Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 14:12, реферат
Работа на основе данных по арабской средневековой культуре, охватывающая ислам, историю арабской культуры и великие географические и научные достижения
Введение…………………………………………………………………2
1. Ислам………………………………………………………………….3
2. История……………………………………………………….............4
3. Точные и естественные науки……………………………….............7
4. География……………………………………………………………..9
5. Философия……………………………………………………..........10
6. Литература……………………………………………………..........12
7. Изобразительное искусство…………………………………………14
8. Архитектура………………………………………………………….16
9. Музыка………………………………………………………………..17
Заключение ………………………………………………………..........18
Используемая литература……………………………………………………………….19
Литература
В первые века ислама искусство рифмовать становится в больших городах придворным ремеслом. Поэты выступали и как литературоведы. В VIII--X вв. были записаны многие произведения доисламской арабской устной поэзии. Так, в IX в. были составлены два сборника "Хамаса" ("Песни доблести"), в которые вошли стихотворения более 500 старо-арабских поэтов. В X в. писателем, ученым, музыкантом Абу-ль-Фарадж Аль-Исфахани была составлена многотомная антология "Китаб ал-Агани" ("Книга песен"), включающая произведения и биографии поэтов, а также сведения о композиторах, исполнителях. Отношение арабов к поэтам, при всем их восхищении поэзией, не было однозначным. Они верили, что вдохновение, помогающее писать стихи, дается им от бесов, шайтанов: те подслушивают разговоры ангелов, а затем рассказывают о них жрецам и поэтам. Кроме того, арабов почти совсем не интересовала конкретная личность поэта. Они считали, что о поэте следует знать немногое: велико ли было его дарование и сильна ли его способность к ясновидению. Поэтому не обо всех великих поэтах Арабского Востока сохранились полные и достоверные сведения. Выдающимся поэтом был Абу Нувас (между 747--762 -- между 813--815), виртуозно владеющий формой стиха. Для него были характерны ирония и ветреность. он воспевал любовь, веселые пиры и подсмеивался над модным тогда увлечением старыми стихами бедуинов. Абу ль-Атахия искал опору в аскетизме и вере. Его перу принадлежат нравственные стихи о суетности всего земного и несправедливости жизни. Отрешенность от мира давалась ему нелегко, об этом свидетельствует его прозвище - "не знающий чувства меры". Жизнь Аль-Мутанабби прошла в бесконечных скитаниях. Он был честолюбив и горд, и то восхвалял в своих стихах владык Сирии, Египта, Ирана, то ссорился с ними. Многие его стихи стали афоризмами, превратились в песни и пословицы. Творчество Абу-ль-Ала аль Маари (973--1057/58) из Сирии считают вершиной арабской средневековой поэзии, и великолепным итогом синтеза сложной и пестрой культуры арабо-мусульманской истории. Известно, что в четырехлетнем возрасте он перенес оспу и ослеп, однако это не помешало ему изучить Коран, богословие, мусульманские право, старо-арабские предания и современную поэзию. Он знал также греческую философию, математику, астрономию, в юности много путешествовал, и в его стихах чувствуется колоссальная эрудиция. Он был искателем истины и справедливости, и в его лирике есть несколько отчетливо доминирующих тем: тайна жизни и смерти, порочность человека и общества, присутствие в мире зла и страдания, что было, по его мнению, неизбежным законом бытия (книга лирики "Обязательность необязательного", "Послание о прощении", "Послание об ангелах"). В X--XV вв. постепенно сложился знаменитый сейчас на весь мир сборник арабских народных сказок "Тысяча и одна ночь". В основе их лежали переработанные сюжеты персидских, индийских, греческих сказаний, действие которых было перенесено в арабскую придворную и городскую среду, а также собственно арабские сказки. Это сказки про Али бабу, Аладдина, Синбада-морехода и др. Героями сказок были также принцессы, султаны, купцы, горожане. Излюбленным персонажем средневековой арабской литературы был - дерзкий и осторожный, лукавый и простодушный, хранитель чистой арабской речи. Непреходящую мировую славу принесли Омару Хайяму (1048--1122), персидскому поэту, ученому, его стихи - философские, гедонические и вольнодумные рубаи. В средневековой арабской культуре поэзия и проза были тесно переплетены: стихи самым естественным образом включались и в любовные повествования, и в медицинские трактаты, и в героические истории, и в философские и исторические произведения, и даже в официальные послания средневековых правителей. И вся арабская литература была объединена мусульманской верой и Кораном: цитаты и обороты оттуда встречались повсеместно. Востоковеды считают, что расцвет арабской поэзии, литературы, да и культуры в целом приходится на VIII--IX вв.: в этот период быстро развивающийся арабский мир стоял во главе мировой цивилизации. С XII в. уровень культурной жизни снижается. Начинаются гонения на христиан и иудеев, что выражалось в их физическом истреблении, притесняется светская культура, усиливается давление на естественные науки. Обычной практикой стало публичное сожжение книг. Основные научные достижения арабских деятелей науки и культуры относятся, таким образом, ко времени Раннего Средневековья.
Изобразительное искусство
Специфика средневекового искусства
стран Арабского, как и всего
Ближнего и Среднего Востока очень
сложна. Оно отражало живое содержание
действительности, но, как и вся
культура средневековья, глубоко проникнутая
религиозно-мистическим
Архитектура
Общие для многих народов Ближнего
и Среднего Востока особенности
архитектуры были связаны с природно-
Типы архитектурных сооружений
отличались разнообразностью. Самыми
знаковыми памятниками
Музыка
Расцвет классической арабской музыки
берет свое начало с конца У11 в.
В эпоху Средневековья богатая
светская вокально-инструментальная арабская
музыка оказала сильнейшее воздействие
на музыкальное искусство Испании
и Португалии, на формирование некоторых
видов европейских музыкальных
инструментов. К этому времени
высокого уровня развития достигает
и арабская музыкальная наука. Традиционно
классическая арабская музыка носит
преимущественно вокальный
Заключение.
Вся средневековая арабская культура,
быт и образ жизни людей
развивались под воздействием ислама,
возникшего на Аравийском полуострове.
На основе создания общего культурного
пространства ислам и художественные
традиции завоеванных народов обогатили
друг друга. Наибольший расцвет арабской
средневековой культуры приходится на
VII – IX вв. Бурно развиваются различные
жанры поэзии, такие как: касыда, рубаи,
газель, кыта, дастан. Многие произведения
других народов, в частности, античных
авторов, переведены на арабский язык.
Влияние ислама негативно отразилось
на развитии арабской культуры живописи
и скульптуры. Отвращение от идолов исключило
возможность создания какой бы то ни было
животной формы; арабы раз и навсегда отреклись
от видимого изображения Бога. Как народ
богато одаренный, оказавшись лишенным
огромной отрасли художества – скульптуры
и живописи, весь разгул своей фантазии
он реализовал в архитектуре и орнаменте.
Весомый вклад внесли арабы в развитие
наук: медицины, философии, математики,
астрономии. После того как научные арабские
трактаты были переведены на латынь, многие
идеи мусульманских ученых стали достоянием
европейской, а затем и мировой науки.
Ислам – самая молодая из трех мировых
религий, значение которой неуклонно растет.
Используемая литература
1.
П.П. Гнедич: «История искусств
с древнейших времен»; Москва, ООО Издательский
дом «Летопись-М», 2000г., стр. 225-252.
2. А.Н. Маркова: Учебник по культурологии,
«История мировой культуры»; Москва, Издательство
«Культура и спорт», 2000г., стр. 249-261.
3. Золотько А.К., и др.: «2000 великих людей.
Малая энциклопедия персоналий»; Харьков,
ООО «Торсинг», 2001г., стр. 357, 422, 428.
4. Омар Хайям: «Как чуден милой лик», Москва,
Издательство «Эксмо-пресс», 2000г., стр.
4-25.
5. Энциклопедия для детей, Математика,
11 том; Москва, издательство «Аванта+»,
2000г., стр. 62-66.