Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 22:19, контрольная работа
Современные словари, дают следующие понятие культуры. Культура - исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
1. Введение. Что такое культура.
2. Понятие субъекта культуры. Народ как субъект культуры. Народ и «масса».
3. Личность как субъект культуры.
4. Роль интеллигенции и культурной элиты в динамике культурных ценностей.
5. Заключение.
6. Использованная литература.
Интеллигентность есть ни что иное, как сплав умственной и нравственной культуры. В свое время академик Д.С. Лихачев говорил: "...нельзя притвориться интеллигентным. Можно притвориться добрым, щедрым, даже глубокомысленным, мудрым, наконец,... но интеллигентным - никогда".
Интеллигенция по своему составу весьма неоднородна. Представителями интеллигенции являются люди с разным образованием, духовным миром, находящиеся на самых различных уровнях социальной иерархии. Вместе с тем история интеллигенции показывает, что всех их объединяет ряд неизменных признаков:
-ориентация на
-единство духовной природы
человека-интеллигента и людей,
-верность народу, патриотизм,
активное подвижничество, творческая
одержимость;
-глубоко развитое понимание
своего "Я", независимость, достаточная
самостоятельность,
-мужество, стойкость в
отстаивании своих,
-своеобразное, двойственное
осознание действительности, приводящее
нередко к серьезным
-нередкое сочетание
Российскому интеллигенту всегда была
свойственна двойственность характера:
свобода духа у него скорее черта индивидуальная,
чем социальная. Отсюда порой его больше
волновало личное, индивидуальное видение,
чем социальное движение народа. У многих
интеллигентов, с одной стороны, просматривается
независимость идеи, а с другой, неприспособленность
и неумение реализовать ее.
Многие неоднозначные черты интеллигенции
проявляются под воздействием обстоятельств,
зависят от режима власти, духовной атмосферы
в обществе, которую она во многом создает
сама.
Миссия интеллигенции необычайно сложна
и разнообразна. Она охватывает различные
сферы культуры от нравственной и художественной
до политической. Это - образование и просвещение,
художественное творчество и идейная
борьба. Следует выделить несколько основных функций интеллигенции:
1. Именно интеллигенция осуществляет
основные функции по обеспечению духовного
производства, включая творческое создание
новых идей, образов, норм, знаний, которые
становятся затем достоянием общества.
2. Интеллигенция как субъект духовного
производства служит правде, исти -не,
идеалу. Именно на этой стезе она вместе
с народом сознательно выражает общечеловеческие
ценности.
4. Хранение и трансляция, упорядочивание
и распространение культурных ресурсов,
удержание норм и ценностей, исторической
памяти.
Без обеспечения такой функции невозможно
ни сохранение общества, ни его адаптация
к изменяющимся условиям. Именно она ложится
на плечи самой многочисленной группы
интеллигенции - учителей, библиотечных
и музейных работников, редакторов, реставраторов,
работников системы просвещения, программистов
и т.д. Именно благодаря их постоянной
работе общество обеспечивается культурой.
5. Творческий процесс выработки новых
идей, образов, моделей действий, политических
и социальных программ.
Отличительная особенность носителей
этого типа функций - высокая степень индивидуализации,
так как инновации (нововведения) большей
частью являются результатом творческих
усилий отдельных личностей или малых
групп коллективов. Поэтому за инновацией
обычно закрепляется собственно имя автора
или группы. Такое творчество неизбежно
протекает через разрыв с безусловными
запретами и представлениями, нарушение
принятых представлений, норм и правил. Но такой процесс нередко сопровождается не только мысленным экспериментированием над общественными конструкциями и доктринами, но и экспериментом над собой и своей судьбой. Поэтому судьба изобретателей и новаторов далеко не всегда благополучна, в отличие от хранителей, которые могут рассчитывать на более спокойную, хотя часто малозаметную жизнь. Однако именно по степени способности общества к принятию нового следует оценивать его развитость.
6. Анализ и отбор посредством критики наиболее
важных и достойных достижений духовной
жизни.
5.Заключение
Анализ данной работы позволяет сделать
вывод, что субъектом культуры является
личность, социальная группа, народ
или общество в целом. Культура формируется,
и становиться возможной лишь как развитие
потенциала человека, его способностей,
умений и навыков. Она строится на социальных
качествах, разуме, воле, стремлениях человека,
его отношении к другим людям и самому
себе, природе и обществу. Важно не допускать противопоставления
культуры и личности. Мир становится человеческим,
а человек обретает социальную природу
благодаря тому, что вхождение человека
в общество возможно лишь путем его "окультуривания",
превращения культурных ценностей и традиций
во внутренний мир личности. Осваивая
культурный мир, человек может остаться
лишь потребителем культурных ценностей,
но в этом случае он становится носителем
культуры. Если же он эти культурные ценности
развивает, он превращается в творца. Тогда
личность в культуре рассматривается
как индивид, индивидуальный носитель
культуры, а также как творец этой культуры.
1. Интеллигенция в России. Сборник статей 1909-1910. – М., 1991.
2.
Ионин Л.Г. Социология
3.
Лихачев Д.С. О русской
4. Лосев А.Ф. Об интеллигентности // Дерзание духа. – М., 1998. С. 314-322.
5. Минюшев Ф.И. Социокультурное творчество // Актуальные проблемы культуры XX века. – М., 1993.
6. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. – М., 1991.
7. Солженицын А.И. Образованщина // Из-под глыб. – М., 1992.