Средневековая архитектура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 17:11, контрольная работа

Описание

В эпоху раннего средневековья в Европе резко преобладало деревянное зодчество, памятники которого не могли дойти до наших дней. Однако возводили и фундаментальные каменные постройки, некоторые из которых стали наглядными образцами зодчества того времени. Почти все они имеют религиозное, церковное назначение.

Содержание

I. Введение………………………………………………………………………………………..3
II. Особенности византийской архитектуры……………………………………………………3
1.Возникновение……………………………………………….………………………………3
2.Историческая характеристика………………………………………………………………4
3.Строительные особенности…………………………………………………………………4
4.Характерные черты………………………………………………………………………….5
III. Отличительные черты романского стиля……………………………………………………6
1.Строительные приемы, тектоника…………………………………………………………7
2.Характерные особенности………………………………………………………………….8
IV. Специфика готического стиля………………………………………………………………10
1.Историческая характеристика стиля……………………………………………………..10
2.Строительные особенности……………………………………………………………….11
3.Характерные черты………………………………………………………………………..11
V. Заключение………………………………………………………………………………….13
VI. Список литературы………………………………………………………………………...14

Работа состоит из  1 файл

контроьная покультурологии.doc

— 125.00 Кб (Скачать документ)

Хотя готика возникла в процессе развития романской  архитектуры, в противоположность ей и последующей архитектуре ренессанса, барокко и классицизма, - это единственный стиль, создавший совершенно своеобразную систему форм и новое понимание организации пространства и объемной композиции. Название « готика » не отражает правильно существо данного стиля. В период ренессанса это было насмешливое наименование, выдуманное итальянской художественной критикой для творческого стиля, возникшего севернее Альп. Во Франции этот стиль получил более точное название «Style ogivat» (стиль стрельчатый).

 

Строительные  особенности стиля готика.

 В стиле  готика использовались различные  строительные материалы. Жилые  и хозяйственные постройки обычно  возводились из дерева. Из этого  же материала строились и многие  значительные здания светского  и церковного характера.

 В областях  с недостатком камня развивалось  строительство из кирпича (Ломбардия,  северная Германия, Польша). Здесь  производился фасонный кирпич  для кладки профилированных пилонов,  окон и роз (круглых окон). Но  основным, наиболее характерным  для готики материалом, стал камень - отесанный и бутовый. Кладка из бутового камня, как правило, особенно в интерьерах, оштукатуривалась. Камень в готической архитектуре применялся как для создания конструкции, так и для декоративного убранства. Одновременно с возведением здания выполнялись работы по отделке его сложным и богатым декором.

 Готические  строители работали с камнем  иначе, чем античные мастера,  которые для возведения часто  колоссальных сооружений тщательно  обрабатывали огромные каменные  блоки. Средневековые каменотесы со своим необычайным воображением и статическим чутьем смело конструируют большие по площади и высоте здания, которые в процессе развития готики становятся максимально облегченными, превращаясь по существу в каркасные сооружения. При этом используются относительно небольшие обработанные камни. Эта каркасная система и ее чрезвычайно важная составная часть - ребристый свод составляют существо готического строительного искусства.

 Ребристые  своды, возведенные здешними мастерами  из мелкозернистого известняка, были легкими и прочными. Ребра делались из клинообразных камней. На пересечении ребер в верхней точке размещался четырехсторонний «замок». При использовании легких материалов, например мела и известняка, в кладке свода толщина свода и при больших пролетах была относительно невелика - 30 - 40 см.

 Готический  свод намного совершеннее, чем  массивный и тяжелый романский.  В системе свода происходит  четкое разделение усилий на  ребра и полотно - распалубку. В развитии крестового свода  наиболее старым элементом является распалубка. Ребро на пересечении поверхностей сводов появилось позднее, что в результате полностью изменило сущность сводчатого перекрытия.

Характерные черты стиля готика.

Складывались  городские архитектурные ансамбли, в которые включались культовые и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Главная городская площадь обстраивалась домами с аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах. Обычно от площади расходились радиальные улицы; узкие фасады 2-5-этажных жилых домов с высокими фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. Совершенствовалось фортификационное строительство: города окружались мощными стенами, проездные башни богато украшались; замки королей и феодалов постепенно теряли неприступный облик, превращались в сложные комплексы крепостных, дворцовых и культовых сооружений. В центре города, господствуя над его застройкой, находился собор или замок.

Строительство осуществлялось теперь не только церковью, монастырями и частными лицами, но и общиной (организованными в цехи профессионалами ремесленниками и архитекторами). Между строительными артелями, странствовавшими из города в город, существовали связи, обмен опытом, знаниями. Самые значительные сооружения, и прежде всего соборы, возводились на средства горожан. Часто над созданием одного памятника трудились многие поколения. Грандиозные готические соборы резко отличались от монастырских церквей романского стиля. Они были вместительны, высоки, нарядны, зрелищно декорированы. Их формы поражали динамичностью, легкостью и живописностью. Стройный силуэт собора с острыми шпилями и башнями определял характер городского пейзажа. Вслед за собором устремлялись вверх жилые постройки, в них увеличивалось количество этажей, вытягивались вверх двускатные щипцовые (остроконечные) крыши. Замкнутый кольцом крепостных стен, город развивался вверх. Предназначенный для многочисленной толпы мирян, собор был главным общественным центром города. Помимо богослужений, здесь устраивались городские собрания, протекали диспуты, читались университетские лекции, разыгрывались духовные драмы - мистерии.

 Характерными  чертами стиля готика являются  вертикальность композиции, стрельчатая  ярка, сложная каркасная система  опор и ребристый свод. Преимущество  использования ребер заключается  в том, что свод может быть больше, вследствие чего уменьшаются возникающие от него нагрузки.

 Погашение  этих нагрузок системой контрфорсов  позволило сделать более тонкими  и стены. Стремление максимально  уменьшить массивность сооружения  привело к тому, что в результате введения каркаса стена перестала быть несущим элементом и стала всего лишь заполнением между несущими пилонами. В результате своей вариабельности стрельчатый свод по многим позициям конструктивно превосходил полуциркульный свод. Массивная каменная кладка свода в раннем средневековье сменилась ажурными каменными конструкциями, чьи подчеркнуто вертикальные опоры и колонны переносят собранные в пучок статические нагрузки на фундаменты.

 С развитием  стиля готика готическое пространство  значительно изменяется. Если разнообразная в своих проявлениях романская архитектура отдельных областей Европы развивалась различными путями, новые возможности готического стиля определяются одной школой, откуда новые творческие идеи с помощью монашеских орденов цистерцианцев и доминиканцев и работающих на них строительных артелей распространяются во все доступные области.

В разных странах  готический стиль имеет своеобразные черты. Однако это не отрицает его  общности и внутреннего единства. Во Франции - на родине готики - произведения этого стиля характеризуются ясностью пропорций, чувством меры, четкостью, изяществом форм. В Англии они отличаются тяжеловесностью, перегруженностью композиционных линий, сложностью и богатством архитектурного декора. В Германии готика получила более отвлеченный, мистический, но страстный по выражению характер. В Испании готические формы обогатились элементами мусульманского искусства, привнесенного арабами. В Италию, где расцвет городов к концу 13 в. создал благоприятную почву для возникновения культуры проторенессанса, проникли лишь отдельные, преимущественно декоративные элементы готики, не противоречащие принципам романской архитектуры.

 Уже в  поздний романский период, в первой  половине XII в., элементы нового готического  стиля возникают в области Иль де Франс. Из этой северофранцузской области, где романская школа отставала в развитии и где непосредственно не сказывалось влияние античных традиций, исходит новый мощный импульс, открывающий путь богатому готическому искусству. Из Франции готика распространяется на соседние страны; еще в XII в. она появляется в Англии, а в следующем столетии в Германии, Италии и Испании.

 До начала XIV в. преобладала форма базилики. Со временем, особенно в городах,  наиболее распространенной стала  зальная форма, равновеликие нефы которой сливались внутри в единое пространство. Наряду с церковными мистериями в огромных культовых помещениях проводились и народные празднества, городские собрания, театральные представления, в них велась торговля.

Самым грандиозным и выдающимся сооружением гоического стиля является собор Нотер-Дам в Париже.

Возникшая в  эпоху готики смелая и сложная  каркасная конструкция собора позволила  преодолеть инертность и массивность  романских построек, облегчить стены  и своды, создать динамическое единство пространственных ячеек и намного увеличить интерьер. Собор стал средоточием городской жизни, часто он вмещал всё население города. Идейно-художественное содержание собора сложно, многогранно и синтетично: он мыслился своего рода сводом знания, символом Вселенной. Синтез искусств в готике несравненно богаче и сложнее, чем в романском стиле, а система сюжетов намного шире, стройнее и логичнее; в ней отразились все средневековые представления о мире, всюду изощрённость фантазии и щедрое богатство декора сочетаются с блестящим мастерством и тщательностью отделки.

 

Заключение.

Таким образом, средние века в Западной Европе —  время сложных и трудных поисков  мировоззренческих конструкций, которые  могли бы синтезировать исторический опыт и знания предшествовавших тысячелетий. В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чем знали прежние времена. Пытаясь примирить веру и разум, строя картину мира на основе доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура средних веков создала новые художественные стили (романский и готический), новый городской образ жизни, подготовила сознание людей к применению механических приспособлений и техники.

Эта эпоха подарила нам такие памятники архитектуры, как собор Сан-Витало византийского императора Юстиниана в Равенне (526-548), собор Софии в Константинополе (532-537 гг.), собор в Вормсе (1181 – 1234 гг.), собор Нотр-Дам на острове Сите в Париже и множество других.

 Вопреки  мнению мыслителей итальянского  Возрождения, средние века оставили нам важнейшие достижения культуры, в том числе институты научного познания и образования. Возникла новая парадигма мышления, дисциплинарная структура познания без которой была бы невозможна современная наука, люди получили возможность думать и познавать мир гораздо более эффективно, чем прежде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы.

  1. Культурология: Учебное пособие /под ред. Г. В. Драча - Ростов Н/Д: Феникс, 2003.
  2. Византия и византийские традиции, Москва, 1991.
  3. Мартиндейл Э. Готика - М., 2001.
  4. Большая художественная энциклопедия. I – II том. 1980г.
  5. Дмитриева Н. Краткая история искусств. М.: Искусство, 1991.
  6. Мартынов Ф.В. Мировая художественная культура. М. 2000.
  7. Гуревич А. Я. Средневековый мир; культура безмолвствующего большинства. М., 1990.



Информация о работе Средневековая архитектура