Сущность и генезис культуры, формы и типы культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:39, реферат

Описание

Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она не приобретаемая биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.

Содержание

1. Сущность культуры. Понятие культура
2. Генезис культуры
3. Формы культуры
4. Типы культуры
5. Виды культурных норм и их общественное назначение

Работа состоит из  1 файл

РЕфГенезис культуры.docx

— 48.65 Кб (Скачать документ)

Национальный  Университет гражданской защиты Украины

Кафедра социальных и гуманитарных наук

 

 

Реферат

на тему:

„Сущность и генезис культуры, формы и типы культуры ”

                                                            

 

                                                                   Выполнила:

                                                                    студентка группы Пс-08-322

                                                                  Ковалёва Е. В.

 

                                                                  Проверил: преподаватель

                                                                  кафедры социальных и гуманитарных  наук

           Кариков С.А.

 

 

 

 

Харьков 2009 год

Содержание

  1. Сущность культуры. Понятие культура

  1. Генезис культуры
  2. Формы культуры
  3. Типы культуры
  4. Виды культурных норм и их общественное назначение

 

 

 

 

 

Введение

Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние  века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово “культура” все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием.

Современное научное определение культуры отбросило  аристократические оттенки этого  понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения  членов этой группы. Верования и  взгляды подгруппы часто называют субкультурой.

Усвоение  культуры осуществляется с помощью  научения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она не приобретаемая биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.

Культура  формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.

В широком смысле культура - это совокупность проявлений жизни, достижений и творчества отдельных людей, народов и всего  человечества.

Однако  такое определение не много могло бы дать, например, инопланетянину для понимания смысла этого слова. Ну и Бог с ними, с инопланетянами - наша задача другая. Куда лучше другое определение, данное французским культурологом де Бенуа: "Культура - это специфика человеческой деятельности, это то, что характеризует человека как вид. Напрасны поиски человека до культуры, само появление его на арене естественной истории надлежит рассматривать как культурный феномен".

Там, где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там имеется  и культура. Нужно лишь различать  материальную и духовную культуру, при этом не противопоставляя их друг другу.

1.Сущность культуры. Понятие культура

 

В массовом сознании утвердилось представление  о культуре как об особой сфере  общества, которая как бы отделена от повседневной жизни и фактически тождественна искусству и литературе. Этот взгляд закреплен в выражениях типа «работник культуры», «деятели культуры», под которыми подразумеваются  поэты и писатели, музыканты и  артисты.

На деле же культура – явление  масштабное, несводимое к одному только искусству, явление соразмерное  обществу и цивилизации. Потому культура не только теснейшим образом связана  со всеми сторонами жизни общества и человека, а пропитывает ее.

   Для того чтобы выяснить природу культуры, остановимся сначала на ее понятии. Термин «культура» латинского происхождения и первоначально он означал возделывание почвы. В Средние века им обозначали прогрессивные методы возделывания зерновых, таким образом возник ныне хорошо известный термин «агрикультура».

В XVIII – XIX веках культура интерпретируется в аристократическом  духе. Культурными стали считать  образованных, начитанных, «хорошо  воспитанных» людей, обладавших «хорошими  манерами». Такое понимание культуры, как видно, в некоторой мере сохранилось  и до наших дней: мы, например, говорим  о культурных и некультурных людях, о бескультурье, связываем культуру с образованностью, интеллектуальным трудом и т.п. Это деление, таким  образом, восходит к делению общества на культурных аристократов и некультурное простонародье.

Впоследствии под культурой  стали понимать всё, что создано  человеком в отличие от естественного  мира, природы. С позиций современной  философии и науки, культура –  очеловеченный, преобразованный людьми мир. Это вторая природа, надстроенная человеком над первой, «натуральной». Она, следовательно, включает в себя фактически то же содержание, что и понятия общества и цивилизации.

Социологи исходят из общефилософского взгляда на культуру. Однако основной акцент они делают на связи культуры с проблемой устойчивости и стабильности социального целого, сохранения его  специфики и качественной определённости, социальных взаимодействий внутри его. Культура рассматривается как совокупность устойчивых форм и способов действий и взаимодействий, характерных для  людей, составляющих данное социальное целое (общество, нацию, социальный слой, организацию и т.п.), и закрепленных в их практике с помощью норм и ценностей. Другими словами, культура - тот образ мысли и действия людей, который выражает специфику данного сообщества и тем самым выделяет его среди других сообществ.

Конкретно облик культуры особенно отчетливо обнаруживается тогда, когда мы сравниваем разные народы, общества, страны. В глаза бросаются  различия в образах жизни, типичных и характерных для этих народов, их обычаях, их разное отношение, например, к труду или семье, воспитанию детей или жизненному успеху, их привычки и традиции. Все эти различия фокусируются в системах ценностей  и жизненных ориентиров, присущих этим народам. Так, американцы традиционно  сориентированы на личный успех, в рамках их культуры по-разному варьируется  миф о чистильщике сапог, ставшем  президентом страны, они ценят  людей, добившихся высокого статуса  и популярности - спортсменов, артистов, певцов и т.п. А. Морито, один из основателей знаменитой фирмы «Сони», размышляя о японской и американской системах трудовых отношений, выделял такие различия. Для японской характерны фирменный патриотизм, система «семейных уз», демократизм в отношениях между менеджерами и работниками, «коллективное управление» (весьма напоминающее отечественную систему постоянных увязок и согласований решений), уравнительный принцип оплаты труда, в соответствии с которым она повышается каждый год по мере того, как работник становится старше и опытнее. Американская же система трудовых отношений, по мнению А. Морито, основана на индивидуализме, формальных связях работника с фирмой, узкой специализации работника, она ориентирована на извлечение максимальной прибыли и лишена «человеческого измерения».

Этот пример показывает, что одни же потребности (в данном случае экономические) могут удовлетворяться, одни и те же цели могут достигаться  на основе различных систем ценностей, традиций, способов, правил и моделей  поведения, т.е. всего того, что и  образует особую культуру.

Культура, следовательно, придает  определённое значение человеческой деятельности и жизни (скажем, труд рассматривается  и оценивается как долг, или  же, как обязанность, или же, как  повинность, или как способ достижения других целей), вносит в них смысл. Поэтому культуру можно также  представить как совокупность значений, с помощью которых люди осмысливают себя и окружающий их мир.

 

 

2.Генезис культуры

 

Для культурологии важным представляется вопрос о генезисе культуры, то есть попытка теоретического осмысления проблемы зарождения культуры. Термин “генезис” пришел к нам из греческого языка и переводится как “происхождение, возникновение”, а в широком смысле означает момент зарождения и последующего развития некоего процесса до определенного  состояния. Следовательно, изучение генезиса культуры есть рассмотрение движения первоначальных культурных процессов, приведших к появлению того, что  уже можно назвать человеческой культурой.

В этом вопросе так же не существует теории, которая бы однозначно принималась большинством ученых. Тем  более, что проблема генезиса культуры есть проблема скорее умозрительная, чем опытная. Несомненно, выводы той или иной теории должны совпадать с последующим развитием культуры, но этап её зарождения настолько далеко отстоит от нас на временной оси, что исследователям остается только выдвигать гипотезы и строить теории. Поэтому главным в работе ученого становится достижение максимальной стройности, эстетической изящности предлагаемой концепции и расширение круга вопросов, на которые она отвечает. Понятно также, что возникающие неясности подтачивают научную обоснованность теории и вызывают сомнения в ее истинности. Выделим четыре точки зрения на происхождение культуры, которые с различных сторон пытаются объяснить процессы культурогенеза.

Деятельностный подход к  культуре реализован в орудийно-трудовой концепции, предложенной марксизмом. Исходной точкой здесь явилась знаменитая статья Фридриха Энгельса “Роль труда  в процессе превращения обезьяны в человека”, написанная в 1876 году и  тщательно изучавшаяся в СССР. Краеугольным камнем этой теории стало  утверждение, что “труд создал человека”.

Как известно еще со времен сэра Чарльза Дарвина, человек произошел  от обезьяны. Представим себе, что однажды  некая группа обезьян стала трудиться  на благо своего обезьяньего сообщества. Совместный труд, как мы помним, облагораживает, - так родилось сознание. Для повышения  производительности труда обезьянам  необходимо было переговариваться, сообщать друг другу те или иные полезные сведения, что привело, в конечном итоге, к появлению речи. Посредством  такого координированного труда  наши подопечные стали создавать  вокруг себя некоторую искусственную  среду. Так начался культурогенез. По мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, человек - это прежде всего общественное животное и его поведение никоим образом не закодировано генетически. Маленький медвежонок, потерянный матерью в глухом лесу, имеет значительные шансы на выживание, потому что большинство поведенческих стереотипов, накопленных чередой предков, заложено в его генах. Маленький ребенок, конечно, может выжить в подобных условиях, но станет животным, а не человеком. Человеческое в человеке передается только посредством социального общения. В этом сущность человека. Поэтому животным рождаются, тогда как человеком становятся.

Данная концепция имеет  ряд слабых сторон. Первые же попытки  анализа выявляют вопросы, не имеющие  ответов в рамках этой теории. Согласно Энгельсу, обезьяны (не люди!) приняли  следующие решения: искусственные  орудия лучше естественных; обладать сознанием лучше, чем не обладать; вместе трудиться лучше, чем отдельно; переговариваться в процессе труда  лучше, чем молчать.

 

Вторая точка зрения - психоаналитическая - представлена доктором Зигмундом Фрейдом. В своей работе “Тотем и табу” он попытался  понять проблему культурогенеза через  анализ причин возникновения первых бессознательных психических комплексов. Центральное отличие человека от животного состоит в том, что  человек обладает совестью. Она родилась в результате первородного греха, совершенного некими первобытными людьми, которые  убили своего отца. Это преступление Фрейд связывает со знаменитым эдиповым комплексом, в основе которого лежит  подсознательная ревность мальчика к отцу как сексуальному сопернику  в отношении матери.

Но почему в результате первородного греха появилась совесть? Потому что, “чувство вины существовало до проступка”, - отвечает ученый. - “Людей этих с полным правом можно было бы назвать преступниками вследствие сознания вины”. Дети убили отца, раскаялись в содеянном, зародилась совесть, и животное превратилось в человека. А культура на этом гребне появилась как средство и форма защиты человека от собственной природы, от бессознательных разрушительных влечений, оставшихся нам в наследство от животного. Однако другой представитель психоанализа Эрих Фромм, много споривший с идеями Фрейда, в книге “Анатомия человеческой деструктивности” ярко показывает, что настоящая потенция к разрушению заложена не в животном, а в человеке. Она родилась вместе с человеком.

 

В совершенно ином ключе  представляет проблему генезиса культуры голландский философ и историк  Йохан Хейзинга, предложивший игровую  концепцию культуры в общем и культурогенеза в частности. В работе “Homo ludens” (“Человек играющий”, 1938) ученый утверждает, что вся человеческая деятельность есть ничто иное, как игра. И вся человеческая культура развивается как игра и по ее законам. Играя, человечество создает рядом с природным миром мир искусственный, придуманный, в котором правила игры выступают в форме общепринятых законов.

Й. Хейзинга исходит из посылки, что игра первична, а культура - вторична. Игру знают уже животные. Постепенное  усложнение игры, создание собственных  правил, отличных от данных природой, привело  к появлению человека и зарождению культуры. Однако голландец не сумел  ответить на основополагающий вопрос: почему именно на линии “обезьяна-человек” влияние игры привело к появлению  такого феномена, как культура?

Информация о работе Сущность и генезис культуры, формы и типы культуры