Средневековая арабская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 14:12, реферат

Описание

Работа на основе данных по арабской средневековой культуре, охватывающая ислам, историю арабской культуры и великие географические и научные достижения

Содержание

Введение…………………………………………………………………2
1. Ислам………………………………………………………………….3
2. История……………………………………………………….............4
3. Точные и естественные науки……………………………….............7
4. География……………………………………………………………..9
5. Философия……………………………………………………..........10
6. Литература……………………………………………………..........12
7. Изобразительное искусство…………………………………………14
8. Архитектура………………………………………………………….16
9. Музыка………………………………………………………………..17
Заключение ………………………………………………………..........18
Используемая литература……………………………………………………………….19

Работа состоит из  1 файл

Сред-вая арабская культура.docx

— 47.43 Кб (Скачать документ)

 

 

Литература

В первые века ислама искусство рифмовать  становится в больших городах  придворным ремеслом. Поэты выступали  и как литературоведы. В VIII--X вв. были записаны многие произведения доисламской  арабской устной поэзии. Так, в IX в. были составлены два сборника "Хамаса" ("Песни доблести"), в которые  вошли стихотворения более 500 старо-арабских поэтов. В X в. писателем, ученым, музыкантом Абу-ль-Фарадж Аль-Исфахани была составлена многотомная антология "Китаб ал-Агани" ("Книга песен"), включающая произведения и биографии поэтов, а также сведения о композиторах, исполнителях. Отношение арабов к поэтам, при всем их восхищении поэзией, не было однозначным. Они верили, что вдохновение, помогающее писать стихи, дается им от бесов, шайтанов: те подслушивают разговоры ангелов, а затем рассказывают о них жрецам и поэтам. Кроме того, арабов почти совсем не интересовала конкретная личность поэта. Они считали, что о поэте следует знать немногое: велико ли было его дарование и сильна ли его способность к ясновидению. Поэтому не обо всех великих поэтах Арабского Востока сохранились полные и достоверные сведения. Выдающимся поэтом был Абу Нувас (между 747--762 -- между 813--815), виртуозно владеющий формой стиха. Для него были характерны ирония и ветреность. он воспевал любовь, веселые пиры и подсмеивался над модным тогда увлечением старыми стихами бедуинов. Абу ль-Атахия искал опору в аскетизме и вере. Его перу принадлежат нравственные стихи о суетности всего земного и несправедливости жизни. Отрешенность от мира давалась ему нелегко, об этом свидетельствует его прозвище - "не знающий чувства меры". Жизнь Аль-Мутанабби прошла в бесконечных скитаниях. Он был честолюбив и горд, и то восхвалял в своих стихах владык Сирии, Египта, Ирана, то ссорился с ними. Многие его стихи стали афоризмами, превратились в песни и пословицы. Творчество Абу-ль-Ала аль Маари (973--1057/58) из Сирии считают вершиной арабской средневековой поэзии, и великолепным итогом синтеза сложной и пестрой культуры арабо-мусульманской истории. Известно, что в четырехлетнем возрасте он перенес оспу и ослеп, однако это не помешало ему изучить Коран, богословие, мусульманские право, старо-арабские предания и современную поэзию. Он знал также греческую философию, математику, астрономию, в юности много путешествовал, и в его стихах чувствуется колоссальная эрудиция. Он был искателем истины и справедливости, и в его лирике есть несколько отчетливо доминирующих тем: тайна жизни и смерти, порочность человека и общества, присутствие в мире зла и страдания, что было, по его мнению, неизбежным законом бытия (книга лирики "Обязательность необязательного", "Послание о прощении", "Послание об ангелах"). В X--XV вв. постепенно сложился знаменитый сейчас на весь мир сборник арабских народных сказок "Тысяча и одна ночь". В основе их лежали переработанные сюжеты персидских, индийских, греческих сказаний, действие которых было перенесено в арабскую придворную и городскую среду, а также собственно арабские сказки. Это сказки про Али бабу, Аладдина, Синбада-морехода и др. Героями сказок были также принцессы, султаны, купцы, горожане. Излюбленным персонажем средневековой арабской литературы был - дерзкий и осторожный, лукавый и простодушный, хранитель чистой арабской речи. Непреходящую мировую славу принесли Омару Хайяму (1048--1122), персидскому поэту, ученому, его стихи - философские, гедонические и вольнодумные рубаи. В средневековой арабской культуре поэзия и проза были тесно переплетены: стихи самым естественным образом включались и в любовные повествования, и в медицинские трактаты, и в героические истории, и в философские и исторические произведения, и даже в официальные послания средневековых правителей. И вся арабская литература была объединена мусульманской верой и Кораном: цитаты и обороты оттуда встречались повсеместно. Востоковеды считают, что расцвет арабской поэзии, литературы, да и культуры в целом приходится на VIII--IX вв.: в этот период быстро развивающийся арабский мир стоял во главе мировой цивилизации. С XII в. уровень культурной жизни снижается. Начинаются гонения на христиан и иудеев, что выражалось в их физическом истреблении, притесняется светская культура, усиливается давление на естественные науки. Обычной практикой стало публичное сожжение книг. Основные научные достижения арабских деятелей науки и культуры относятся, таким образом, ко времени Раннего Средневековья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изобразительное искусство

Специфика средневекового искусства  стран Арабского, как и всего  Ближнего и Среднего Востока очень  сложна. Оно отражало живое содержание действительности, но, как и вся  культура средневековья, глубоко проникнутая  религиозно-мистическим мировоззрением, делало это в условной, часто символической  форме, выработав для художественных произведений свой особый образный язык. Новаторство арабской средневековой  литературы и вместе с тем ее жизненную  основу характеризует обращение  к духовному миру человека, создание нравственных идеалов, имевших общечеловеческое значение. Большой образной силой  проникнуто и изобразительное искусство  Арабского Востока. Однако как литература пользовалась по преимуществу условной формой для воплощения своих образов, так и в изобразительном искусстве  жизненное содержание выражалось особым языком декоративного искусства. Условность "языка" средневекового изобразительного искусства у большинства народов  была связана с принципом декоративности, свойственным не только внешним формам, но и самой структуре, образному  строю художественного произведения. Богатство декоративной фантазии и  мастерское ее претворение в прикладном искусстве, миниатюре и архитектуре  составляют неотъемлемое и ценное качество замечательных произведений художников той эпохи. В искусстве Арабского  Востока декоративность приобретала  особенно яркие и своеобразные черты, став основой образного строя  живописи и породив богатейшее искусство  узора, обладающего сложным орнаментальным ритмом и часто повышенной колористической  звучностью. В тесных рамках средневекового мировоззрения художники Арабского  Востока нашли свой путь воплощения богатства окружавшей их жизни. Ритмом узора, его "ковровостью", тонкой пластичностью орнаментальных форм, неповторимой гармонией ярких и  чистых красок они выражали большое  эстетическое содержание. Образ человека не был исключен из поля внимания художников, хотя обращение к нему было ограничено, особенно в период усиления религиозных  запретов. Изображения людей заполняют  иллюстрации в рукописях и  часто встречаются в узорах на предметах прикладного искусства; известны также памятники монументальной живописи с многофигурными сценами  и скульптурные изобразительные  рельефы. Однако и в таких произведениях  человеческий образ подчинен общему декоративному решению. Даже наделяя  многими жизненными чертами фигуры людей, художники Арабского Востока  трактовали их плоскостно, условно. В  прикладном искусстве фигурки людей  чаще всего включены в орнамент, они теряют значение самостоятельного изображения, становясь неотъемлемой частью узора. Орнамент -"музыка для глаз" -- играет очень важную роль в средневековом искусстве народов Арабского Востока. Он в известной мере компенсирует изобразительную ограниченность некоторых видов искусства и является одним из важных средств выражения художественного содержания. Восходящая в своей основе к классическим античным мотивам арабеска, получившая распространение в странах средневекового Востока, явилась новым типом орнаментальной композиции, позволившей художнику заполнять сложным, плетеным, подобно кружеву, узором плоскости любого очертания. Первоначально в арабеске преобладали растительные мотивы. Позднее получил распространение гирих-линейно-геометрический орнамент, построенный на сложном сочетании многоугольников и многолучевых звезд. В разработке арабески, применявшейся для украшения, как больших архитектурных плоскостей, так и различных бытовых предметов, мастера Арабского Востока достигли изумительной виртуозности, создав бесчисленное множество композиций, в которых всегда сочетаются два начала: логически-строгое математическое построение узора и большая одухотворяющая сила художественной фантазии. К особенностям арабского средневекового искусства относится также широкое распространение эпиграфического орнамента -- текста надписей, органично включенных в декоративный узор. Отметим попутно, что религия всех искусств особенно поощряла каллиграфию: переписать текст из Корана считалось для мусульманина праведным делом. Одна из основных особенностей изобразительного искусства средневекового Арабского Востока, ( в отличие, например, от изобразительного искусства европейского Средневековья), состояла в том, что скульптура и живопись, как правило, носили чисто декоративный характер и являлись орнаментальным дополнением архитектуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Архитектура

Общие для многих народов Ближнего и Среднего Востока особенности  архитектуры были связаны с природно-климатическими условиями стран и возможностями  строительной техники. В архитектуре  жилищ издавна были выработаны приемы планировки домов с внутренними  дворами и с защищенными от зноя террасами. Строительная техника  породила особые конструкции из глины, кирпича и камня. Зодчие того времени  создали разнообразные формы  арок -- подковообразных и особенно стрельчатых, изобрели свои системы  сводчатых перекрытий. Исключительного  мастерства и художественной выразительности  достигли они в кладке больших  куполов, опирающихся на тромпы (конструктивную систему, возникшую еще в дофеодальный период). Средневековые архитекторы  Арабского Востока создали новые  типы монументальных культовых и  светских строений: вмещавшие тысячи молящихся мечети; минареты -- башни, с которых призывали верующих на молитву; медресе -- здания мусульманских  духовных училищ; караван-сараи и  крытые рынки, отвечавшие размаху торговой деятельности городов; дворцы правителей, укрепленные цитадели, крепостные стены  с воротами и башнями. Арабские зодчие, авторы многих шедевров средневекового искусства, большое внимание уделяли  декоративным возможностям архитектуры. Поэтому одной из характерных  черт синтеза искусств в монументальном зодчестве является важная роль декоративных форм и особое значение орнамента, который  то монохромным кружевом, то красочным  ковром покрывает стены и своды  зданий. Широкое применение в архитектуре  Арабского Востока получили сталактиты (мукарны) -- декоративное заполнение сводов, ниш и карнизов в виде призматических фигурок с нитеобразным вырезом, расположенных выступающими один над  другим рядами. Возникли сталактиты из конструктивного приема -- особой кладки кирпича для создания в углах  помещений перехода от квадрата стен к кругу купола.

Типы архитектурных сооружений отличались разнообразностью. Самыми знаковыми памятниками зодчества  являлись: мечети, минареты, дворцы, медресе, каравансараи, мавзолеи (тюрбе) - гробницы, увенчанные куполом. К У11 веку сложился специфический тип колонной арабской мечети (мусульманский храм). Внешний  вид мечети напоминает крепость, окруженную глухими стенами, в которых пробиты  входы без обозначения главного входа. В отличие от христианского  храма, в колонном зале мечети нет  центральной оси, которая бы направляла движение молящихся к святилищу. Наоборот, войдя в зал мечети, нужно остановиться, чтобы охватить взглядом уходящие во все стороны  ряды опор, расположенные поперек  движения к михрабу (богато украшенная ниша в стене, обозначающая направление  к Мекке). С древности рядом  с мечетью воздвигался минарет (высокая башня, с которой муэдзин - специальный служащий при мечети - созывает мусульман на молитву). Минарет  непосредственно примыкает к мечети, реже располагается отдельно. Он объединяет мечеть с другими городскими застройками, с пространством окружающего мира и с бесконечностью неба. В исламском мире создано множество оригинальных и непохожих между собой форм минаретов. Так, на Ближнем и Среднем Востоке доминировала круглая, слегка сужающаяся кверху форма минарета. Своеобразным силуэтом отличались минареты османской Турции, очень высокие, многогранные и многоярусные; с виду напоминающие остро отточенные гигантские карандаши, устремленные в бездонное небо. Одним из самых прославленных памятников арабского зодчества стала Большая мечеть династии Омейядов, воздвигнутая в 705-715 гг. по приказу халифа Валида в Дамаске (столица Сирии). Эта мечеть производила ошеломляющее впечатление на современников изысканными и богатыми инкрустациями из мрамора; великолепными мозаиками и позолотой капителей колонн. Стремление к замкнутости пространства здания - одна из главных особенностей арабской средневековой архитектуры. Стены архитектурных сооружений представляли собой преграду, скрывавшую то, что за ней находится. Тем самым смысл здания сосредотачивался внутри.

Музыка

Расцвет классической арабской музыки берет свое начало с конца У11 в. В эпоху Средневековья богатая  светская вокально-инструментальная арабская музыка оказала сильнейшее воздействие  на музыкальное искусство Испании  и Португалии, на формирование некоторых  видов европейских музыкальных  инструментов. К этому времени  высокого уровня развития достигает  и арабская музыкальная наука. Традиционно  классическая арабская музыка носит  преимущественно вокальный характер. Это объясняется необычной восприимчивостью арабов к пению, такой сильной, что  у многих как говорится "улетала  душа". Самый популярный жанр в  то время был вокально-инструментальный ансамбль, в котором ведущая роль принадлежала певцу.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 
Вся средневековая арабская культура, быт и образ жизни людей  развивались под воздействием ислама, возникшего на Аравийском полуострове. 
На основе создания общего культурного пространства ислам и художественные традиции завоеванных народов обогатили друг друга. Наибольший расцвет арабской средневековой культуры приходится на VII – IX вв. Бурно развиваются различные жанры поэзии, такие как: касыда, рубаи, газель, кыта, дастан. Многие произведения других народов, в частности, античных авторов, переведены на арабский язык. 
Влияние ислама негативно отразилось на развитии арабской культуры живописи и скульптуры. Отвращение от идолов исключило возможность создания какой бы то ни было животной формы; арабы раз и навсегда отреклись от видимого изображения Бога. Как народ богато одаренный, оказавшись лишенным огромной отрасли художества – скульптуры и живописи, весь разгул своей фантазии он реализовал в архитектуре и орнаменте. 
Весомый вклад внесли арабы в развитие наук: медицины, философии, математики, астрономии. После того как научные арабские трактаты были переведены на латынь, многие идеи мусульманских ученых стали достоянием европейской, а затем и мировой науки. 
Ислам – самая молодая из трех мировых религий, значение которой неуклонно растет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература

1. П.П. Гнедич: «История искусств с древнейших времен»; Москва, ООО Издательский дом «Летопись-М», 2000г., стр. 225-252. 
2. А.Н. Маркова: Учебник по культурологии, «История мировой культуры»; Москва, Издательство «Культура и спорт», 2000г., стр. 249-261. 
3. Золотько А.К., и др.: «2000 великих людей. Малая энциклопедия персоналий»; Харьков, ООО «Торсинг», 2001г., стр. 357, 422, 428. 
4. Омар Хайям: «Как чуден милой лик», Москва, Издательство «Эксмо-пресс», 2000г., стр. 4-25. 
5. Энциклопедия для детей, Математика, 11 том; Москва, издательство «Аванта+», 2000г., стр. 62-66.

 


Информация о работе Средневековая арабская культура