Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 19:56, реферат
Модерн стал, с одной стороны, одним из видов романтического протеста против всего рутинного, с другой - ярким проявлением именно этой уходящей цивилизации. С одной стороны - страстное стремление создать общенациональную, подлинно демократическую культуру, с другой - нередко вынужденное следование сомнительным вкусам нового мещанства, индивидуализм, столь чуждый русскому национальному сознанию. Перечень этих мучительных противоречий можно продолжать очень долго. Стремясь создать более одухотворенную среду обитания, зодчие, инженеры и художники вслед за К. Коровиным обратились к северному русскому (а затем и скандинавскому) зодчеству, народному творчеству, фольклору. Произошло подлинное открытие русского Севера, в котором мастера начала XX в. справедливо видели стилевое единство, величие, синтез искусств.
Введение. 3
1.Петербургская архитектура эпохи модерна 5
1.1. Невский проспект. 6
1.2 Каменноостровский проспект 11
1.3 Каменный остров 18
2.Зодчие модерна и их важнейшие задачи. 19
2.1. Николай Васильев – представитель "Северного модерна". 21
2.2. Федор Лидваль - мастеров Петербургского модерна. 27
Заключение. 33
Список литературы. 35
Приложение. 36
Федеральное
государственное
высшего
профессионального образования
«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ
АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
КАФЕДРА
КУЛЬТОРОЛОГИИ
РЕФЕРАТ
по дисциплине «КУЛЬТОРОЛОГИЯ»
Стиль
модерн в архитектуре
Петербурга
Выполнил: студент-экстерн
специальности «ГиМУ»
группы Г10
Проверил:
Санкт-Петербург
2010 г.
Постепенное укрепление рационалистических основ строительного дела способствовало соответствующей эволюции художественных взглядов. Закономерным результатом этого процесса явилось возникновение стиля модерн, сформировавшегося на рубеже XIX и XX веков.
В это же время в Петербурге распространился стиль северный модерн, родственный архитектурным традициям Скандинавских стран. Его отличает подчёркнутая строгость отделки. Мастера использовали грубую кладку из неотёсанного камня (серого карельского гранита) в сочетании с цементной штукатуркой, поверхность которой напоминала болотные мхи. Постоянный спутник северного модерна — скульптурный рельеф. Он украшал не только фасады домов, но и интерьеры. Самыми популярными были растительные мотивы и изображения птиц: сов, филинов, цапель. На лестничных клетках архитекторы нередко помещали витражи с изображением цветов, листьев, диковинных птиц, грифонов.
Модерн
стал, с одной стороны, одним из
видов романтического протеста против
всего рутинного, с другой - ярким
проявлением именно этой уходящей цивилизации.
С одной стороны - страстное стремление
создать общенациональную, подлинно демократическую
культуру, с другой - нередко вынужденное
следование сомнительным вкусам нового
мещанства, индивидуализм, столь чуждый
русскому национальному сознанию. Перечень
этих мучительных противоречий можно
продолжать очень долго. Стремясь создать
более одухотворенную среду обитания,
зодчие, инженеры и художники вслед за
К. Коровиным обратились к северному русскому
(а затем и скандинавскому) зодчеству,
народному творчеству, фольклору. Произошло
подлинное открытие русского Севера, в
котором мастера начала XX в. справедливо
видели стилевое единство, величие, синтез
искусств. Усвоение "северного материала"
привело к рождению наиболее интересного
для нас, жителей Петербурга, явления в
модерне - "северного модерна", или
национального романтизма (его представители
- Н. В. Васильев, А. Ф. Бубырь, Ф. И. Лидваль,
И. А. Претро и др.). Именно это направление
оставило самый яркий след в зодчестве
Петербурга начала века. "Северный модерн"
характеризуется запоминающимися домами
остро выразительного поэтического облика,
которые представляют собой качественно
новое явление, наглядно демонстрируя,
какой эволюционный путь прошли их создатели
за короткий cpoк.
Описываемая эпоха (конец ХIХ-го - начало ХХ-го вв., а точнее 1895-1914 гг.) была весьма знаменательна для жизни и судьбы Санкт-Петербурга - именно в эти годы завершилось формирование великого города. Начался небывало быстрый рост Петербурга. Способствовало этому удешевление поездок по железной дороге, облегчившее приток рабочей силы, оживление торговли, промышленности, открытие ряда высших учебных заведений, привлекавшее молодежь. Город, преимущественно разраставшийся на левом берегу, вновь стал тяготеть к правому: бурно застраивались улицы Петербургской стороны.
Здесь имеет смысл очертить контуры основных городских социально-бытовых районов в то время. Это благоустроенный аристократический центр (зона, ограниченная Крюковым каналом, 12-13 линиями Васильевского острова на западе, Невой на севере, Знаменской, Надеждинской ул. и Таврическим садом на востоке, Екатерининским каналом и Невским проспектом на юге), торгово-ремесленный район (его границы - Екатерининский канал, Фонтанка за Обуховским мостом, Забалканский проспект, Обводный канал, Николаевская железная дорога и Невский проспект), а также окраины. На окраинах располагались промышленные предприятия, чему способствовала близость железных дорог. Наиболее благоприятной в этом отношении была зона на юге, за Обводным каналом.
Самый центр города (Невский проспект
и особенно его пересечение
с Морскими улицами)
В Санкт-Петербурге, крупнейшие ансамбли зданий модерна это - Невский проспект, Каменноостровский проспект и Каменный остров.
Средоточением общественных зданий является Невский проспект, всегда сохраняющий титул центральной, наиглавнейшей улицы города.
Первое здание на Невском проспекте, резко выделяющееся среди своих соседей мощным фасадом, сочетающим в себе черты северного модерна и мотивы старинной русской архитектуры, - огромный Банкирский дом Вавельберга (дом 17-9, арх. М.М.Перетяткович, 1910-1912 гг.). Сейчас в нем расположены Агенство воздушных сообщений и центральные кассы Аэрофлота. (рис. 1)
На
Большую Морскую улицу выходит
фасад лучшего образца
В 1906 году правление Азовско-Донского банка ( рис.2) приобрело в собственность участок по Большой Морской улице. Городской думой был объявлен конкурс на строительство здания для банка. Условия конкурса были строгими, так как здание возводилось в самом центре города непосредственно за зданием Главного штаба. По итогам конкурса был принят проект, составленный Федором Ивановичем Лидвалем, к тому времени уже известным архитектором, приверженцем стиля «северный модерн». В 1907 году было начато строительство нового здания, которое было построено в 1909 году. Вслед за тем в 1912-1913 годах было построено второе здание, симметричное первому, с некоторыми приглушенными акцентами, так как по замыслу архитектора за фасадом первого здания должна была сохраниться доминирующая роль. Так, над вторым зданием нет центрирующего фронтона, а мощные колонны портика заменены пилястрами. Стены обоих зданий облицованы серым гранитом и украшены архитектурными деталями и барельефными изображениями в духе неоклассицизма в том же цвете и материале, что и стены зданий. Неправильной формы участок, на котором возводилось здание, потребовал от архитектора решения сложной задачи по созданию внутреннего функционального единства зданий. Сделав отправной точкой, операционный зал и расположив его перпендикулярно фасаду, архитектор окружил его хорошо спланированной системой рабочих помещений, окнами обращенных во внутренние дворы. В оформлении фасадов зданий свободно сочетаются графичные архитектурные детали модерна с переосмысленными деталями ренессанса и классицизма. Респектабельное монументальное здание Азовско-Донского банка - может быть одно из самых ярких явлений петербургского ретроспективизма или неоклассицизма, направления, получившего распространение в начале ХХ века. Современники высоко оценили это произведение Лидваля. Городской комиссией, рассматривавшей работы претендентов на премию в конкурсе фасадов, Лидваль в 1912 году был премирован золотой медалью.
Небезызвестный отель "Астория" (рис.3) построен по проекту опять же Лидваля. И внешний, и внутренний вид "Астории" представляет собой верх великолепия. В 1911 году на месте домов, построенных еще в начале XVIII века, архитектор Федор Лидваль возвел здание гостиницы "Астория" - интереснейший образец гражданского строительства начала XX века.
Судьба гостиничного комплекса мистическим образом вплетена в общую историческую канву жизни города на Неве. С первых дней своего существования «Астория» окружена таинственным ореолом, неизменно притягивавшим к себе гениев, искателей приключений и крупных общественных деятелей со всего света.
От гостиниц вернемся к торговым домам. Они расположились напротив друг друга. Первый - Торговый Дом Мертенса (рис.4) - является примером "комплексного обслуживания" (Невский пр.,29, арх. М.С.Лялевич, 1911-1912 гг.). Для Мертенса же Лялевич построил и особняк на Каменном острове (1912 г.). Оба здания относятся к неоклассицизму, но в первом - Торговом Доме - сильно влияние рационализма (обильное остекление под полуциркульными сводами), а в особняке выделены черты модерна - асимметрия, свободный план.
Второе здание, более знакомое горожанам как ДЛТ (рис.5),- это торговый дом Гвардейского Экономического Сообщества. В его создании участвовали многие известные архитекторы и инженеры: Э.Ф.Виррих, Н.В.Васильев, С.С.Кричинский, И.В.Падлевский, Б.Я.Боткин и И.Д.Балбашевский (ул. Большая Конюшенная, д.21/23, 1908-1910). Это был первый универмаг в Петербурге, где можно было купить все: от сбруи для лошади до предметов роскоши и продуктов, часто дешевле, чем в других магазинах. Только высокое, просторное, светлое и красивое здание, каким является дом Сообщества, могло быть таким универмагом.
Первое в России здание с цельнометаллическим каркасом - дом компании "Зингер" (рис.6) на углу набережной Екатерининского канала и Невского проспекта (арх. П.Ю.Сюзор, 1902-1904, д.28) - опять же знакомо петербуржцам, но как Дом Книги. Фирма «Зингер» планировала свой петербургский офис как первый в городе небоскрёб на американский манер. Однако по правилам высотного регламента в центре города запрещалось строить жилые здания выше Зимнего дворца (23,5 метра). Тогда архитектор Павел Сюзор создал иллюзию высотного здания, украсив его башней-фонарём с огромным стеклянным глобусом в виде земного шара. Шар-глобус являлся рекламой фирмы «Зингер» и олицетворял великий размах работы компании. Само здание было выстроено в шесть этажей и седьмой мансардный. Модерновый вид зданию придают громадные окна-витрины, затейливый силуэт купола угловой башни, богатая отделка, обилие стилизованной декоративной скульптуры на фасадах дома, которая была выполнена по моделям скульпторов А. Л. Обера и А. Г. Адамсона. Скульптуры символизируют прогресс и швейную индустрию: это девы-валькирии, одна из которых держит в руках веретено и швейную машинку, а другая – гарпун; это атрибуты Меркурия (Гермеса), мифологического бога торговли, – жезл, обвитый двумя змеями, и дорожная шляпа с крыльями. А стеклянный шар поддерживает скульптурная группа, символизирующая мореплавание.
Стоит отметить, что при строительстве здания были использованы различные технические новшества. Так, впервые в России был применен металлический каркас, а крыша здания автоматически очищалась от снега при помощи пара.
На стеклянном куполе Дома Зингера сидит, расправив крылья, орёл с американского герба. Интересна история его возникновения и сам факт его наличия. Во время первой мировой войны компанию «Зингер» стали обвинять в шпионаже. Название компании ассоциировалось у народа с Германией, хотя мало кто знал, что именно «Зингер» шила форму для российской армии. Тогда владельцы фирмы сдали нижний этаж здания под консульство США и стали всячески подчеркивать, что «Зингер» - это американская компания. Скорее всего, именно в этот период на куполе появился американский орёл. Интересно, что одноглавый орёл уцелел в 1917 году, когда по всему городу сносили символы самодержавия – орлов двуглавых. Таким образом, получалось, что самый высокий герб, парящий над Петербургом, был не русским двуглавым орлом, а американским. Правда, в 1920-е годы орёл все-таки таинственно исчез, восстановили его в наши дни реставраторы. Скульптуру воссоздали по фотографиям и чертежам начала XX века.
Завершает список значительных, на мой взгляд, общественных зданий модерна известный дом Елисеева (рис.7) (Невский пр., д.56, арх. Барановский, ск. А.А.Адамсон, 1902- 1908), внешне схожий чем-то с домом компании "Зингер". По воспоминаниям современников, в 1903 году, когда дом строился, многие петербуржцы специально ездили на верхах конок, чтобы посмотреть на красивое здание. Когда же его построили, нижнюю часть дома занял магазин "Торгового товарищества братьев Елисеевых", продававший деликатесные продукты и напитки, а сверху находился театр Б.Лин (теперь Театр Комедии) и еще 8 организаций. Это не рекорд - дом 188 по Невскому проспекту занимали 53 различных учреждения.
Спроектированное в стиле модерн здание магазина , выделяется на фоне классической архитектуры своим необычным обликом. Все было направлено на привлечение внимания потенциальных покупателей.
Торговый дом представляет собой огромное трехэтажное здание, по высоте равное шестиэтажному. На первом этаже размещались три торговых зала оформленных изысканно в стиле модерн с многочисленными зеркалами и светильниками .На втором этаже здания располагались банк, коммерческие курсы, основанные Елисеевыми, и зал, сдававшийся в аренду театральным труппам. В подвальном помещении были склады, холодильники и один из самых лучших винных погребов Европы. Здание венчает крыша причудливой формы с башенками. Сразу обращают на себя внимание огромные витражи на обоих фасадах - зрительно легкие, с ажурным металлическим каркасом.