Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 22:19, контрольная работа
Современные словари, дают следующие понятие культуры. Культура - исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
1. Введение. Что такое культура.
2. Понятие субъекта культуры. Народ как субъект культуры. Народ и «масса».
3. Личность как субъект культуры.
4. Роль интеллигенции и культурной элиты в динамике культурных ценностей.
5. Заключение.
6. Использованная литература.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ ИМ. К.Г.РАЗУМОВСКОГО
Институт «____________________
Кафедра «_____________________________
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Культуралогия»
На тему «Субъекты культуры».
Выполнил:
Студент 1-го курса
Заочной формы обучения
Специальности 260800.62
Шифр зачетной книжки
__________________________
Ф.И.О.________________________
Научный руководитель:
Ф.И.О.________________________
Москва-2013г.
Содержание
1.Введение
Современные словари, дают следующие понятие культуры. Культура - исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие культура употребляется для характеристики определённых исторических эпох (например, античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя ), а также специфических сфер деятельности или жизни (например, культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле - сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), а также человеческие силы и способности , реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение , способы и формы общения людей). Духовная и материальная культуры находятся в органическом единстве. Общество всегда создает соответствующую культуру или совокупность материальных и духовных ценностей и способов их производства. Степень развитости культуры может быть различной: сильной или слабой, высокой или низкой. Эта степень зависит от конкретного исторического этапа развития общества, от условий, в которых развивается человечество, от возможностей, которыми оно располагает.
Целью данной работы
является раскрыть такие
2. Понятие субъекта культуры. Народ как субъект культуры.
Народ и «масса».
В культурологи под термином «субъект» понимается носитель предметно-практической деятельности или познания, источник и агент активности, направленной на объект, которым является окружающий субъекта мир во всем его многообразии. Субъектом может выступать как индивид, отдельный человек, так и социальная группа, некоторая совокупность людей. Субъект культуры - это созидатель, творец культуры. Общепризнанно, что первичным субъектом культуры является человек. Исходной характеристикой субъекта является активность, которая носит осознанный характер. Тогда субъект культуры - это активное, самодеятельное существо, осуществляющее преобразование действительности, создание мира "второй природы". Чтобы стать творцом культуры человек должен сформировать себя в процессе своей жизнедеятельности как культурно-историческое существо, что возможно только в результате социализации. Человеческие качества - это результат усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, овладения присущим данной культуре приемам и навыкам деятельности.
Человек может стать субъектом культуры лишь тогда, когда он включен в социальную деятельность по преобразованию внешнего мира и мира человеческих общественных отношений. Так как культурно-преобразовательная деятельность никогда не осуществляется отдельным изолированным индивидом, а лишь таким субъектом, который включен в коллективную деятельность, то подлинным культурным субъектом является человечество, общество.
Народ — многозначный термин:
1) Под народом понимают, в частности, этнос, то есть определённую группу людей, отличающуюся общностью ряда признаков: языка, культуры, территории, религии, исторического прошлого и т. д.
2) Слово «народ» также используется в значении нация.
3) Понятие «народ» также употребляется для обозначения всего населения какой-либо страны, вне зависимости от его этнической принадлежности.
В культурологии народ рассматривается как духовная и социальная общность людей, соединенных материальным, социальным и духовным творчеством и едиными представлениями о праве и общими интересами.
На протяжении многих тысячелетий народ не рассматривался как субъект культурного творчества. Потому что народ был противопоставлен элите. То есть к сфере культуры относили только умственную деятельность.
Население проходит путь становления народом, приобретая общие ценности, приумножая культурное наследие. Хотя этот путь обратимый. С распадом общих ценностей, единства угасает и народ.
Но необходимо различать
понятия народ и масса. По выражению испанского
философа Ортеги-и-Гасета: «Масса есть
множество людей без особых достоинств».
Массы имеют некоторые общие черты: вкусы,
интересы, стиль жизни и т.д.
Ясперс рассматривает массу
как людей, ничем не связанных
друг с другом, но в своем сочетании
представляющих некое единство. Но
"масса как публика - типический
продукт определенного
Подлинным субъектом культуры выступает народ, а не масса. Но толпа (масса) нередко играет важную роль в том или ином историческом или культурном событии, оказывавшем затем серьезное влияние на последующее развитие человеческого общества. Таким образом «народ» и «масса» - два противоположных понятия. Народ — это широкая общность, соединяющая те социальные слои, которые в данный момент выступают «двигателями» прогрессивного развития. Однако, это не означает, что содержание понятия «народ» исчерпывается лишь трудящимися, осуществляющими производство материальных благ. В народ входят и другие социальные слои населения, которые способствуют общественному прогрессу на данном этапе развития человеческого общества.
3.Личность как субъект культуры.
Народ- это субъект культуры. А народ состоит из отдельных людей-личностей. Но не следует путать понятия «индивид» и «личность». Они противоположны как по объему, так и по содержанию. В понятии индивида не фиксируются какие-либо особенные или единичные свойства человека, поэтому по содержанию оно является очень бедным, зато по объему в такой же степени богато, ибо каждый человек — индивид. Понятие «личность» весьма богато по содержанию и включает не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека.
Личность одновременно является и объектом культуры, и её субъектом. Культуры вне человека, без человеческой личности не существует. А это означает, что именно человек творит культуру, но одновременно и культура творит человека. Личность характеризуется активностью, стремлением расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и предписаний; направленностью интересов, убеждений; степенью осознанности своих отношений к действительности.
Каждый человек индивидуален, исходя из этого существуют следующие типы личности:
1) материальный человек, девиз которого: «Я владею, значит, я существую». 2) политический – «Я властвую, значит, я существую».
3) коммуникативный – «Я общаюсь, значит, я существую».
4) духовный – «Я мыслю, значит, я существую».
Рассмотрим поподробнее все эти типы.
Человек материальный живет в мире под девизом «он есть то, что он ест», потребляет. Его самоцель – обладание вещами, а к культуре он относится пренебрежительно безразлично. Свою творческую суть он реализует в культивировании природы, модернизации технологии или эстетизации быта.
Политический человек - самый адекватный представитель цивилизации, политический человек способен выполнить и культуротворческое назначение. Если он является творцом мудрых законов и полезных политических институтов, добивается создания условий социального развития в интересах свободы творческой деятельности, обладает доброй силой, способной обуздать агрессию и утвердить мир.
Коммуникативный человек нуждается в общении с людьми. Но его сущность различна в зависимости от культурного смысла. В современном обществе это могут быть: контакты с партнерами, агентами, сделки или сугубо престижные цели.
Несколько особняком от указанных типов находится духовная личность. Это обусловлено тем, что если другие типы всегда «на виду», то духовный человек не стремится к материальному богатству и политической власти и даже к общению испытывает частичный интерес.
Рассмотренные типы личностей в чистом виде не проявляются. Они сочетаются с другими. По степени деятельного отношения к культуре личности подразделяются на: талантливых, выдающихся, великих и гениев.
Талантливый человек способен к новаторской
деятельности в той или иной сфере общественной
жизни. В отличие от таланта, выдающаяся личность оказывает влияние на преобразование
определенного вида деятельности. Великая личность оставляет след в рамках своей
эпохи, является как бы ее «визитной карточкой». Гениальная личност
4. Роль интеллигенции и культурной элиты в динамике культурных ценностей.
Интеллигенция – это сложное,
многогранное и противоречивое явление
российского народа и его культуры. Дискуссия
о сущности этой социальной группы общества
идет с момента ее возникновения.
Слово "интеллигенция", впервые обрело
своё нынешнее значение именно в русском
языке. Своим происхождением оно связано
с латинским существительным (intelligentia)
- понимание, разумение, способность разъяснить
идеи и предметы; ум, разум. Примечательно,
что в средние века это понятие имело теологический
характер. Оно рассматривалось как Ум
Божий, как высший Разум. В таком смысле
это понятие употребляется и Гегелем в
"Философии права" - "Дух есть...
интеллигенция".
В России понятие "интеллигенция"
в качестве термина стало употребляться
в 60-е гг. XIX в. Авторство этого термина
приписывается русскому писателю П.Д.
Боборыкину. В вышедшем в 1870 г. романе "Солидные
добродетели" он ввел понятие "интеллигенция"
в широкий обиход и так определил его содержание:
"Под интеллигенцией надо разуметь
высший образованный слой общества, как
в настоящую минуту, так и ранее, на всем
протяжении XIX в. и даже в последней трети
XVIII в.". Главный герой этого романа считает,
что для русской интеллигенции единственный
нравственно оправданный путь - это путь
в народ, к социальным низам.
Д.С. Мережковский, русский писатель и
религиозный философ, развивая эту мысль,
писал, что "сила русской интеллигенции
... не в уме, а в сердце и совести. Сердце
и совесть ее почти всегда на правом пути;
ум часто блуждает". Благодаря этим
ярко выраженным социально-этическим
чертам российская интеллигенция стала
примечательным феноменом, как в отечественной,
так и в мировой истории.
В. Даль в своем "Толковом
словаре" так определял понятие
"интеллигенция": "Интеллигенция,
в значении собирательном, разумная,
образованная, умственно развитая часть
жителей".
Неоднозначное положение интеллигенции
в социальной структуре общества, противоречивые
взаимоотношения и с властью, и с народом
привели к тому, что некоторые ученые России
в начале XX в. рассматривали интеллигенцию
как новый эксплуататорский класс. Характерным
в этом отношении является следующая точка
зрения: "Интеллигенция, понимаемая
как класс умственных работников, есть
новая, растущая общественная сила, эксплуататорская
по своей природе, хищническая по своим
стремлениям, искусно и методически борющаяся
за свое социальное возвышение и подготавливающая
тем самым в грядущем свое самодержавное
классовое господство. Источниками дохода
интеллигенции является умственный труд,
или реализация знаний, накопленных и
приобретенных ранее. Это дает ей возможность
привилегированного существования и дальнейшей
эксплуатации"
Интеллигенцию долгое время называли социальной
прослойкой. Сегодня это устаревшее
представление. Современное понимание
интеллигенции может быть сконцентрировано
в следующем определении.
Интеллигенция это:
-крупная социально-культурная
общность, социальный массив людей
с активной общественной
-общественная группа, мощный дифференцированный
социальный контингент людей, получивших
современное научное образование, обладающих
системой знаний, что позволяет им творить
в мире знаний в наиболее сложных формах
культуры - науке, искусстве, образовании,
религии; заниматься развитием и распространением
культуры Цивилизованное
общество строится на основе передовых
культуры и науки. Новые научные решения,
духовные поиски нужны во всех сферах
жизни - производственной, экономической,
социальной, нравственной. Известно, что
духовные поиски всегда были прерогативой интеллигенции -
хранительницы общечеловеческих и национальных
духовных ценностей. Труд интеллигенции
важен и социально значим, поскольку способствует
творческому решению практических проблем
в той или иной области. Чем активнее ее
участие в общественных событиях, тем
быстрее и организованней совершается
переход к цивилизованным формам социального
бытия. Самоотверженным деяниям лучших
представителей мировой культуры человечество
обязано замечательными эпохальными открытиями
в науке и технике, освобождением от многих
болезней, шедеврами литературы и искусства.
В истории России интеллигенция всегда занимала
положение неформального лидера. Ее
деятельность ощутимо сказывается во
всех сферах жизни. Она с опережением выражает
взгляды и настроения широких слоев населения,
выводит сознание человека из драматического
состояния раздвоенности, смятения, неуверенности
в жизни. Своей широкой подвижнической
работой создает духовное, здоровое морально-нравственное
состояние общества. Интеллигентность
характеризуется определенной степенью
нравственной зрелости личности независимо
от социально-классовой принадлежности.
Это качество мышления, безупречность
в поступках, ощущение себя человеком
по отношению к любому другому человеку,
способность поставить себя на место другого
человека.