Становление и развитие учреждений культуры для детей и подростков в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 21:45, курсовая работа

Описание

В выступлении на церемонии открытия Года учителя наш Президент Дмитрий Медведев рассказал о национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», в которой подчеркнул: «Новая школа – это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы».
Система учреждений культуры и искусства возникла в конце XIX начале ХХ веков из внешкольной работы. В период становления системы учреждений культуры возникало множество коренных преобразований и противоречий. Сейчас учреждения культуры и искусства для детей и подростков активно развиваются, но начало этому развитию было положено именно в первые годы ХХ века.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……..………3
I. Становление и развитие учреждений культуры для детей и подростков в России с 1900 по 1940 годы…………..…….………………………………….…5
II. Учреждения культуры для детей и подростков в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время……….….……………………...10
III. Особенности развития учреждений культуры для детей и подростков в период с 1990 года по настоящее время…………..............................................14
Заключение………………………………………………………………….…....18
Список литературы………………………………………………………….…...20

Работа состоит из  1 файл

курсовая Левиной Д. последний вариант от 6 июня.doc

— 115.00 Кб (Скачать документ)

Были созданы разнообразные передвижные учреждения культуры - походные клубы, агитэскадрильи, агиткатера (на фронте), библиотеки - передвижки, агитпоезда, агитмашины, агитповозки, агитпункты.

В годы Великой Отечественной войны  детские театры (часть которых была эвакуирована в тыл) вели большую работу по обслуживанию не только детского, но и взрослого зрителя. Особое значение в это время приобрела тема патриотического служения Родине (спектакли «Сказка о правде» М. И. Алигер, «Сын полка» В. П. Катаева, и др.). Со 2-й половины 40-х гг. в спектаклях детского театра всё большее внимание начинает уделяться внутреннему миру, формированию характера подростка и юноши, становлению их этического и гражданского самосознания.

Ещё не была закончена война, а уже  в ноябре 1944 года СНК РСФСР принял постановление "О мерах по улучшению работы изб-читален, сельских клубов и районных домов культуры". Предусматривались меры по восстановлению закрывшихся в годы войны учреждений культуры. Ставилась задача иметь в каждом сельском Совете клуб, в каждом районном центре - Дом культуры.

В послевоенный период наметились изменения  в культурных потребностях людей, способах проведения ими своего свободного времени. В течение 1945 - 1970 годов деятельность культурно-досуговых учреждений обогатилось  новым содержанием по всем направлениям. Стала развиваться лекционная работа. Со второй половины 50-х годов в клубных учреждениях активно стала использоваться такая форма работы, как "тематический вечер".

Активизировалась работа клубных учреждений по проведению массовых праздников.

Особое внимание уделялось работе с детьми и подростками. Во дворах жилых домов создавались детские клубы, кружки художественной самодеятельности, детские "комнаты". Организацию культурной работы брали на себя женсоветы домоуправлений или домовые комитеты при содействии культурно-досуговых учреждений: Дворцов и Домов культуры, библиотек, кинотеатров  и др.

В 1970 в СССР работало: 3780 дворцов и домов пионеров и  школьников (в которых занималось около 2 млн. детей и подростков), 6,4 тыс. детских секторов при дворцах и домах культуры, 8,4 тыс. комнат школьника, 175 детских парков, 172 тыс. детских и школьных библиотек, 142 театра для детей.

В 70 - 80-е годы в отличие  от предыдущего периода  в структуре досуга изменилось соотношение общественно организованных форм и индивидуальных: прослеживалась тенденция к возрастанию последних. С наибольшей полнотой проявились процессы "одомашнивания" досуга, замедление темпов роста, посещаемости учреждений культуры, а по некоторым учреждениям её резкое снижение. Это коснулось в частности кинотеатров, концертных учреждений, музеев, клубов.

Несмотря на увеличившиеся  масштабы социально-культурной инфраструктуры к концу 80-х гг. в стране сохранялась  значительная региональная дифференциация в обеспеченности населения учреждениями культуры. Сельские поселения по насыщенности учреждениями культуры значительно отставали от города. Практически были лишены базы культуры микрорайоны больших городов. В невыгодном положении оказались небольшие города, как бы выпавшие из поля зрения органов культуры, хотя в них проживало около 1/3 населения страны. В конце 80-х гг. в средствах массовой информации были обнародованы факты, свидетельствующие о кризисном состоянии учреждений культуры и искусства. Так, в бывшем СССР, большую территорию которого занимала Россия, 59 крупных административных центров страны с населением, превышающем 100 тыс. человек, не имели театров, каждый 5-й театр в стране не имел стационарного помещения. Более половины концертных организаций не обладали собственными зданиями. Не было художественных музеев, выставочных залов в 13 городах республиканского и областного подчинения с населением от 100 до 250 тыс. человек. Каждая 4-я библиотека размещалась в тесном помещении площадью до 50 кв.м. Большинство крупных библиотек находились в аварийном состоянии, а книгохранилища их были перегружены.

Таким образом, мы видим, что в годы Великой Отечественной войны учреждения культуры для детей и подростков продолжали свою работу.  С началом войны резко сократились ассигнования на все учреждения культуры. Деятельность всех учреждений культуры и искусства была направлена на  борьбу с фашизмом,  на пропаганду героизма и патриотизма советских граждан. В эти года были созданы: походные клубы, агитэскадрильи, агиткатера (на фронте), библиотеки – передвижки, агитпоезда, агитпункты. Советское командование было настолько уверенно  в победе, что уже в 1944 году стали проводиться меры по восстановлению учреждений культуры, пострадавших в период войны. В послевоенные годы деятельность культурно-досуговых учреждений обогатилась новым содержанием по всем направлениям. К 70-80 годам  произошло замедление темпов роста, посещаемости учреждений культуры. К концу 80-х гг. в стране сохранялась значительная региональная дифференциация в обеспеченности населения учреждениями  культуры и искусства для детей и подростков.

 

III. Особенности развития учреждений культуры для детей и подростков в период с 1990 года по настоящее время

События 90-х годов - изменения политического строя в России, переход к рыночным отношениям - оказали заметное влияние на сферу досуга. Наиболее ощутимыми они стали для системы учреждений культуры. В соответствие с новым законодательством учреждения культуры получали большую самостоятельность в организации своей деятельности: были сняты идеологические запреты, устранены ограничения в выборе направлений работы, в формировании штата работников.

Изменились источники  финансирования учреждений культуры. Наряду с государственными средствами они могли получать доходы за счёт расширения ассортимента платных услуг, осуществление коммерческой деятельности, пожертвований от частных лиц, предприятий и организаций. Стали появляться культурно-досуговые учреждения для детей и подростков, функционирующие на основе полной самоокупаемости: театры-студии, многопрофильные творческие объединения, концертные залы, картинные галереи, клубы и т.п.

В силу ухудшения материального положения подавляющего большинства населения России, многие взрослые люди, а тем более молодежь, не могли воспользоваться этими услугами. Мало надежд давала и спонсорская деятельность. Ввиду этих обстоятельств, материальная база учреждений культуры стала приходить в упадок, началось сокращение количества учреждений культуры для детей и подростков. Культурно-досуговые учреждения уменьшили количество бесплатных мероприятий, в том числе и тех, которые были ориентированы на социально не защищенные слои населения: детей и подростков, пенсионеров.

С 90-х гг. стала обозначаться дифференциация между отдельными группами населения в способах проведения досуга. Существенное значение приобретал уровень доходов человека. Наиболее обеспеченный слой российского общества располагал большими возможностями в приобретении технических средств культуры, книжной и газетной продукции, в выборе форм досуговых занятий, отдыха и развлечений. Жизнь выдвинула много новых проблем в создании условий для осуществления населением России культурно-досуговой деятельности.

На современном этапе  развития учреждениям культуры и искусства для детей и подростков необходима государственная поддержка. Их коммерческая деятельность не может покрыть все расходы на культурно-воспитательную работу с детьми и подростками.

В связи с этим в  современных условиях идёт процесс  отбора и трансформации учреждений культуры. Здесь наблюдаются две тенденции – специализация и интеграция детских учреждений культуры. Вместо крупных полифункциональных учреждений культуры появляются профилированные детские учреждения, залы и комнаты компьютерных игр, детские народные филармонии, видеосалоны и дискоклубы. Вместе с тем происходит интеграция этих специальных учреждений культуры в ассоциации, центры, централизованные библиотечные и клубные системы, социально-педагогические комплексы, детские фонды.

Сейчас учреждения культуры и искусства для детей и  подростков активно развиваются и решают следующие проблемы:

- гражданско-патриотическое  воспитание;

- воспитание  культуры межнациональных отношений;

- развитие  системы   художественного  и  эстетического воспитания

детей;

- обеспечение  доступности культурных ценностей;

- организация  системы социально-культурной реабилитации  инвалидов

и лиц с ограниченными  возможностями;

- пропаганда  здорового  образа  жизни, профилактика  наркомании и

алкоголизма;

- профилактика  беспризорности  и  безнадзорности  среди  детей и

подростков.

Конечно, на практике деятельность учреждений культуры и искусства для детей и подростков не выделяется в обособленное направление, а представляет собой органичную составную часть единого процесса социальной воспитательной деятельности с ее внутренними и внешними связями. Ощутима вариативность в содержании и направленности социальных заказов, обусловленная региональными, экономическими и социально-демографическими особенностями. Это привело к возникновению многочисленных разновидностей современных культурно-досуговых учреждений. К наиболее характерным из них относятся:

  • межведомственные, многопрофильные городские и поселковые государственно-общественные центры клубного типа;
  • инвариантные модели межведомственного культурно-воспитательного центра общегородского или поселкового типа, организующего социально-культурную деятельность во взаимодействии с муниципальными органами, общественными организациями, предприятиями, коллективами учебных заведений, подростковыми неформальными и любительскими объединениями.
  • семейные, разновозрастные клубы-кооперативы, клубы-малые предприятия, реализующие идею совместного труда и досуга детей и взрослых, единства культурно-досуговой и общественно-трудовой деятельности.
  • межведомственные центры и клубы технического творчества детей и подростков на территории города или микрорайона, включающие в себя мастерские для создания, обслуживания и ремонта любительской техники, испытательные стенды, помещения и площадки проверки и демонстрации выполненных конструкций (центр технического творчества).

Отдельную группу составляют микрорайонные дошкольные центры развивающегося типа. С участием педагогов, родителей, школы, клуба, предприятия, общественных организаций они осуществляют развивающиеся программы по направлениям, способствующие духовному, физическому формированию ребенка (школы раннего развития, гимназия для маленьких).

Исходя из этого, становится ясно, что каждое учреждение культуры и искусства – это своеобразная арена социально-культурной (образовательной, развивающей, творческой, развлекательно-оздоровительной) деятельности как различных групп, так и отдельных индивидов.

Сейчас в практику работы многих учреждений культуры и  спорта все больше входят социологические  исследования, с помощью которых они пытаются изучать запросы молодежи в области учреждений культуры и искусства.

 Так как надо не только хорошо знать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них регулированием соответствующих форм и видов занятий.

Таким образом, переход России с 1990 года к рыночным отношениям повлиял на учреждения культуры для детей и подростков. С этого времени учреждения культуры получили большую самостоятельность в организации своей деятельности. Изменились источники финансирования. За счёт расширения ассортимента платных услуг учреждения могли получать дополнительные средства. В этот период появляются следующие учреждения культуры и искусства: театры-студии, многопрофильные творческие объединения, концертные залы, клубы. Большую роль  в выборе досуга играет уровень доходов человека. В современных условиях идёт процесс отбора и трансформации учреждений культуры. Вместе с тем происходит интеграция учреждений культуры в ассоциации, центры, централизованные библиотечные и клубные системы, социально-педагогические комплексы, детские фонды.

 

 

Заключение

 

В курсовой работе был  рассмотрен процесс становления  и развития учреждений культуры для детей и подростков в России в период с 1900 по настоящее время.

Особенностями развития учреждений культуры для детей и  подростков в период с 1900 по 1940 было то, что этот период был началом формирования различных видов учреждений культуры для детей. Так как государство контролировало их содержание деятельности и выделяло деньги на развитие учреждений то, в этот период начинает расти количество учреждений культуры для детей и подростков.

Отличительной чертой развития учреждений культуры для детей и подростков в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы является то, что они не только не прекращали свою деятельность, не смотря на сокращение выделяемых государством ассигнований, но и продолжали создавать новые учреждения культуры (агитпоезда, агитпункты и т.д.). А так же то, что наблюдаемый в послевоенные годы значительный рост учреждений культуры,  к 70-80 годам замедлился, и посещаемость учреждений культуры стала резко падать.

Информация о работе Становление и развитие учреждений культуры для детей и подростков в России