Средневековая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 20:18, реферат

Описание

Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Римской империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех стран, племен и государств Европы. Церковь была господствующим политическим институтом, но еще более значительно было то влияние, которое церковь оказывала непосредственно на сознание населения.

Содержание

Введение….2

Научная культура в средние века….3

Художественная культура в средневековой Европе….5

Заключение….10

Список литературы….11

Работа состоит из  1 файл

Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви.docx

— 41.69 Кб (Скачать документ)

Пьесы, очевидно, состояли из эпизодов, охватывали буквально  тысячелетние периоды, переносили действие в самые различные мес-та и  представляли обстановку и дух различных  времен, а также алле-гории. В отличие  от греческой античной трагедии, которая  четко фо-кусировалась на создании предпосылок и условий для  катарсиса, средневековая драма  далеко не всегда показывала конфликты  и на-пряжение. Ее целью была драматизация спасения рода человеческого.

Хотя церковь  поддерживала раннюю литургическую  драму в ее дидактическом качестве, развлекательность и зрелищность  усилива-лись и начинали преобладать, и церковь начала выражать в адрес  дра-мы подозрительность. Не желая терять полезных для себя эффектов театра, церковь пошла на компромисс, вынеся драматические пред-ставления из стен самих церковных храмов. То же самое веществен-ное оформление стало воссоздаваться на рыночных площадях горо-дов. Сохраняя свое религиозное  содержание и направленность, драма  стала гораздо более светской по своему постановочному характеру.

Средневековая светская драма. В XIV веке театральные по-становки связывались с праздником Тела Христова и развивались в циклы, включавшие до 40 пьес. Некоторые ученые считают, что эти циклы развивались самостоятельно, хотя и одновременно с литурги-ческой драмой. Они представлялись для общины в течение целого четырех-пятилетнего периода. Каждая постановка могла длиться один или два дня и ставилась один раз в месяц. Постановка каждой пьесы финансировалась каким-либо цехом или торговой гильдией, причем обычно старались как то связать специализацию цеха с предметом пьесы -- например, цех кораблестроителей мог ставить пьесу о Ное. Поскольку исполнителями были часто неграмотные любители, ано-нимные авторы пьес стремились писать легко запоминающимися примитивными стихами. В соответствии со средневековым мировоз-зрением, историческая точность зачастую игнорировалась, и далеко не всегда соблюдалась логика причинно-следственных связей.

Реализм использовался  в постановках избирательно. Пьесы  Полны анахронизмов, ссылок на чисто  местные и известные лишь современникам  обстоятельства; реалиям времени  и места уделялось лишь минимальное  внимание. Костюмы, обстановка и утварь были сплошь современными (средневековыми европейскими). Что-то мог-ло изображаться сверхточно -- сохранились сообщения  о том, как ак-теры едва не умирали  вследствие слишком реалистического  испол-нения распятия или повешения, и об актерах, которые, играя дьяво-ла, буквально сгорали. С другой стороны, эпизод с отступлением вод Красного моря мог обозначаться простым набрасыванием  красной ткани на египтян-преследователей  в знак того, что море поглотило  их.

Свободная смесь  реального и символического не препятство-вала средневековому восприятию. Зрелища  и народные пьесы ста-вились повсюду, где только возможно, и адская пасть  обычно была излюбленным объектом приложения сил для мастеров механичес-ких  чудес и пиротехников. Несмотря на религиозное содержание циклов, они  все более и более становились  развлечениями. Исполь-зовались три  основных формы постановок. В Англии самыми обыч-ными были карнавальные повозки. Прежние церковные декорации  сменились тщательно разработанными передвижными сценами, такими, например, как маленькие современные суда, которые пере-мещались в городе с  места на место. Зрители собирались в каждом таком месте: исполнители  работали на площадках повозок, или  на подмостках, построенных на улицах. В Испании делали также. Во Франции  применялись синхронные постановки -- различные де-корации поднимались  одна за другой по сторонам длинного, припод-нятого помоста перед собравшимися зрителями. Наконец, опять-та-ки в Англии, пьесы  иногда ставились «вкруговую» -- на круглой площадке, с декорациями, размещавшимися по окружности арены  и зрителями, сидящими или стоящими между декорацией.

Пьесы-моралите. В тот же самый период появились народ-ные пьесы, светские фарсы и пасторали большей частью аноним-ных авторов, которые упорно сохраняли характер мирских развле-чений. Все это влияло на эволюцию пьес-моралите в XV веке. Хотя и написанные на темы христианского богословия с соответствую-щими персонажами, моралите не были похожи на циклы, посколь-ку не представляли эпизоды из Библии. Они были аллегорически-ми, самодостаточными драмами и исполняли их профессионалы, такие, как менестрели или жонглеры. Пьесы, такие, как «Человек» («Everyman»), обычно трактовали жизненный путь индивида. В числе аллегорических персонажей были такие фигуры, как Смерть, Обжорство, Добрые Дела и другие пороки и добродетели.

Эти пьесы местами  трудны и скучны для современного вос-приятия: рифмы стихов повторяются, носят характер импровиза-ции, пьесы  в два-три раза длиннее драм Шекспира, а мораль объяв-ляется прямолинейно и назидательно. Однако исполнители, встав-ляя в представления музыку и действие и используя комические возможности многочисленных персонажей пороков и демонов, со-здали форму  народной драмы.

Заключение

Итак, средние века в  Западной Европе -- время  напряженной духов-ной  жизни, сложных и  трудных поисков  мировоззренческих  конст-рукций, которые  могли бы синтезировать  исторический опыт и  зна-ния предшествовавших тысячелетий. В эту  эпоху люди смогли выйти на новую  дорогу культурного  развития, иную, чем  знали прежние  времена. Пытаясь  примирить веру и  разум, строя картину  мира на ос-нове доступных  им знаний и с помощью  христианского догматизма, культура средних  веков создала  новые художественные стили, но-вый городской  образ жизни, новую  экономику, подготовила  сознание людей к  применению механических приспособлений и  техники. Вопреки  мнению мыслителей итальянского Возрождения, средние  века оставили нам  важнейшие достижения духовной культуры, в том числе  институты научного познания и образования. В их числе следу-ет назвать, прежде всего, университет как  принцип. Возникла, кроме  того, новая парадигма  мышления, дисциплинарная структура позна-ния  без которой была бы невозможна современная  наука, люди полу-чили возможность думать и познавать мир  гораздо более  эффектив-но, чем  прежде. Даже фантастические рецепты алхимиков  сыграли свою роль в этом процессе совершенствования  духовных средств  мы-шления, общего уровня культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Гуревич А. Я. Категории средневековой  культуры; М., 1984.

Гуревич А. Я. Средневековый  мир; культура безмолвствующего большинства. М., 1990.

Петров  М. К. Социально-культурные основания развития современной науки. М., 1992.

Радугин А.А. Культурология: учебное пособие. М., 1999.

Информация о работе Средневековая культура