в истории культуры
человечества. Не случайно средневековые
географы называли Арабский Восток грудью
мира: здесь в течение многих столетий
билось сердце мировой цивилизации.
Арабская средневековая культура развивалась
в Аравии, Ираке, Сирии, Палестине, Египте
и Северной Африке, а также на
территории Южной Испании в период
существования там Кордовского
халифата и арабских княжеств. Средневековая
арабская культура в свое время была
крупным шагом вперед в прогрессивном
развитии человечества. Большая заслуга
народов Арабского Востока заключалась
и в том, что они сохранили (особенно
в области науки) и передали последующим
поколениям многие ценные достижения
античности.
В научной литературе термин "Арабская
культура" употребляется как для
обозначения культуры собственно арабских
народов, так и в применении к
средневековой арабоязычной культуре
ряда других народов, входивших в
состав Халифата. В последнем значении
понятие "Арабская культура" иногда
отождествляют с понятием "мусульманская
культура" (т. е. культура мусульманских
народов) и его употребление является
условным.
Ислам
Определенное влияние на развитие
средневекового искусства арабов, как
и других народов, исповедовавших ислам,
оказала религия. Распространение
ислама знаменовало отказ от старых,
дофеодальных религий, утверждение
монотеизма -- веры в единого бога.
Мусульманское представление о
мире как о созданном богом
едином целом имело важное значение
для формирования характерной в
средневековую эпоху эстетической
идеи о некоей, хотя и отвлеченной
гармонии вселенной. Вместе с тем
ислам, как и все средневековые
религии, идеологически оправдывал
и закреплял феодальную эксплуатацию.
Догмы Корана затемняли сознание
человека, препятствовали его развитию.
Однако взгляды на мир людей средневекового
Востока, в том числе их художественные
взгляды, нельзя сводить к религиозным
представлениям. В мировоззрении
человека средневековья противоречиво
сочетались идеалистические и материалистические
тенденции, схоластика и стремление
к познанию реальной действительности.
Один из величайших ученых и философов
средневекового Востока, Абу Али
ибн Сина (Авиценна), признавал божественное
происхождение вселенной и вместе
с тем утверждал, что научно-философское
знание существует независимо от религиозной
веры. Ибн Сина, Ибн Рушд (Аверроэс),
Фирдоуси, Навои и многие другие
выдающиеся мыслители средневекового
Востока, в чьих трудах и поэтических
произведениях особенно ярко проявились
прогрессивные черты эпохи, утверждали
силу человеческой воли и разума, ценность
и богатство реального мира, хотя,
как правило, не выступали открыто
с атеистических позиций. Когда
речь идет о влиянии ислама на изобразительное
искусство, обычно указывают на запрещение
изображать живые существа под страхом
религиозной кары. Несомненно, что
с самого возникновения учение ислама
содержало иконоборческую тенденцию,
связанную с преодолением многобожия.
В Коране кумиры (скорее всего, скульптурные
изображения древних племенных
богов) названы "наваждением сатаны".
Религиозная традиция решительно отвергала
возможность изображения божества.
В мечетях и других культовых
зданиях не разрешалось помещать
также изображения людей. Коран
и другие богословские книги украшались
только орнаментом. Однако первоначально
в исламе не было запрещения изображать
живые существа, сформулированного
в качестве религиозного закона. Только
позднее, вероятно в IX--Х веках, иконоборческая
тенденция ислама была использована
для запрещения определенной категории
изображений под страхом наказания
в загробном мире. История показала,
что эти ограничения, наложившие
отпечаток на развитие отдельных
видов искусства, имели значение
не во всех мусульманских странах
и строго выполнялись лишь в периоды
особенного усиления идеологической реакции.
Однако объяснение основных особенностей
средневекового искусства арабских
народов надо искать не в религии,
которая влияла, но не определяла его
развитие.
История
На территории Аравийского полуострова
Арабской культуре предшествовала культура
доисламских арабов - кочевого и
земледельческого населения, находившегося
в стадии перехода к ранней форме
классового общества. В 4-6 вв. она испытывала
влияние древнейеменской, сиро-эллинистической,
иудейской, иранской культур. Характерным
элементом доисламской культуры
этого периода (т. н. джахилийя) была
развитая устная народная словесность.
Формирование собственно Арабской культуры
относится к периоду возникновения
ислама (7 в.) и создания Халифата, который
в результате арабских завоеваний превратился
в огромное государство. Основанная
арабами государственно-политическая
общность, дополненная религиозной,
а в большинстве районов и
языковой общностью, создала условия
для возникновения общих форм
культурной жизни народов Халифата.
На ранних этапах формирование Арабской
культуры представляло собой главным
образом процесс освоения, переоценки
и творческого развития в новых
идеологических и социально-политических
условиях (ислам и Халифат) наследия
культур покорённых народов (древнегреческой,
эллинистическо-римской, арамейской, иранской
и др.). Сами арабы дали Арабской культуре
такие компоненты, как религия
ислама, арабский язык и традиции бедуинской
поэзии. Значительный вклад в Арабскую
культуру внесли народы, которые, приняв
ислам, сохранили национальную, а
затем возродили и государственную
самостоятельность (народы Средней
Азии, Ирана, Закавказья). Важную роль сыграла
также часть населения Халифата,
не принявшая ислам (сирийцы-христиане,
иудеи, персы-зороастрийцы, представители
гностических сект Передней Азии); с
их деятельностью (особенно сирийцев-несториан
и сабиев г. Харрана) связано, в частности,
распространение философско-этических
идей и научного наследия античности
и эллинизма. В 8-9 вв. на арабский язык
были переведены многие научные и
литературные памятники древности,
в том числе греческие, сирийские,
среднеперсидские и индийские. В
переводах и обработках они вошли
в состав арабской письменности и
способствовали установлению преемственной
связи с культурой эллинистического
мира, а через неё - с античной
и древневосточной цивилизацией.
С конца 7 в. до середины 8 в. наряду с
Дамаском, столицей Омейядов, главными
центрами, определявшими формирование
Арабской культуры, были Мекка и
Медина в Аравии, Куфа и Басра
в Ираке. Религиозные и философские
идеи, первые достижения науки, каноны
арабской поэзии, образцы архитектуры
и т.п. получали распространение
и дальнейшее развитие в провинциях
Омейядского халифата, на обширной
территории от Пиренеев до реки Инд. С
образованием халифата Аббасидов (750) центр
Арабской культуры на востоке Халифата
переместился из Сирии в Ирак, в
основанный в 762 Багдад, который почти
три столетия был средоточием
лучших культурных сил мусульманского
Востока. В 9-10 вв. Арабская культура достигла
наивысшего расцвета. Её достижения обогатили
культуру многих народов, в частности
народов средневековой Европы, и составили
выдающийся вклад в мировую культуру.
Это относится прежде всего к развитию
философии, медицины, математики, астрономии,
географических знаний, филологических
и исторических дисциплин, химии, минералогии.
Замечательными памятниками отмечено
развитие материальной культуры и искусства
(архитектура, художественной ремесло).
Разделение отраслей знания в Арабской
культуре условно, т.к. для неё, как и для
других культур средневековья, типичны
отсутствие чёткой дифференциации наук
и энциклопедический характер образованности
большинства деятелей Арабской культуры.
Философ и математик часто был и крупным
историком, медиком, географом, поэтом
и филологом. Важным фактором расцвета
Арабской культуры было то, что развитие
науки и литературы составляло достояние
всех народов Халифата (как арабов, так
и неарабов). Обогащению Арабской культуры
способствовали широкие возможности для
общения и взаимообмена культурными достижениями
между народами мусульманского Востока,
а также оживлённые связи с многими странами
Востока и Европы. Распад Аббасидского
халифата (середина 10 в.) в связи с образованием
на его территории самостоятельных государств
привёл к сужению сферы распространения
Арабской культуры и постепенному уменьшению
её роли в общем развитии мировой культуры.
В мусульманской Испании, отделившейся
от халифата Аббасидов ещё в 8 в., начала
самостоятельное развитие так называемая
арабо-испанская культура. В восточных
провинциях Халифата в конце 9 в. формируются
очаги Иранского культурного и национального
возрождения. Персидский язык вытесняет
арабский язык сначала из литературы и
поэзии, а затем и из некоторых гуманитарных
наук (история, география и др.). Арабский
язык сохранял здесь значение как язык
Корана, религиозно-канонических (право,
теология) и ряда естественнонаучных дисциплин
(медицина, математика, астрономия, химия),
а также философии. Центры Арабской культуры
перемещаются в Сирию, Египет, Испанию.
В Сев. Африке при Фатимидах (10-12 вв.) и Айюбидах
(12-13 вв.) продолжалось развитие лучших
традиций Арабской культуры в области
науки, литературы, искусства и материальной
культуры, хотя и с меньшим влиянием на
общий прогресс культуры народов мусульманского
Востока, чем в 8 - 1-й половине 10 вв. К концу
10 в. Багдад уступил первенствующую роль
Каиру. Значение Арабской культуры 8-10
вв. в истории мировой культуры определялось
открытием её создателями новых средств
научного, религиозно-философского и художественного
познания мира и человека. Главные усилия
деятелей Арабской культуры последующих
периодов направлялись в основном на систематизацию
и детализацию этого наследия. Хотя научные
и эстетические традиции Арабской культуры
не прерывались, но со 2-й половины 13 в.
в творчестве деятелей Арабской культуры
возобладало эпигонское направление,
компилятивное в науке и подражательное
в литературе. Отдельные исключения не
могли повлиять на общее состояние духовного
застоя и на всё более заметное отставание
развития Арабской культуры от темпов
культурного прогресса в др. странах мусульманского
Востока (Иран, Средняя Азия в 14-15 вв., Османская
Турция в 16 в.) и в Европе. Блестящий расцвет
пережила арабо-испанская цивилизация
в 10-15 вв. Центрами её были Кордова, Севилья,
Малага и Гранада. Наибольшие успехи были
достигнуты в астрономии, математике,
химии и медицине. Продолжалось здесь
и развитие прогрессивной линии арабской
философии [аль-Фараби, около 870 - около
950; Ибн Сина (Авиценна), 980-1037], представленное
трудами Ибн Рушда (Аверроэса, 1126-1198). В
поэзии и литературе были созданы произведения,
вошедшие в число лучших художественных
памятников Арабской культуры Всемирную
известность приобрели памятники испано-мавританского
зодчества и прикладного искусства. Крупным
достижением Арабской культуры позднего
средневековья явилось создание историком
и социологом Ибн Хальдуном (1332-1406) историко-философской
теории общественного развития.
В 16 в. арабские страны превратились в
провинции Османской империи. Арабская
культура пришла в упадок, хотя и
в этот период старые культурные центры
Сирии, Ирака и Египта по традиции
сохраняли притягательную силу для
мусульманских учёных. Качественно
новый период развития Арабской культуры
начинается с 1-й половины 19 в. В обстановке
экономического и политического
возрождения арабских стран в
новое время, в условиях начала развития
национально-освободительного движения
и, наконец, складывания независимых
арабских государств происходит формирование
современной Арабской культуры, преимущественно
в рамках каждой из арабской стран.
Точные и естественные
науки
Центром развития естественных наук
в Халифате первоначально была территория
Сирии и частично Юго-Запад Ирана.
Здесь было положено начало переводам
на арабский язык и комментированию
сочинений античных авторов. Переводы
с греческого и сирийского, ознакомившие
учёных стран ислама со значительной
частью античной научной литературы,
во многих случаях были единственными
источниками, по которым Западная Европа
могла познакомиться с античной
наукой. Например, только в арабском
переводе дошли до нас "Механика"
Герона и многие трактаты Архимеда.
Через носителей Арабской культуры
в европейский обиход вошли многие
технические новшества (компас, косой
парус и др.), часть из них была
воспринята из Китая и Индии. 9-11 вв.
- период бурного развития науки
в Халифате. Багдад превращается в
крупный научный центр со школами
и библиотеками. Наряду с созданием
огромной переводной литературы и комментариев
к ней здесь уже начинает складываться
научное направление, тесно связанное
с решением прикладных проблем и
практических задач строительства,
землемерия, торговли. Интенсивно развиваются
астрономия и математика, минералогия,
описательная география. В связи
с распадом Халифата на отдельные
государства (10 в.) наряду с Багдадом
возникают новые научные центры:
Дамаск и Халеб (Алеппо) в Сирии, Каир
в Египте, Марага в Азербайджане,
Самарканд в Ср. Азии, Газни в
Афганистане, а также центры испано-арабской
культуры - Кордова, а затем Севилья
и Гранада. В разное время крупными
научными центрами были Бухара, Исфахан,
где с конца 11 в. в обсерватории
трудился персидский и таджикский поэт
и учёный Омар Хайям (около 1048 - после
1122), писавший свои научные трактаты
на арабском языке. В Каире с начала
11 в. функционировал "Дом знания",
в котором работали астроном Ибн
Юнус (950--1009) и математик и физик
Ибн аль-Хайсам (около 965-1039); в 1004 здесь
была построена обсерватория. На формирование
математики в странах ислама, помимо
греческого наследия, большое влияние
оказала и индийская научная
традиция. Получила распространение
десятичная позиционная система
счисления с применением нуля,
ведущая своё происхождение от индийской
математики. Первое сочинение на арабском
языке, посвященное арифметике, - трактат
крупнейшего представителя багдадской
школы аль-Хорезми (9 в.). В 15 в. самаркандский
учёный аль-Каши ввёл в употребление
десятичные дроби и описал правила
действий над ним. В сочинениях Абу-ль-Вефы
(940-998), среднеазиатского учёного аль-Бируни
(973-1048, по другим данным - после 1050), Омара
Хайяма, Насирэддина Туей (1201-80, по другим
данным - 1274 или 1277), Каши были разработаны
и систематизированы методы извлечения
корней с натуральными показателями.
Чрезвычайно велика роль Хорезми
и Омара Хайяма в создании алгебры
как самостоятельной математической
дисциплины. Алгебраический трактат
Хорезми содержит классификацию
квадратных уравнений и приёмы их
решений; трактат Омара Хайяма - теорию
и классификацию кубических уравнений.
Существенно усовершенствовали вычислительные
приёмы Вируни, Каши и др. Большой интерес
представляют геометрический трактат
братьев "сыновей Мусы" ("бану Муса")
9 в., сочинения Абу-ль-Вефы по практической
геометрии, трактаты Ибн Курры (около 836-901),
трактат Ибн аль-Хайсама о квадратурах
конических сечений и кубатурах тел, полученных
от их вращения, исследования ан-Найризи
(9-10 вв.), Ибн Курры, Ибн аль-Хайсама, Омара
Хайяма, Туей и др. по теории параллельных
линий. Математики стран ислама превратили
плоскую и сферическую тригонометрию
из вспомогательного раздела астрономии
в самостоятельную математическую дисциплину.
Вначале были выполнены перевод и комментирование
трудов Птолемея и индийских астрономических
сочинений - сиддхант. Центром переводческой
деятельности был "Дом мудрости"
и обсерватория при нём в Багдаде. Переводы
индийских астрономических трактатов
были сделаны аль-Фазари - отцом (умер около
777) и сыном (умер около 796), и Якубом ибн
Тариком (умер около 96). Отправляясь от
греческих методов моделирования движения
небесных тел и индийских расчётных правил,
арабские астрономы разработали способы
определения координат светил на небесной
сфере, а также правила перехода от одной
из трёх употребляемых систем координат
к другой. Даже в трактатах по астрологии
содержались элементы важных естественно-научных
знаний. Широкое распространение получили
зиджи - собрания таблиц и расчётных правил
сферической астрономии. До нас дошло
около 100 зиджей 13-15 вв. Около 20 из них составлены
на основании собственных наблюдений
авторов в обсерваториях многих городов:
Бируни в Газни, Баттани в Ракке, Ибн Юнуса
в Каире, Насирэддина Туей в Мараге, Каши
в Самарканде и др. Значительной точности
добились арабские астрономы в измерении
наклона эклиптики. При халифе Мамуне
(9 в.) было проведено измерение градуса
меридиана для определения размеров земного
шара. Продолжалась дальнейшая разработка
наследия античной механики [трактат Ибн
Курры о рычажных весах - корастуне; трактаты
Бируни, Омара Хайяма, аль-Хазини (12 в.)
об определении удельных весов металлов
и минералов]. Цикл работ по общим вопросам
механики ведёт начало от перевода и комментирования
трудов Аристотеля. Среди комментаторов
естественнонаучных сочинений Аристотеля
были Бируни и Ибн Сина. "Оптика" Ибн
аль-Хайсама была широко известна в Западной
Европе. Большие успехи были достигнуты
в медицине. "Канон врачебной науки"
Ибн Сины долго был основным руководством
в медицинской практике как на средневековом
Востоке, так и в Западной Европе. Среди
сочинений Бируни имеется трактат по фармакологии.
Известен свод медицинских знаний ар-Рази
(864-925). Разрабатывались вопросы хирургии,
офтальмологии, терапии, психиатрии. Некоторое
развитие получили химия и ботаника.
География
По обилию географических сведений,
разнообразию жанров и количеству произведений
арабской географии литература не имеет
аналогии в средневековой географии.
Арабские географы и путешественники
оставили описание всего мусульманского
Востока, а также ряда стран, в
том числе Европы, Сев. и Центр.
Африки, побережья Вост. Африки и
Азии вплоть до Кореи, островов Малайского
архипелага. Их труды являются важнейшим,
а иногда единственным свидетельством
о многих народах средневековья.
Характерным для арабской географической
науки является то, что в своих
теоретических построениях она
исходила, вопреки накопленным ею
реальным сведениям о географии
Земли, из птолемеевской картины
мира и его географической теории.
Картографический материал обычно воспроизводил
карты Птолемея или схематические
карты, восходившие к древнеиранским
прототипам. Географические представления
доисламских арабов отражены в древней
поэзии и Коране. Появление на рубеже
8-9 вв. переводов и обработок астрономо-географических
трудов античных авторов, особенно Птолемея,
положило начало арабской научной географии,
применявшей расчётные правила
и таблицы сферической астрономии.
Высшим достижением этой отрасли
арабской географии наряду с трудами
Баттани и Хорезми являются астрономо-географические
и геодезические сочинения Бируни.
В 9 в. появились и первые образцы
описательной географии сочинения
Ибн Хордадбеха , Кудамы ибн Джафара
(1-я половина 10 в.), а также рассказы о путешествиях,
содержащие фантастические и реальные
сведения о странах и народах за предлами
Халифата (сборник Абу Зайда ас-Сирафи,
начало 10 в. и др.). Жанр описания путешествий
развивался и в последующем (записки Ибн
Фадлана, 10 в., Абу Дулафа, 10 в.; дневники
путешествий Абу Хамида аль-Гарнати и
Ибн Баттуты, описание путешествия в Россию
патриарха Макария Антиохийского и др.).
Расцвет арабской географической литературы
падает на 10 в. Особенно значительными
были труды представителей классической
школы арабской географии, посвященные
описанию торговых путей и областей мусульманского
мира и содержащие богатейший географический
и историко-культурный материал. В 11-14
вв. возникли жанры географических словарей
и общих описаний Вселенной - космографии,
суммировавшие накопленный ранее географический
материал (словари Якута, 1179-1229, аль-Бакри,
умер 1094, космографии аль-Казвини, умер
1283). В Европе наибольшую известность получил
алъ-Идриси. Его сочинения с 70 картами
считалось лучшим географическим трактатом
в средние века. Последующее развитие
географии шло преимущественно по линии
создания обширных компиляций, особенно
космографий и историко-топографических
описаний отдельных городов и стран (например,
сочинения аль-Макризи). Крупным вкладом
в арабскую географическую науку явились
труды лоцмана Васко да Гамы - Ибн Маджида
(15 в.) и аль-Мехри (16 в.), обобщившие теорию
и многовековую практику арабского мореплавания.
Философия
Основным содержанием истории
средневековой арабской философии
явилась борьба восточных перипатетиков,
исходивших из эллинистического наследия,
и сторонников религиозно-идеалистических
учений. Предыстория возникновения на
арабском Востоке собственно философской
мысли относится ко 2-й половине 8 в. и связана
с мутазилитами, ранними представителями
рационального богословия (калама), которые,
начав с обсуждения вопросов о божественных
атрибутах и свободе воли, кончили разработкой
концепций, не только выходивших за рамки
религиозной проблематики, но и подрывавших
веру в некоторые основные догматы ислама.
Так, последовательно проводя идею монотеизма,
мутазилиты отвергали наличие у бога положительных
атрибутов, дополняющих его сущность;
отрицая же в нём, в частности, атрибут
речи, они отвергали представление об
извечности Корана и на этом основании
делали вывод о допустимости его аллегорического
толкования. Мутазилиты развивали концепцию
разума как единственного мерила истины
и положение о неспособности творца изменять
естественный порядок вещей. В среде мутазилитов
была распространена идея атомарного
строения мира. Т. о., они, с одной стороны,
положили начало рациональной геологии,
с другой - расчистили почву для зарождения
чисто философского свободомыслия перипатетиков.
В качестве реакции на идеи мутазилитов
развивалась доктрина ашаритов (последователей
аль-Ашари, 873 или 874 - 935/936), направивших
рациональную теологию в русло философской
защиты догматов о божественном провидении
и чуде (именно с этой доктриной часто
связывают термин "калам" и главным
образом её представителей называют мутакаллимами).
Согласно учению ашаритов, природа оказывалась
нагромождением ничем не связанных между
собой и еже мгновенно воссоздаваемых
богом атомов и их качеств; в мире, утверждали
они, нет причинно-следственных отношений,
ибо всевышний способен в любой момент
придать любому предмету любую форму и
любое движение. В противовес как умозрениям
теологов, так и учениям перипатетиков
развивался суфизм. Используя вместе с
элементами мусульманского мировоззрения
идеи гностицизма и неоплатонизма, суфии
разработали учение о путях, ведущих человека
через отречение от мирских страстей и
богомыслие к созерцанию бога в мистической
интуиции и конечному с ним слиянию. Вместе
с тем на некоторых этапах своего развития
суфийские идеи подвергались толкованиям
в духе натуралистического пантеизма.
Мистика суфиев, на первых порах подвергавшаяся
преследованиям со стороны ортодоксального
духовенства, была узаконена аль-Газали
(1059-1111) - крупнейшим представителем религиозно-идеалистической
философии. В своей критике "еретических"
и "противоверных" взглядов перипатетиков
Газали отстаивал наряду с мистическим
суфизмом положения ашаритов, отказываясь,
однако, принять их атомистическую теорию.
Одним из влиятельных представителей
суфизма можно считать также Ибн аль-Араби
(1165- 1240). В основе восточного перипатетизма
лежала философия Аристотеля, перешедшая
к арабам при посредстве сирийских переводчиков,
отчасти в интерпретации афинской и александрийской
школ, а также другие античные учения,
в частности политическая теория Платона.
Толкования Аристотеля восточными перипатетиками
открывали возможность для атеистических
и даже материалистических концепций.
Так, положение о двойственной истине,
в скрытом виде содержавшееся уже в учении
мутазилитов, предполагало аллегорические
толкования догматов ислама. Основоположником
восточного перипатетизма был аль-Кинди
(около 800 - 879), который первым в арабской
философии изложил содержание основных
трудов Аристотеля. Он же впервые представил
(на основе восходящей к Александру Афродизийскому
классификации интеллектов) рациональное
познание как приобщение разума индивида
к универсальному, божеств, разуму. Деизм
Кинди, его представление о боге как о
безликой "отдалённой причине", развивался
в рамках неоплатонической теории эманации
аль-Фараби. Онтологические и гносеологические
идеи Фараби углубил и детализировал крупнейший
мыслитель средневековья Ибн Сина, утверждавший
вечность материи и независимость частных
явлений жизни от божественного провидения.
В 12 в. центр философской мысли перемещается
на Запад мусульманского мира - в Испанию.
Здесь в Андалусии разрабатывают сходные
гуманистические темы Ибн Баджа, размышляющий
о способности человека посредством чисто
интеллектуального совершенствования,
без мистического озарения, достичь полного
счастья и слиться с деятельным разумом,
и Ибн Туфайль, в философской робинзонаде
описывающий историю освоения и познания
природы человечеством, излагающий одновременно
в аллегорической форме концепцию двойственной
истины. Однако своей вершины андалусская,
а вместе с ней и вся средневековая арабская
философия достигает в творчестве Ибн
Рушда, отстаивавшего от нападок ашаритов
и Газали идеи перипатетизма и создавшего
самостоятельное философское учение.
Отвергая учение Ибн Сины о внедрении
форм в материю извне, Ибн Рушд выступил
с тезисом об имманентности форм самой
материи. Он отрицал также бессмертие
индивидуальных душ, считая вечным лишь
человеческий интеллект, приобщающийся
к деятельному божественному разуму, который
воплощает предельную цель человеческого
знания. Большую роль в истории средневековой
философии сыграла разработка Ибн Рушдом
концепции двойственной истины. Другим
крупным мыслителем арабского Запада
был Ибн Хальдун, по праву считающийся
одним из основоположников философии
истории. Арабская философия обрела вторую
жизнь в Европе - в деятельности аверроистов
(последователей Ибн Рушда) и других борцов
против официальной идеологии католицизма.