Стиль модерн в архитектуре Петербурга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 19:56, реферат

Описание

Модерн стал, с одной стороны, одним из видов романтического протеста против всего рутинного, с другой - ярким проявлением именно этой уходящей цивилизации. С одной стороны - страстное стремление создать общенациональную, подлинно демократическую культуру, с другой - нередко вынужденное следование сомнительным вкусам нового мещанства, индивидуализм, столь чуждый русскому национальному сознанию. Перечень этих мучительных противоречий можно продолжать очень долго. Стремясь создать более одухотворенную среду обитания, зодчие, инженеры и художники вслед за К. Коровиным обратились к северному русскому (а затем и скандинавскому) зодчеству, народному творчеству, фольклору. Произошло подлинное открытие русского Севера, в котором мастера начала XX в. справедливо видели стилевое единство, величие, синтез искусств.

Содержание

Введение. 3
1.Петербургская архитектура эпохи модерна 5
1.1. Невский проспект. 6
1.2 Каменноостровский проспект 11
1.3 Каменный остров 18
2.Зодчие модерна и их важнейшие задачи. 19
2.1. Николай Васильев – представитель "Северного модерна". 21
2.2. Федор Лидваль - мастеров Петербургского модерна. 27
Заключение. 33
Список литературы. 35
Приложение. 36

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ-Я.doc

— 1.80 Мб (Скачать документ)

Витражи заключены  в массивные каменные рамы. Аллегорические фигуры, символизирующие торговлю, промышленность, науки и искусства оформляют углы здания на уровне второго этажа. В советское время официальное название магазина было «Гастроном № 1», но ленинградцы продолжали называть его Елисеевским магазином.

     В городе на Неве очень живучи старые исторические названия, они передаются от одного поколения к другому. На втором этаже здания в 1926 был открыт Театр Сатиры, которым руководил Д. Г. Гутман, в 1931 театр был переименован в Театр комедии, ныне Театр комедии им. Н. П. Акимова.

В марте 2009 года магазин Елисеевых был внесен в «Красную книгу» знаковых мест Петербурга.

В целом же для  общественных зданий эпохи модерна  наиболее характерен рационализм - стекло, металлические конструкции; а декор - от символики до неоклассики. 

1.2 Каменноостровский  проспект

     Каменноостровский проспект (в советское время, как и Троицкий мост, носивший название Кировского) приобрел свое нынешнее значение важной транспортной артерии, соединяющей центр города и Выборгскую сторону, на рубеже веков, когда в 1897 - 1903 гг. по проекту французской фирмы "Батиньоль" и под руководством Л.Н.Бенуа был построен Троицкий мост.

     К этому времени проспект был почти  не застроен, выделялись только два  дома, сооруженные в конце ХIХ-го века: 14 (арх. О.Л.Игнатович) и 132 (арх. В.П.Цейдлер). Они представляют собой образцы "уравновешенной", "корректной" эклектики, постепенно переходившей в модерн. ( рис.8)

Ныне анфиладу проспекта, значительное место в  архитектуре которой занимают произведения модерна, открывает здание Ортопедического  института (бывшая клиника Вредена; арх. Р.Ф.Мельцер, 1902-1905 гг., Александровский парк, д. 5). Фасад, украшенный плиткой "под кирпич", перекликается с недалеко стоящим особняком Кшесинской, а прекрасно сохранившееся мозаичное панно с изображением иконы своей красотой вызывает восхищение.

     Еще одно интересное здание, реставрация  которого длилась очень долго  и, наконец, заканчивается, - мусульманская  мечеть (рис.9), в проектировании которой участвовало несколько архитекторов: Н.В.Васильев, С.С.Кричинский и А.И.фон Гоген (Кронверкский пр., д.7, 1910-1913 гг.). Сравнивая это культовое сооружение с еще двумя - Буддийским храмом Г.В.Барановского (Приморский пр., 191, 1909-1915 гг.) и костелом французского посольства (М.М.Перетяткович, Л.Н.Бенуа, 1908-1909 гг., находится рядом с ул. Надеждинской [б. Ул. Маяковского]), интересно отметить, что все они воплощают в себе черты северного модерна. Таким образом, с помощью национально ориентированных средств искусства, архитекторы строили сооружения, исторически не свойственные данной территории, изменяя, подстраивая их под сложившуюся стилистику.

В 1881 г. Москву и  Петербург посетил сын Бухарского эмира, который присутствовал при  коронации императора Александра III (1881-1894).

В мае этого  же года мусульманская община обратилась к правительству  с просьбой о разрешении постройки мечети в Петербурге, но вопрос этот тогда решен не был.

    Вопрос  о постройке Соборной Мечети  снова был поднят лишь в1904 г.  при встрече русского императора  Николая II с тем же высоким  посланцем из Бухары, который  приехал в Петербург уже в качестве эмира.

Вопрос был  тогда же в принципе решен: мусульманам  разрешалось приобрести участок  земли для строительства мечети. Тогда же Бухарский эмир пожертвовал 312 тысяч рублей для покупки земли  на Петербургской стороне. Под патронажем Эмира был проведен архитектурный конкурс, а в дальнейшем велись все проектные и строительные работы.

На конкурсе первой и второй премиями были отмечены проекты архитектора Н.В.Васильева. Соавторами Васильева стали гражданский  инженер С.С.Кричинский, который занимался конструктивными проблемами, и архитектор А.И. фон Гоген.

     Церемония официальной закладки Соборной Мечети была  приурочена  к 25-летнему  юбилею правления Сеид Мир-Алима-Эмира  Бухарского и его визиту в Санкт-Петербург  и  состоялась 10 февраля 1910 года. 21 февраля 1913 г. в еще строившейся Мечети в присутствии почетных гостей (в том числе и Сеид Мир-Алима - эмира Бухарского), было совершено первое торжественное богослужение,  приуроченное  к празднованию 300-летия царской династии Романовых. После этого строительство  было продолжено и к  концу 1914 г. основные работы по внутренней отделке здания были завершены,  но техническое оснащение и декоративная отделка здания продолжались и после революции. Начало. Первой Мировой войны существенно замедлило ход работ.

     В сентябре 1915 года Соборная Мечеть была открыта  для платного осмотра, таким  образом собирались деньги необходимые  для достройки храма.

     В  1920 году с одного из важнейших мусульманских  праздников месяца Рамадан в Мечети начались регулярные богослужения. В течение 1920–1921 г. из Бухары в Петроград был доставлен большой тавризский освященный ковер ручной работы для центрального зала – последний подарок Эмира Бухарского; площадью около 400 кв. м ковер, расстеленный на полу молитвенного пространства (паркетом отделать пол центрального зала так, и не успели) был важным элементом ритуального убранства интерьера Соборной Мечети.

     В архитектурном решении здания,  по естественному требованию заказчиков – мусульманской общины, использовались мотивы «магометанского зодчества».

     Основной  объем сооружения ориентирован алтарем  на Мекку (Юг), в соответствие с мусульманскими традициями. Храм увенчан поднятым на цилиндрическом барабане  ребристым куполом высотой 39 метров, по форме аналогичным венчанию мавзолея Гур–Эмир в Самарканде. Наряду с куполом характерный облик Мечети формируют два минарета высотой 48 метров.

Главный вход, находящийся  со стороны Каменноостровского проспекта, оформлен  как глубокая ниша с  аркой стрельчатых очертаний. Ниша входного портала  воспроизводит формы порталов мавзолеев Шахи–Зинды.

Купол, входной  портал, а так же завершения минаретов  в ходе строительства были облицованы цветными изразцами со сложными геометрическими  узорами, создающими многоцветный ковер из Средней   Азии. Изразцовое убранство, в том числе  изречения из Корана, было создано под руководством  художника П.К.Ваулина. Стены Мечети  облицованы гранитом, что придает зданию суровый облик, характерный для произведений северного модерна. С каменным массивом стен эффектно контрастирует не только живописно украшенный портал, но и восточный орнамент решеток на окнах. В традициях мусульманского зодчества выполнено и убранство интерьеров.

На другой стороне  Каменноостровского проспекта, в Александровском  парке, установлен памятник, тоже имеющий отношение к модерну. Этот монумент посвящен подвигу экипажа корабля "Стерегущий» (рис.10), не сдавшегося врагу и затопившего корабль (скульптор К.В.Изенберг, оформление А.И.фон Гогена, 1909-1911 гг.). Памятник оформлен в стилистике северного модерна, что отвечает его содержанию. В Александровском парке близ Кронверкского проспекта находится памятник миноносцу "Стерегущий".

     Этот  монумент напоминает о русско-японской войне. В феврале 1904 года миноносец "Стерегущий" вступил в неравный бой с японскими кораблями. Почти весь экипаж погиб. Двое оставшихся в живых моряков открыли кингстоны и героически погибли вместе с кораблём. Эта история стала литературной основой памятника в Александровском саду. В последствии стало выясняться, что эти события, скорее всего, выдуманы журналистами, работающими тогда на театре военных действий. Генеральный штаб пришёл к заключению, что корабль затонул от полученых в бою повреждений, а не по воле двух человек. К тому же, далеко не факт что кингстоны вообще были предусмотрены на миноносце.

     Работа  над созданием памятника была начата в 1905 году по проекту скульптора К. В. Изенберга, 28 октября 1908 года общий  проект утвердил Николай II. Архитектурную  часть работы выполнил А. И. фон Гоген.

Торжественное открытие памятника произошло 10 мая 1911 года. В почётном карауле стоял кочегар 1-й статьи Алексей Осинин - один из нескольких выживших при тех событиях матросов. На церемонии присутствовал сам император Николай II, председатель Совета министров П. А. Столыпин, высшие чины армии и флота.Ожерелье зданий начала проспекта окружает жемчужину модерна - дом И.Б.Лидваль, матери Федора Ивановича Лидваля, мастера северного модерна и, позднее, неоклассицизма. По его проекту построен на Каменноостровском проспекте похожий по оформлению дом Циммермана (д. 61, 1906-1908 гг.), а также большое число домов на Петербургской стороне и по всему городу.

     "Дом  Лидваля» (рис.11), как его называют, является программным произведением мастера. Первое, против чего боролся Лидваль,- это квартиры коечно-каморочного типа и темные, антисанитарные дворы-колодцы эпохи эклектики, так точно описанные Ф.М.Достоевским. Дом 1-3 по Каменноостровскому проспекту имеет курдонер (курдонер - парадный двор дома, отделяется от улицы оградой с воротами), образованный главным зданием и двумя боковыми флигелями и еще небольшой фасад, обращенный на ул. М.Посадскую (с него в 1899 году и началось строительство комплекса, законченное в 1904 г.). Характерная особенность - флигеля, выходящие на проспект, совершенно разные: и по высоте (один трех -, другой четырехэтажный), и по форме окон (наибольшего разнообразия Лидваль достиг в доме Циммермана - там, на одном фасаде около 20 разных вариаций на тему окна). Главное же то, что, несмотря на разновеликость, весь комплекс смотрится цельно и уравновешенно.

     И в декоре Лидваль сохраняет индивидуальность. В отличие от А.Ф. Бубыря с его суровым финским модерном и Н.В.Васильева с романтическими композициями, Ф.И.Лидваль во всем соблюдает компромисс. Это гармоничное слияние модерна и классики как раз и является "стилем Лидваля". Именно такую уравновешенность прививал своим ученикам наставник Лидваля, Л.Н.Бенуа, из мастерской которого вышли многие в будущем мастера модерна, хотя сам учитель и не разделял взглядов "Нового искусства". Дом архитектора Ф.И. Лидваля занимает большой участок между Малой Посадской улицей и Каменноостровким проспектом. Во второй половине XIX века в Петербурге наметилась тенденция к застройке больших, еще неорганизованных территорий города крупными доходными домами и деловыми зданиями. Дом Лидваля был построен в 1899 – 1904 годах на участке принадлежащем матери архитектора – И.Б. Лидваль, в типичном для того времени стиле северного модерна. Здание в плане выглядит как неправильный многоугольник. В сторону Каменностровского проспекта открыт просторный двор с газоном и цветниками – курдонер. При проектировании здания Лидваль избежал закрытых дворов, применив систему небольших курдонеров, и обеспечив тем самым хорошие санитарные условия для квартир. Правда, в результате последующей застройки соседних участков практически все курдонеры превратились в обычные замкнутые дворы. Главная часть здания, ориентированная на проспект, состоит из трех корпусов. Выступающие вперед, боковые разновысотные корпуса образуют глубокий курдонер, который связывает центральный заглубленный корпус с проспектом. Крупные формы, почти полное отсутствие декора, сочетание различных отделочных материалов, отход от основных приемов эклектической архитектуры – все это будет характерно и для будущих зданий выдающегося архитектора. Центром композиции является центральный пятиэтажный корпус. Решение боковых корпусов – асимметрично, слева от курдонера располагается трехэтажный корпус, справа – четырехэтажный. Асимметричная композиция фасадов здания обусловлена планировкой квартир и основана на плавных переходах форм, перетекающих из одних в другие. В отделке корпусов использовалась цветная штукатурка, художественный металл и скульптурные рельефы (птицы, звери, растительные мотивы). На одном из рельефов – сова и заяц, а на балконной решетке, выполненной в виде паутины, сидит большой паук. Окна корпусов – прямые и многоугольные, сближенные и широко расставленные. Нижний этаж дома обработан грубо околотым камнем. Внутри здания – удобные, уютные и хорошо освещенные помещения. В доме жила семья архитектора, там же находилась и мастерская зодчего. Дом Лидваля, бесспорно, является образцом жилого дома в стиле модерн и ярким архитектурным памятником Петербурга. Для начала XIX века это здание представляло собой новый вид доходного дома с открытым озелененным двором – курдонером, устройство которого позволило повысить комфортность жилья и связать уличное и внутриквартальное пространство.

     Каменноостровский проспект стал на рубеже веков одной  из важнейших городских улиц, превратившись, по заметкам очевидцев, из скромной улицы с деревянными домиками и огородами в прекрасную магистраль, застройка которой проводилась в основном по проектам архитекторов модерна.

1.3 Каменный остров

     Застройка Каменного острова началась одновременно с созданием Петербурга. Первоначально владельцами острова становились государственные канцлеры по изустному повелению Петра I; в 1776 году началось строительство Каменноостровского дворца для будущего императора Павла I, которому и подарила остров Екатерина II. С тех пор до 1912 года остров оставался собственностью Императорской фамилии, несмотря на смену престолоблюстителей.

     Основная  территория острова была распланирована как парковая зона: были проложены  аллеи и прорыты каналы. С 90-ых годов ХVIII в. началось формирование дачной структуры на основе великокняжеских пожалований участков земли своим приближенным, а в конце ХIХ-го в., в связи с желанием хозяев Каменного острова получать доход с недвижимости, участки стали сдавать в аренду на срок до 90 лет с условием, что участок сохраняет форму сада, гуляющим петербуржцам остается свободный доступ к прудам и каналам, а проекты построек утверждаются т. н. комиссией контроля. К тому же, запрещалось сооружение заборов (в крайнем случае, позволялось использование ажурной решетки) и дома были у всех на виду, что предъявляло повышенные требования к архитектуре зданий. Но принципы модерна позволяли решить все проблемы и создать прекрасные произведения.

     Первый  дом нового стиля, построенный В.И.Шене и В.И.Чагиным на углу Большой и 2-ой Березовой аллей в 1898 г., отличается свободным планом и много- уровневым расположением помещений. Угол дома, выходящий на пересечение аллей, выделен характерным для французского направления модерна закругленным порталом входа. Дом, построенный для семьи Гаусвальд, имеет фасад, оформленный различными материалами: бутовой плитой, желтым кирпичем, деревом и по праву принадлежит к лучшим произведениям модерна в Петербурге.

     Значительное  место в архитектуре Каменного  острова занимают памятники неоклассицизма. Среди них следует отметить дом А.Г.Соловейчик в начале Полевой аллеи (проект 1911 г. гражданского инженера Е.Ф.Эделя). Он совмещает в себе классицистические мотивы: балюстрада, полуротонды и приемы модерна: строенные окна, свободный план.

     Лучшим из произведений неоклассики на Каменном острове является дача Половцева (рис.12), (построена в 1912-1916 гг. по проекту И.А.Фомина). Величественные фасады с ионическими колоннами, широко стоящие флигеля, богатая внутренняя отделка - все то, что могло стоять наравне с Елагиным дворцом и Каменноостровским театром.

Информация о работе Стиль модерн в архитектуре Петербурга