Средневековая культура: основные направления в архитектуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 20:58, доклад

Описание

Средними веками культурологи называют длительный период в истории Западной Европы между Античностью и Новым Временем. Этот период охватывает более тысячелетия с V по XV в.
Средневековье многие поколения ученых, писателей, публицистов определяли как безвременье, разделяющее две славные эпохи – античность и Возрождение, как перерыв в развитие культуры, потому что в целом культура раннего средневековья не имела ярко выраженного стилистического единства и распадалась на множество направлений, черпавших вдохновение из разных локальных источников.

Содержание

1. Введение.__________________________ 3
2. Особенности культуры Средневековья________________________4
3.Основные направления в архитектуре Средневековья.____________5
4.Романский стиль в архитектуре Западной Европы._______________7
5. Архитектура романского стиля в странах Европы_____________8
5.1 Романский стиль во Франции.__________________________ 8
5.2 Романский стиль в Германии. __________________________ 9
5.3 Романский стиль в Италии. ____________________________ 9
5.4 Романский стиль в Испании.___________________________ 9
5.5 Романский стиль в Англии.____________________________ 10
6. Готический стиль в архитектуре Западной Европы.__________ 10
7. Архитектура готического стиля в странах Европы__________ 13
7.1. Готический стиль во Франции. _________________________13
7.2 Готический стиль в Германии.__________________________ 14
7.3 Готический стиль в Англии.________________________ ___ 14
7.4 Готический стиль в Италии.____________________________ 15
8. Заключение.______________________________________________ 16
9. Список литературы.________________________________________17

Работа состоит из  1 файл

культоролигия доклад.doc

— 3.28 Мб (Скачать документ)

Достижением Романской архитектуры является использование толстого слоя известнякового раствора, позволявшего применять для кладки стен камни любой формы. Это исключало весьма трудоемкий процесс оттески камней и обеспечило высокую прочность каменных стен. Стены должны были быть толстыми, потому что на них лежал основной вес сооружения. Окна были маленькими и редко расставленными. Вес стен не позволял делать окна большего размера. Они имели форму полу циркулярной (или полукруглой) арки. Толстые стены, узкие окна, башни – все эти стилевые признаки архитектурных сооружений выполняли одновременно оборонительную функцию. Крепостной характер церквей, соборов, монастырей позволял мирному населению укрыться в них во время феодальных междоусобиц.

По форме романский храм напоминает латинский крест (трансепт). В некоторых храмах возводился купол или шатер – покрытие в форме высокой четырехгранной или многогранной пирамиды. Их устанавливали в месте пересечения главного нефа.

Внутри храма стены усиливались мощными столбами и несущими сводами.

Своды были сплошным перекрытием и давили на стены сверху огромной тяжестью.

На главных – западных – фасадах соборов сооружались обычно по две-три высокие башни квадратной или круглой формы, которые иногда также размещались над восточным фасадом.

Одним из замечательных памятников романского периода являются бронзовые двери храмов с рельефами на сюжеты Ветхого и Нового заветов, например, рельефы двери церкви  Св. Михаила в г. Гильдесгейма (Германия)

 

 

Изнутри храмы покрывали настенные росписи – фрески – это техника живописи красками на известняковой или чистой воде по свежей сырой штукатурке. Они располагались на стенах, столбах и сводах. Тип базиликального храма, распространенный на Западе, не позволял охватить всю роспись единым взглядом. поэтому Составители программ и живописцы предпочитали библейские сюжеты исторического плана, располагая их в последовательности, обусловленной средневековой типологией священного текста. Снаружи ярко раскрашенные рельефы – это скульптурное изображение на плоскости. Оно может быть выпуклым или углубленным.

 

Для росписи и скульптуры Романского типа характерно общность форм, нарушение пропорций в изображении фигур, отсутствие портретного сходства с оригиналом, напряженная духовная выразительность. Изображения исполнены строгостью. Скульптура прижата к стене, как бы выступает из стены и чаще напоминает колоны. Под складками одежды тело не проглядывается и не ощущается. В композициях изображали образы из религиозных и народных сказаний.

Романский стиль сложился в период канонизации мировоззрения, и это отразилось на его архитектуре. Церковь требовала, чтобы искусство было не только наставником в вере, но и средством устрашения. Драматизм и экспрессивность, напряженная духовная выразительность живописных образов, характерные для романской живописи  оказывали огромное эмоциональное                                           воздействие, отражая идею греховности мира, идею искупления и спасения. Отсюда такие сюжеты                                                         как,  «Страшный суд», страдание и смерть Христа. Борьба между демоном и ангелом  за человеческую душу была излюбленным мотивом Романского искусства. Причем сцены страдания и мученичества мастер выполнял, руководствуясь не канонами, а собственной фантазией, особенно при изображении  Страшного суда.

Элементы романского стиля смешивались с чертами стилей Византии, ближневосточных, сирийских, германских, кельтских  и других северных племен. Различные комбинации этих влияний создали в Западной Европе множество               локальных стилей, которые получили общее имя Романского.

 

 

 

 

 

5. Архитектура романского стиля в странах Европы

5.1.    Романский стиль во Франции.

 

В зодчестве Франции, где первоначальные формы Романского стиля появляются уже в конце Х в., наибольшее распространение получили трёхнефные базилики с цилиндрическими сводами в среднем нефе и крестовыми в боковых. Также распространение получили так называемые паломнические церкви с хором, окруженным обходной галереей с радиальными капеллами (церковь Сен-Сернен в Тулузе). В целом французское романское зодчество отмечено крайним многообразием местных школ.

В светской архитектуре Романского стиля во Франции сложился тип замка-крепости с донжоном – большая  круглая или квадратная башня в 2-3 этажа. К вершинам романского изобразительного искусства Франции принадлежат скульптура тимпанов бургундских и лангедокских церквей (в Везле, Отене, Муассаке), многочисленные росписи, памятники миниатюры и декоративно-прикладного искусства.

 

 

5.2.    Романский стиль в Германии.

В романской архитектуре Германии выделялись церкви с двумя симметричными хорами на Западе и Востоке (саксонская школа) иногда  с 2 трансептами, лишённые лицевой фасадной стороны (Санкт-Михаэльскирхе в Хильдесхейме). А в зрелый период — церковное зодчество прирейнских городов, где в XI – XIII вв. были построены грандиозные соборы (в Шпейере, Майнце, Вормсе). Здесь широко применялась так называемая связанная система перекрытий, при которой каждой травее среднего нефа соответствовали 2 травеи боковых нефов. Характерные для немецкой романики идеи величия императорской власти нашли яркое выражение в строительстве императорских дворцов.

 

5.3.    Романский стиль в Италии.

 

В Италии элементы Романского стиля ранее всего зародились в ломбардской школе, где уже в IX – X  вв. сложился так называемый первый Романский стиль –регулярная кладка стен и опор, каменного перекрытия, тектонический декор внешних поверхностей при отсутствии ещё ясной взаимосвязи элементов объёмно-пространственной композиции. Для итальянского Романского стиля типичны преимущественно городской характер архитектуры, постоянные античные и (в Южной Италии и Сицилии) арабские влияния. Теснее связано с германской и французской романикой зодчество Тосканы (соборный комплекс в Пизе), где возник инкрустационный стиль.

В Италии было много мрамора, который особенно часто использовался для облицовки стен. Разноцветный мрамор светлых и темных тонов, применяемый в различных эффектных комбинациях, становится характерной чертой              итальянской романской архитектуры.

 

5.4.    Романский стиль в Испании.

 

В Испании, отчасти в связи с Реконкистой, в романскую эпоху широко (как нигде в Европе) развернулось строительство замков-крепостей и городских укреплений (например, в Авиле). Церковная архитектура Испании нередко следовала французским "паломническим" прототипам (собор в Саламанке) но в целом отличалась сравнительной простотой композиционных решений. Испанская скульптура Романского стиля в ряде случаев предвосхищает сложные образные системы готики. В Испании (преимущественно в Каталонии) сохранились также многочисленные романские росписи, отмеченные резкой лапидарностью рисунка и крайней интенсивностью колорита.

 

5.5.    Романский стиль в Англии.

 

Романский  стиль развивается также в Англии. После норманнского завоевания 1066 в архитектуре традиции местного деревянного зодчества сочетались с воздействием нормандской школы. Новые хозяева в только что завоеванной стране, норманны нуждались в укрепленных замках, за высокими стенами которых можно было укрыться как от враждебных саксов, так и от воинственных соседей. Башни нормандских замков были, как правило, квадратными в плане и имели по одному помещению на каждом этаже.

В живописи ведущее значение получила миниатюра, для которой характерно особое богатство растительного орнамента.

 

 

6.    Готический стиль в архитектуре Западной Европы.

 

Название стиля произошло от названия германского племени – готов, и тем самым давало негативную оценку стиля как «варварского». Готическое искусство возникло во Франции около 1140 года, распространилось по всей Европе в течение следующего столетия и продолжало существовать в Западной Европе в течение почти всего XV века, а в некоторых регионах Европы и в XVI веке. Возникло оно так же как романское искусство на базе художественных традиций Древнего Рима и прежних варварских племен.

Периодизация готики такова:

1.    вторая половина XII – первая четверть  XIIIвв – раняя готика.

2.    вторая четверть XIII – XIVвв. – зрелая или высокая готика.

3.    XIV – XVвв. – поздняя («пламенеющая») готика. Иногда этот период называют готическим маньеризмом, так как новых идей в формообразовании он не дал, все усилия, направив на  украшательство. Так, «пламенеющая» готика в архитектуре не заключала в себе принципиальных отличий, а лишь усложняла старые элементы, делая их все более изысканными и вычурными.

Углубленные богословские размышления, математические расчеты, совершенствование техники строительства позволили сформировать свой особый художественный мир готики.

В искусстве готики особое внимание уделялось человеку и его эмоциям, отражающим сложный драматизм жизни, трагическим сценам страдания и смерти. л

Расцвет Готического стиля относиться к XII – XV вв. возник он во Франции в середине XII века и распространился по Европе. Мировыми центрами готической архитектуры признаны Франция и Германия.

В основе храма, так же как и в Романском храме, лежит форма латинского креста. Форма храма тоже базилика. В религиозных трактах готический собор описывали как модель мира и символ бесконечности. Он выражал христианскую идею духовности, устремленности ввысь, к небу. Отсюда и основная композиция – вертикаль. Соборы высоки и тянутся к небу бесконечными стрелами башен и башенок, вимпергов – это элемент, представляющий собой высокий остроконечный фронтон треугольной формы над окном или порталом, декорированный ажурной или рельефной резьбой, фиалов – остроконечное завершение.

 

                                                                     

Устремленность собора ввысь была подчеркнута: стрельчатыми арками, порталами – это архитектурно оформленный проем, обычно это вход в здание, многочисленными удлиненными статуями, высотой центрального нефа – вытянутое в плане помещение, ограниченное с одной или с двух сторон продольным рядом колон или столбов. Верхняя часть нефа освещалась с помощью больших высоких окон, тогда как нижняя его часть тонет в полумраке. Все это призвано было пробудить стремление ввысь, противопоставить сияющие небеса греховной земной жизни.  В украшении портала основного фасада все чаще появляется изображение Богоматери. Каждый элемент собора был наделен символичным значением: 12 опор хоров в церкви символизировало 12 апостолов. Хоры – верхняя, обычно на уровне 2-го этажа, открытая галерея. В храме хоры с западной стороны или опоясывают неф с южной западной и северной сторон. Первоначально  в хорах размещались представители высших слоев общества, а позже певчие и музыканты. Пилястры означали епископов и отцов церкви. Вместе взятые они складывались в единую систему, преображая собор в символ Царства Небесного.

Однако готическая архитектура не может рассматриваться лишь с точки зрения того, как удачно она отвечала интересам церкви. Готический собор свидетельствуют о громадном художественном вкусе городских ремесленников, свидетельствует о возросшем техническом мастерстве горожан.

Материалом для строительства в готическом стиле, как и в романском, служил камень и известняковый раствор. Революция в строительной технике заключалась в том, что теперь все здание поддерживали не стены,  а конструкция. Храмы избавились от грузности, тяжести, массивности. Конструктивные элементы здания были вынесены наружу, что позволило сделать стены более тонкими, а также создать огромное пространство для интерьера. Помещения стали более светлыми и просторными.

Это стало возможно благодаря таким новым приемам как стрельчатая арка, ребристый свод и мощные наружные столбами контрфорсы – это поперечная стена, массивное каменное ребро или вертикальный выступ для усиления стен. Они имеют плавное или ступенчатое увеличение. Со связующими арками (аркбутанами). На контрфорсы для увеличения нагрузки помещались пинали в виде башенок. Контрфорсы через аркбутаны принимали на себя значительную часть тяжести свода. Своды стали делать стрельчатыми. Это значительно уменьшило их распор в стороны, устремив почти всю тяжесть вниз. Функции сводов (каменных потолков и крыш) изменилась, поскольку теперь нагрузку на себя принимали их ребра (нервюры) диагонально перекрещенные в вышине. Это позволяло заполнить пространство между ребрами сравнительно тонкой кладкой. Нагрузка реберного каркаса приходилась на пилястры – вертикальный плоский прямоугольный в плане выступ стены или столба, (иногда они были в виде скульптур), обработка которого соответствовала ордерной системы колонны – архитектурная композиция, стоечная конструкция – колонна, оформленная определенной композицией, расположенные равным интервалом, и то, что раньше было глухой стеной, становилось изящной галереей.

Так готическая вертикаль восторжествовала над романсной горизонталью. Высота в 18 – 20 метров была придельной для центрального нефа романского храма, а в самом      раннем Парижском соборе готической архитектуры  это высота уже была до 32 метров, затем в Реймском до 38 метров, и в Амьенском соборе – до 42,3 метров.

Важной характерной чертой готического архитектуры является многочисленные статуи, каменная резьба, орнаменты с растительными мотивами, рельефы, витражи – это остекленные части фасада или внутренних перегородок, окон и дверей сюжетами или орнаментами композициями из цветных стекол. Пространство соборов предоставляло неограниченные возможности для развития более реалистичного искусства. Отдельно стоящие фигуры, высеченные в полном объеме, заменили прежние рельефы, которые раньше как бы проступали из стены.

Информация о работе Средневековая культура: основные направления в архитектуре