Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:30, реферат
Цель данной работы: рассмотреть субкультуру как проявление потребности молодежи в самовыражении.
Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи:
· Определить соотношение понятий «субкультура» и «контркультура»
· Рассмотреть существующие способы классификации молодежных субкультур
· Описать основные виды молодежных субкультур.
Введение
1. Субкультура. Контркультура. Общие понятия
1.1 Понятие «субкультуры» и история термина
1.2 Понятие «контркультуры»
1.3 Связь «молодежной субкультуры» и «контркультуры»
1.4 Причины появления молодежных субкультур
2. Характерные черты субкультуры и ее классификация
2.1 Основные черты и функции субкультуры
2.2 Классификация субкультур
3. Обзор молодежных субкультур
3.1 Психологические предпосылки вступления молодёжи в субкультуру
3.2 Исчезнувшие субкультуры
3.3 Социальноопасные субкультуры
3.4 Субкультуры близкие к опасным
3.5 Субкультура как стиль и смысл жизни
3.6 Субкультуры, основанные на музыкальных пристрастиях
3.7 Эмо и готы
Заключение
Список литературы
Начиная с 1991 - 1993 годов проблема криминальных молодежных группировок в российских городах становится менее острой, что объясняется как усилиями общественности и МВД (точнее - ОМОНа), так и тем обстоятельством, что деятельность этих группировок стала смещаться в сферу контроля над бизнесом и самого бизнеса.
3.4 Субкультуры близкие к опасным
Футбольные фанаты
Сообщества футбольных фанатов -- одна из наиболее распространенных форм субкультурной молодежной активности в современной России, имеющая давнее происхождение. Специфика этой субкультурной формы состоит в ситуативности идентификации, что требует от участников минимума усилий и не затрагивает глубоко образ жизни.
В рамках фановского движения сочетаются разные установки и стили жизни. Например, группа спартаковских болельщиков «Гладиаторы» руководствуются философией «чистого образа жизни». Физически хорошо развитые (ценности и практика бодибилдинга), ее участники избегают драк, но защищают «маленьких» -- самую юную часть фанатов, новичков. В то же время среди фанатов выделяется группа, которую «свои» презрительно называют «Колдырь бой-фронт», -- 17-18-летние и старше болельщики-алкоголики («колдырь» на сленге -- пьяница, пьет что попало).
Некоторые стороны общественного движения институционализируются, и, в частности, в официальных фан-клубах при спортивных обществах фаны могут получать именные карточки для покупки билетов на матчи своей команды со скидкой.
Панки
Панк - это субкультура, основанная на пристрастии к панк-року. Панк-стиль - вызывающие прически, кожаный пиджак, серьги на лице и в ушах. Иногда панки носят рокерские куртки, узкие джинсы трубами, разнообразную обувь, начиная от кед, заканчивая титановыми ботинками и футболки с нестандартными изображениями. Волосы панки укладывают в виде ирокеза или других форм, либо же бреются налысо.
Панки появились в Великобритании (Уэльс) в первой половине 30-х годов. Средством к существованию был бандитизм, развлечения - битье стекол, драки.
Условно можно выделить две возрастные группы панков. Младшие - подражают музыкантам на сцене и панкам тридцатых годов. Вызывающе одеваются, ругаются матом, мелко хулиганят, стараются как можно реже мыться, курят "травку" - на большее у них не хватает ума, слушают "панк" и "панк-рок", не вникая в суть. Взрослые, ведут они себя не агрессивно, к музыке относятся серьезно, одеваются солиднее, многие сами играют на музыкальных инструментах.
Панки всегда были против режима, порядка, власти, а потому никогда не пропагандировали какие-нибудь идеи кроме анархии. Отсюда их основной символ - стилизованная буква «А». Панки часто принимают участие в политических протестах национального, локального или глобального масштабов. Злоупотребление наркотиками и алкоголем, насилие - тоже является элементом стиля панка. Суицид и вред себе - явления, сопутствовавшие этому направлению с самого начала.
Главный лозунг панков - «Нет будущего!». Они окончательно решили, что изменить мир к лучшему нельзя, и поэтому на жизни и карьере в старом понимании этого слова был поставлен крест. О посвящении в панки ходят легенды. В одних компаниях «новобранец» должен откушать на помойке со всей братией, в других - посидеть какое-то время в мусорном баке, закидываемый объедкам.
Стрейт-эдж (англ. Straight edge - путь напрямик,
сокращенно sXe) - философское ответвление
панк-движения, характерными чертами
которого являются полный отказ от
наркотиков (включая законные алкоголь
и табак), разборчивость в половых
связях, а также политические взгляды,
характерные всему панк-
3.5 Субкультура как стиль и смысл жизни
Байкеры (мотоциклисты)
Многим людям не понять, что такое майский ветер, дующий в лицо на скорости 140 верст в час. Многие из вас не видели звездного неба над ночной трассой, не слышали литрового рева мотора, готового исполнить любой каприз. Многие, но только не байкеры. Байкеры - одни из немногих людей, для которых слова “один за всех, все за одного” не просто пустой звук, а стиль жизни. Мотоцикл - это драйв, это кайф, это скорость…Всех приверженцев данной субкультуры объединяет одна вера, и поклонение одному кумиру - СКОРОСТИ.
Первых байкеров называли «харлеистами» - по известной марке мотоцикла “Harley-Davidson”. Подлинное признание эти мотоциклы получили в 30-х гг ХХ века в США. В 40-х годах ряды байкеров пополнились за счет ветеранов второй мировой войны. Тогда и появились первые «дикие» мотоклубы, в частности, знаменитые «Ангелы ада». В 60-е годы байкерское движение приняло на вооружение рок-музыку и испытало в своем развитии очередной бум. Их самый главный символ - незаметная нашивка «1%», обозначающая «внутренний орден», который объединяет настоящих байкеров против остального мира. Понятие «1%» имеет свою историю. 4 июля 1957 г. в городе Холлистер в Калифорнии были разрешены мотогонки, которые проводила Американская мотоциклетная ассоциация (АМА). В тот же день в город с шумом и скандалом ворвалась банда байкеров, в результате чего было насмерть задавлено несколько прохожих. При официальном разборе этого дела представитель AMA заявил, что 99% всех байкеров соблюдают правила ассоциации. Это заявление вызвало возмущение в свободном байкерском мире и с тех пор появилась нашивка «1%».
Хип-хоп
Хип-хоп -- «уличная культура», получившая
широкое распространение с
Хип-хоп культура -- сложное культурное
образование. Поскольку особенности
хип-хоп культуры связаны с действиями
на открытых территориях, в парках,
на спортивных площадках, она стала
своего рода альтернативой молодежным
бандам преступного характера. «Сражения»
между ди-джеями, соревнования между
мастерами брейк-данса и рэпа,
по данным исследований, привели к
ощутимым положительным последствиям:
снизилась общая агрессивность
разборок между уличными бандами, отрицательная
энергия противостояния реализовалась
в другой форме, молодежь, увлеченная
хип-хопом, была отвлечена от наркотиков
и алкоголя, поскольку занятие
брейком требует спортивной подготовки.
Хип-хоп заметно оздоровил
Брейк-данс. Возник в конце 1950-х
годов в Нью-Йорке как явление
молодежной «культуры улиц» в
кварталах иммигрантов. По данным исследователей
хип-хоп культуры, в конце 1960-х
годов брейк-данс существовал еще
в виде двух самостоятельных танцев
-- лос-анджелесской пантомимы («верхний
брейк», boogie), шедшей от негритянской традиции,
и нью-йоркского
Брейк-данс -- заметное явление в жизни молодежи современной России, в том числе и не связанной с хип-хоп культурой. Однако в социологии молодежи оно не нашло более или менее серьезного отражения.
Граффити (ит. graffito -- «нацарапанный»)
-- вид художественного искусства,
настенная символическая
История граффити начинается в середине 1960-х годов в Филадельфии (США), где впервые зафиксирован «бомбинг» (to bomb -- «бомбить») -- практика писания на стенах общественных зданий своих имен как художественно оформленных текстов. Исполнители таких надписей получили название «райтеры» (от англ. write -- «писать»), граффити с 1972 г. стали развиваться как монументальное искусство с применением оригинальных шрифтовых стилей.
Роллеры. Роллерами называют любителей роликовых коньков. Они предпочитают спортивную одежду ярких расцветок; также их можно идентифицировать по разноцветным нашлепкам на коленях. На роликах не просто катаются, но кувыркаются, описывают немыслимые пируэты и сальто. В России роллеры-одиночки появились в начале 90-х годов, возникновение групп роллеров относится к середине 90-х годов
Наравне с увлечением роликовыми коньками последователи хип-хопа пустились и на другие экстремальные эксперименты, связанные с удовлетворением потребностей в новых физических ощущениях, свежих порциях адреналина в крови. Возникло целое движение экстремалов, к которым относятся скейтбордисты (катание на роликовых досках), bmx (горный велосипед, или маунтинбайк), сноубордисты (катание с гор на досках), серферы (плавание на досках), трейсеры (бег с преодолением естественных препятствий) и другие. Главное для экстремалов - не достижение определенных результатов, а острота ощущений.
Диггеры
Диггеры -- исследователи подземных коммуникаций. Опасности пребывания в подземных ходах, закрытость сообществ диггеров, таинственность мира подземелий, лишенного обыденности, -- эти свойства диггерства определяют внутренние мотивы интереса определенной части молодежи к таким формам активности.
Если в начале 1990-х годов активность диггеров отмечалась главным образом в Москве, то к настоящему времени объединения диггеров (обычно не зарегистрированные официально) существуют во многих городах России (Владивосток, Самара и др.). Они имеют малочисленный состав участников (до нескольких десятков человек) и не ищут возможностей его расширения. Стремления к афишированию своей деятельности у диггеров, как правило, нет. Лишь в некоторые группы допускаются представители средств массовой информации. Во многих случаях диггеры сотрудничают с исполнительной властью, органами местного самоуправления, когда обнаруживают в подземных коммуникациях опасные для жизни людей явления (оседание фундаментов зданий, утечки в системе водоснабжения, различные нарушения экологического характера и т. д.). В этом аспекте диггеры проявляют себя как часть экологически ориентированных движений молодежи.
Ролевики
В настоящее время ролевое
Сообщество включает в себя следующие движения:
* Творческое движение ролевых игр.
* Рекреационное движение
* Реконструкторы.
* Анимешники и другие
Деятельность сообщества проявляется
в следующих видах
* Полевые игры - игры на природе театрализованного характера.
* Городские ролевые игры (игры в городских условиях).
* «Кабинетки» (в домашних
* Настольные карточные ролевые игры (в домашних условиях, в клубах).
* Проведение реконструкторских и исторических фестивалей и участие в них (например, Майское древо [May Tree], которое проводиться в конце мая в выборгской крепости).
* Занятия фехтованием и
* «Маневры» - околоспортивные межгрупповые соревнования, проходящие в полевых условиях по типу бессюжетных «Зарниц», либо столкновений «стенка на стенку».
* «Маньячки» - почти бессюжетные
игры, предназначенные только для
игрового боевого
* Встречи на тусовках для целей общения
Ролевая игра как форма досуга и взаимодействия обладает огромной притягательностью. На фоне обыденности повседневной жизни и в силу ряда проблем современного общества, ролевые игры вообще и полевые ролевые игры в частности оказались крайне востребованным в молодежной среде.
Специфические признаки движения, мало встречающиеся, либо не встречающиеся в других молодежных субкультурах Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: теория, практика, методы профилактики экстремизма/ Под редакцие Козлова А.А., Канаяна В.А. - Спб, 2008, с.86:
Одежда:
Для юношей: романтический, исторический
стиль одежды, стиль «милитари»,
готический стиль, стиль «дикого
Запада». Для девушек: романтический
или исторический стиль одежды, редко
стиль «милитари». Иногда встречается
одежда с элементами покроя в стиле
раннего Средневековья или
Символика и атрибутика:
«Молот Тора» (чаще встречается в среде реконструкторов), различные надписи на атрибутике и одежде на придуманных «сказочных» языках Средиземья (в основном у толкиенистов - поклонников творчества Толкиена).
Ролевая игра подразумевает принятие на себя на период участия некоей роли в реальности игры. Ролевая игра строится на межличностных и социальных отношениях персонажей, которые реализуются в процессе взаимодействия.
Практически уход из движения происходит в основном при переходе в другие движения внутри сообщества. Так, заметный отток происходит в реконструкторы.
Мобберы
В 2003-м году впервые заявили о себе мобберы (флэшмобберы) (от англ. flashmob - «мгновенная толпа»). Это сетевые пользователи, инициирующие и проводящие краткосрочные уличные акции. Технология флэшмоба достаточно проста: по адресам потенциальных мобберов, зарегистрировавшихся на соответствующем сайте (например, www.flashmob.com), рассылается инструкция с изложением сюжета акции, перечнем необходимых аксессуаров, указанием точного времени и путей отхода. Пример флэшмоб-акции: 30 августа 2003 г. в Одессе около полусотни мобберов, одетых во все черное, устроили минуту молчания рядом с куклой клоуна, украшающей вход в местный «Макдональдс»; возложив к ногам клоуна охапку траурных цветов, толпа рассеялась.
Информация о работе Субкультура. Контркультура. Общие понятия