Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 20:58, доклад
Средними веками культурологи называют длительный период в истории Западной Европы между Античностью и Новым Временем. Этот период охватывает более тысячелетия с V по XV в.
Средневековье многие поколения ученых, писателей, публицистов определяли как безвременье, разделяющее две славные эпохи – античность и Возрождение, как перерыв в развитие культуры, потому что в целом культура раннего средневековья не имела ярко выраженного стилистического единства и распадалась на множество направлений, черпавших вдохновение из разных локальных источников.
1. Введение.__________________________ 3
2. Особенности культуры Средневековья________________________4
3.Основные направления в архитектуре Средневековья.____________5
4.Романский стиль в архитектуре Западной Европы._______________7
5. Архитектура романского стиля в странах Европы_____________8
5.1 Романский стиль во Франции.__________________________ 8
5.2 Романский стиль в Германии. __________________________ 9
5.3 Романский стиль в Италии. ____________________________ 9
5.4 Романский стиль в Испании.___________________________ 9
5.5 Романский стиль в Англии.____________________________ 10
6. Готический стиль в архитектуре Западной Европы.__________ 10
7. Архитектура готического стиля в странах Европы__________ 13
7.1. Готический стиль во Франции. _________________________13
7.2 Готический стиль в Германии.__________________________ 14
7.3 Готический стиль в Англии.________________________ ___ 14
7.4 Готический стиль в Италии.____________________________ 15
8. Заключение.______________________________________________ 16
9. Список литературы.________________________________________17
Соборы в нутрии и снаружи населены массой скульптур. Они занимают не только порталы и галереи, но их можно увидеть даже на кровле, на карнизах, на винтовых лестницах, на водосточных трубах. На фасадах и крышах размещались скульптуры фантастических животных (химеры, горгульи).
В скульптуре и живописи появились зачатки портретного и пейзажного жанров. Образы отличались индивидуальными чертами, одухотворенностью и возвышенностью. В скульптуре изображались религиозные и фантастические образы, а также изображения реальных людей.
Непременный элемент в готическом храме это ”роза” над входом в храм и прозаичная мозаика. Ранее витражи отличались яркими, интенсивными цветами, чаще всего красными и синими, которые фиксировались на схеме с помощью обжига. К середине XIII века краски становятся менее интенсивными, и рисунок наносится прямо на стекло.
Благодаря своей архитектуре готический собор с каждой точки смотрится по-новому. Он необозрим, часто ассиметричен и неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален.
7.Архитектура романского стиля в странах Европы
7.1. Готический стиль во Франции.
снаружи населен массой скульптур. раньше как бы проступали из стены.
тия более реалистичного искусства, отдельно стоящие фигурче чечечеч апидщршещриошщ
Более трех столетий продержалась готика во Франции. Последняя треть XII и первая четверть XIII в. — ранняя готика; с 20-х гг. до конца XIII в. — зрелая, или высокая, готика; XIV—XV вв. — поздняя готика, сначала радостно сияющая своей декоративностью и потому иногда называемая «лучистой», а затем «пламенеющая», чья бурно разросшаяся декоративность обретает уже самостоятельное значение. Длительность таких же периодов была далеко не одинаковой в разных странах.
Знаменитый собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) — самый внушительный и, несомненно, самый замечательный памятник ранней готики. Почти шесть веков прошло с тех пор, как он был воздвигнут. Париж преобразился благодаря его стройной громаде, воцарившейся над городом. Во много раз увеличилась за века столица Франции, украсилась многими другими памятниками, но Нотр-Дам по-прежнему главенствует над ней, по-прежнему остается ее символом. Это только начало готики, и потому горизонталь еще соперничает с вертикалью. Стена еще не исчезла, но главный фасад ее легок, башни завершаются тонким, изящным шпилем, который возносится к небу. Огромное ажурное окно, так называемая роза, сияет в центре второго яруса над устремленными ввысь стрельчатыми арками углубленных порталов.
Реймский собор вместе со столь же прославленным Шартрским собором– вершины французской зрелой готики.
Как и в парижском соборе Нотр-Дам, главный фасад – в три яруса, с ажурной розой посередине и двумя мощными башнями. Но здесь вертикаль легко и в то же время торжественно главенствует над горизонталью, устремляется ввысь стройно, ясно, без всякого напряжения. Ярусы почти стушевываются, и стена становятся не заметными.
Сен Шапель в Париже – самая восхитительная из королевских дворцовых капелл. Вместо стены – ажурный переплет окон со сверкающими чистыми красками витражами. Высокие, легкие столпы подхватывают столь же легкие нервюры свода.
От зодчих поздней французской готики можно было услышать такое суждение: «Кто хочет построить совершеннейший собор, тот должен взять от Шартрского – башни, от Парижского – фасад, от Амьенского – продольный корабль, от Реймского – скульптуру». Но и в этих высказываниях названы далеко не все замечательные соборы, воздвигнутые в готическую пору во Франции.
7.2. Готический стиль в Германии.
В Германии готический стиль развился позднее, чем во Франции. Готика была периодом расцвета германского искусства. Созданное германским художественным гением в готическую пору представляет драгоценнейший вклад в сокровищницу мировой культуры. В северо-восточной Германии, бедной камнем, пригодным для крупных построек, возникла особая кирпичная готика, иногда несколько тяжеловесная, но подчас и очень внушительная, с замечательными декоративными эффектами.
Немцы утверждают, что только в их зодчестве полностью выявлена сущность готического стиля и использованы все его возможности: только в их готике порыв действительно неудержим, действительно подымает к небу всю массу здания, создает и во внешнем его облике и под его сводами впечатление чего-то необъятного и непостижимого. Недаром немецкие зодчие заменили французскую розу стрельчатым окном над главным входом и нарушили боковые горизонтали контрфорсами. Во французской же готике, пусть тройной и гармоничной, полностью не исчезнувшая горизонтальность членений и общий размеренный ритм сдерживают порыв, вводят его в какие-то рамки разума, логики, и это в ущерб той стихии, которая присуща готическому зодчеству.
Гордость Германии – Кельнский собор. Этот собор считался венцом готического искусства. Гордость Франции – Амьенский собор послужил прототипом для Кельнского. Однако истинно головокружительный вертикальный порыв грандиозной каменной массы выдает в Кельнском соборе мастерство немецких зодчих.
Во Фрейбургском соборе, несравненном шедевре германской готики, порыв столь же мощный, как и в Кельнском, но при этом более сконцентрированный и потому неотразимо все покоряющий. В нем лишь одна башня, как бы заключившая в себе весь собор, слившись своим основанием с его фасадом, из которого она черпает великую силу, победно рвется к небу. Недаром считается, что эта башня – самое высокое и ясное откровение готической мысли.
7.3 Готический стиль в Англии
Различие в отношении высоты к длине между памятниками английской готики и материковой сыграло решающую роль во всем развитии английского зодчества в позднее средневековье. Условия, определившие историческое развитие английского государства, определили и характер английской готики. Как и страны материковой Европы, Англия переживала в то время экономический подъем. Однако в отличие от этих стран развитие промышленности и торговли Англии определялось в первую очередь не городом, а деревней. Городские интересы не имели в стране решающего значения. Вот почему Собор воздвигался не в центре города как символ его богатства и славы, а за городом, где помещался монастырь. Во Франции или в Германии собор всей своей стройной громадой царил над теснившимися у его подножия низкими жилищами горожан, мощным своим взлетом к небу противопоставляя себя им. В Англии собор гармонически вписывался в пейзаж и разрастался в первую очередь не в высоту, а так, чтобы вольготнее расположиться на лоне природы. Английские зодчие постарались выявить устремленность к небу по-своему. Воздвигая соборы все более вытянутыми в длину, они снабжали их стрельчатыми дугами, многократно повторяющимися в окнах, и таким же изобилием настенных вертикальных переплетов, с добавлением третьей башни, уже не фасадной, а расположенной над средокрестьем.
Растянутость храмового здания, место его среди ровного живописного пейзажа с упором на вертикальность не архитектурного целого, а архитектурно- декоративных деталей фасада и интерьера – таковы отличительные черты английского готического зодчества.
Фантастически разросшиеся пучки колонн, тончайшие нервюры, свисающие ажурные воронки, вертикально чередующиеся решетчатые переплеты, рождающие впечатление полной невесомости сводчатого перекрытия. Здесь величавая одухотворенность готического зодчества как бы отступает перед безудержной, неисчерпаемой декоративностью (собор Глостера, капелла Королевского колледжа в Кембридже, собор в Солсбери, в Линкольне).
7.4. Готический стиль в Италии.
Итальянские мастера шли своим особым путем, наметившимся уже в романскую пору. Рост городов, нарождение новых социальных отношений вместе с новым мировосприятием определяли развитие итальянского искусства, все более по своей сущности светского. Заимствуя некоторые элементы готического стиля, воцарившегося в соседних странах, итальянские мастера оставались чужды его основе. Каркасная система, при которой как бы исчезала стена, была им не по душе, и стена сохраняла для них свое конкретное значение: ясно расчлененная, не рвущаяся ввысь, объемная, отнюдь не ажурная, прекрасная в своей стройности и уравновешенности. Не вертикаль, а размеренность увлекала итальянских зодчих, даже когда они строили здания с остроконечными башнями, стрельчатыми арками и оконными переплетами.
Фронтоны, горизонтальные полосы разноцветного мрамора, богатейшие инкрустации придают итальянским фасадам той поры радужную нарядность. А в храмовом интерьере, несмотря на стрельчатые своды и нервюры, как, например, в знаменитой флорентийской церкви Санта Мария Новелла мы ощущаем, прежде всего, ясную уравновешенность архитектурных форм. Даже такие шедевры позднего средневековья, как Дворец дожей и Дворец Ка Д'оро в Венеции с их воздушными арками и стрельчатыми окнами – памятники не столько готики, сколько некоего радостного, лучезарного искусства, много почерпнувшего в своей сказочности от арабского Востока.
8. Заключение.
В заключение всего изложенного можно добавить только возражение тому, что Средневековье было перерывом в развитие культуры, безвременьем. По моему мнению, делая оценку Средневековой культуре, необходимо брать во внимание не только то, что она не имела ярко выраженного стилистического единства, но и то, что развивалась она во время напряженной духовной жизни. Это было время бесконечных вторжений варваров, усобиц между племенами и королевствами, смены религии, походов и войн. Все эти события, хорошо или плохо, повлияли на развитие культуры Средневековья.
Об архитектуре можно судить по следующим словам: «Архитектура и скульптура средних веков были «Библией в камне». [Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.]
Романский стиль в архитектуре, на первый взгляд, кажется слишком грубым, почти примитивным по сравнению с современным ему византийским или следующим за ним готическим. Между тем творцы романского стиля - архитекторы, скульпторы, художники - освоив и развив новые строительные и художественные ремесла, сумели воплотить в жизнь грандиозный замысел - воплотить религиозный идеал этого времени, говоривший о грозном всемогуществе божества.
Романский стиль хотя и не оставил имена великих архитекторов, живописцев, скульпторов был крупным художественным явлением, объединившим в одно целое архитектуру, монументальную живопись и скульптуру, декоративно-прикладное искусство. Синтез этих искусств, целостность художественного ансамбля достигались на основе архитектуры, игравшей главную роль в средневековом искусстве. Монументальные формы архитектуры помогали искусству быть «проповедью в камне». Оно имело общественное значение, и было обращено ко всем слоям общества.
Трудно найти подходящие слова, чтобы описать впечатление от Готического собора. Стены не ощущаются, арки, галереи, башни и башенки, громадные окна с различными сюжетами, масса различных скульптур. Готический собор – это целый мир. Он вобрал в себя мир средневекового города. Если даже сейчас, в современном Париже, Собор Парижской Богоматери царит над городом, и перед ним меркнет архитектура барокко, ампира, классицизма, то можно представить, как еще внушительно он выглядел тогда, в том Париже, среди кривых улочек и маленьких двориков. В настоящее время период готики считается одним из выдающихся в истории европейской художественной культуры.
В готическую эпоху высокого расцвета достигло декоративно-прикладное искусство. Готика преобразила бытовые вещи, мебель, различные предметы церковного обихода. Готическое искусство с его интересом к явлениям реального мира подготовило расцвет искусства Ренессанса.
9. Список литературы
1. Багдасарьян Н.Г. «Культурология» Учебник для вузов. М., 2007г.
2. Суслова Т.И., Курмакин А.Э., Крыгина М.В., Захарова Л.Л. «Культуроогия» Учебное пособие. Томск, 2007г.
3. Бирюкова Н.В. «История архитектуры». М., 2006г.
4. Варданян Р.В. «Мировая художественная культура. Архитектура». М., 2004г.
5. Баторевич Н.И., Кожецева Т.Д. Архитектурный словарь. С-Пб., 1999г.
6. Иванов К.А. Многоликое средневековье. - М.: 1996.
7. Платонова Э.Е. Конспект лекций по культурологии. – М.: Айрис-пресс, 2003.
8.Тяжелов В.Н. Малая история искусств. Искусство Средних веков в Западной и Центральной Европе. М., 1981.
17
Информация о работе Средневековая культура: основные направления в архитектуре