Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 20:18, реферат
Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Римской империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех стран, племен и государств Европы. Церковь была господствующим политическим институтом, но еще более значительно было то влияние, которое церковь оказывала непосредственно на сознание населения.
Введение….2
Научная культура в средние века….3
Художественная культура в средневековой Европе….5
Заключение….10
Список литературы….11
Пьесы, очевидно, состояли из эпизодов, охватывали буквально тысячелетние периоды, переносили действие в самые различные мес-та и представляли обстановку и дух различных времен, а также алле-гории. В отличие от греческой античной трагедии, которая четко фо-кусировалась на создании предпосылок и условий для катарсиса, средневековая драма далеко не всегда показывала конфликты и на-пряжение. Ее целью была драматизация спасения рода человеческого.
Хотя церковь
поддерживала раннюю литургическую
драму в ее дидактическом качестве,
развлекательность и
Средневековая светская драма. В XIV веке театральные по-становки связывались с праздником Тела Христова и развивались в циклы, включавшие до 40 пьес. Некоторые ученые считают, что эти циклы развивались самостоятельно, хотя и одновременно с литурги-ческой драмой. Они представлялись для общины в течение целого четырех-пятилетнего периода. Каждая постановка могла длиться один или два дня и ставилась один раз в месяц. Постановка каждой пьесы финансировалась каким-либо цехом или торговой гильдией, причем обычно старались как то связать специализацию цеха с предметом пьесы -- например, цех кораблестроителей мог ставить пьесу о Ное. Поскольку исполнителями были часто неграмотные любители, ано-нимные авторы пьес стремились писать легко запоминающимися примитивными стихами. В соответствии со средневековым мировоз-зрением, историческая точность зачастую игнорировалась, и далеко не всегда соблюдалась логика причинно-следственных связей.
Реализм использовался в постановках избирательно. Пьесы Полны анахронизмов, ссылок на чисто местные и известные лишь современникам обстоятельства; реалиям времени и места уделялось лишь минимальное внимание. Костюмы, обстановка и утварь были сплошь современными (средневековыми европейскими). Что-то мог-ло изображаться сверхточно -- сохранились сообщения о том, как ак-теры едва не умирали вследствие слишком реалистического испол-нения распятия или повешения, и об актерах, которые, играя дьяво-ла, буквально сгорали. С другой стороны, эпизод с отступлением вод Красного моря мог обозначаться простым набрасыванием красной ткани на египтян-преследователей в знак того, что море поглотило их.
Свободная смесь
реального и символического не препятство-вала
средневековому восприятию. Зрелища
и народные пьесы ста-вились повсюду,
где только возможно, и адская пасть
обычно была излюбленным объектом приложения
сил для мастеров механичес-ких
чудес и пиротехников. Несмотря на
религиозное содержание циклов, они
все более и более становились
развлечениями. Исполь-зовались три
основных формы постановок. В Англии
самыми обыч-ными были карнавальные повозки.
Прежние церковные декорации
сменились тщательно
Пьесы-моралите. В тот же самый период появились народ-ные пьесы, светские фарсы и пасторали большей частью аноним-ных авторов, которые упорно сохраняли характер мирских развле-чений. Все это влияло на эволюцию пьес-моралите в XV веке. Хотя и написанные на темы христианского богословия с соответствую-щими персонажами, моралите не были похожи на циклы, посколь-ку не представляли эпизоды из Библии. Они были аллегорически-ми, самодостаточными драмами и исполняли их профессионалы, такие, как менестрели или жонглеры. Пьесы, такие, как «Человек» («Everyman»), обычно трактовали жизненный путь индивида. В числе аллегорических персонажей были такие фигуры, как Смерть, Обжорство, Добрые Дела и другие пороки и добродетели.
Эти пьесы местами
трудны и скучны для современного
вос-приятия: рифмы стихов повторяются,
носят характер импровиза-ции, пьесы
в два-три раза длиннее драм Шекспира,
а мораль объяв-ляется прямолинейно
и назидательно. Однако исполнители,
встав-ляя в представления
Заключение
Итак,
средние века в
Западной Европе -- время
напряженной духов-ной
жизни, сложных и
трудных поисков
мировоззренческих
конст-рукций, которые
могли бы синтезировать
исторический опыт и
зна-ния предшествовавших
тысячелетий. В эту
эпоху люди смогли
выйти на новую
дорогу культурного
развития, иную, чем
знали прежние
времена. Пытаясь
примирить веру и
разум, строя картину
мира на ос-нове доступных
им знаний и с помощью
христианского догматизма,
культура средних
веков создала
новые художественные
стили, но-вый городской
образ жизни, новую
экономику, подготовила
сознание людей к
применению механических
приспособлений и
техники. Вопреки
мнению мыслителей итальянского
Возрождения, средние
века оставили нам
важнейшие достижения
духовной культуры,
в том числе
институты научного
познания и образования.
В их числе следу-ет
назвать, прежде всего,
университет как
принцип. Возникла, кроме
того, новая парадигма
мышления, дисциплинарная
структура позна-ния
без которой была
бы невозможна современная
наука, люди полу-чили
возможность думать
и познавать мир
гораздо более
эффектив-но, чем
прежде. Даже фантастические
рецепты алхимиков
сыграли свою роль
в этом процессе совершенствования
духовных средств
мы-шления, общего уровня
культуры.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры; М., 1984.
Гуревич А. Я. Средневековый мир; культура безмолвствующего большинства. М., 1990.
Петров М. К. Социально-культурные основания развития современной науки. М., 1992.
Радугин А.А. Культурология: учебное пособие. М., 1999.