Средневековая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 20:18, реферат

Описание

Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Римской империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех стран, племен и государств Европы. Церковь была господствующим политическим институтом, но еще более значительно было то влияние, которое церковь оказывала непосредственно на сознание населения.

Содержание

Введение….2

Научная культура в средние века….3

Художественная культура в средневековой Европе….5

Заключение….10

Список литературы….11

Работа состоит из  1 файл

Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви.docx

— 41.69 Кб (Скачать документ)

Важные здания конструировались также в монастырском сти-ле. Монастыри, характерное религиозное  и социальное явление той эпохи, требовали громадных зданий, совмещавших  в себе как жилища монахов, так  и часовни, помещения для молитв и служб, библио-теки, мастерские. Тщательно  проработанные пра-романские монастырские комплексы были возведены в Сент-Галле (Швейцария), на острове Райхенау (Германская сторона озера Констанс) и в  Монте-Кассино (Италия) монахами-бенедиктинцами.

Выдающимся достижением  архитекторов романского периода была разработка зданий с каменными вольтами (арочными, поддер-живающими конструкциями). Главной причиной для разработки ка-менных арок была необходимость  замены легко воспламенявшихся деревянных перекрытий пра-романских зданий. Введение вольто-вых конструкций привело  к всеобщему использованию тяжелых  стен и столбов.

Скульптура. Большинство романских скульптур было интег-рировано в церковную архитектуру и служило как структурным, конструктивным, так и эстетическим целям. Поэтому трудно гово-рить о романской скульптуре, не касаясь церковной архитектуры. Малоразмерная скульптура пра-романской эпохи из кости, бронзы, золота изготавливалась под влияние византийских моделей. Другие элементы многочисленных местных стилей были позаимствованы из ремесел стран Ближнего Востока, известных благодаря импортиро-ванным иллюстрированным рукописям, резным изделиям из кости, золотым предметам, керамике, тканям. Были важны также мотивы, происходившие из искусств мигрировавших народов, такие, как гро-тескные фигуры, образы чудовищ, переплетающиеся геометричес-кие узоры, особенно в районах севернее Альп. Крупномасштабные каменные скульптурные декорации стали обычными в Европе лишь в XII веке. Во французских романских соборах Прованса, Бургундии, Аквитании множество фигур размещалось на фасадах, а статуи на колоннах подчеркивали вертикальные поддерживающие элементы.

Живопись. Существующие образцы романской живописи включают в себя украшения архитектурных памятников, такие как колонны с абстрактными орнаментами, а также украшения стен с изображениями висящих тканей. Живописные композиции, в частности повествовательные сцены по библейским сюжетам и из жизни святых, также изображались на широких поверхностях стен. В этих композициях, которые преимущественно следуют ви-зантийской живописи и мозаике, фигуры стилизованы и плоски, так что они воспринимаются скорее как символы, чем как реалис-тические изображения. Мозаика, точно так же как и живопись, бы-ла в основном византийским приемом и широко использовалась в архитектурном оформлении итальянских романских церквей, в особенности в соборе Св. Марка (Венеция) и в сицилианских церк-вях в Рефалу и Монреале.

Декоративное  искусство. Пра-романские художники достиг-ли высочайшего уровня в иллюстрировании рукописей. В Англии важная школа иллюстрирования рукописей возникла уже в VII веке в Холи Айленде (Линдисфарн). Произведения этой школы, экспони-рующиеся в Британском музее (Лондон), отличаются геометричес-ким переплетением узоров в заглавных буквах, рамках и ими густо покрываются целые страницы, которые называются ковровыми. Ри-сунки заглавных букв часто оживляются гротескными фигурами людей, птиц, чудовищ.

Региональные  школы иллюстрирования рукописей  в южной и восточной Европе развивали различные специфические  стили, что заметно, например, по копии  Апокалипсиса Беаты (Париж, Нацио-нальная  библиотека), изготовленной в середине XI века в монастыре Сан-Север в  Северной Франции. В начале XII века иллюстрирование  рукописей в северных странах  приобрело общие черты подобно  то-му, как то же произошло в то время со скульптурой. В Италии про-должало  доминировать византийское влияние, как  в миниатюрной живописи, так и  в настенных росписях, и в мозаике.

Пра-романская  и романская обработка металлов - широко распространенная форма искусства - использовались, главным об-разом, для создания церковной утвари для религиозных ритуалов. Многие из таких произведений по сей день хранятся в сокровищни-цах больших кафедральных соборов за пределами Франции; фран-цузские соборы были ограблены во время Французской революции. Другие металлические изделия этого периода -- ранние кельтские филигранные ювелирные украшения и серебряные предметы; по-здние изделия германских златокузнецов и серебряные вещи, инспирированные привозными византийскими металлическими изделиями, а также замечательные эмали, особенно перегородча-тые и выемчатые, изготовленные в районах рек Мозеля и Рейна. Двумя знаменитыми мастерами по металлу были Роже из Гельмар-схаузена, германец, известный своими бронзовыми изделиями и французский эмальер Годфруа де Клер.

Самым известным  примером романского текстильного произ-ведения  является вышивка XI века, называемая «Гобелен из Байя». Сохранились и другие образцы, такие как церковные облачения  и драпировки, однако наиболее ценные ткани в Романской Европе бы-ли ввезены из Византийской империи, Испании  и Среднего Востока и не являются продукцией местных мастеров.

Готическое  искусство и архитектура

На смену романскому стилю по мере расцвета городов и  совершенст-вования общественных отношений  приходил новый стиль -- готиче-ский. В этом стиле стали исполняться  в Европе религиозные и свет-ские здания, скульптура, цветное стекло, иллюстрированные руко-писи и другие произведения изобразительного искусства  в течение второй половины средних  веков.

Готическое искусство  возникло во Франции около 1140 года распространилось по всей Европе в течение следующего столетия и продолжало существовать в Западной Европе в течение почти  всего XV века, а в некоторых регионах Европы и в XVI веке. Первоначаль-но слово  готика использовалось авторами итальянского Возрожде-ния как уничижительный ярлык для всех форм архитектуры и ис-кусства средних веков, которые считались сравнимыми только с произведениями варваров-готов. Позднее применение термина «го-тика» было ограничено периодом позднего, высокого или классичес-кого средневековья, непосредственно следовавшего за романским. В настоящее время период готики считается одним из выдающихся в истории европейской художественной культуры.

Основным представителем и выразителем готического пери-ода  была архитектура. Хотя огромное число  памятников готики бы-ли светскими, готический стиль обслуживал, прежде всего, церковь, самого мощного строителя в средние  века, который и обеспечил раз-витие  этой новой для того времени архитектуры  и достиг ее полней-шей реализации.

Эстетическое  качество готической архитектуры зависит  от ее структурного развития: ребристые  своды стали характерным призна-ком  готического стиля. Средневековые  церкви имели мощные камен-ные своды, которые были очень тяжелыми. Они  стремились распереть, вытолкнуть наружу стены. Это могло привести к обрушению  здания. Поэтому стены должны быть достаточно толстыми и тяжелыми, чтобы  держать такие своды. В начале XII века каменщики разработали реб-ристые своды, которые включали в себя стройные каменные арки, рас-положенные диагонально, поперек и продольно. Новый свод, который был тоньше, легче и  универсальнее (поскольку мог иметь  много сто-рон), позволил решить многие архитектурные проблемы. Хотя ранне-готические церкви допускали широкое варьирование форм, при возве-дении серии больших  соборов в Северной Франции, начавшемся во второй половине XII столетия, были полностью  использованы преиму-щества нового готического  свода. Архитекторы соборов обнаружили, что теперь внешние распирающие  усилия от сводов концентрируются в  узких областях на стыках ребер (нервюр), и поэтому они могут быть легко  нейтрализованы с помощью контрфорсов  и внешних арок-аркбутанов. Следовательно, толстые стены романской архитектуры  могли быть заменены более тонкими, включавшими обширные оконные про-емы, и интерьеры получали беспримерное до тех пор освещение. В строительном деле поэтому произошла настоящая  революция.

С приходом готического  свода изменилась как конструкция, форма, так и планировка и интерьеры  соборов. Готические соборы приобрели  общий характер легкости, устремленности ввысь, стали намного более динамичными  и экспрессивными. Первым из больших  соборов был собор Парижской  богоматери (начат в 1163). В 1194 году был  заложен собор в Шартре, что  считается началом периода высо-кой  готики. Кульминацией этой эпохи стал собор в Реймсе (начат в 1210). Скорее холодный и всепобеждающий в своих  точно сбаланси-рованных пропорциях, Реймсский собор представляет собой  момент классического покоя и  безмятежности в эволюции готических собо-ров. Ажурные перегородки, характерная  черта архитектуры позд-ней готики, были изобретением первого архитектора  Реймсского со-бора. Принципиально  новые решения интерьера были найдены авто-ром собора в Бурже (начат в 1195 г.). Влияние французской  готики быстро распространилось на всю  Европу: Испанию, Германию, Анг-лию. В  Италии оно было не столь сильным.

Скульптура. Следуя романским традициям, в многочисленных нишах на фасадах французских готических соборов размещалось в ка-честве украшений громадное количество высеченных из камня фигур, олицетворявших догматы и верования католической церкви. Готичес-кая скульптура в XII и начале XIII века была по своему характеру пре-имущественно архитектурной. Самые крупные и наиболее важные фи-гуры размещались в проемах по обеим сторонам от входа. Поскольку они были прикреплены к колоннам, они были известны как статуи-ко-лонны. Наряду со статуями-колоннами были широко распространены свободно стоящие монументальные статуи, форма искусства, неизвест-ная в Западной Европе с римских времен. Самые ранние из дошедших до нас -- статуи-колонны в западном портале Шартрского собора. Они находились еще в старом до-готическом соборе и датируются примерно 1155 годом. Стройные, цилиндрические фигуры повторяют форму ко-лонн, к которым они были прикреплены. Они выполнены в холодном, строгом линейном романском стиле, который, тем не менее придает фи-гурам впечатляющий характер целеустремленной духовности.

С 1180 года романская  стилизация начинает переходить в новую, когда статуи приобретают ощущение грации, извилистости и свободы движения. Это так называемый классический стиль достигает кульми-нации  в первых десятилетиях XIII века в  больших сериях скульптур на порталах северного и южного трансептов Шартрского собора.

Появление натурализма. Начиная примерно с 1210 года на Ко-ронационном портале собора Парижской богоматери и после 1225 го-да на западном портале Амьенского собора, производящие впечат-ление ряби, классические черты оформления поверхностей начина-ют уступать место более строгим объемам. У статуй Реймсского собора и в интерьере собора Сен-Чапель преувеличенные улыбки, подчеркнуто миндалевидные глаза, расположенные пучками на ма-леньких головках локоны и манерные позы производят парадок-сальное впечатление синтеза натуралистических форм, деликатной аффектации и тонкой одухотворенности.

Средневековая музыка и театр

Средневековая музыка носит по преимуществу духовный характер и  является необходимым  составным элементом  католической мессы. Вместе с тем, уже  в раннем Средневековье  начинает оформляться  светская музыка.

Первой  важной формой светской музыки были песни  трубадуров на провансальском языке. Начиная с XI века, песни трубадуров более 200 лет сохраняют  влияние во многих других странах, особен-но на севере Франции. Вершина  искусства трубадуров была достиг-нута около 1200 г. Бернардом де Вентадорном, Жиро де Борнелем Фольке де Марселем. Бернард  знаменит своими тремя  текстами о неразделенной  любви. Некоторые  из стихотворных форм предвос-хищают балладу XIV века с ее тремя  стансами из 7 или 8 строк. Дру-гие рассказывают о крестоносцах или  обсуждают какие-либо любов-ные пустяки. Пасторали в многочисленных строфах передают ба-нальные истории  о рыцарях и  пастушках. Танцевальные песни, такие, как  рондо и вирелай, тоже находятся в  их репертуаре. Вся  эта монофоническая музыка могла иногда иметь аккомпанемент  на струнном или духовом  инструменте. Так  было до XIV века, пока светская музыка не стала полифонической.

Средневековый театр. По иронии истории, театр в форме ли-тургической драмы был возрожден в Европе Римской католической церковью. Когда церковь искала пути расширения своего влияния, она часто приспосабливала языческие и народные праздники, мно-гие из которых содержали театрализованные элементы. В Х веке многие церковные праздники обеспечивали возможность драмати-зации: вообще говоря, и сама месса является не более чем драмой.

Определенные  праздники были знамениты своей  театрально-стью, как, например, шествие  к церкви в вербное воскресенье. Антифонные или вопросно-ответные, песнопения, мессы и канонические хоралы представляют собой диалоги. В IX веке антифонные пере-звоны, известные  как тропы, были включены в комплекс музыкаль-ных элементов мессы. Трехголосные тропы (диалог между тремя Мариями  и ангелами у могилы Христа) неизвестного автора пример-но с 925 г. считаются источником литургической драмы. В 970 году появилась  запись инструкции или руководства  к этой небольшой драме, включающая элементы костюма и жестов.

Религиозная драма или чудесные пьесы. В течение последую-щих двухсот лет литургическая драма медленно развивалась, вби-рая в себя различные библейские истории, разыгрывавшиеся свя-щенниками или мальчиками из хора. Поначалу в качестве костюмов и декораций использовались церковные облачения и существующие архитектурные детали церквей, однако вскоре были изобретены бо-лее церемонные детали оформления. По мере развития литургической драмы, в ней последовательно представлялись многие библей-ские темы, как правило, изображавшие сцены от сотворения мира до распятия Христа. Эти пьесы назывались различно -- пассионы (Страсти), миракли (Чудеса), святые пьесы. Соответствующие деко-рации поднимались вокруг церковного нефа, обычно с небесами в ал-таре и с Адской пастью -- искусно сделанной головой монстра с рази-нутой пастью, олицетворявшей вход в ад -- на противоположном конце нефа. Поэтому все сцены пьесы могли быть представлены од-новременно, причем участники действа передвигались по церкви с одного места на другое в зависимости от сцен.

Информация о работе Средневековая культура